Инновационный менеджер – основа креативной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (34), Октябрь 2009
Цитировать:
Быков В.А. Инновационный менеджер – основа креативной экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 33-36.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038146
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются особенности человеческого фактора в управлении инновационными процессами на промышленном предприятии. Фокусируется внимание на когнитивных и функциональных компетентностях успешного инновационного менеджера. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов творческой деятельности – это основа современной экономики. Сегодня в борьбе за потребителя, приобретение конкурентных преимуществ немыслимо без создания на предприятии инновационной среды, суть которой состоит в коммерциализации результатов новаторской деятельности.
Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, инновационная активность, инновационный процесс, инновационный менеджер, инновационная система предприятия
В последнее время всё более очевидным становится тот факт, что решающее значение в обеспечении процесса нововведений играет так называемый человеческий фактор, эффективность использования которого является одним из основных показателей оценки систем управления инновационными процессами. В связи с этим следует вести поиск форм и методов активизации новаторской деятельности работников фирм, их ориентации на конечный результат, ускоренное освоение нововведений в производстве и завоевание рынков сбыта, в конечном счёте ‑ на повышение конкурентоспособности бизнеса. Главным здесь является формирование личностей (коллектива), готовых адекватно реагировать на изменения и предлагать эти изменения.
Важным шагом в организации инновационной деятельности является создание благоприятного творческого климата, в котором она может успешно осуществляться. Типовыми рекомендациями по улучшению инновационного климата являются [1]:
Инновационная система предприятия должна охватывать все структурные подразделения, все уровни и звенья управления. В каждом структурном подразделении, на каждом рабочем месте могут и должны рождаться инновационные предложения, формируя тем самым корпоративную инновационную «копилку».
Рациональное управление инновационными процессами возможно при наличии развитой мотивационной системы, которая создаётся с целью:
- инициации инновационной активности сотрудников;
- адекватной оценки результатов инновационной деятельности менеджеров и специалистов различного уровня и их последующего поощрения;
- усиления коммуникационных связей между подразделениями компании;
- интеграции инновационной деятельности сотрудников различных подразделений в рыночный успех.
Эффективная мотивационная инновационная система должна охватывать все уровни управления: top-менеджмент, средний менеджмент, специалистов, рабочий и технический персонал.
Ведущая роль в формировании инновационного климата на предприятии принадлежит top-менеджменту. «Идеи тогда овладевают массами, когда они овладевают головами первых руководителей».
Ключ к успеху – в руководителе инновационного проекта, который назначается не столько за способность к решению научно-технических задач, сколько и это более важно, за свои качества руководителя и предпринимателя.
Практикой выработан ряд требований к руководителю инновационного проекта. Для успеха руководителю необходимо:
Когнитивные компетентности.
Инновационный менеджер должен знать
- концепции, методы инновационного менеджмента;
- содержание инновационной стратегии и политики, инструменты их формирования и реализации на предприятии;
- методы оценки уровня инновационного развития предприятия;
- основы организации инновационной инфраструктуры;
- методы поиска новых идей и технических решений;
- основы формирования инновационного проекта бизнес-плана проекта, методы его оценки;
- принципы, методы и инструменты маркетингового обеспечения инновационного процесса: исследование и сегментация рынка, организация разработки и производства новых продуктов, формирование спроса и стимулирование сбыта, организация продвижения продуктовых инноваций;
- стандарты и методы обеспечения качества и конкурентоспособности нововведений;
- технологии защиты интеллектуальной собственности на предприятии.
Функциональные компетентности.
Это навыки и умения разработки и реализации инновационной стратегии и политики, технологий и методов работы в функциональных сферах инновационного менеджмента с учётом условий и специфики конкретной организации.
Инновационный менеджер должен уметь:
- разрабатывать инновационную стратегию и политику на предприятии;
- организовать инновационный процесс на предприятии в соответствии с методологией системного подхода к менеджменту инноваций;
- формировать творческую группу разработчиков инновации, диагностировать состояние группы, стимулировать творческую активность;
- применять методы поиска новых идей и технических решений;
- уметь составлять бизнес-план проекта;
- уметь оценивать рыночную привлекательность инновации и её конкурентоспособность;
- владеть методами коммерциализации инноваций;
- владеть приёмами планирования инновационного процесса;
- владеть методами оценки и защиты интеллектуальной собственности;
- обладать навыками поиска и работы с информацией о достижениях в специальной инновационной сфере.
В портфеле инновационных проектов компании должны находиться проекты различного уровня:
- проекты по разработке принципиально новых продуктов и технологий, обеспечивающий инновационное лидерство;
- несколько проектов, поддерживающих конкурентоспособность существующей товарной политики: по расширению продуктовой линейки, модернизации, повышению качества и др.;
- программы и проекты по поддержке новаторской деятельности сотрудников.
Реализацией инновационной стратегии предприятия удобно и эффективно управлять в рамках системы управления проектами с использованием современных инструментов управления.
Тактические аспекты инновационного развития реализуются в форме вовлечения работников в новаторскую деятельность: выдвижения идей, рационализаторских предложений по совершенствованию техпроцессов, повышения качества продукции, сокращения себестоимости и др.
Большим потенциалом инновационного развития компании обладает сфера новаторской деятельности сотрудников, её активизация. С этой целью целесообразно формирование на предприятии целостной организационной и мотивационной системы мобилизации творческого потенциала работников на решение задач по повышению конкурентоспособности бизнеса.
В рамках мотивационной инновационной системы должен быть создан механизм оценки эффективности внутрифирменных инноваций для каждого подразделения (НИОКР, производство, сбыт, логистика, маркетинг, менеджмент, финансы, кадры и др.) с определением критериев, показателей методов оценки, форм и методов поощрения.
Источники:
2. Попов В.В. Креативные тенденции и средства для интенсификации инновационной деятельности. // Промышленная политика в Российской Федерации». - 2007. - №12.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:27:24