Инновационный менеджер – основа креативной экономики

Быков В.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038146
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются особенности человеческого фактора в управлении инновационными процессами на промышленном предприятии. Фокусируется внимание на когнитивных и функциональных компетентностях успешного инновационного менеджера. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов творческой деятельности – это основа современной экономики. Сегодня в борьбе за потребителя, приобретение конкурентных преимуществ немыслимо без создания на предприятии инновационной среды, суть которой состоит в коммерциализации результатов новаторской деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, инновационная активность, инновационный процесс, инновационный менеджер, инновационная система предприятия



В последнее время всё более очевидным становится тот факт, что решающее значение в обеспечении процесса нововведений играет так называемый человеческий фактор, эффективность использования которого является одним из основных показателей оценки систем управления инновационными процессами. В связи с этим следует вести поиск форм и методов активизации новаторской деятельности работников фирм, их ориентации на конечный результат, ускоренное освоение нововведений в производстве и завоевание рынков сбыта, в конечном счёте ‑ на повышение конкурентоспособности бизнеса. Главным здесь является формирование личностей (коллектива), готовых адекватно реагировать на изменения и предлагать эти изменения.

Важным шагом в организации инновационной деятельности является создание благоприятного творческого климата, в котором она может успешно осуществляться. Типовыми рекомендациями по улучшению инновационного климата являются [1]:

  • разрушение коммуникационных барьеров, т.е. введение открытого неформального стиля управления (дискуссионные группы, специальная социологическая служба, нарушение иерархической политики взаимодействия и т.п.);
  • кадровая политика, обеспечивающая привлечение талантливых людей с нестандартным мышлением (объединение в группы специалистов из различных областей деятельности, ротация сотрудников между функциональными отделами и секторами);
  • стимулирование поиска инновационных решений.
  • В последние годы активно разрабатываются и используются креативные методы и средства для интенсификации инновационной деятельности (эвристики) [2].

    Инновационная система предприятия должна охватывать все структурные подразделения, все уровни и звенья управления. В каждом структурном подразделении, на каждом рабочем месте могут и должны рождаться инновационные предложения, формируя тем самым корпоративную инновационную «копилку».

    Рациональное управление инновационными процессами возможно при наличии развитой мотивационной системы, которая создаётся с целью:

    - инициации инновационной активности сотрудников;

    - адекватной оценки результатов инновационной деятельности менеджеров и специалистов различного уровня и их последующего поощрения;

    - усиления коммуникационных связей между подразделениями компании;

    - интеграции инновационной деятельности сотрудников различных подразделений в рыночный успех.

    Эффективная мотивационная инновационная система должна охватывать все уровни управления: top-менеджмент, средний менеджмент, специалистов, рабочий и технический персонал.

    Ведущая роль в формировании инновационного климата на предприятии принадлежит top-менеджменту. «Идеи тогда овладевают массами, когда они овладевают головами первых руководителей».

    Ключ к успеху – в руководителе инновационного проекта, который назначается не столько за способность к решению научно-технических задач, сколько и это более важно, за свои качества руководителя и предпринимателя.

    Практикой выработан ряд требований к руководителю инновационного проекта. Для успеха руководителю необходимо:

  • обладать способностями мыслить комплексно;
  • уметь управлять людьми и уметь управлять собой;
  • уметь взаимодействовать с руководством;
  • быть предусмотрительным;
  • быть способным выдерживать стрессы, быть оптимистом;
  • обладать перспективным бизнес-мышлением;
  • уметь передавать информацию;
  • эффективно управлять временем.
  • Модель эффективного инновационного менеджера предполагает наличие у него когнитивных и функциональных компетентностей.

    Когнитивные компетентности.

    Инновационный менеджер должен знать

    - концепции, методы инновационного менеджмента;

    - содержание инновационной стратегии и политики, инструменты их формирования и реализации на предприятии;

    - методы оценки уровня инновационного развития предприятия;

    - основы организации инновационной инфраструктуры;

    - методы поиска новых идей и технических решений;

    - основы формирования инновационного проекта бизнес-плана проекта, методы его оценки;

    - принципы, методы и инструменты маркетингового обеспечения инновационного процесса: исследование и сегментация рынка, организация разработки и производства новых продуктов, формирование спроса и стимулирование сбыта, организация продвижения продуктовых инноваций;

    - стандарты и методы обеспечения качества и конкурентоспособности нововведений;

    - технологии защиты интеллектуальной собственности на предприятии.

    Функциональные компетентности.

    Это навыки и умения разработки и реализации инновационной стратегии и политики, технологий и методов работы в функциональных сферах инновационного менеджмента с учётом условий и специфики конкретной организации.

    Инновационный менеджер должен уметь:

    - разрабатывать инновационную стратегию и политику на предприятии;

    - организовать инновационный процесс на предприятии в соответствии с методологией системного подхода к менеджменту инноваций;

    - формировать творческую группу разработчиков инновации, диагностировать состояние группы, стимулировать творческую активность;

    - применять методы поиска новых идей и технических решений;

    - уметь составлять бизнес-план проекта;

    - уметь оценивать рыночную привлекательность инновации и её конкурентоспособность;

    - владеть методами коммерциализации инноваций;

    - владеть приёмами планирования инновационного процесса;

    - владеть методами оценки и защиты интеллектуальной собственности;

    - обладать навыками поиска и работы с информацией о достижениях в специальной инновационной сфере.

    В портфеле инновационных проектов компании должны находиться проекты различного уровня:

    - проекты по разработке принципиально новых продуктов и технологий, обеспечивающий инновационное лидерство;

    - несколько проектов, поддерживающих конкурентоспособность существующей товарной политики: по расширению продуктовой линейки, модернизации, повышению качества и др.;

    - программы и проекты по поддержке новаторской деятельности сотрудников.

    Реализацией инновационной стратегии предприятия удобно и эффективно управлять в рамках системы управления проектами с использованием современных инструментов управления.

    Тактические аспекты инновационного развития реализуются в форме вовлечения работников в новаторскую деятельность: выдвижения идей, рационализаторских предложений по совершенствованию техпроцессов, повышения качества продукции, сокращения себестоимости и др.

    Большим потенциалом инновационного развития компании обладает сфера новаторской деятельности сотрудников, её активизация. С этой целью целесообразно формирование на предприятии целостной организационной и мотивационной системы мобилизации творческого потенциала работников на решение задач по повышению конкурентоспособности бизнеса.

    В рамках мотивационной инновационной системы должен быть создан механизм оценки эффективности внутрифирменных инноваций для каждого подразделения (НИОКР, производство, сбыт, логистика, маркетинг, менеджмент, финансы, кадры и др.) с определением критериев, показателей методов оценки, форм и методов поощрения.


    Источники:

    1. Философова Т.Г., В.А. Быков. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. - 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 275 с.
    2. Попов В.В. Креативные тенденции и средства для интенсификации инновационной деятельности. // Промышленная политика в Российской Федерации». - 2007. - №12.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:27:24