The Mechanism of Innovative Development Management of Higher Education Institutions
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 3
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 / December, 2012
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18245624
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The author suggests a mechanism for managing the innovative development of higher education institutions. Measures implementation in the framework of this mechanism will allow to assess the level of innovative development of the university develop and implement appropriate comprehensive strategy.
Keywords: labor market, higher education, management, innovative development of the university, innovative potential of the university, comprehensive development strategy
Современный этап характеризуется возрастающей ролью высших учебных заведений в обеспечении инновационного развития страны и регионов. Вместе с тем уровень организации образования и научной деятельности вузов не в полной мере соответствует современным потребностям общества и рынка труда [1].
В единстве подходов залог успеха
Для достижения качественного соответствия системы высшего образования современному уровню развития мировой и отечественной экономики возникает необходимость поиска новых подходов к управлению инновационным развитием вузов.
В предложенном департаментом стратегического развития Минобрнауки России проекте Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах говорится, что «модернизация российской экономики требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования». Для решения поставленных задач необходимы системные изменения в работе большинства российских вузов, направленные на организацию образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и деятельности вуза как организации.
По мнению автора, конструктивный механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений, сочетающий в себе позитивный потенциал всех стратегических подходов менеджмента, позволит устранить основные проблемы методической регламентации инновационного развития вузов (ИРВ), а именно недостаточную разработанность критериев ИРВ, ограниченную изученность стратегий и методов ИРВ и оценки результативности ИРВ.
Под механизмом управления инновационным развитием высших учебных заведений (рис. 1) автор понимает совокупность методик, позволяющих:
- оценить уровень инновационного развития вуза в целом, а также составляющих его инновационного потенциала;
-выбрать базовую и частные стратегии инновационного развития вузов с учетом достигнутого уровня развития;
-подобрать методы и инструменты реализации альтернативных стратегий инновационного развития вуза.
Инновационное развитие вуза нами предполагается осуществлять на основе методик, составляющих структуру этого механизма, а именно:
Традиционно под методикой понимается совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Используем данный подход для понимания сущности методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов.
Для реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовнеобходимо создать алгоритмы для понимания порядка и возможности осуществления вузами определенных действий. Практика составления алгоритмов повсеместно используется учеными при решении прикладных задач различного рода и положительно зарекомендовала себя. Поэтапное выполнение действий алгоритмов реализации методик в составе механизма управления инновационным развитием вузовпозволит ему достигнуть стратегической цели (повысить уровень ИРВ) и решить стратегические задачи (повысить уровень развития составляющих инновационного потенциала вуза).
Примечание: штриховые линии со стрелкой показывают выбор комплексной стратегии развития вуза и инструментов ее реализации в зависимости от уровня ИРВ
Рис. Механизм управления инновационным развитием высших учебных заведений
В основу алгоритмов реализации методик в составе предлагаемого механизма управления инновационным развитием вузов должны быть положены различные методы и инструменты. Автор уточняет понятия «метод» и «инструмент» относительно специфики деятельности и развития вузов.
Под методом ИРВ предлагается понимать способ теоретического исследования и практического осуществления инновационного развития этого вуза. Инструмент ИРВ – средство достижения стратегических целей и задач инновационного развития вуза.
Методики отражаются в методах
Согласно определению методики, представленной ранее, для каждой методики в составе механизма управления инновационным развитием вузов необходимо подобрать методы и инструменты целесообразного проведения каких-либо действий.
Для первой методики в составе предложенного механизма необходимо выбрать оптимальный метод оценки уровня ИРВ. В качестве инструмента инновационного развития здесь может быть выбрана лепестковая диаграмма оценки уровня ИРВ. Создание такой диаграммы позволит определить условия инновационного развития вуза установленной категории.
Для второй методики в составе предложенного механизма оптимальными методами и инструментами инновационного развития могут стать методы и инструменты построения базисной и частных стратегий развития вузов установленной категории.
В учебной и научной литературе по стратегическому менеджменту даются различные трактовки терминов «стратегия инновационного развития предприятия» (например, вуза).
Стратегия инновационного развития вуза определяется как:
- совокупность основных прогнозируемых перспективных целей и задач инновационного развития вуза, согласованных по ресурсам и срокам;
- стратегия развития вуза за счет внедрения инновационных методов и технологий в подготовке специалистов;
- набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей инновационной деятельности.
Многообразие подходов к пониманию стратегии инновационного развития вуза предопределяет необходимость их систематизации. Многие российские и зарубежные ученые предпринимают попытки создания классификаций стратегий инновационного развития хозяйствующих субъектов. Количество классификационных признаков различно. Профессор А.П. Егоршин выделяет в теории менеджмента восемь подсистем стратегического управления. В теории стратегического управления известно более двадцати типовых стратегий и значительно большее количество модификаций типовых стратегий. Названные классификации стратегий инновационного развития организаций, как правило, имеют общий характер и не учитывают отраслевой специфики отдельных сегментов национального рынка. С одной стороны универсальность позволяет использовать данные классификации во всех отраслях национального хозяйства, с другой – добиться существенного экономического эффекта от реализации подобных стратегий инновационного развития организаций крайне сложно.
Автор предлагает
Авторский вариант классификации стратегий инновационного развития вуза представлен в таблице. Предлагается классифицировать стратегии инновационного развития вуза по двум признакам: конкурентная позиция вуза и сфера принятия стратегических решений.
Таблица
Классификация стратегий инновационного развития вуза
Критерий
|
Группы стратегий
|
Виды стратегий развития вуза
|
1. Инновационная позиция вуза
|
Стратегия развития вуза – лидера инноваций
|
Удерживание лидерских позиций
|
Стратегия развития инновационного вуза
|
Усиление процесса создания инноваций
| |
Стратегия развития неинновационного вуза
|
Развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза
| |
2. Сфера принятия стратегических решений
|
Стратегия развития вуза как организации
|
Повышение рейтинга среди вузов
|
Стратегия развития образовательной деятельности вуза
|
Повышение уровня образования студентов в вузе на основе увеличения числа современных учебно-методических комплексов и информатизации учебного процесса
| |
Стратегия развития научно-исследовательской деятельности вуза
|
Повышение производительности труда посредством стимулирования ППС вуза
|
Инновационная позиция вуза – первый классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. В зависимости от категории вуза по уровню инновационного развития предлагаются следующие стратегии: удерживание позиций лидеров; усиление процесса создания инноваций; развитие профессорско-преподавательских ресурсов вуза.
Сфера принятия стратегических решений – второй классификационный признак деления стратегий инновационного развития вуза на виды. Здесь необходимо уточнить составляющие инновационного потенциала вуза. На наш взгляд, к ним относятся образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; деятельность вуза как организации. Для каждой сферы деятельности подбираются соответствующие стратегии инновационного развития и стратегические решения, которые способствуют росту эффективности работы вуза. Функциональный подход показал себя как наиболее эффективный во многих отраслях национального хозяйства России. Главное, чтобы выбранные функциональные стратегии были взаимосвязанными и непротиворечивыми.
Для третьей методики в составе предложенного механизма в качестве оптимальных методов и инструментов могут выступать различные концептуальные схемы, системы и программы инновационного развития вуза.
Выводы
Предложенный механизм является многофункциональным. Он позволяет оценить уровень инновационного развития вуза, сформировать и реализовать комплексную стратегию его инновационного развития. Комплексный подход к решению проблем вуза и составляющих его инновационного потенциала будет способствовать высокой результативности инновационного развития этого вуза.
Инновационное развитие вуза на основе научно обоснованных методик в составе рассматриваемого механизма способствует принятию и реализации обоснованных экономических решений в определенной последовательности.
Данный механизм способствует выходу вуза на траекторию устойчивого инновационного развития.
Важно понимать, что период внедрения механизма в деятельность конкретного вуза во многом зависит от региональной конъюнктуры и вузовской политики, которые могут существенно изменить стратегическую обстановку деятельности. В целом срок инновационного развития вуза можно условно определить как «обозримый», имея в виду, что появление не учитываемых автором изменений в составе стратегических факторов может вызвать необходимость пересмотра стратегии инновационного развития.
Страница обновлена: 21.04.2025 в 21:27:01