Хозяйственная среда инновационного развития

Гнилитская Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (22), Октябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618974

Аннотация:
Для экономической науки важной является проблема механизмов перехода на инновационный путь развития, обеспечивающий конкурентоспособность национального хозяйства в условиях глобализации. Современный экономический рост в России базируется на конъюнктурных показателях по основным статьям экспорта и не создает приемлемой основы для высокотехнологичного развития национального хозяйства.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная среда, инновационный путь развития, сырьевая экономика



Для экономической науки важной является проблема механизмов перехода на инновационный путь развития, обеспечивающий конкурентоспособность национального хозяйства в условиях глобализации. Современный экономический рост в России базируется на конъюнктурных показателях по основным статьям экспорта и не создает приемлемой основы для высокотехнологичного развития национального хозяйства.

Единственной альтернативой является разработка и реализация стратегии инновационного развития страны, опирающаяся на раскрытие человеческого потенциала, на эффективное «применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» [1], и требующая системных, масштабных, долговременных инвестиций в человеческий капитал.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008г., зафиксировано, что обеспечение конкурентоспособности России в глобализующемся мире может быть достигнуто вследствие создания благоприятных внешних условий для модернизации России, «перевода экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека» [2].

В связи с этим необходимы теоретическое осмысление и разработка эффективных мер экономической политики по грамотному использованию накопленного позитивного опыта и имеющихся в России ресурсов для реализации следующего качественно иного этапа в развитии страны.

По мере развития информационных технологий и распространения глобализации на все большее число областей хозяйственной жизнедеятельности происходит переосмысление и пересмотр теоретических концепций, отражающих данные события, объективно расширяется понятийный аппарат анализа. Системный анализ современных мирохозяйственных процессов с необходимостью предполагает «исследование глубинных закономерностей функционирования и эволюции национально-государственных экономических систем» [3], способствуя пониманию природы формирования конкурентных преимуществ национального хозяйства в условиях глобализации.

Национальное хозяйство формируется и развивается в определенной среде, выступающей базовой характеристикой хозяйственного пространства, для адекватного отображения институционального и воспроизводственного содержания которой, автором введено понятие хозяйственной среды.

Хозяйственная среда как экономическая категория представляет собой изменяющуюся систему параметров, в рамках которой реализуются воспроизводственные процессы национального хозяйства.

Параметрами хозяйственной среды выступают природно-географические условия, культурно-исторические традиции, ментальные особенности населения, формы организации бизнеса, развитие производительных сил, позиции страны в международном разделении труда.

Хозяйственные среды имеют ряд специфических черт, определяющих эффективность их функционирования и влияющих на реализацию возможностей конкурентоспособного развития национального хозяйства, в числе которых неоднородность, инертность, историческая (генетическая) обусловленность, упорядоченность.

Хозяйственная среда – это система, имеющая постоянно изменяющиеся структурные элементы, выполняющие различные функции, способствующие реализации развития хозяйствующих субъектов и воспроизводству всего национального хозяйства.

Неоднородность хозяйственной среды объясняется различной плотностью размещения производительных сил, географическим размещением населения, расположением торговых путей и различной интенсивностью хозяйственной деятельности.

Инертность хозяйственной среды проявляется в ее способности к сохранению уходящих форм хозяйственного взаимодействия, осторожному восприятию нового. Инертность среды реализуется, с одной стороны, как положительный фактор развития, а с другой – как тормозящий. Определяющими в этой связи являются: конкретный момент времени, состояние национального хозяйства, стратегические приоритеты государства и его отношение к проникающим инновациям. В качестве индикатора инертности автором введена категория вязкости хозяйственной среды.

Историческая (генетическая) обусловленность хозяйственной среды выступает ключевой ее характеристикой в аспекте конкурентоспособного развития национального хозяйства, поскольку способствует формированию «иммунитета» национального хозяйства и его жизнеспособности. Историческая обусловленность хозяйственной среды проявляется путем формирования и реализации абсолютных и сравнительных преимуществ национального хозяйства, посредством проведения эффективной торговой политики, демонстрируемой способности к защите подконтрольного хозяйственного пространства и его ограждению от институционального поглощения.

Упорядоченность хозяйственной среды определена четким механизмом ее функционирования, позволяющим реализовать системное единство и различную функциональную нагрузку каждого компонента. Упорядоченность среды позволяет осуществлять управляющие воздействия по ее изменению, поскольку предполагает наличие управляющего центра и управляемых элементов. Упорядоченность среды складывается в результате исторической эволюции и выступает показателем, характеризующим ее способности к мобилизации и защите.

Современное разделение труда основано на способностях национальных хозяйственных сред воспринимать, генерировать и транслировать новые знания, в основе которых средства передачи информации, нанотехнологии, технолого-управленческие решения. Принципиальное значение получает способность национального государства целенаправленно трансформировать хозяйственную среду, создавая благоприятные условия для распространения и эффективного восприятия необходимых информационных сигналов.

Распространение знания осуществляется через институты, выступающие «передаточным звеном» данного процесса. Реализующиеся в пространственно-временной определенности институты национального хозяйства, взятые в их системном единстве и обусловленные спецификой формирования хозяйства, являют собой институциональную среду, выступающую «проводящим материалом» в процессе транслирования знания.

В качестве параметров, характеризующих институциональную среду, автором предложены: взаимодействие элементов, протяженность развития (историческая «глубина» формирования), адаптивность, рутинность, территориальная распространенность, иерархичность, структурированность.

Институциональные среды не однородны по качеству транслирования и восприимчивости знания. Важнейшим фактором конкурентоспособности национального хозяйства является формирование институциональной среды, обеспечивающей развитие на основе инноваций. Под инновацией автором понимаются новое знание, технология, продукт, услуга, метод организации взаимосвязей, ранее не применявшиеся на анализируемом хозяйственном пространстве. Задачей государства становится выращивание и поддержание институтов, питательной средой для которых являются инновации, т.е. где инновации востребованы, а их появление активно воспринимается средой. Первостепенна способность институциональной среды к адекватной трансляции изменений и формированию механизмов их мотивированного восприятия хозяйствующими субъектами.

Анализ экономической политики ведущих в технологическом отношении стран мира позволил сформулировать вывод: достигнутые этими странами успехи в основе своей имеют возрастающую институциональную поддержку со стороны их национальных государств, мотивированную ускоряющимися темпами появления новых технологий, ростом затрат на НИОКР и усложнением межхозяйственного взаимодействия на базе международной конкуренции.

Получается, что только национальное государство способно организовать эффективную защиту подконтрольной хозяйственной среды от институционального поглощения, поскольку расширение более сильных сред происходит путем захвата слабеющих. В связи с этим хозяйственные среды рассмотрены, с одной стороны, как институциональные доноры, а с другой – институциональные реципиенты, причем, историческая практика свидетельствует о том, что ролевые функции национальных хозяйственных сред могут меняться.

С целью характеристики историчности хозяйственной среды, способствующей ее защите от институционального поглощения и дающей адекватное представление о ее текущем поведении, автором введено понятие институциональной глубины хозяйственной среды как параметра, позволяющего управлять развитием хозяйственной среды на основе данных о ее «предрасположенностях» и защитных механизмах.

Институциональная глубина – параметр протяженности бытия, сопоставительная оценка хозяйственных сред, характеризующая их цивилизационную принадлежность, «родовые» качества и конкурентные преимущества. Институциональная глубина национально-хозяйственной среды измеряется продолжительностью времени существования национально-государственного хозяйства, его традиций, культуры, ценностей, институтов, свидетельствуя об устойчивости, адаптивности и жизнеспособности национального хозяйства как системы.

Проведенный автором сопоставительный анализ формирования различных типов хозяйственных цивилизаций позволил сделать вывод о существенном влиянии фактора институциональной глубины на современное конкурентоспособное развитие национальных хозяйств. Ярким примером служит китайская хозяйственная цивилизация, обладающая тысячелетней институциональной глубиной, позволяющей ей адаптироваться к постоянно происходящим изменениям внешней среды, находя опору в культурно-исторических традициях и ментальных особенностях формирования социума. КНР уверенно демонстрирует грамотное сочетание традиционных ментальных ценностей и достаточно динамично развивается, сохраняя национальную идентичность.

Хозяйственная среда характеризуется циклической динамикой, периодическим чередованием периодов активности, генерирования и трансляции нового. Хозяйственная среда – развивающаяся целостность, проходящая различные периоды эволюции. Поскольку хозяйственное развитие характеризуется непрерывностью, зарождение новых элементов хозяйственной среды и исчезновение уходящих норм бытия реализуется постоянно, однако с различной степенью интенсивности. Национальные хозяйственные среды взаимодействуют друг с другом и трансформируются в результате такого взаимодействия, причем качество трансформации каждого из взаимодействующих субъектов-сред может быть различным, носить как позитивный, так и негативный характер. Поступающие информационные сигналы по-разному воспринимаются, «перевариваются» и «усваиваются», что в значительной степени зависит от потенциала хозяйственной среды по саморазвитию и адаптации, для характеристики которого автором введено понятие хозяйственной энергии среды.

Хозяйственная энергия среды помогает ее обладателю – национальному хозяйству – преодолевать кризисные ситуации, смягчать последствия циклических колебаний, ценой меньших усилий достигать высоких и устойчивых экономических результатов. В современном мире хозяйственная энергия среды – это «запас прочности», «подушка безопасности», способности хозяйства по мобилизации ресурсов.

В качестве сопоставительных характеристик величины хозяйственной энергии автором предложены:

1) устойчивость и конвертируемость национальной валюты, имеющиеся золотовалютные резервы государства;

2) позиции страны на международной арене: ее доля в мировом производстве, экспорте товаров, капитала, технологий, патентов и лицензий; спортивные, культурные, технические и научные результаты;

3) наличие ТНК, для которых данная страна является страной базирования головной компании, управляющего центра;

4) участие в деятельности и капитале международных организаций;

5) социальная стабильность в обществе, уровень и качество жизни населения, социальная сплоченность, менталитет сильной страны;

6) научно-образовательный комплекс, эффективность его взаимодействия с другими секторами национального хозяйства;

7) государственная инвестиционно-промышленная политика по реализации рационального размещения и своевременного обновления фондов;

8) отношение к человеку интеллекта, его статус в обществе, возможности развития и самореализации;

9) культурно-психологическая устойчивость нации, опирающаяся на традиции, обычаи, религиозные ценности;

10) наличие и рациональное использование природно-географических, ландшафтных, минеральных ресурсов;

11) потенциально может позволить увеличить хозяйственную энергию пространственно-временная емкость национальной хозяйственной среды, проявляющаяся через емкости потребительского и инвестиционного рынков.

Итак, потенциал – возможности национального хозяйства, хозяйственная энергия – способности по реализации возможностей. Хозяйственная энергия позволяет реализовывать потенциал, превращая его в капитал национального хозяйства, укрепляя тем самым конкурентные позиции национального хозяйства в международном разделении труда.

Исходя из обозначенных критериев, наибольшей хозяйственной энергией в настоящее время обладают страны, демонстрирующие конкурентоспособное развитие в условиях глобализации: США (государственная политика по привлечению и эффективному использованию в своих целях ресурсов всего мира), КНР (традиции, культура, государственная политика, наука, ресурсы), Япония (традиции, наука, культура, интеллект, государственная политика), арабские страны (культура, наука, образование, ресурсы, государственная политика).

Получается, что в любом случае реализуемая государственная политика выступает главным и необходимым фактором, организующим все прочие возможности для конкурентоспособного развития национального хозяйства.


Источники:

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». – 8 февраля 2008 г. – Москва, Кремль.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации. – Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г.
3. Сорокин Д.Е. О традициях российской экономической науки // Экономическая наука современной России. – 2008. – Экспресс-выпуск. – № 1 (13). – с. 21.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:45:33