Инновационное развитие: состояние и проблемы
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (61), Январь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310478
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Освещаются вопросы оценки и перспектив инновационного развития России. Существующее состояние научно-технической сферы, низкий научно-технический уровень сдерживают конкурентный потенциал страны. Требуются радикальные меры, направленные на создание эффективной национальной инновационной системы и государственной инновационной политики, что возможно при использовании возможностей государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновационное развитие, экономическая стратегия, научно-технический потенциал, конкурентоспособность страны
Анализ современного состояния научно-технологического комплекса России показывает, что без прорыва в науке и технологиях у России нет будущего. Современное положение требует кардинальных мер для преодоления не только последствий мирового экономического кризиса, но и изменений основных направлений и приоритетов стратегии инновационного развития. Одним из возможных путей такого развития является механизм государственной поддержки, базирующийся на формировании и внедрении результатов государственно-частного партнерства (ГЧП) в экономическую практику. Только формирование государственной инновационной политики (ГИП), становление национальной инновационной системы (НИС) и нестандартные модели финансирования науки России, как фундаментальной, так и прикладной, помогут избежать провала на мировых рынках.
«Прыгающий» рейтинг
Россия существенно отстает от мировых тенденций экономического развития. Экономический рост постиндустриальных стран происходит за счет усиления влияния научно-технологического сектора. Малоэффективная экономическая политика постсоветского периода, затянувшийся кризис вызвали разрушение основных элементов научно-технического потенциала, резкое сокращение объемов научных исследований и разработок, серьезный структурный дисбаланс в сторону расширения сырьевого экспорта.
Экспорт России в основном обеспечивается за счет сырьевой продукции. В перспективе можно прогнозировать возникновение новых проблем, связанных с исчерпанием потенциала ресурсно- ориентированной модели развития, которые могут привести к существенному замедлению темпов экономического роста и дальнейшему снижению конкурентоспособности страны. Процент сырьевого экспорта за прошедшее десятилетие в общем объеме экспорта увеличился с 70% до 85%, а процент экспорта машиностроительной продукции в этот же период упал практически в два раза: с 17,5% до 9% [1].
Очевидно, что с точки зрения интересов общества и государства такой дисбаланс недопустим. В то же время, результаты даже поверхностного анализа современного состояния научно-технологического комплекса России свидетельствуют о нарастающем в нем кризисе. В стране фактически приостановился процесс обновления производства: изношенность основных фондов в 2004 году достигла 43,8%, в том числе по промышленности – 51,4%, средний возраст машин и оборудования в промышленности составил 25 лет при принятом во многих развитых странах нормативном сроке службы менее 7–9 лет.
Разработку и освоение инноваций ведут сегодня не более 10% промышленных предприятий России (для сравнения: в развитых странах нормой считается 60–80%). Уровень показателя отгруженной инновационной продукции в ВВП составил 3,5%, что значительно ниже порогового значения экономической и технологической безопасности в 15%. За последние годы практически вдвое (с 12% до 6%) сократилась доля высокотехнологичного сектора промышленности, сосредоточенного преимущественно в оборонных отраслях. По данным Мирового экономического форума, в 2005 г. по уровню глобальной конкурентоспособности Россия занимала лишь 75 позицию [2]. В 2010–11 годах, по тем же оценкам, Россия в рейтинге находится уже на 63 месте [3].
Несколько иные данные приводит ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development,IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария). Этот институт опубликовал результаты очередного исследования конкурентоспособности стран мира – The World Competitiveness Yearbook 2011. Под конкурентоспособностью страны в данном случае понимается способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Россия занимает 49 место в мире из 59 возможных [4]. При этом в публикации отмечается, что Россия по отношению к прошлому периоду поднялась на две строчки вверх. Таким образом, несмотря на некоторые различия в приведенных данных, можно сделать вывод о постепенном развитии не только российской экономики в целом, но и об использовании имеющегося потенциала.
Настало время перемен
ГИП характеризуется влиянием государства на развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности с позиций соответствующих отраслей и регионов. Она определяет основные цели и формирует приоритеты и направления развития, что находит свое отражение в утвержденных программных документах. Недостаточно проработанная государственная политика, в которой не определены ресурсы, исполнители, сроки и цели, не позволяет осуществлять эффективное развитие высокотехнологичных отраслей и обеспечивать производство и внедрение инновационных продуктов и технологий. Следствием этого является увеличение импортозависимости от развитых стран, сокращение спроса на отечественные товары, что невольно приводит к снижению инновационного и конкурентного потенциалов.
Для обеспечения перехода к развитию экономики за счет интенсивных факторов, таких как инновации, знания, информация, необходима масштабная переориентация промышленности на новые бизнес-модели. Существующие подходы реализуются с послевоенного периода и уже давно не отражают современные реалии, связанные с новым пониманием ценности для потребителя. В промышленности по-прежнему доминируют затратные подходы, которые не позволяют создавать высокоэффективные товары. В решении этого вопроса возрастает роль и ответственность государства, что должно реализовываться не в привычной для нашей страны форме директивных указаний или «бесед» с представителями бизнеса, а в развитии стимулирующих, регулирующих и мотивирующих механизмов.
В условиях формирования инновационно-информационной экономики государство должно создавать необходимые организационно-управленческие условия, ведущие к радикальным структурным преобразованиям в промышленности, что позволит изначально сократить, а в перспективе и полностью исключить экспортно-сырьевую зависимость и обеспечить экономический рост за счет:
• интеграции усилий государства, бизнеса, научно-исследовательского сектора и общественных организаций на ключевых направлениях инновационного развития при одновременной концентрации ресурсов по совместно определенным приоритетам;
• повсеместного увеличения уровня промышленной переработки сырья и изменения структуры экспорта;
• развития и ускорения трансфера знаний, информации и инноваций в промышленность;
• создания интеллектуальных товаров, способных конкурировать на глобальных ранках.
Вывод
Таким образом, важнейшим направлением инновационного развития может стать разумный компромисс интересов и взаимодействие органов государства, бизнеса и научных учреждений. Интеграционные процессы могут осуществляться в рамках ГЧП и должны быть направлены на активизацию всех инновационных процессов и использование современных финансовых механизмов, создание отраслевых информационно-компетентностных центров.
Источники:
2. Инновационно-технологическое развитие экономики России [Текст] / Под ред. В.В. Ивантера. – М.: Макс Пресс, 2005.
3. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 [Электронный ресурс] // http://gtmarket.ru/news/state/2010/09/09/2668.
4. Institute of Management Development: рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2011 году [Электронный ресурс] // http://gtmarket.ru/news/state/2011/05/19/2918.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 12:08:39