Креативное мышление в деятельности менеджера компании

Ребрикова Н.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44056347
Цитирований: 3 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
С течением времени критерии, определяющие суть успешной руководящей деятельности значительно, поменялись. На современном этапе стала цениться самостоятельность менеджера, основой которой является креативность. Но не всегда креативность рассматривалась руководством, поскольку она не дает отдачу сразу и ей трудно управлять. В этой связи автором было проведено исследование значения креативного мышления в деятельности менеджера по нескольким направлениям, где возможно и необходимо применение креативного подхода. В результате исследования автор изучил теоретические и практические особенности такого понятия как креативность. Обобщив изученные материалы были раскрыты суть и особенности креативности в деятельности менеджера, с помощью комплекса методик выявлены уровень креативности и эффективность деятельности компаний, а также удалось изучить влияние творческого подхода на успешность компании. Автором предложены рекомендации, применение которых будет способствовать развитию уровня креативности и эффективности деятельности менеджеров на рабочих местах. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что уровень креативности и степень эффективности деятельности менеджеров взаимосвязаны между собой.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, творчество, менеджер, уровень креативности

JEL-классификация: L80, L82, M11, M21



Введение

Не так давно для руководящих работников были характерны стремление к четкому исполнению выданных инструкций и отсутствие стремления к введению каких-либо новых проявлений. Хорошим руководителем было принято называть того, кто беспрекословно и своевременно выполняет выданные поручения вышестоящих организаций и требует того же от своих подчиненных.

Современный этап развития страны, социально-экономические преобразования требуют выдвижения руководителей иного типа – уверенных в себе, способных к творческому решению задач, целеустремленных, предприимчивых, инициативных, думающих, решительных, способных эффективно работать в обстановке экономических кризисов, меняющихся условий.

В связи с этим роль креативности и креативного мышления в психологии управления имеет важное значение, поскольку возрастают требования к менеджерам, особенно к таким навыкам, как поиск и осуществление нестандартных, инновационных идей в практической деятельности, а также к творческому потенциалу организаций и управленческому аппарату, так как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места организации в современном обществе знаний» [10] (Mayntser, 2006).

Цель исследования: определить роль креативности как составляющей творческих способностей в эффективности деятельности менеджера в различных сферах деятельности.

Объект: специфика деятельности менеджера.

Предмет: креативное мышление в деятельности менеджера.

Научная гипотеза исследования заключается в том, что уровень креативности и степень эффективности деятельности менеджеров взаимосвязаны между собой.

Научная новизна заключается в получении новых эмпирических данных о роли креативного мышления в деятельности менеджера.

Методологическая база исследования включает общенаучные и специальные методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, опрос. А также методы количественного и качественного анализа.

Теоретические аспекты креативного мышления

Анализируя труды отечественных и зарубежных ученых, можно отметить тот факт, что единого академического определения понятия креативности – нет. Как можно объяснить то, что в принципе по своей природе должно быть уникальным и необычным.

Но все же рассмотрим подробнее теоретические исследования данного понятия. Зачастую термин «креативность» принято характеризовать как одну из личностных характеристик и связывать с процессом творческой деятельности.

В литературе, характеризующей данный аспект, это понятие изучено довольно подробно. Личность можно рассматривать как интегрированное образование, развитие которого происходит на протяжении всего жизненного цикла. Наиболее важным критерием развития личности является способность к творчеству, так как в жизнедеятельности происходит развитие воображения, степень которого является показателем уровня развития творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творческой деятельности.

Исследования западных авторов свидетельствуют, что в основу их интересов положено рассмотрение вопроса креативности в личностном аспекте и ее взаимосвязи с интеллектом (Д. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Ж. Тейлор и др.). Данные авторы посвятили свои труды изучению формирования и методам диагностики креативности [1, 6, 16, 18] (Guilford, 1950; Druzhinin, 2007; Renzulli, 1972; Fromm, 1982).

Креативность как дефиниция свое значение приобрела к началу 50-х гг. прошлого века, основоположниками исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [6] (Druzhinin, 2007). В своей концепции креативность они рассматривали как универсальную познавательную способность. Основой креативности Дж. Гилфорд считал, дивергентное мышление, т.е. заключающееся в поиске разных решений одной и той же проблемной ситуации, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Так, согласно Э.П. Торренсу, креативность является процессом, который проявляется в определенном роде ситуаций (к примеру, дефицит знаний, дисгармония и т.д.) и поиске выхода из них (то есть решение, проверка или перепроверка). Э.П. Торренс рассматривает развитие креативности за счет преодоления внешних воздействий окружающей среды, а креативность как определенную способность восприятия недостатков, пробелов в знаниях и дисгармонии [6] (Druzhinin, 2007).

С точки зрения С. Медника, следует выделять отдельные виды креативности, то есть вербальную (выражается в словесной форме) и невербальную (представляет собой рисунки и образы) [6] (Druzhinin, 2007).

По мнению А. Маслоу, креативность – это качество, которым наделен человек с рождения для решения любых жизненных ситуаций, но оно теряется под воздействием окружающей среды. А. Маслоу считал, что мотивация, ценности и личностные качества способствуют актуализации креативности. При этом творческая личность включает в себя следующие черты: когнитивная одаренность, восприимчивость к проблемам, независимость суждений [12] (Maslou, 2011).

Отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, И.П. Колошина, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев и др.) исследовали креативность как элемент творческого процесса [2, 4, 5, 7–9, 11] (Benzelyuk, 2008; Vishnyakova, 1996; Gnatko, 1994; Ilyin, 2009; Kashapov, 2006; Kuzmina, Inozemtseva, Miloradova, 1999; Makarova, Podymova, Stepykina, 2006).

В трудах Д.Б. Богоявленской [3] (Bogoyavlenskaya, 2009) креативность определена как ситуативно-немотивированная активность. По мнению указанного исследователя, подобный тип личности свойственен всем людям, занимающимся новаторской деятельностью, вне зависимости от области деятельности.

Так, А.Я. Пономарев рассматривает креативность как один из аспектов творческого начала личности в рамках психологического процесса [15] (Ponomarev, 1994).

Основываясь на теории, предложенной Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсом, структуру креативности разные исследователи пересматривали, добавляя и выделяя отдельные самостоятельные показатели.

А.М. Матюшкин выделяет следующие элементы структуры креативности: любознательность (невербальная и вербальная, спрашивающий); интуитивность (понятливость) как качество личности; легкость владения языком как средством формулирования мыслей [19] (Matyushkin, 2006).

С точки зрения психологии, в структуру креативности добавляются биологический и когнитивный компоненты.

Креативность подразделяется на несколько видов:

· личностная;

· поведенческая;

· интеллектуальная;

· словесная (вербальная);

· изобразительная (невербальная);

· специализированная (способность к творческой деятельности в какой-либо определенной сфере). Данный вид креативности может быть развит только на основе общей креативности.

В профессиональной деятельности менеджера креативность должна занимать ведущие позиции для успешности осуществляемых начинаний и предприятий. Наиболее важным видом креативности в данном случае является специализированная.

Наличие либо отсутствие данного пункта при реализации деятельности не связано с социальными условиями жизни индивида. Проявление креативности тем не менее связано с творчески активной деятельностью и выражает ярко индивидуальные особенности взглядов на проблемы, задачи и особенности их решения.

Креативная деятельность имеет неразрывную связь со стремлением к познанию окружающего мира, стремлением к созданию чего-то нового, ранее не существующего.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что креативное мышление – это способность смотреть на вещи инновационным способом, который ранее не рассматривался. Творческое мышление помогает изобрести или создать что-то новое: концепцию, решение проблемы, метод, произведение искусства или реальное физическое устройство.

Понятие «менеджмент» в современном обществе принято связывать, прежде всего, с деятельностью в организации, на производстве, предприятии. В этой связи термин важно рассматривать как деятельность, связанную с управлением в какой-либо компании.

Безусловно, для успешного функционирования экономики грамотное управление является основополагающим аспектом. В связи с этим возникает понятие эффективности менеджмента в современных условиях.

Понятие эффективности менеджмента необходимо изучать как сложное и многообразное понятие, вся суть которого сведена к тому, что вся управленческая деятельность от самой постановки ее цели и до конечного результата должна осуществляться с наименьшими затратами и большей результативностью. Все цели деятельности менеджера, прежде всего, направлены на то, чтобы все ресурсы компании были использованы с наибольшей рациональностью. Именно для этого необходима целесообразность организации производственной и какой-либо иной экономической деятельности.

Соотношение результатов и затрат – это и есть содержание эффективности как управленческой категории. Для того чтобы определить, насколько рациональна, а значит, эффективна, управленческая деятельность, рассмотрим следующие направления:

· Экономический эффект (материальный результат проводимой деятельности).

· Социально-экономический эффект (сочетание материальной выгоды от деятельности и стабильности и благополучия состояния общества).

· Социальный эффект (предотвращение социального конфликта).

Эффект – это положительный или отрицательный результат деятельности, выраженный в условных единицах.

Сумма всех трех вышеуказанных эффектов дает нам общее представление о степени эффективности управленческой деятельности.

Эффективность деятельности обеспечивается за счет оптимизации затрат, рационализации использования существующих в распоряжении компании ресурсов, тем самым увеличивая результативность.

Для того чтобы оценить деятельность менеджера, следует применить следующие инструменты:

1. Собеседование.

2. Анкетирование.

3. Изучение отчетной документации о деятельности.

4. Изучение документации о кадровой деятельности.

5. Оценочные испытания.

Стоит отметить, что оценивание деятельности менеджера необходимо производить только комплексно и в случаях, когда: во-первых, необходимо определить уровень профессионализма работников и их соответствия квалификации; во-вторых, следует определить соответствие уровня заработной платы качеству выполняемых работ; в-третьих, необходимо сформировать механизм эффективной мотивации персонала; в-четвертых, надо разработать соответствующие направления взаимодействия с персоналом.

Формирование эффективных сотрудников является важной задачей руководителя, а основой творческого труда являются сами работники. Хотя исследователи связывают различные черты и способности с творческим потенциалом, наиболее последовательные темы лежат в аспектах открытости новому опыту, дивергентного мышления, внутренней мотивации и когнитивного стиля. Конвергентное мышление используется для объединения идей. Различные производственные способности – это те, которые не руководствуются правилами или соглашениями, но способны генерировать новые решения проблемы. Вот почему дивергентное мышление важно для творческого мышления в работе менеджера [14, 17] (Osobov, 2011; Ryndak, 2001).

Креативность как эффективный элемент деятельности менеджера может выражаться в следующих навыках:

1. Решение проблем, ведь в большинстве случаев работодатель берет в компанию человека с креативным мышлением не из-за творческого подхода, а потому, что он может его использовать для решения проблем инновационными способами.

2. Красиво писать, это может пригодиться на всех должностях, даже если вы просто пишете электронные письма, отчеты и презентации.

3. Умение быть непредвзятым в любых ситуациях, поскольку такой сотрудник противостоит стереотипам и ищет новые решения и методы ведения дел, вместо того чтобы придерживаться известных путей, которые, в конце концов, могут быть бесполезными.

4. Также сотруднику необходимо не просто собирать и обрабатывать информацию, а творчески подойти к анализу и извлечь смысл для принятия решения.

5. Коммуникация и общение, независимо от того, насколько хороши идеи, если между сотрудниками нет увлекательного и творческого общения, то реализация идей невозможна.

6. Активного слушания, благодаря ему лучше проходит активизация идей, а это может помочь в оспаривании их и совершенствовании во время мозгового штурма.

7. Графический дизайн, и здесь креативное мышление важно, поскольку без свежих креативных идей даже самые красивые эскизы и проекты будут скучными и безжизненными.

8. Отличные лидерские качества, основанные на креативных идеях и видениях, могут помочь сплотить коллектив, мотивировать его на совместную работу для достижения конечной цели.

Креативное мышление в работе менеджера означает, что он может придумать новые идеи и способы решения проблем, тем самым реализуя что-то инновационное.

Экспериментальное исследование влияния креативного мышления на деятельность менеджера

В рамках исследования влияния креативности на уровень эффективности менеджмента была изучена деятельность менеджеров в некоторых областях на примере трех компаний. Для сравнения работы рассматривалась деятельность менеджеров-организаторов, менеджеров по продажам товаров и услуг, а также менеджеров по персоналу. Важно отметить, что все рассмотренные должности имеют одну общую цель – достижение максимальных показателей эффективности.

Временной отрезок проведения исследования – один месяц. В области деятельности менеджеров-организаторов и менеджеров по продажам изучалась работа 10 человек (из трех компаний). В качестве примера для анализа уровня креативности и его влияния на успешность компании и эффективность управления были рассмотрены организации в наиболее творческой области деятельности – компании по организации и проведению праздничных мероприятий и организации торжеств.

Для изучения деятельности рассматривались следующие компании по проведению праздников: «Радуга», «Ёжики», «Праздник здесь». Указанные компании имеют не слишком высокую популярность, некоторые из них были открыты недавно.

В качестве критериев результативности рассматривались следующие факторы:

· объемы реализации тематической продукции и услуг;

· уровень качества проведения мероприятий, по мнению клиентов;

· динамика финансовой прибыли (в сравнении с предыдущими данными за последние 3 месяца);

· перспективность деятельности организации.

После получения данных и рассмотрения результатов с точки зрения руководителей предприятия и экономического отдела, клиентов данных компаний, необходимо проанализировать полученные данные и сделать вывод о влиянии креативности на эффективность компаний. Изучить способы работы наиболее эффективных компаний, разработать рекомендации отстающим с целью повышения эффективности именно в области креативности.

Нельзя забывать, что важнейшим активом любой компании, влияющей на уровень ее успешности, является коллектив. Для качественной и продуктивной работы которого непременно важен грамотный подход менеджера по персоналу. Данный сотрудник призван обеспечить бесперебойное функционирование коллектива, что возможно в процессе достижения высокого уровня сплоченности и доброжелательности среди коллег, готовности к выполнению важных действий, требующих работать сообща. Для этого непременно нужно поддерживать доброжелательный психологический климат.

Кроме того, грамотный подбор сотрудников также обеспечивает высокое качество деятельности, для этого необходимо не просто традиционное изучение уровня образования и опыта работы претендента на должность, но и использование творческого, креативного подхода к выбору будущего сотрудника. Для этого применяются различные психологические техники тестирования и т.д.

В целях рассмотрения уровня эффективности управления в сфере работы с персоналом были проанализированы данные управленческой деятельности вышеназванных компаний, занимающихся указанной деятельностью, тем самым мы соотнесем взаимосвязь менеджмента в нескольких сферах управления и сможем определить ряд факторов, способствующих эффективности организации. Менеджер – это прежде всего руководитель, который должен быстро принимать грамотные решения и творчески мыслить, интегрируя свои знания.

В ходе проведения исследования сравнивались данные, полученные по результатам исследования уровня психологического комфорта в коллективе, результативности деятельности сотрудников, методов креативной работы менеджера и их эффективности. В опросе принимали участие все сотрудники, участвующие в эксперименте.

Сроки проведения исследования эффективности менеджмента в управлении – один месяц. Отрезок времени, взятый, для сопоставления результатов и определения их динамики, составил 4 месяца.

При проведении исследования были применены следующие мероприятия: были выбраны методы опроса (беседа, интервью, анкетирование и тестирование), проанализирована дополнительная специализированная литература [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2002), проведен эксперимент и дополнительные методики психологической оценки климата в коллективе.

Чем выше результат, тем эффективнее деятельность предприятия и выше уровень перспективности существования на рынке.

Первый этап исследования. Сбор данных, характеризующих деятельность менеджеров до начала проведения экспериментального исследования (количество мероприятий). В таблице 1 представлены данные по компаниям за три месяца до исследования.

Таблица 1

Количество мероприятий в компаниях за три месяца 2019–2020 гг.

Название организации
Менеджеры
Декабрь
Январь
Февраль
«Радуга»
1-3
10
10
16
«Ёжики»
4-6
8
12
15
«Праздник здесь»
7-10
5
3
4
Источник: составлено автором по результатам исследования.

Для наглядности на рисунке 1 показаны данные по количеству мероприятий каждой компании за три месяца до проведения исследования.

Рисунок 1. Количество мероприятий за три месяца 2019–2020 гг.

Источник: составлено автором по результатам исследования.

Исходя из данных, указанных на рисунке 1, можно сделать вывод, что на заказ мероприятий влияет сезонность, ближе к весне количество праздников увеличилось. Но этот фактор не основополагающий. Судя по минимальным объемам заказов в компании «Праздник здесь», им необходимо в срочном порядке предпринять меры по изменению ситуации, чтобы избежать банкротства.

Таблица 2

Продажи продукции для проведения праздников (в кол-ве ед. продукции)

Название организации
Вид продукции
Месяц
Декабрь
Январь
Февраль
«Радуга»
Воздушные шары
2000
6400
12000
Карнавальные костюмы
85
21
12
Карнавальный грим
92
10
48
Торт
30
42
44
Голуби
2
0
13
«Ёжики»
Воздушные шары
1300
2100
8900
Карнавальные костюмы
58
10
7
Карнавальный грим
65
23
57
Торт
12
3
21
Голуби
0
4
6
«Праздник здесь»
Воздушные шары
2500
2000
10000
Карнавальные костюмы
50
13
24
Карнавальный грим
45
2
14
Торт
1
5
8
Голуби
0
1
4
Источник: составлено автором по данным исследования.

Для улучшения результатов работы, безусловно, необходим творческий подход:

Ø в сфере управления персоналом;

Ø в области предоставления услуг и повышения их качества и ассортимента;

Ø в сфере рекламных проектов.

Второй этап исследования. Опрос сотрудников на выявление уровня психологического климата и анализ полученных данных. На рисунке 2 представлены результаты, полученные из опросных анкетных листов сотрудников изучаемых компаний.

Рисунок 2. Результаты опроса сотрудников компаний на выявление уровня психологического климата

Источник: составлено автором по данным исследования.

Исходя из полученных данных, очевидно, что качество работы сотрудников неразрывно связано с уровнем доброжелательности в коллективе, а значит, нужно проявить креативность для решения существующих проблем в области менеджмента управления персоналом.

Менеджеры по персоналу в наиболее успешной компании («Ёжики») и в стабильно развивающейся реализуют следующие методы работы:

Ø качественно подбирают сотрудников, проводят с ними предварительное психологическое тестирование на уровень доброжелательности, стрессоустойчивости, конфликтности и креативности;

Ø проводят совместные выездные мероприятия в виде тренингов и семинаров;

Ø устраивают костюмированные корпоративные мероприятия;

Ø премируют сотрудников не только по индивидуальным, но и групповым показателям отдела (в соответствии с соотношением личного вклада в успешность дела каждого из сотрудников, участвующих в мероприятии).

В компании «Праздник здесь» менеджер по работе с персоналом выдвинул предложение о составлении публичного графика работы персонала, в котором каждый из сотрудников мог бы указывать свой результат и анализировать успешность по сравнению с другими коллегами. Такой график позволит своевременно оценивать результативность работы и оперативно реагировать менеджерам на изменение.

Третий этап исследования. Проведение эксперимента в области деятельности указанных компаний. Всем трем объектам исследования необходимо было провести организацию свадебного торжества. Условия у компаний были равные: одинаковый бюджет и сроки (1 месяц). Оценка результатов деятельности компаний была получена с помощью анкетирования клиентов (табл. 3).

Таблица 3

Оценка результатов деятельности компаний (max 5 баллов)

Вопросы опроса
Баллы по компаниям
«Радуга»
«Ёжики»
«Праздник здесь»
Оцените качество оказанных Вам услуг
4
5
4
Хотели бы вы в дальнейшем быть клиентом нашей компании
а) да (2 балла)
б) нет (0 баллов)
в) пока не задумывался об этом (1 балл)
1
2
1
Оцените качество работы аниматоров (от 0 до 3)
2
2
3
Оцените качество работы мастера-парикмахера (от 0 до 3)
2
2
2
Оцените ассортимент предоставленных Вам услуг
4
4
3
Оцените оперативность организации мероприятия
4
5
4
Итого:
17
20
17
Средний балл
2,9
3,5
2,9
Источник: составлено автором по данным исследования.

Из полученных результатов видно, что «Радуга» стабильно сохраняет свои показатели, «Ёжики» – динамично развивается, «Праздник здесь» – повысила свои показатели. На положительные результаты эксперимента повлияли следующие факторы:

Ø активные психологические семинары и тренинги, которые были проведены менеджером по персоналу для улучшения климата в коллективах и повышения уровня доброжелательности;

Ø повышение профессионализма аниматоров;

Ø улучшение качества координации деятельности сотрудников;

Ø разработка критериев дополнительного стимулирования отдела, достигшего наиболее высоких показателей за квартал (за месяц);

Ø развитие творческого потенциала сотрудников.

Данное исследование позволило оценить взаимосвязи творческого потенциала управляющего персонала, прослеживаемую неотъемлемую причастность управляющих кадров различных сфер одного предприятия к результативности деятельности его сотрудников.

Важной особенностью исследования стал вывод о необходимости применения разнообразных методов изучения креативности, которые должны включать в себя как теоретические, так и практические инструменты. Что дает наиболее полное и целостное представление о деятельности менеджеров. Методы опроса дают наиболее явные описания результативности в случае, если речь идет об оценивании качества, а значит, и эффективности работы в конкретном заданном случае.

Наиболее объективные результаты возможны только при сравнении данных за длительный период, причем целесообразно делать это на примере нескольких предприятий.

Чем выше уровень творчества и ассортимента, предоставленного в результате деятельности предприятия заказчикам, тем выше результативность и популярность предприятия.

Координация деятельности коллектива (менеджмент в сфере управления персоналом) является основополагающим элементом эффективности и требует творческого подхода и наличия ряда важных качеств личности как сотрудников, так и управляющего.

Специалист, обладающий способностью креативно мыслить, может предпринять спокойно появление новшеств, более того, зачастую он сам становится «генератором идей».

Высокий уровень способности решать поставленную задачу в ограниченные сроки – безусловно, неотъемлемая часть эффективной деятельности, позволяющей получить наиболее продуктивные результаты.

По завершении исследования были сформулированы три основные рекомендации, которые представляют интерес для практического применения компаниями.

Во-первых, руководители должны обеспечить ценность своих компаний и, следовательно, обеспечить глубокую культурную поддержку креативного мышления. Это требует от руководителей создания условий, способствующих выработке, отбору и сохранению идей, а не наказанию за неудачные попытки.

Во-вторых, исследование предлагает осуществлять набор сотрудников с учетом результатов психологического тестирования, определяющего уровень творчества будущих сотрудников (т. е. в первую очередь – открытость опыту, внутренняя мотивация, дивергентное мышление и когнитивный стиль, который способствует инновациям, а не адаптации), учитывая при этом не только уровень образования, возрастные показатели и т.п.

Наконец, руководителям необходимо помнить их важную роль в эффективном продвижении идей, способностей, которая гарантирует, что идеи развиваются, учитываются, продвигаются и внедряются в процесс, становясь инновациями компании. Осуществлять творческий подход в руководстве персоналом, что позволит повысить доброжелательную атмосферу и качество выполняемой работы.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что первоочередной задачей руководства является вовлечение нужных людей в нужное время в нужной степени в творческую работу. Это взаимодействие начинается, когда руководитель переосмысливает значение сотрудников в компании с позиции креативного мышления. Вместо того чтобы просто давать указания и выполнять все самому, разрабатывая стратегию «сверху вниз», необходимо вовлекать персонал в процесс, включая креативность, чтобы сотрудники понимали значение их вклада в деятельность компании.

Мотивация людей выступать на пике особенно важна в творческой работе. Сотрудник, не заинтересованный в том, чтобы сосредоточиться на проблеме, вряд ли найдет новое решение. Однако то, что стимулирует творчество, уже давно является предметом споров.


Источники:

1. Guilford, J. P. (1950). Creativity. American Psychologist, 5(9), 444–454.
2. Бензелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их диагностика. – М.: 2008.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: 2009.
4. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. д-ра психол. наук. – М.: 1996.
5. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2007.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности. Одаренности. – СПб.: Питер, 2009.
8. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006.
9. Кузьмина H.B., Иноземцева В.Е., Милорадова Л.Я. Преподаватель высшей школы как субъект акмеологического творчества // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. 1999. №2. С. 65 - 75.
10. Майнцер, К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке; динамика и самоорганизация в век глобализации // Будущее России в зеркале синергетики, - М: КомКнига, 2006
11. Макарова Л.Н., Подымова Л.С., Степыкина О.В. Развитие творческой индивидуальности учителя как психолого-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 2(42). С. 148-153.
12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. 2-е изд., испр. -М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. - 496 с.
13. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191.
14. Особов И.П. Педагогическая креативность и компетентность какфакторы профессионального развития студентов // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2011/11/215 (дата обращения: 11.10.2019).
15. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. №6. С.38 –50.
16. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения. М.,1972.
17. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург, 2001.
18. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. М., 1982. С. 48-54.
19. Что такое одаренность: Выявление и развитие одаренных детей/Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: 2006.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:22