Mechanisms of Harmonization of Interests the subjects of Corporate Relations and Resolving Problems of Development of Russian Corporations

Daryya Lanskaya

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 / December, 2013

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=21034648
Cited: 24 by 07.12.2023

Abstract:
Contradictions that generate problems of a modern corporation , and their solutions are considered, the evolution of basic institutions ( government and property ) of the corporation , transformation of the institution of power of the corporation , mechanisms of corporation development on the basis of harmonization of interests of the subjects of corporate relations and building configuration of capitals are analyzed. A problem of building of the efficient configuration of capitals (capitalogramms ), adequate to the system of operating strategies of development of the corporation is defined. The hypothesis of the research is formed

Keywords: human capital, investments, information technology, economy of knowledge, corporation, development institutions, fictitious capital, real capital, board of directors, corporate ownership, configuration of capitals, objective and subjective corporate structure¸ needs, capital core



Вектор эволюции совета директоров компании и механизмов согласования интересов субъектов корпоративной собственности базируется на их экономической и другой гармонизации, одной из направлений которой выступает построение эффективных капиталограмм.

Трансформация базовых институтов корпорации

В основе институциональной структуры любой экономической системы лежат два фундаментальных института – власть и собственность.

Противоположность института собственности и института власти задает исходный пункт и общую направленность процесса формирования всей институциональной структуры корпорации. На наш взгляд, формирование такой институциональной структуры должно исходить из следующего методологического алгоритма:институт, прежде всего, должен быть «прописан» в сложившейся системе экономических отношений, соотнесен с уже имеющимися организациями и действующими нормами. В этом отношении фундаментальный институт корпоративной собственности еще далеко не сформирован. Его границы сводятся к упоминанию в учредительных документах корпорации количественных пределов тех или иных сделок с корпоративным имуществом, соответствующих полномочиям исполнительного органа, совета директоров и т.п. Для устойчивого и эффективного взаимодействия корпоративных власти и собственности необходим генерирующий тип воспроизводства отношений корпоративной собственности.

Корпоративная собственность, поскольку она отчуждена от процесса воспроизводства и включена в циклическое движение с целью передела формальных прав собственности на основании предъявленных полномочий власти, характеризуется неразвитостью своей внутренней структуры.

Корпорации, действующие в экономике знаний, демонстрируют трансформацию института власти. Изменяется само основание власти – им становится знание [4]. Э. Тоффлер следующим образом характеризует трансформацию института власти в экономике, основанной на знаниях: «Внутри крупных корпораций служащие приобретают доступ к знаниям, некогда монополизированным руководящей администрацией. И поскольку знания перераспределяются, то же самое происходит и с властью, на них основанной» [10].

Знания, воплощенные в человеческом капитале техноструктуры, становятся основанием не только для власти внутри корпорации, но и для общего рыночного успеха корпоративного бизнеса. Вместе с тем они порождают проблему закрепления техноструктуры в составе корпорации.

Техноструктура обеспечивает устойчивость системы корпорации и ее способность адаптироваться к переменам.

Инвестиции в человеческий капитал техноструктуры осуществляются одновременно из нескольких источников (бюджетных, корпоративных, публичных и частных), а совокупный результат их принадлежит носителям человеческого капитала: менеджерам, специалистам, консультантам и т.п. Владельцы человеческого капитала свободны в своем выборе и могут выйти за рамки корпоративных отношений, если последние не обеспечивают их интересы [4, 7, 8].

Владельцы интеллектуального человеческого капитала должны взаимодействовать с корпорацией на основе длительных контрактов, учитывающих масштабы и специфику источников инвестиций в развитие такого рода капитала. Чем больше объем корпоративных инвестиций, тем больше должны быть сроки действия контрактов с представителями техноструктуры. Если данное условие соблюдается, то формируется особый механизм взаимной защиты интересов корпорации в целом как инвестора в развитие человеческого капитала и представителя техноструктуры как владельца (владельцев) данного капитала. В случае возникновения конфликта интересов двух указанных выше сторон корпорация осуществляет продажу контракта уходящего из ее состава представителя техноструктуры и тем самым возвращает себе ранее инвестированные ресурсы.

Власть, основанная на знании, должна эффективно комбинировать ресурсы администрирования, управления финансовыми потоками и управления потоками новой информации [12].

Одним из первых на проблему несоответствия между материальными активами, которые отражаются в балансе; и нематериальными (воплощенными в знании), которые не находят отражения в балансе, но оказывают существенное влияние на стоимость компаний обратил внимание Л. Барух.

Обязанностью совета директоров является обеспечение полноты и достоверности представляемой акционерам информации и пресечение любых попыток со стороны исполнительного органа ввести в заблуждение пользователей.

Представляется, что совет директоров должен обладать специальной информационно-аналитической инфраструктурой, например, службой стратегического контроллинга [4, 11], обеспечивающей его адекватной информацией и независимыми системными оценками (рисунок 1).

Механизмы развития корпорации через формирование конфигурации капиталов

Механизм развития корпорации и расширенного воспроизводства человеческого капитала основывается на методологических принципах гармонизации экономических отношений и интересов их субъектов, а также вариантов развития вертикали власти корпорации [4].

В практике деятельности корпорации нашли применение следующие варианты развития вертикали власти:

- технологически обусловленный вариант (по технологическим переделам исходного ресурса с добавлением все более сложных этапов, например, ОАО «Ростелеком» к сети телефонной связи добавляются сети подвижной (мобильной) и спутниковой связи, интернет и т.д. Это разные технологические цепи, но есть общий многомерный мегабизнес-процесс, стратегические соответствия между которыми неравномерны);

- виртуально-технологический вариант, когда к одному виду бизнеса добавляются несвязанные с ним и технологически, и организационно, и информационно, и институционально поддерживающие его виды бизнеса (например, ОАО «Мечел»);

- виртуальный, когда связи между различными видами бизнеса в структуре корпорации носят финансовый характер (например, ОАО «Базовый элемент» – между отделениями нет технологической связи и стратегических соответствий);

- ментальный, базирующийся на единстве взглядов и видения проблем бизнеса и на включении в единый поток знания (например, «КонсультантПлюс»).

Особенность предлагаемой структуры капиталов корпорации заключается в формировании в ней некоторых конфигураций [9] капиталов (капиталограмм), представляющих собой «решетки», состоящие из:

- «ядра» капиталов, включающего материальную компоненту, финансовый, человеческий и технологический капиталы;

- «бахромы» или обрамления «ядра»из капиталов виртуальной компоненты: рыночного (клиентского), инновационного, социального, организационного и структурного капиталов;

- средовых капиталов, что образуют сферуиз ментального, культурного, информационного, интеллектуального и институционального капиталов.

Под капиталограммой мы понимаем эффективную комбинацию вещественной компоненты и финансового капитала и виртуальной компоненты (нематериальных видов капиталов), а также социально-коммуникативных связей, институтов (норм, традиций, процедур), организации (опыт, культура, модели), создаваемых при активном участии человеческого и особой роли интеллектуального капитала, лежащих в основании вертикали власти и конкурентных преимуществ корпорации (рис. 1).

2014-09-16 14-59-55 Скриншот экрана

В результате использования капиталограмм в бизнесе получается бизнес-структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то как следствиевозрастает «иммунитет»корпорации по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам.

Гармонизация отношений субъектов корпоративных отношений и капиталов формирует качественно новые условия функционирования и развития корпораций.

Вывод

Формирование гармоничной капиталограммы, состоящей из вещественной, виртуальной и средовой компонент и имеющей различную топологию,создает условия для разрешения противоречий и решения проблем в современной корпорации, гармонизации корпоративных отношений, что в конечном счетеприведет к повышению качествауправленческих решений и создаст условия для снижения вероятности наступления кризисных явлений в деятельности корпораций.

Внастоящее время исследовательские усилия сосредоточены на разработке технологии синтеза капиталограмм (топологии, структурного состава, критериев гармоничности и др.).


Страница обновлена: 01.05.2025 в 03:04:30