Генезис теоретических концепций управления организациями высшего образования
Пономарев М.А.1, Фоменко Н.М.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2025)
Аннотация:
В данной работе исследуется управление высшими учебными заведениями в России с учетом текущих глобальных социально-экономических трансформаций. Авторы анализируют, как системы управления вузами адаптируются к новым рыночным условиям и интегрируются в международные научные и образовательные среды. В работе рассматриваются изменения в конкурентной среде и стратегическое планирование в образовательных организациях, а также представлены примеры успешных управленческих практик, демонстрирующих адаптацию к особенностям российской образовательной системы. Основные выводы подчеркивают значимость инновационных подходов в управлении для повышения конкурентоспособности и эффективности образовательных учреждений.
Ключевые слова: управление образовательными учреждениями, стратегическое развитие, социально-экономические изменения, международное образовательное сотрудничество, инновации в управлении
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Образование представляет собой одну из важных сфер социального развития общества. Оно является базисом и для экономического прогресса, и для улучшения качества жизни граждан. При этом образовательная деятельность ориентирована не только на передачу знаний, но и формирует личность, воспитывая активных и ответственных членов общества. В российском законодательстве образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом. Образовательная деятельность направлена на реализацию интересов человека, семьи, общества и государства, и именно поэтому принцип приоритетности образования занимает важное место в государственной политике и правовом регулировании.
В последние годы наблюдается растущий интерес к роли образования в решении социальных и экономических вопросов, в том числе и в укреплении экономических позиций страны. Основная задача образовательных организаций в таких условиях заключается в создании и поддержании системы образовательных услуг, отвечающих современным потребностям человека и общества. Все это подразумевает внедрение новых технологий и подходов к обучению, а также активное сотрудничество с различными участниками рынка образования и науки, включая бизнес и государственные структуры. В связи с этим, одной из ключевых задач для образовательных организаций, которые выступают как важные институты общественного прогресса и участники хозяйственной деятельности, является поддержание образовательной системы в таком состоянии, которое соответствует интересам и потребностям как отдельных людей, так и общества в целом. Это особенно актуально в контексте целей, связанных с экономическим и социальным развитием государства. Для достижения этой цели необходимо активное сотрудничество с различными заинтересованными сторонами в сфере образования и науки, что позволит эффективно адаптировать образовательные процессы к требованиям времени и запросам общества.
Целью данного исследования является анализ и систематизация теоретических подходов и концепций к эволюции систем управления, сформировавшихся в области высшего образования. а также исследование их влияния на практику управления и организации учебного процесса в условиях современных социально-экономических изменений. Кроме того, данное исследование ставит перед собой задачу выявления тенденций развития этих концепций и их потенциального воздействия на будущее высшего образования.
Для анализа управления высшими учебными заведениями в контексте глобализации и меняющихся рыночных условий, исследование опиралось на научные труды отечественных и зарубежных авторов. Применялись методы анализа и синтеза для изучения теоретических подходов к управлению вузами. Системный анализ использовался для выявления тенденций и особенностей развития университетского управления в современной социально-экономической среде.
Основная часть
Теоретический базис науки об управлении организациями высшими образования имеет в своем развитии несколько периодов эволюции, которые оказали влияние на исследования вопросов и предопределили уровень влияния подобного рода систем на организацию и экономический рост общества в целом. В контексте рассматриваемой темы следует, прежде всего, отметить, что, по мнению известного американского ученого Питера Друкера, исторические успехи государства на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления [35]. Безусловно, это утверждение подчеркивает критическую важность управленческих процессов в развитии любой организации, включая учреждения высшего образования, что подтверждается исследованиями ряда ученых [19,36,48,49].
Прежде чем перейти к рассмотрению эволюционных подходов к вопросам управления образовательными организациями остановимся на понимании категорий «образование» и «образовательные организации». В литературе понятие «образование» появилось еще в древние времена.
Так греческий ученый Сократ рассматривал образование как путь, который должен привести человека к познанию самого себя, оздоровлению его нравственности [34]. Еще один греческий философ Платон трактовал образование не только как совокупность знаний, но и как процесс формирования личности [23].
Большой энциклопедический словарь определяет образование как «процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру» [5].
Учитывая важную роль образования в социально-экономическом развитии стран, отмеченную некоторыми исследователями [2,3,20,24,26], авторы предлагают множество подходов к трактовке понятия «образование», рассматривают эту категорию в различных аспектах.
Так, например, А.В. Хуторский рассматривает образование в нескольких аспектах: как процесс и как результат; по отношению к различным субъектам личности, коллективу, обществу, человечеству; как воздействие на личность и как развитие личности; как воспитание и как обучение; как система образовательных структур [33].
Для понимания разнообразия подходов к категории «образование» и его значения в современном мире произведена классификация (таблица 1).
Таблица 1 [1] - Научные подходы к определению понятия «образование»
Авторы
|
Подход
|
Характеристика
|
Зборовский
Г.Е. [12], Катанаев
И.И. [14], Пидкадистый
П.И. [25] , Зинченко
В.П. [13], Андиева
М.С. [1], Илич И. [51], Колеман
Дж.С.и др. [45], Мэйер Дж. В., Роуэн, Б. [57], Гаврилина Т.А. [7].
|
Институциональный
подход
|
Образование
рассматривается как социальный институт, имеющий определенную иерархическую
структуру, материальную базу, миссию и цель и др. Ему [институту] присуща
некоторая устойчивость и инертность. Учащийся является субъектом
образовательной деятельности.
|
Берталанфи Л. [40], Сенге П.М. [27], Чеклэнд П. [43]
|
Системный
подход
|
Образование
представляет собой структурно-целостное единство. В рамках подхода
образование и его подсистемы рассматриваются не только как самодостаточные и
автономные, но и в тесной взаимосвязи с другими сферами общества, таким как
производство, наука, государство и семья
|
Дольникова
Л.А. [11], Брюнер Дж.С. [42], Выготский, Л.С. [62],
Дьюи Дж. [46]
|
Педагогический
подход
|
Делается
акцент на методах преподавания и образовательной практике, подчеркивается
взаимодействие между учителями и студентами
|
Ноддингс, Н. [58], Фрейре, П. [32]
|
Философский
подход
|
Рассматривает
философские основы образования, включая его цели, ценности и природу знаний
|
Шультц, Т.В. [60], Бэккер, Дж. С. [39]
|
Экономический
подход
|
Образование
трактуется с точки зрения его вклада в экономическое развитие общества и
личности
|
Бурдье, П., Пассерон, Ж.-К. [41]
Баллантайн, Дж., Хаммак Ф. М. [38] |
Социологический
подход
|
Образование
изучается как один из образов жизни людей, в рамках этого подхода проводится
анализ степени удовлетворенности образованием разных социальных общностей
|
Рогоф, Б. [59], Лэйв, Дж., Венгер, Е. [53], Гиринский А.А.,
Лепетюхина А.О. [9] |
Социокультурный
подход
|
В
рамках подхода рассматривается влияние культуры и общественных взаимодействий
на образовательные процессы и результаты
|
Остановимся подробнее на понимании сути образовательных организаций как экономической системы. Образовательные организации, включая высшие учебные заведения, можно рассматривать как специфическую форму экономической системы, в которой происходит обмен ресурсами, знаниями и услугами. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация определяется как учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по одной или нескольким образовательным программам. В рамках системного подхода под этим понимается совокупность взаимосвязанных элементов (педагогический коллектив, обучающиеся, инфраструктура, учебные планы и т.д.), которые взаимодействуют для достижения заданных целей – подготовки обучающихся в соответствии с государственными и (или) внутренними стандартами и развития личности в широком смысле [31]. В этой системе ключевым элементом является не только процесс передачи знаний, но и взаимодействие между различными участниками.
В ряде научных работ [21,44], посвященных управлению в образовании, указывается, что образовательная организация представляет собой сложную открытую систему, в которой взаимодействуют социально-педагогические, организационные и управленческие процессы. Управление ею предполагает непрерывный мониторинг состояния каждого компонента, а также согласование целей, ресурсов и результата. В таких условиях образовательная организация функционирует в рамках внешней среды (общество, экономика, культурные факторы), а также внутренней среды (структура управления, кадровый состав, организационная культура). Системность здесь означает наличие устойчивых связей между элементами и подчинение их единой цели – реализации образовательных программ и формирования компетенций обучающихся.
Согласно концепции «открытой системы» [18, 40], образовательная организация рассматривается в качестве «живой» системы, постоянно обменивающейся информацией, ресурсами и людьми с внешней средой. При этом её внутренняя структурная целостность сохраняется благодаря определённым регулятивным механизмам: нормативно-правовым актам, локальным положениям, уставным документам, а также профессиональному сообществу педагогов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что организация высшего образования представляет собой экономическую систему с присущими ей признаками, такими как наличие суммы элементов, необходимой для существования системы, цель развития и совместимость всех элементов системы.
При исследовании управленческих систем становится очевидным, что регулирование этих процессов основывается на множестве концептуальных подходов, каждый из которых привносит уникальный взгляд на управление. Этот многогранный процесс требует понимания рациональных установок и методологических принципов, сформированных в рамках различных теорий.
Рассматривая основные теории управления, нельзя не упомянуть теорию научного управления, предложенную Фредериком Тейлором [29]. Этот подход стал основополагающим для дальнейшего развития менеджмента и оказал значительное влияние на управление организациями в самых различных сферах, в том числе и в системе высшего образования. Теория научного управления сосредоточена на повышении экономической эффективности организации, главным образом через систематическое изучение рабочих процессов и производительности труда. Однако, применение теории научного управления в высшем образовании не всегда однозначно [17]. Конкретные элементы данного подхода могут способствовать повышению качества образования, особенно через использование анализа данных для оценки релевантности и эффективности учебных курсов. Однако следует учитывать, что определённые аспекты этой теории могут оказаться нежелательными. Например, излишняя стандартизация может подвергнуть риску академическую свободу и творческий потенциал как студентов, так и преподавательского состава, ограничивая возможности для инноваций и адаптации к новым образовательным требованиям.
В анализе управленческих структур образовательных учреждений важна бюрократическая модель, разработанная Максом Вебером, стремившимся создать эффективные управленческие модели для государственной администрации [6]. Ключевым элементом этой модели является строгая иерархическая структура, обеспечивающая ясность полномочий на всех уровнях и минимизирующая конфликты, что повышает эффективность принятия решений. В университетах такая иерархия помогает распределять ответственность от ректора до студентов и преподавателей. Бюрократическая модель также включает установленные правила и процедуры, что обеспечивает предсказуемость и стабильность процессов, а также исключает субъективные факторы в принятии решений, что способствует справедливости в образовательном процессе. Принцип безличного подхода предотвращает дискриминацию и поддерживает транспарентность, в том числе в процессе приёма на работу и оценке студентов. Однако чрезмерная бюрократизация может вызвать стандартизацию, ограничения академической свободы и креативности, что критично в высшем образовании, где важны новаторство и гибкость, внедрение новых технологий. Тем не менее, хорошо структурированная иерархия способствует эффективности и ясности ролей и обязанностей, минимизируя вероятность конфликтов и оптимизируя процесс принятия решений. При этом следует отметить, что в последние десятилетия многие учебные заведения стремятся к переходу на более трансформационные и адаптивные модели управления, сочетающие элементы бюрократии с гибкими подходами. Среди таких методик может быть применение agile-методов управления, делегирование полномочий, а также возможность участия студентов и преподавателей в процессе принятия решений.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что бюрократическая модель управления, имеет свою значимость и применимость в управлении организациями высшего образования. Несмотря на то, что она обеспечивает стабильность, предсказуемость и прозрачность, образовательные учреждения сталкиваются с вызовами, связанными с необходимостью адаптации к быстро меняющимся условиям. Поэтому важно находить оптимальный баланс между бюрократическими принципами и более современными подходами, которые поддерживают инновации и вовлеченность всех участников образовательного процесса.
Наконец, нельзя не отметить теорию административного управления, автором которой является Анри Файоль. В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году [30], он систематизировал основные принципы и функции управленческой деятельности, что имеет существенное значение для организаций высшего образования. Ключевыми функциями управления по Файолю являются планирование, организация, координация, командование и контроль. В рамках данного подхода предполагается целостное восприятие управления вузами, начиная с определения стратегических целей и заканчивая эффективным распределением ресурсов и задач. Этот подход включает координацию активностей, поддержание мотивации сотрудников и студентов, а также контроль за выполнением образовательных стандартов.
Файоль разработал 14 принципов управления, которые могут служить основой для эффективного управления в вузах. Например, принцип разделения труда повышает производительность преподавателей, а принцип единства командования предотвращает путаницу в инструкциях. Принцип единства направления важен для формулировки общих целей, а принцип инициативы поддерживает креативный подход у преподавателей и студентов. В дальнейшем данный подход был развит многими выдающимися учеными, включая Людвига фон Берталанфи [8], Питера Сенге [27]. Однако, применение системного подхода в управлении организациями высшего образования требует глубокого понимания того, как изменения в одном компоненте системы могут оказывать значительное влияние на другие её элементы, что делает процесс управления более комплексным и многогранным. Берталанфи подчеркивал значение общей среды, в которой функционирует система [40]. Для организаций высшего образования это обуславливает необходимость учета влияние внешних факторов, таких как изменения в законодательстве, воздействие внешней и внутренней среды, требования рынка труда и инновации в области технологий. Эти факторы могут значительно влиять на стратегические решения и должны быть учтены при планировании дальнейшего развития организации.
В изучении управленческих процессов особое внимание следует уделить теории человеческих отношений, которая сыграла ключевую роль в эволюции подходов к управлению организациями. Эта теория, разработанная Элтоном Мэйо [54, 55] в результате Хоторнских экспериментов, стала своего рода революцией в осмыслении взаимодействия между управляющими и сотрудниками. Э. Мэйо, в отличие от традиционных моделей, акцентировал внимание на психологических и социальных факторах в трудовых отношениях. Его исследования показали, что сотрудники больше реагируют на социальный контекст, чем на физические условия труда, подчеркивая значимость межгрупповых отношений и взаимодействия с руководством. Эта теория особенно актуальна для высшего образования, где успех зависит от взаимодействия между преподавателями, студентами и администрацией. Создание поддерживающей среды повышает удовлетворенность и вовлеченность, а открытая коммуникация способствует положительной атмосфере. Администрация должна учитывать мнение преподавателей при принятии решений, что сделает образовательные учреждения более эффективными и устойчивыми. Внедрение принципов теории человеческих отношений улучшает климат в организациях и учитывает потребности каждого члена сообщества.
Интересным, с нашей точки зрения, является рассмотрение возможностей процессного подхода в управлении организациями высшего образования, который акцентирует внимание на последовательности действий и взаимосвязях между различными процессами, которые происходят в образовательном учреждении. Яркими представителями процессного подходя являются Питер Друкер [37], Эдвард Деминг [10], Хенри Минцберг [22] и др. Этот подход ориентирован на оптимизацию рабочих процессов с целью повышения эффективности и качества образования. Ключевые аспекты применения процессного подхода в высшем образовании включают идентификацию основных процессов, таких как учебный процесс, оценка качества, научная деятельность и взаимодействие с работодателями, с назначением ответственных лиц. После идентификации процессы моделируются для визуализации их взаимодействия, что помогает понять движение информации и ресурсов. Процессный подход также формализует управление качеством образования с помощью системного мониторинга и внешнего оценивания, что позволяет выявлять недостатки и инициировать улучшения.
Институциональный подход в управлении организациями высшего образования рассматривает университеты и другие образовательные учреждения как объекты, находящиеся под воздействием различных институциональных факторов, включая социальные, культурные, политические и экономические контексты. Основоположниками данного подхода являются Джон Р. Меир [57], Джеймс К. Коллинз [15] и др. Институциональный подход в управлении организациями высшего образования фокусируется на влиянии норм, правил и стандартов, формирующих их поведение и структуру. Ключевые аспекты включают влияние институтов, таких как государственные организации и аккредитационные агентства, на качество образования, финансирование и содержание учебных программ. Организации стремятся к легитимации через качественные образовательные программы и репутацию. Управление также связано с выполнением социальных норм, включая социальную ответственность и прозрачность. В свете глобализации, когда образовательные организации сталкиваются с новыми вызовами, понимание институциональных механизмов и подходов к управлению приобретает особую значимость. Оно помогает учебным заведениям адаптироваться к быстро меняющимся условиям и ожиданиям, обеспечивая их устойчивое развитие и способность адекватно реагировать на внешние и внутренние изменения.
Компетентностный подход в управлении высшими образовательными организациями целенаправленно фокусируется на развитии специфических компетенций студентов, что, несомненно играет ведущую роль в их профессиональной подготовке и последующем успешном трудоустройстве. Этот подход признаётся многими экспертами как фундаментальный для обеспечения качества образовательного процесса и его соответствия современным требованиям рынка труда. Среди основоположников и выдающихся представителей данного подхода можно выделить таких учёных и педагогов, как Д. МакКлелланд [56] и Р. Боятцис [16]. Томас Друкер, известный своими работами в области управления и лидерства, также признан за его вклад в развитие теоретических основ компетентностного подхода [8].
Компетентностный подход в управлении высшим образованием предоставляет инструменты для формирования профессиональных качеств студентов и стратегическое направление для развития учебных программ, что делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда. Учебные программы должны отражать реальные потребности экономики, что требует постоянного взаимодействия с работодателями. Это взаимодействие усиливает практическую направленность обучения и позволяет адаптировать курсы под актуальные требования. Оценка результатов обучения осуществляется через модель компетенций с использованием количественных и качественных методов, что позволяет комплексно оценивать навыки и знания студентов. Таким образом, компетентностный подход требует пересмотра управленческих структур и систем оценки, что способствует повышению качества образования и удовлетворенности студентов в условиях изменяющегося мира.
Ситуационный подход в менеджменте подчеркивает, что не существует универсального метода управления или принятия решений, так как эффективность управления зависит от конкретной ситуации. В соответствии с данным подходом каждую ситуацию следует анализировать индивидуально с акцентом внимания на необходимости гибкого подхода в управлении. Среди представителей ситуативного подхода можно выделить Кеннета Бланшара [4], Пола Херси [50], Фреда Фидлера [47], Роберта Х. Келли [52]. Исследователи утверждают, что эффективность лидерства зависит от сочетания стиля руководства и ситуации. Ситуативный подход в управлении высшими образовательными учреждениями основывается на том, что эффективность усилий зависит от конкретной ситуации. Он подчеркивает гибкость и адаптивность управленческих решений, акцентируя внимание на контексте обучения и управления. Администрация и преподаватели должны быть готовы изменять методы управления в ответ на требования рынка труда и новых технологий. Вовлечение всех заинтересованных сторон (студентов, преподавателей, административного персонала, работодателей) в процесс принятия решений повышает эффективность управления. Этот подход может использоваться для разработки учебных планов на основе анализа потребностей рынка и ожиданий студентов, а также для управления изменениями при внедрении новых технологий или методов обучения.
В контексте современной теории управления организациями следует обратить внимание на мнение выдающегося российского ученого Г.Б. Клейнера [28], который, несомненно, внес значительный вклад в развитие данной области знаний. По его утверждению, в настоящее время отсутствует единая теория управления организациями, которая способна сохранить целостность и устойчивое развитие организации. Безусловно, это наблюдение имеет существенное значение для понимания текущего состояния управленческой науки и практики.
Клейнер отмечает, что управленческие подходы в организации могут приводить к нежелательным последствиям, таким как утрата целостности и дифференциация участников по доходам, власти и удовлетворенности, зависящей от их позиции в иерархии. Он также указывает на проблему расслоения, из-за которой коллектив делится на слабо связанные слои, что негативно сказывается на общей эффективности работы организации [28].
В связи с этим, Клейнер и другие ученые, безусловно, предлагают новый, инновационный подход к управлению функционированием и развитием организаций. Он предполагает представление организации как амальгамы четырех подсистем. Данная концепция визуально представлена на рис. 1, что способствует лучшему пониманию предложенной модели.
Рисунок 1. Подход к управлению организацией по Клейнеру [2]
На основании рассмотренного материала, можно сделать вывод, что работы Клейнера и его коллег представляют собой значительный шаг вперед в развитии теории управления организациями, предлагая новый взгляд на структуру и функционирование организаций в современных условиях.
По мнению авторов, предложенный подход, несомненно, помогает осуществить интеграцию управления многоуровневой системой, при этом удается сохранить ее целостность и нивелировать разнообразные эффекты «разбегания».
Концепция перламутровых предприятий, предложенная Клейнером и коллегами, представляет собой новую модель управления, ориентированную на долгосрочную эффективность сотрудников. Здесь применяются «тонкие» методы управления, учитывающие целостность личности каждого работника. Концепция включает многополярную систему управления с четырьмя типами лидеров: инспиративным, интеллектуальным, культурным и духовным, что синтезирует системный, социальный и психологический подходы. Гуманистический аспект подчеркивает значимость организационной культуры в формировании смысла поведения сотрудников и их взаимодействия с окружающей средой.
По результатам проведенного авторами исследования представлена систематизация теоретических подходов и концепций к эволюции систем управления, показаны факторы и источники эффективности организаций (табл. 2).
Таблица 2 [3] - Понимание эффективности организаций в различных научных подходах к управлению
Теория
(подход, модель) управления |
Основоположники
|
Период возникновения
|
Акцент исследователей
|
Факторы эффективности организации
|
Источник эффективности
|
Научное управление
|
Фредерик Тейлор
|
Начало 1910-х годов
|
Повышение экономической эффективности через изучение рабочих процессов
и производительности труда
|
Систематизация рабочих процессов, стандартизация, анализ данных
|
Оптимизация труда, снижение издержек, повышение производительности
|
Административное управление
|
Анри Файоль
|
1910-е годы
|
Систематизация принципов и функций управления (планирование, организация,
контроль и др.)
|
Разделение труда, единство командования, инициатива, координация
|
Эффективное распределение ресурсов, четкость ролей, мотивация
сотрудников
|
Бюрократическая модель
|
Макс Вебер
|
1920-е годы
|
Строгая иерархия, правила и процедуры для минимизации конфликтов и
повышения эффективности
|
Иерархическая структура, четкие правила, предсказуемость, безличный
подход
|
Стабильность, прозрачность, минимизация субъективных факторов в принятии
решений
|
Теория человеческих отношений
|
Элтон Мэйо
|
1930-е годы
|
Влияние социальных и психологических факторов на производительность
труда
|
Межгрупповые отношения, открытая коммуникация, учет мнений сотрудников
|
Удовлетворенность сотрудников, положительная атмосфера, вовлеченность
|
Процессный подход
|
Питер Друкер, Эдвард Деминг, Хенри Минцберг
|
1950-е годы
|
Оптимизация рабочих процессов через их идентификацию, моделирование
и мониторинг
|
Идентификация процессов, системный мониторинг, формализация
управления качеством
|
Повышение эффективности и качества образования, улучшение
взаимодействия процессов
|
Ситуационный подход
|
Кеннет Бланшар, Пол Херси, Фред Фидлер
|
1960-е годы
|
Гибкость и адаптивность управленческих решений в зависимости от
конкретной ситуации
|
Анализ ситуации, вовлечение заинтересованных сторон, адаптация
методов управления
|
Эффективность в изменяющихся условиях, удовлетворение потребностей
рынка и студентов
|
Институциональный подход
|
Джон Р. Меир, Джеймс К. Коллинз
|
1970-е годы
|
Влияние социальных, культурных, политических и экономических факторов
на управление
|
Легитимация через качественные программы, выполнение социальных
норм, адаптация к изменениям
|
Устойчивое развитие, соответствие внешним требованиям, репутация
|
Компетентностный подход
|
Д. МакКлелланд, Р. Боятцис, Томас Друкер
|
1970-е годы
|
Развитие профессиональных компетенций студентов для соответствия
требованиям рынка труда
|
Взаимодействие с работодателями, адаптация учебных программ, оценка
через модель компетенций
|
Конкурентоспособность выпускников, практическая направленность
обучения
|
Концепция перламутровых предприятий
|
Г.Б. Клейнер
|
Начало 2020-х годов
|
Управление организацией как амальгамой 4-х подсистем, сохранение целостности
и устойчивости
|
Интеграция управления, многополярная система лидерства, гуманистический
подход, организационная культура
|
Долгосрочная эффективность, сохранение целостности, снижение
расслоения и конфликтов
|
Современные теории и модели управления, применяемые в организациях, представляют собой синтез различных подходов, которые эволюционировали от узконаправленных методов к комплексным и гибким моделям. Акцент сместился с механистического управления на гуманистическое, с краткосрочной эффективности на долгосрочную устойчивость. Современные подходы, такие как концепция Клейнера, подчеркивают важность целостности, интеграции и многополярного лидерства, что позволяет организациям адаптироваться к изменениям и сохранять конкурентоспособность в динамичной среде.
Вывод.
В контексте эволюции управленческой мысли следует отметить, что рассмотренные ранее теории и подходы, несомненно, лежат в основе практики управления организациями высшего образования. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что анализ публикаций российских и зарубежных ученых в области управления образованием, позволяет утверждать, что категорию «образование» можно трактовать с использованием различных научных подходов, в том числе институционального, системного, педагогического, социального, социокультурного, философского и экономического. Это позволяет глубже понять его значение в современном мире. Управление современными образовательными организациями требует интеграции традиционных подходов, таких как научное управление Тейлора, иерархическая структура Вебера и административные принципы Файоля, с новыми вызовами глобальной образовательной среды. Научный анализ и стандартизация учебных процессов повышают качество образования, в то время как четкие управленческие процедуры минимизируют конфликты и повышают эффективность. В условиях растущей глобализации важно развивать компетентность преподавателей и студентов, а также учитывать потребности рынка труда. Все это является залогом успешной подготовки квалифицированных специалистов. Таким образом, успешное управление образовательными учреждениями требует комплексного подхода, сочетающего традиционные и современные практики.
[1] Таблица составлена авторами по результатам исследования
[2] Составлен авторами по результатам исследования
[3] Таблица составлена авторами по результатам исследования
Источники:
2. Астратова Г.В., Климук В.В. Исследование эффективности труда профессорско-преподавательского состава университетов // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 655-674. – doi: 10.18334/et.9.3.114351.
3. Баркова Е.А., Киселев Е.А. Образование и производительность труда: межстрановый анализ // Креативная экономика. – 2024. – № 7. – c. 1817-1830. – doi: 10.18334/ce.18.7.121239.
4. Бланшар К., Зигарми П., Зигарми Д. Одноминутный Менеджер и Ситуационное Руководство. Блестящие стратегии управления. / Перевод с английского. - Минск: Попурри, 2018. – 160 c.
5. Большой энциклопедический словарь. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1456 c.
6. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. / В 4-х т.— Т. I. Социология. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 445 c.
7. Гаврилина Т.А. Генезис становления права на высшее образование в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2024. – № 4(167). – c. 48-52.
8. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: Вильямс, 2007. – 501 c.
9. Гиринский А.А., Лепетюхина А.О. Образование в эпоху позднего модерна: к вопросу о социокультурных основаниях компетентностного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – № 5(101). – c. 187-200. – doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-187-200.
10. Деминг Э. Выход из кризиса : новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Перевод с английского - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 418 c.
11. Конституционное право на образование советских граждан. / Диссертация,.. кандидата юридических наук : 12.00.02. - Саратов, 1984. – 187 c.
12. Зборовский Г.Е. Общая социология. / Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Гардарики, 2004. – 592 c.
13. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Эйдос. – 1999.
14. Катанаев И.И. Структурно-функциональный подход к осмыслению образования как социального института // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2009. – № 4(27). – c. 90-93.
15. Коллинз Д. Как гибнут великие: и почему некоторые компании никогда не сдаются. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 276 c.
16. Бояцис Р. Компетентный менеджер: модель эффективной работы. / Перевод с английского. - М.: ГИППО, 2008. – 340 c.
17. Коноплина Н.В. Необходимость научного управления развитием педагогического вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1(82). – c. 80-85. – doi: 10.26105/SSPU.2023.82.1.008.
18. Краевский В.В. Методология педагогики. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 243 c.
19. Круглов Д.В.. Ляшенко В.Е. Цифровая платформа как инструмент оптимизации бизнес-процессов вуза и внешних партнеров // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 2. – doi: 10.18334/lim.12.2.122536.
20. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. American Economic Review. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 616 c.
21. Лукичёв П.М., Чекмарев О.П. Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 463-482. – doi: 10.18334/vinec.14.2.120731.
22. Минцберг Г.. Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2001. – 681 c.
23. Наровецкий М.А. Концепция образования у Платона и Клайва Стейплза Льюиса // Журнал интегративных исследований культуры. – 2021. – № 2. – c. 136-142. – doi: 10.33910/2687-1262-2021-3-2-136-142.
24. Носырева А.Н. Разработка организационного механизма учета интересов стейкхолдеров в формировании стратегических направлений развития образовательных организаций профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 857-870. – doi: 10.18334/lim.10.3.118413.
25. Пидкасистый П.И., Психология и педагогика. / Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2011. – 714 c.
26. Руденко М.Н., Баландин Д.А. Концептуальные противоречия в сфере высшего образования как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 2. – c. 235-246. – doi: 10.18334/ecsec.7.2.120631.
27. Сенге П.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 464 c.
28. Клейнер Г.Б., Агафонов В.А., Бендиков М.А., Бушанский С.П. И ДР. Системно-ориентированное моделирование реального сектора российской мезоэкономики. / Монография. - М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2023. – 356 c.
29. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. / Перевод с английского. - Москва: Журн. «Контроллинг» : Изд-во стандартов, 1991. – 104 c.
30. Файоль А. Общее и промышленное управление. - Москва: Центральный институт труда, 1923. – 122 c.
31. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).
32. Фрейре П. Педагогика угнетенных. / Перевод с английского. - Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2018. – 286 c.
33. Хуторской А.В. Современная дидактика. / Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – 544 c.
34. Цирихова А.Р. Сократ и его учение // Учет и контроль. – 2023. – № 5. – c. 26-32.
35. Эдерсхейм Э. Х. Лучшие идеи Питера Друкера. / Монография. - Москва: Бизнеском, 2010. – 293 c.
36. Прокофьев С.Е., Каменева Е.А., Солянникова С.П. и др. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования. - М.: ИНФРА-М, 2023. – 341 c.
37. Друкер П. Энциклопедия менеджмента: [весь Питер Друкер в одной книге: лучшие работы по менеджменту, написанные за 60 лет]. - М.: Вильямс, 2008. – 421 c.
38. Ballantine J.H., Hammack F.M. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. - Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2009. – 432 p.
39. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. - Chicago: The University of Chicago Press, 1993. – 414 p.
40. Bertalanffy L. General System Theory: Foundations, Development, Applications. - New York: George Braziller, 1968. – 289 p.
41. Bourdieu P., Passeron J.-C Reproduction in Education, Society and Culture. - London: Sage Publications, 1990. – 288 p.
42. Bruner J.S. The Process of Education. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960. – 97 p.
43. Checkland P. Systems Thinking, Systems Practice. - Chichester: John Wiley & Sons, 1971. – 341 p.
44. Chugh R., Turnbull D., Cowling M.A., Vanderburg R., Vanderburg M.A. Implementing educational technology in Higher Education Institutions: A review of technologies, stakeholder perceptions, frameworks and metrics // Education and Information Technologies. – 2023. – № 12. – p. 16403-16429. – doi: 10.1007/s10639-023-11846-x.
45. Coleman J.S. et al. Equality of Educational Opportunity. - Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1966. – 1285 p.
46. Dewey John Democracy and Education. - Columbia: Columbia University Press, 1966. – 378 p.
47. Fiedler F.E. A Contingency Model of Leadership Effectiveness. - Urbana: Group Effectiveness Research Laboratory, University of Illinois, 1963. – 56 p.
48. Fumasoli T., Hladchenko M. Strategic management in higher education: conceptual insights, lessons learned, emerging challenges // Tertiary Education and Management. – 2023. – № 4. – p. 331-339. – doi: 10.1007/s11233-024-09134-5.
49. George B., Wooden O. Managing the Strategic Transformation of Higher Education through Artificial Intelligence // Administrative Sciences. – 2023. – № 9. – p. 196. – doi: 10.3390/admsci13090196.
50. Hersey P., Blanchard K.H. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1988. – 474 p.
51. Illich I. Deschooling Society. , 1971. – 82 p.
52. Kelly R. In Praise of Followers // Harvard Business Review. – 1988. – № 6. – p. 142-148.
53. Lave J., Wenger E. Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1991. – 138 p.
54. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. - Boston, MA: Harvard University Press, 1943. – 194 p.
55. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. - N.Y.: Longmans, 1945. – 453 p.
56. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. – 1973. – № 1. – p. 1-14.
57. Meyer J.W., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // American Journal of Sociology. – 1977. – № 2. – p. 340-363. – doi: 10.1086/226550.
58. Noddings N. Happiness and Education. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003. – 308 p.
59. Rogoff B. The Cultural Nature of Human Development. - Oxford: Oxford University Press, 2003. – 448 p.
60. Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. – 1961. – № 1. – p. 1-17.
61. Taylor F.W. The Principles of scientific management. - N.Y.; London: Harper & Brothers, 1911. – 152 p.
62. Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. – 159 p.
Страница обновлена: 05.02.2025 в 10:10:57