Состояние рынка труда в Республике Крым в переходный период

Романюк Е.В.1
1 Институт экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать:
Романюк Е.В. Состояние рынка труда в Республике Крым в переходный период // Экономика труда. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 77-96. – doi: 10.18334/et.2.2.361.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24316081
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье исследовано современное состояние рынка труда в Республике Крым в переходный период, выделены его основные проблемы, связанные с несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Предложены рекомендации по улучшению и стабилизации сформировавшейся ситуации на рынке труда с учетом потребностей безработных граждан и работодателей.

Ключевые слова: рынок труда, спрос, предложение, безработица, занятость, наемный работник, рабочие места, работодатель



В сложившейся экономико-политической ситуации для рынка труда Республики Крыма очень остро стоит проблема занятости населения. Во-первых, мировой финансово-экономический кризис отразился негативно как на экономике, так и на рынке труда региона. Во-вторых, влияет переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. В настоящее время на рынке труда республики появились противоречия между спросом и предложением на труд, вызванные количественно-качественным несоответствием рабочих мест и рабочей силы, в результате чего возник дисбаланс спроса и предложения. Вместе с тем, на региональном рынке труда продолжает расти безработица среди молодежи, сельских жителей, инвалидов, женщин, т.к. граждане не могут найти себе достойную и стабильную работу. В связи с этим возникает необходимость в урегулировании проблем, сложившихся в сфере занятости.

Обеспечение экономически целесообразными рабочими местами безработных граждан приведет к продуктивной и полной занятости, расширению и совершенствованию ее структуры, снижению напряженности в обществе, а в конечном итоге – к конкурентоспособности и социально-экономическому развитию региона. Поэтому крайне важным является исследование состояния рынка труда в регионе и выявления его основных проблем.

Вопросами рынка труда и занятости населения занимались многие ученые-экономисты, среди которых можно выделить таких, как С.И. Бандур, Л.С. Тараевскую (Бандур, 2008; Бандур, Тараевская, 2006), Вукович Г.Г. (Вукович, 2009; Вукович, 2011), О. Гулевич (Гулевич, 2005), Зинюхину Н.А. (Зинюхина, 2010), Колупаеву В.А. (Колупаева, 2012), Петрову И. (Петрова, 2000), Федоренко В.Г. и других (Арабов, Зикрияев, 2013; Баева, 2010; Богдановский, 2012; Гоффе, 2012; Громыко, 2012; Дукян, Мащенко, 2010; Иванова, Нечаева, Кривицкая, 2011; Пономаренко, 2011; Потеев, Романюк, Волошин, 2015; Тарасова, 2011; Якубова, Халилова, 2014).

В научных статьях Бандур С.И., Тараевская Л.С. рассматривают и предлагают современную стратегию развития эффективных рабочих мест (Бандур, Тараевская, 2006; С. 74-76). Данная стратегия предусматривает следующую методологию: изучение и оценка существующей системы рабочих мест; определение общей потребности населения в рабочих местах; формирование перечня монофункциональных городов и населенных пунктов; разработку концепции развития рабочих мест; формирование механизма инвестиционной поддержки процесса развития рабочих мест; разработку методов по социальной реабилитации работающих предприятий, находящихся на депрессивных территориях. Ученые подчеркивают, что формирование стратегии должно базироваться на принципах научности, системности, комплексности, социальной ориентированности, сбалансированности рабочих мест и рабочей силы, достоверности, гибкости и периодичности, приоритетности.

Вукович Г.Г. изучила противоречия на рынке труда, рассмотрела спрос на рабочую силу, и выделила параметры его дифференциации (Вукович, 2011).

О. Гулевич исследует рынок рабочих мест, его функционирование. Ученый подчеркивает, что функционирование рынка рабочих мест создает позитивный внешний эффект, а недостаточное предложение рабочих мест на нем является закономерностью (Гулевич, 2005; С. 5). Государство должно стимулировать работодателей в создании и комплектации рабочих мест. О. Гулевич, подчеркнул, что субсидирование предпринимателей для трудоустройства безработных граждан и система дотаций на создания новых рабочих мест – это эффективный путь по улучшению создания новых рабочих мест.

Ученая Зинюхина Н.А. исследовала проблемы спроса и предложения на рабочую силу в регионе, рассмотрела данные по структуре занятости населения на рынке труда, обосновала необходимость комплексного анализа и прогнозирования спроса на рабочую силу (Зинюхина, 2010; С. 38-39).

Колупаева В.А. в работе проанализировала состояние современного российского рынка труда на современном этапе, в результате чего выявила дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу (Колупаева, 2012; С. 185).

Методологические проблемы согласования рабочих мест и рабочей силы были изучены И. Петровой (Петрова, 2000; С. 40-48). В своей работе она сопоставляет спрос и предложение на рынке труда, вводит коэффициент спроса и предложения, исследует формулу текущего рынка труда, рассчитывает валовой и избыточный оборот рабочих мест, изучает оценку динамику рабочей силы и рабочих мест.

Ученый В.Г. Федоренко в своем труде исследовал организацию рабочих мест и вложения в них инвестиций (Федоренко, 2008; С. 12). Ученый подчеркнул, что инвестиционная деятельность охватывает все сферы народного хозяйства – и сферу материального производства, и социальную. В.Г. Федоренко особое внимание уделил рабочим местам в промышленности. Так, рабочие места должны создаваться и усовершенствоваться за счет инвестиций, которые принесут значительную прибыль и социальный эффект.

Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют в целом рынок труда, однако не рассматривают и не анализируют состояние рынка труда в разрезе региона на примере Республики Крым с учетом специфики его функционирования, поэтому необходимо детально его исследовать.

Целью работы является исследование состояния рынка труда Республики Крым в переходный период, выявления его основных проблем, а также предоставление рекомендаций по их преодолению.

В настоящее время на рынке труда региона сформировалась напряженная ситуация по трудоустройству безработных граждан. Не решены многие проблемы рынка труда, в число которых входит следующее: сезонный характер использования ресурсов, несоответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями работодателями, невысокий уровень мобильности граждан внутри региона, несоответствие качества предлагаемых рабочих мест и условий труда потребностям безработных. Вместе с тем на рынке труда региона острыми стоят вопросы трудоустройства слабозащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, людей предпенсионного возраста, которые выражены в ограниченных возможностях, недостаточной конкурентоспособности по отношению к остальным трудоустроенным категориям граждан на рынке труда, а также испытывающих трудности при поиске рабочего места. Сформировавшая сложная ситуация на рынке труда свидетельствует о дифференциации муниципальных образований Республики Крым по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения на рабочую силу и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

На состоянии рынка труда влияет много проблем, но главные из них – это экономические кризисы, структурные изменения в экономике и политическая нестабильность. Например, в 2009 г. на экономике и соответственно на региональном рынке труда крайне неблагоприятно отразились последствия мирового финансово-экономического кризиса, зародившегося в США в 2006 г., а затем распространившегося по всему миру. В результате этого уменьшились поступления в бюджеты всех уровней, отчисления в пенсионные фонды и фонды социального страхования, произошел спад промышленного, сельскохозяйственного и строительного производства, снизились объемы товарооборота. В этот период многие работодатели, особенно те, деятельность которых связана с отраслями металлургии, строительства, химической промышленности, вынуждены были поддерживать свой бизнес, переходить на четырехдневную рабочую неделю, отправлять сотрудников в вынужденный отпуск, а иногда и сокращать штат для того, чтобы продолжить функционировать. Что касается специалистов, то одним наемным работникам пришлось уволиться и остаться без работы, другим – и вовсе сменить сферу деятельности. Сложившаяся экономическая ситуация отрицательно повлияла и на безработных граждан, в связи с тем, что условия на рынке труда диктует работодатель. На региональном рынке труда количество специалистов достаточное и работодатели предприятий могут позволить себе выбирать людей и варьировать трудовыми условиями и оплатой труда. Негативным является и то, что в связи с экономическим кризисом недостаточность денежных ресурсов у государства и работодателей привела к отсутствию необходимого качества и количества рабочих мест в регионе. Так, по данным государственной статистики Республики Крым количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на протяжении декабря 2009 г. уменьшилось на 14,9% и на 1 января 2010 г. составило 2561 единицу, что на 24,0% меньше, чем на 1 января 2009 г. Нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место составляет 7 человек. По категориям рабочих мест этот показатель наивысший у работников, не имеющих профессии – 17 человек [1].

Кроме кризиса на формирование и функционирование рынка труда региона влияет и переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. Занятость граждан зависит от создаваемых постоянных и временных рабочих мест работодателями. Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам, расположенным на территории региона, необходимо организовать и формировать бизнес, осуществить перерегистрацию, отрегулировать таможенное, налоговое законодательство, изучить нормативно-правые документы, наладить бухгалтерский, финансовый и управленческий учет и многие другие вопросы. Также перед работодателями стоят кадровые вопросы. В связи с тем, что многие работодатели перепрофилировали свой бизнес, важным остается вопрос профессиональной подготовки, переподготовки и квалификации наемных работников. О сложившийся непростой ситуации в сфере занятости свидетельствуют следующие статистические данные: в январе-августе 2014 г. состояло на учете в службе занятости 38,7 тыс. безработных, за 8 месяцев 2013 г. – 36,8 тыс. безработных. По состоянию на 01 сентября 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличилось количество безработных с 11,3 тыс. чел. до 15,3 тыс. чел.; вырос уровень зарегистрированной безработицы с 0,9 % до 1,3 %; снизились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 19,5 тыс. чел. до 17,8 тыс. чел.; сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел.; увеличилась нагрузка на одну вакансию с 2 до 3 чел. [2].

Анализируя основные показатели рынка труда региона за 2009-2014 гг., можно отметить следующие положительные и отрицательные тенденции. Так, зафиксированы отрицательные тенденции в том, что с каждым годом снижается экономически активное население. В 2014 году по сравнению с 2009 годом экономически активное население уменьшилось на 94,1 тыс. чел. или на 9,68%. Снизилось и занятое население – в 2014 году по сравнению с 2009 годом на 85,1тыс. чел. или на 9,4%. Положительной тенденцией можно отметить, что снизилось количество безработных граждан на 9 тыс. чел. или на 13,53% (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели состояния рынка труда в Республике Крым за 2009-2014 гг.

Год
Экономически активное население, тыс. чел.
Занятые,
тыс. чел.
Безработные,
тыс. чел.
2009
972,2
905,7
66,5
2010
964,7
904,5
60,2
2011
972,8
913,9
58,9
2012
970,3
914,2
56,1
2013
947,7
892,5
55,2
2014
878,1
820,6
57,5
Источник: составлено на основе данных раздела «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым

Следует обратить внимание на то, что уровень безработицы и в 2009 году, и в 2014 году не изменился и составляет 6,2%. Однако если рассматривать уровень безработицы в 2013 году, то в 2014 году он снизился по сравнению с 2013 годом на 0,3 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень безработицы на рынке труда Республики Крым за 2009 – 2014 гг.

Год
Уровень безработицы, %
2009
6,2
2010
6,1
2011
5,8
2012
5,7
2013
6,5
2014
6,2
Источник: составлено на основе данных раздела «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым

На рынке труда региона сложилась напряженная ситуация, которая характеризуется тем, что количество уволенных (выбывших) работников превышает количество принятых. Этому свидетельствуют следующие данные. По данным службы государственной статистики в январе-марте 2014 года предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, было принято 17,1 тыс. человек, при этом уволено 44,8 тыс. чел., в том числе по причине сокращения штатов – 2,6 тыс. чел., или 5,8%. Превышение численности уволенных работников над принятыми составило 27,7 тыс. чел., что почти в 5 раз больше, чем в соответствующем периоде 2013 года. Для сравнения: в январе-марте 2013 года на предприятия, организации, учреждения, расположенные в Республике Крым, было принято 21,0 тыс. чел., выбыло, в том числе по причине сокращения штатов – 26,9 тыс. чел., или 11,2%. Превышение принятых над уволенными составило 5,9 тыс. человек [3].

В Республике Крым в 2014 году по настоящее время проводится еженедельный мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций региона. По данным центра занятости была изучена ситуация с высвобождением работников на 1,8 тыс. предприятий, организаций, учреждений в Республике Крым с общей численностью работников свыше 266 тысяч человек. По состоянию на сентябрь 2014 года отчеты о запланированном высвобождении работников предоставили в органы службы занятости 226 предприятий, организаций и учреждений с численностью 34,1 тыс. человек, анализ которых показал, что 3390 чел. работают неполный рабочий день/неделю, 582 чел. не заняты по вине работодателя, 352 чел. находятся в отпуске без сохранения заработной платы, численность работников, предполагаемых к увольнению на этих предприятиях, составляет 6848 чел. [4].

Следует отметить, что в регионе больше всего пострадали из-за ухода украинских компаний наемные работники коммерческих банков. Республику Крым покинули такие частные финансовые учреждения как: «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль», а также «Имэксбанк», «Киевская Русь», «Крещатик», «Кредит Агриколь», OTP, VAB, «Кредитпромбанк» и многие другие. На учете в центре занятости в Симферополе состоят 505 банковских работников, 120 человек из этой сферы уже трудоустроены. Несмотря на то, что в Республике Крым уже создано 800 отделений российских банков, сектор кредитования по-прежнему находится в нестабильном состоянии, и, соответственно, спрос на специалистов этого направления критически низкий. Также очень низкий спрос на такие профессии, как психологи и политологи.

Выбыли работники в регионе из частных фирм, оказывающих юридические услуги, в связи с тем, что не все работники прошли аттестацию. Кроме этого, усиливается конкуренция со стороны юридических агентств Российской Федерации. В Республике Крым открыты представительства юридических компаний из Воркуты, Новороссийска, Санкт-Петербурга и Москвы, имеющие преимущество – доскональное знание российского законодательства. Представительствам новых юридических компаний интересны молодые специалисты-юристы, которые готовы быстро переучиться. Для опытных юристов предложений работы отсутствует, в связи с тем, что они специалисты по украинскому праву.

В регионе приостановилась работа многих нотариусов, в связи с тем, что до вступления Крыма в российское законодательное поле в регионе все сделки купли-продажи недвижимости осуществлялись нотариально. В настоящее время согласно законам Российской Федерации, нотариусы регистрируют эти сделки только по желанию клиентов, то есть эта процедура значительно упростилась и уже не требует их обязательного присутствия.

Одни из самых востребованных в последние годы на крымском рынке труда – специалисты IT-сферы, спрос на которых всегда превышал предложения, ныне тоже оказались без работы. После референдума несколько крупных IT-компаний закрыли свои представительства в регионе. Кроме IT-сферы уволены многие наемные работники и страховых компаний [5].

Ученый С.И. Бандур отметил, что независимо от экономической ситуации в стране, процессы формирования количественной и качественной структуры рабочих мест, достижение и поддержание соответствия их рабочей силе должны быть приоритетными в деятельности государственных органов управления, всей исполнительной власти на местах (Бандур, 2008; С. 12).

Государству необходимо разработать методы, предусматривающие экономически целесообразные условия, направленные на финансовую, налоговую и кредитную поддержку особенно в кризис, которые были бы выгодны работодателям, чтобы создавать новые рабочие места, а безработным гражданам – работать на них.

Ученый О. Гулевич подчеркивает, что следует использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, которые широко применяют систему субсидирования предпринимателей по трудоустройству безработных, а также систему дотаций предпринимателям для создания новых рабочих мест (Гулевич, 2005; С. 5). Отметим, что положительное в этом направлении уже есть: дотации предоставляются работодателям, трудоустроившим граждан, направленных центром занятости, а также если они обеспечили молодых специалистов первым рабочим местом после того, как они закончили профессионально-техническое или высшее учебное заведение.

На рынке труда Республике Крым наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Разбалансированность регионального рынка вызвана низкими и не вовремя выплаченными зарплатами, несоблюдением работодателей условий труда, профессионально-квалификационным несоответствием работников, в частности молодых специалистов, являющихся выпускниками учебных заведений, переполнением рынка «престижными» профессиями. Все вышеперечисленные причины вызывают несоответствие рабочего места наемному работнику и, наоборот, наемного работника – рабочему месту.

Заметим, что особенностью рынка труда Республики Крым является его сезонный характер, обусловленный тем, что в сельских районах это связано с посевом и уборкой урожая, а на побережье – с курортным сезоном. Поэтому в республике многие жители вынуждены работать на временных курортных работах в летний период, а зимой, в связи с отсутствием постоянных рабочих мест, не работают и находятся на учете в центрах занятости. В связи с этим, чтобы поддержать временных безработных в зимний сезон центрами занятости были предложены общественные работы. На наш взгляд, хотя общественные работы и обеспечивают временную занятость, однако не дают достойного и постоянного дохода безработным гражданам и их семьям.

Создавая рабочие места в сферах экономической деятельности, государству необходимо обосновать их стоимость, т.к. важной проблемой были и остаются финансовые ресурсы; за счет государственных или частных средств финансировать рабочие места, создать оптимальное количество рабочих мест в приоритетных сферах экономики, соблюдать качественные характеристики, осуществлять государственный и частный контроля и, наконец, проводить оценку эффективности рабочих мест.

Обоснованная стоимость и источники финансирования рабочих мест является одним из важных вопросов создания рабочих мест. Например, по расчетам российских ученых, стоимость созданного нового рабочего места, в зависимости от сегмента экономики, составляет от 3095 тыс. руб. в топливной промышленности до 86,4 тыс. руб. в сфере обращения, а стоимость поддержки одного экономического рабочего места в отраслях материальной сферы – от 125 до 43 тыс. руб., что эквивалентно 103,2 тыс., 2,9 тыс., 4,2 тыс., 1,4 тыс. долларов США (по официальному курсу) (Бандур, 2008; С. 13).

Рабочие места должны создаваться не только за счет средств государства и юридических лиц, но и за счет физических лиц – предпринимателей и самозанятых. Выше отмечалось, что особенность специфики региона заключается в развитом курортно-туристическом бизнесе и обслуживающей его инфраструктуре. Развитие предпринимательства в Республике Крым даст возможность увеличить экономический рост региона, повысить занятость, обеспечивая многих граждан желаемой работой и рабочими местами. В Крыму финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется через республиканский и местные фонды поддержки предпринимательства, денежные ресурсы которых формируются в основном за счет бюджетных средств.

В настоящее время в республике сложилась сложная ситуация по финансированию предпринимательства. Банковские учреждения не доверяют начинающим предпринимателям, ссылаются на высокую степень риска, поэтому считают невыгодным и отказывают в кредитовании их бизнеса. В свою очередь предприниматели не могут выполнять банковские требования, в частности по обеспечению залога.

На наш взгляд, в Республике Крым в значительной степени не использован потенциал для развития малого и среднего бизнеса в этом и в других секторах хозяйствования. Местные органы власти должны максимально способствовать устранению административных барьеров для граждан, которые желают открыть свой бизнес, финансировать, содействовать и поддерживать развитие малого, среднего предпринимательства в Крыму.

В настоящий момент государственными органами управления разработаны мероприятия по регулированию занятости и рынка труда, которые зафиксированы в Государственной программе содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым.

Основные мероприятия Программы заключаются в следующем:

- проведение разъяснительной работы с руководителями предприятий в части обязательного предоставления в службу занятости сведений о вакансиях, а также по вопросам легализации занятости населения;

- осуществление мероприятий, направленных на легализацию выплаты заработной платы и занятости населения;

- стимулирование самозанятости путем предоставления одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности, в т.ч. жителям сельской местности, а также лицам с ограниченными физическими возможностями с учетом состояния рынка труда региона;

- содействие гражданам, которые проживают в сельской местности, в организации ими личных крестьянских и фермерских хозяйств, создании заготовительных, сбытовых и агросервисных организаций, предприятий по переработке сельхозпродукции, других субъектов хозяйственной деятельности;

- организация профессионального обучения по рабочим профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, преимущественно под заказ работодателя, для самозанятости с использованием различных форм и методов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- расширение перечня профессий (направлений подготовки) и разработка совместно с образовательными организациями образовательных программ по направлениям повышения квалификации с учетом требований работодателей и перспектив рынка труда;

- содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства.

Программа финансируется из средств федерального бюджета и составляет 245773,8 тыс. рублей и бюджета Республики Крым – 198125,4 тыс. рублей. Срок реализации Программы среднесрочный, поэтому ее реализация будет осуществляться в течение 2015-2017 годов [6].

Следует отметить, что главным направлением Программы является поддержка безработных с помощью одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности. Данная статья расходов применялась раннее, однако финансирование ее прекратилось с 2009 г. и положительным является то, что возобновилось в настоящее время.

В регионе существует актуальная и нерешенная проблема трудоустройства инвалидов. В настоящее время в Республике Крым насчитывается около 126 тыс. инвалидов, работать из которых могли бы большинство. Поэтому одним из важных мероприятий Программы является содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (табл. 3.).

Таблица 3

Создание рабочих мест в Республике Крым для инвалидов


п/п
Показатель
Единица измерения
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1.
Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов за год
Количество рабочих мест
-
-
230
230
230
2.
Коэффициент закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах
%
-
-
30
31
32
3.
Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости
%
29
29
30
30
31
Источник: составлено автором по данным Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы [7].

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 №596 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов» определены правила предоставления компенсации работодателям Республики Крым на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов – это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов с учетом среднесписочной численности (далее – специальное рабочее место). Трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места (в том числе специальные), создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, осуществляется в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Предоставление компенсации на создание специального оборудованного (оснащенного) места осуществляется за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и средств бюджета Республики Крым через территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на основании заявки работодателя, договора и предоставления документов, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 596. Средний размер возмещения затрат на оборудование рабочего места для незанятого инвалида в 2015 г. составляет 79,69 тыс. руб. [8].

Сегодня количество вакантных рабочих мест можно проследить в службе занятости. На изменения в рабочих местах влияет экономическая и политическая сложившаяся обстановка в регионе. Выше отмечалось, что на рынке труда негативно отразились последствия финансово-экономических кризисов, а также переход Крыма в правовое поле Российской Федерации. В переходный период многие предприятия находятся в поиске новых рынков сбыта и постоянных партнеров, что отражается и на рынке труда региона. Вместе с тем на рынке труда региона наблюдается профессионально-квалификационный дисбаланс, недостаточная взаимосвязь рынка образовательных услуг и рынка труда, отсутствие транспортного сообщения в сельской местности. По данным центра занятости Симферополя в апреле 2015 года подали 2592 вакансии работодатели, в том числе из них рабочие профессии составляют 55% от общего числа вакансий. По видам экономической деятельности для замещения рабочих профессий больше всего вакансий заявлено строительными организациями – 20% от общего числа вакансий, оптовой и розничной торговли – 19%. Отметим, что из состоящих на учете в центре занятости безработных, ранее осуществлявших трудовую деятельность, более 85% граждан, которые работали на должностях служащих, т.е. 974 чел. из 1144 безработных.

По данным государственной статистики по состоянию на 1 сентября 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел. Однако зафиксирована и положительная тенденция в том, что потребность работодателей в работниках, заявленная в государственных учреждениях службы занятости населения, в разрезе месяцев 2015 года увеличивается и составляет: в январе – 3835 чел., в феврале – 5243 чел., в марте – 6747 чел., в апреле – 11225 чел. [9].

Среди востребованных профессий можно выделить такие, как менеджеры по продажам, работники строительных профессий. Растет спрос на сотрудников курортно-туристического комплекса.

По данным центра занятости на предприятиях есть потребность в привлечении иностранной рабочей силы. Часть предприятий особенно в летний период не укомплектованы необходимыми работниками. Особенно возникает потребность в торговых работниках и строительных специальностях. Есть также некоторые предприятия сельского хозяйства, которым необходимы работники на уборку сельскохозяйственной продукции.

Крым является специфическим регионом, в котором увеличение потребности в рабочей силе в основном вызвано курортным сезоном, летним туризмом и рекреацией, развитием сельского хозяйства. В связи с этим растет и спрос на рабочую силу в сферах туризма и сельского хозяйства. После окончания летнего курортного сезона, сбора урожая, как правило, сокращается спрос на эти рабочие места.

В Крыму значительная часть работающих граждан занята в торговле – почти 30%, на сельское хозяйство приходится 20%, в промышленности занято 9% граждан, в организациях охраны здоровья и оказания социальной помощи – 8%. Сегодня в Крыму наиболее востребованными остаются представители рабочих профессий, в частности строительных специальностей. Остро нуждается регион во врачах и медсестрах. Растет спрос на таких работников, как няни, сиделки, гувернантки и домработницы.

Существенная проблема рынка труда в Республике Крым – предоставление рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в сельской местности. Ситуация сложилась так, что во многих населенных пунктах нет реальных работодателей, например, в Нижнегорском районе в селах Тарасовка и Широкое. В селах сократилось количество сельскохозяйственных предприятий, что вызвано банкротством, перепрофилированием с выращивания овощных культур на выращивание зерновых, менее трудоемких, сократились площади садов и виноградников. Работодатели в сельскохозяйственных районах обходятся уже имеющимся кадровым потенциалом и почти не нуждаются в подборе рабочей силы. Рабочие места, предлагаемые ими безработным, низкооплачиваемые, с задолженностью по зарплате, с неблагоприятными условиями труда. В настоящее время неблагоприятно сложились условия для развития предпринимательства на селе: отсутствие стартового капитала для открытия бизнеса, недостаточная информированность о рынках сбыта и ценах, а также социальная незащищенность. Следовательно, лишь усиливая государственное регулирование на рынке труда сельских безработных, предоставляя сельским жителям рабочие места с достойной оплатой и условиями труда, обеспечив транспортным сообщением, а также поддержав работодателей, предоставив им оперативную рыночную информацию, льготное кредитование, применив финансовые инвестиции в развитие их бизнеса, будет достигнута продуктивная занятость в сельской местности.

В современных условиях рабочие места должны быть экономически выгодными и эффективными во всех сферах экономики в селах, поселках и городах республики. На наш взгляд, экономически выгодные и эффективно функционирующие рабочие места в первую очередь должны обеспечиваться высоким и конкурентоспособным трудовым ресурсом. Во-вторых, на таких рабочих местах наемные работники должны бесперебойно производить различного вида продукцию, товары или оказывать услуги, которые удовлетворяли бы спрос населения, всех субъектов экономических отношений. В-третьих, на таких рабочих местах должны соблюдаться благоприятные условия труда, достойная заработанная плата, организация и усовершенствованное технологическое оснащение.

Без создания качественных новых рабочих мест и осуществления модернизации и реконструкции действующих рабочих мест невозможно соответствие спроса и предложения рабочей силы, расширение структуры занятости, снижение безработицы, повышение эффективности производства, уровня жизни и благосостояния населения. В связи с этим и сложилась проблема: есть вакантные рабочие места, но они не устраивают безработных или, наоборот, отсутствие квалификации кадров не удовлетворяет работодателей.

Итак, в Республике Крым правительству необходимо решить в первую очередь проблему качества создания рабочих мест, создавая их в сферах, связанных с товарами широкого потребления, удовлетворяя потребности многих необеспеченных граждан региона, помимо этого, следует поддерживать и развивать экономику региона, создавая рабочие места в высокотехнологических сферах с помощью инвестиций.

Продолжать уделять особое внимание трудоустройству инвалидов. Увеличить количество рабочих мест для инвалидов, учитывая их потребности, соблюдая благоприятные условия труда. А также центрам занятости проводить профессиональное обучение безработных лиц с инвалидностью по профессиям, которые пользуются спросом у работодателей, проводить стажировки на конкретных рабочих местах с целью их дальнейшего трудоустройства.

Разработать механизм по стимулированию и дотациям рабочих мест в сельской местности, а также экономически поддерживать в развитии малый и средний бизнес, проводить соответствующие консультации, обучения и финансовую поддержку начинающим предпринимателям.

Целесообразно разработать региональные схемы по созданию рабочих мест с предусмотренным ежегодным финансированием. К тому же важно четко определить региональную потребность в рабочих местах, для этого регулярно проводить мониторинг и прогнозирование на рынке труда.

Таким образом, созданные и действующие рабочие места должны эффективно функционировать, преодолеть дисбаланс спроса и предложения в регионе, чтобы наемные работники могли получить достойную работу и благоприятные условия труда, работодатели – квалифицированные кадры и максимальную прибыль от своего бизнеса, а регион – социально-экономическое развитие.

[1] Раздел «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым.

[2] Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 541 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы».

[3] Раздел «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым.

[4] Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 541 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы».

[5] Анализ ситуации на рынке труда в Республике Крым 2014 // Сайт «Активы Крыма».

[6] Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 541 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы».

[7] Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 541 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы».

[8] Постановление Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 541 «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы»; Компенсация на создание рабочих мест инвалидам // Сайт Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения».

[9] Раздел «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым.


Источники:

Арабов, Н.У., Зикрияев, З.М. (2013). Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда. Известия вузов. Инвестиции. строительство. недвижимость, 1, 23-28.
Баева, В.Д. (2010). Госрегулирование рынка труда как фактор инновационного развития России. Государственное и муниципальное управление. ученые записки СКАГС, 4, 161-171.
Бандур, С.И. (2008). Система приоритетов государственной политики занятости в парадигме формирования инновационной модели развития экономики Украины. Рынок труда и занятость населення, 1, 10-15.
Бандур, С.И., Тараевская, Л.С. (2006). Стратегия развития рабочих мест в механизме государственного регулирования национального рынка труда. Экономика и государство, 1, 73-76.
Богдановский, В.А. (2012). Российская модель трансформации занятости в переходной экономике. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, 3, 27-33.
Вукович, Г.Г. (2011). Исследование механизмов разрешения противоречий регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития, 7, 315-316.
Вукович, А.Г. (2009). Региональный рынок труда: факторный анализ. Аудит и финансовый анализ, 6, 376-382.
Гулевич, О. (2005). Нормативный анализ государственного регулирования рынка труда. Украина: аспекты труда, 8, 3-6.
Гоффе, Н.В. (2012). Влияние кризиса на занятость и безработицу. Мировая экономика и международные отношения, 8, 27-38.
Громыко, В.А. (2012). Эффективность механизмов государственного регулирования регионального рынка труда. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2, 2.
Дукян, С.С., Мащенко, Ю.А. (2010). Государственная политика на рынке труда РФ в условиях экономического кризиса. Образование. наука. инновации: южное измерение, 5, 156-164.
Зинюхина, Н.А. (2010). Исследование спроса и предложения на рабочую силу в соответствии с приоритетами развития региона (на примере Оренбургской области). Вестник Оренбургского государственного университета, 13, 37–41.
Иванова, H.A., Нечаева, С.М., Кривицкая, H.A. (2011). Активная политика на регулируемом региональном рынке труда в условиях экономического кризиса. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 4, 14-18.
Колупаева, В.А. (2012). Соотношение спроса и предложения на российском рынке труда. Вестник науки Сибири, 3, 8–14.
Петрова, И. (2000). Методологические проблемы согласования рабочих мест и рабочей силы. Экономика Украины, 7, 40-48.
Пономаренко, Е.Г. (2011). Исследование особенностей развития регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития, 2, 321-323.
Потеев, А.Т., Романюк, Е.В., Волошин, А.И. (2015). Рынок труда республики Крым: наследие старых проблем и появление новых. Экономика и предпринимательство, 4-2, 377-381.
Тарасова, Н.А. (2011). Роль вынужденной занятости в России переходного и кризисного периодов. Власть, 2, 92-96.
Федоренко, В.Г. (2008). Рабочие места и инвестиции в Украину. Рынок труда и занятость населення, 3, 12-14.
Якубова, С.Ю., Халилова, М.Ф. (2014). Модернизация рынка труда в странах с переходной экономикой. Вестник Прикаспия, 2, 47-50.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:37:42