Рецензия на монографию Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия»

Кучинская Т.Н.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать:
Кучинская Т.Н. Рецензия на монографию Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия» // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 2. – С. 95-98. – doi: 10.18334/asia.2.2.41257.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644152



Представленная монография посвящена проблеме исследования культурно-цивилизационной специфики трансформации приграничного социокультурного пространства КНР и форм её реализации в практиках российско-китайско-монгольского межкультурного взаимодействия. Актуализация выбранного автором проблемного поля имеет существенные научно-теоретические и практические основания.

Во-первых, современный этап глобализации характеризуется стремительным ускорением процессов межкультурной коммуникации, оказывая существенное влияние на культуру общества, что приводит к трансформации национальных социокультурных пространств. Во-вторых, речь идет о необходимости философского осмысления значимой для России китайской специфики. За годы реформ и открытости Китай добился серьезных успехов в мировой экономике и политике. Сложившиеся условия мировой системы послужили стимулом к наращиванию его активности и в культурной сфере. Видение исключительной исторической миссии китайской культуры в стабилизации внутреннего развития и будущего человеческой цивилизации порождает стремление Китая сохранить культурные ценности и традиции и развить их творческий потенциал, дополняя инновационными элементами, ради духовного преобразования, формирования положительного культурного облика Китая в мире. Эти инновационные социокультурные практики Китая остаются малоизученными и требуют глубокого научного анализа.

Исходя из этих посылов, проведенный авторами анализ социокультурного пространства китайского приграничья как сегмента трансграничного ареала, включающего Россию, Китай, Монголию, актуален, интересен и обоснован.

Совокупность результатов и выводов монографического исследования развивает и дополняет представления о социокультурной динамике Китая, его модернизационных процессах. Перспективным направлением исследования темы является дальнейшее углубление теоретических интерпретаций социокультурных региональных практик современного Китая, обусловленных возрастающей динамикой его развития, наращивания культурного потенциала и пространственными масштабами «расширения», имеющее практическое значение для России.

Авторами выбрана продуктивная методология, позволяющая не только систематизировать обширный эмпирический материал, но и в определенной степени развить теорию «социокультурного». К сильным сторонам следует отнести поведенный сравнительный анализ точек зрения китайских философов по проблеме организации пространства: социального, культурного, социокультурного. Необходимо отметить, что прослеживание связей между видами пространства позволяет авторам сформировать концептуальное видение социокультурного пространства китайского приграничья как специфической, по органичной части единого пространства современного Китая. Можно констатировать, что грамотное использование комплекса методов, их разнообразие и новаторская комбинация является отличительной чертой методологической культуры авторов.

Вторая часть монографии, раскрывающая содержательный аспект китайского приграничного социокультурного пространства, построена на использовании факторного анализа и насыщена богатым фактическим материалом. Для подкрепления положений и выводов используются китайские источники, проводится анализ программ, планов, проектов как части культурной политики КНР в регионе, статистические данные, что усиливает достоверность авторских заключений и позволяет сформулировать определение понятия «социокультурное пространство китайского приграничья».

В целом знакомство с работой позволяет сделать заключение о ее научно-теоретической и практической значимости. Монографическое исследование Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой не только уточняет концептуальное видение современного китайского социокультурного пространства в его локальных формах, но и предлагает решения практического характера, внедрение которых в управленческие практики способно внести вклад в развитие приграничных пространств России.

Полагаю, что монография Чжоу Юй, Н.А. Абрамовой «Практики развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия» может быть рекомендована к печати.


Страница обновлена: 14.09.2023 в 23:35:40