Современные подходы к управлению промышленными предприятиями в «новой» экономике
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (19), Июль 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394890
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
«Новая», или инновационная экономика основана на таких понятиях, как «знание» (прежде всего научное) и «принципиальное новшество», на доброжелательном восприятии необычных идей, решимости к их практическому внедрению. В такой экономике, находясь под влиянием современных научных знаний, материальное производство подвергается трансформации и принципиально изменяет свои технологические основы, поскольку промышленность, не использующая новейших знаний и инноваций, в «новой» экономике оказывается за бортом экономического и социального прогресса.
Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, инновационное развитие, новая экономика, экономика знаний, креативное управление
«Новая», или инновационная экономика основана на таких понятиях, как «знание» (прежде всего научное) и «принципиальное новшество», на доброжелательном восприятии необычных идей, решимости к их практическому внедрению. В такой экономике, находясь под влиянием современных научных знаний, материальное производство подвергается трансформации и принципиально изменяет свои технологические основы, поскольку промышленность, не использующая новейших знаний и инноваций, в «новой» экономике оказывается за бортом экономического и социального прогресса.
Эпоха глобализации – не новое явление, но сегодня оно становится все более всепроникающим. Глобализуются и рынки, и фирмы, которые на них конкурируют. Значительная доля продаж компаний происходит вдали от расположения их штаб-квартир. Общеизвестно, например, что для крупнейших транснациональных компаний (ТНК) глобализация является единственным способом укрепления своих позиций и на внутреннем, и на мировом рынках.
Рынок США составляет всего 25% мирового рынка, поэтому американская компания, которая хотела бы захватить более 25% мирового рынка, вынуждена использовать стратегию глобализации. Ещё более остро эта проблема стоит перед японскими корпорациями: их возможности таковы, что внутренний рынок может потребить не более 10% их продукции и услуг, а 90% должны быть выведены в другие страны.
Географическая близость все меньше становится условием для сотрудничества. Рост международной торговли в мире более чем в пять раз превышает суммарный рост валового национального продукта. Скорость перемен стала столь высока, что привела к рождению новой эры бизнеса, появлению «новой» экономики - экономики знаний и быстро меняющимся сценариям глобального развития.
Новая деловая среда характеризуется технологическими прорывами, быстро меняющими правила игры на рынке, и формированием всё более грамотного «класса» потребителей, который не только приспособился к этим быстрым переменам, но и научился менять приоритеты в темпе показа телевизионных реклам.
Важнейшими признаками «новой экономики» являются:
‑ рынок, управляемый покупателями, активно ищущими альтернативы, сравнивающими предложения и выбирающими лучшее;
‑ сокращающийся цикл жизни продуктов и услуг («если вы разбираетесь в технологии, значит, она уже устарела»);
‑ быстро меняющаяся деловая среда: в «новой» экономике не крупная компания поглощает мелкую, а быстрая – медлительную;
‑ непрерывное обучение: сейчас, когда знания быстро устаревают важно не только то, что ты знаешь, но и прежде всего то, как быстро вы умеете учиться. Выживают не самые сильные и не самые умные, а наиболее быстро адаптирующиеся к переменам;
‑ перенос центра усилий с отмирающей индустриальной экономики на предпринимательскую, движимую инновациями.
Движущие силы «новой» экономики [2]:
‑ знания (интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором);
‑ набор понятий, используемых людьми для принятия решения;
‑ перемены (непрерывные, быстрые и сложные). Создают неопределенность и резко сокращают предсказуемость;
‑ глобализация (в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов).
Итак, у нас на глазах формируется новый экономический уклад (см. табл.1, 2, 3) [1].
Таблица 1
Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне рынка
Область исследования
|
Старая (индустриальная) экономика
|
«Новая» экономика – экономика знаний
|
Экономическое развитие
|
Постепенное, чаще линейное, довольно предсказуемое
|
Изменчивое – чрезвычайно быстрые перемены со взрывными взлетами и падениями, и хаотичное
|
Основные двигатели экономики
|
Крупные фирмы (виоленты)
|
Инновационные предпринимательские фирмы, движимые знаниями (эксплеренты)
|
Масштаб конкуренции
|
Локальный
|
Глобальная гиперконкуренция
|
Доминирующая сила на рынке
|
Поставщик
|
Покупатель
|
Конкуренция
|
Размер: крупный съедает мелкого
|
Скорость: быстрый съедает медлительного
|
В бизнес-пространстве «новой» экономики постоянно открываются новые горизонты. Такие факторы, как технологические прорывы, экономический рост, эволюция рынка, изменения во вкусах покупателей, социальные изменения и политические события могут расширить или сократить бизнес-пространство.
Таблица 2
Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне предприятия
Область исследования
|
Старая (индустриальная) экономика
|
«Новая» экономика – экономика знаний
|
Динамика работы
|
Медленная
|
Ускоряющаяся под воздействием ожиданий все более требовательных покупателей
|
Основное внимание на:
|
Стабильность
|
Управление изменениями
|
Стратегия развития бизнеса
|
Стратегическая пирамида: видение, миссия, цели, планы действий
|
Движимая открывающимися возможностями; динамичная стратегия
|
Главная мера успеха
|
Прибыль
|
Капитализация (рыночная цена компании)
|
Основные двигатели развития
|
Капитал
|
Ресурсы: люди, знания, способности
|
Основные источники инноваций
|
Научные исследования
|
Научные исследования, системные инновации, управление знаниями, интеграция, создание нового бизнеса, венчурные стратегии, новые бизнес-модели
|
Основные источники устойчивого конкурентного преимущества
|
Доступ к сырью, дешевой рабочей силе и капиталам; сокращение себестоимости за счет масштабов производства (эффект опытной кривой)
|
Лидерство, командная работа, предпринимательское творчество, скорость; передача полномочий подчиненным, партнерство с покупателем; конкурентные стратегии, ключевые компетенции
|
Самый дорогой ресурс
|
Финансовый капитал
|
Человеческий капитал
|
Инновационный процесс
|
Периодический, линейный
|
Непрерывный, системный
|
Концентрация внимания на
|
внутренних процессах
|
системном управлении бизнес -процессами и всей цепочкой создания ценности
|
Бизнес - модель
|
Традиционная: «командуй и контролируй»
|
Новая: основной фокус на людей, знания и коммуникации
|
Многочисленные бизнес-пространства, созданные в последнее время, изменяют перспективы. Эти ранее незанятые территории открывают мириады возможностей перед технологическими и стратегическими инноваторами, которые могут заметить (или создать) их быстрее конкурентов. Но велики также конкуренция и риск потерпеть неудачу.
Бизнес-пространство, технологии, процессы и бизнес-модели становятся всё сложнее. Новые требования добавляются часто, но старые удаляются редко. Сложность бизнес-пространства уменьшает эффективные размеры фирм, поскольку нарастающая конкуренция требует от них большей гибкости. Создаются новые отрасли и разрушаются старые, ускоряется в процессе этого движения экономический рост.
Креативность расцвела во всех областях. Новые экономики быстро индустриализируются, и каждый присоединяется к цифровой революции, предоставляющей неограниченный доступ к информации и удобной электронной коммерции. Идеи, технологии и капиталы, направленные на удовлетворение новых нужд, свободно перемещаются. Информация становится всё более доступной всему миру. Покупатели, конкуренты и инноваторы могут установить контакт друг с другом в мгновение ока.
Таблица 3
Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне персонала
Область исследования
|
Старая (индустриальная) экономика
|
«Новая» экономика – экономика знаний
| ||
Лидерство
|
Вертикальное
|
Распределенное: уполномочивание подчиненных и самолидерство
| ||
Характеристики персонала
|
В основном мужчины, высока доля полуобученных и необученных
|
Равноправие полов; высока доля работников с высшим образованием
| ||
Умения
|
Узкая специализация, стандартизация
|
Широкая специализация, гибкость
| ||
Занятость
|
Почти всегда стабильная
|
Подвержена влияниям рыночных возможностей и факторов риска
| ||
Сотрудники рассматриваются как:
|
Рабочая сила, статья расходов
|
Инвестиции в будущие успехи компании
| ||
Технологические перемены, особенно в информационных и коммуникационных технологиях, привели к возникновению понятия об Информационной эпохе Впоследствии ее преобразовали в Эпоху знаний.
Экономика стала более зависима от потребителя. Власть покупателя резко усилилась благодаря конвергенции ряда давно развивающихся тенденций.
Во-первых, прежний недостаток продуктов и услуг сменился их избытком (правда, это не касается экологического продовольствия). Основной причиной этого явилось непрерывное появление новых технологий, которые резко повысили производительность предприятий и таким образом снизили стоимость и увеличили скорость выхода на рынок и расширения во многих отраслях.
Во-вторых, глобализация привела к тому, что больше компаний стали пытаться завоевывать одних и тех же покупателей. Покупатели же стали более информированными и изощренными. Информационные технологии дали покупателям возможность находить и анализировать конкурирующие продукты и делать хорошо обоснованный выбор. Покупатели убедились, что у них есть выбор и власть, чтобы ими воспользоваться. Они агрессивно ищут альтернативные варианты, сравнивают их и выбирают наиболее подходящие.
В-третьих, многие продукты стали виртуальными, быстрые технологические изменения резко сократили цикл жизни продуктов. В результате на рынке появляется много схожих предложений, становится очень сложно дифференцироваться от конкурентов в глазах покупателей. Это, в свою очередь, дает покупателю еще больше власти. В совокупности эти явления превратили прежнюю экономику, где доминировали поставщики, в экономику, где доминируют покупатели.
Знания и непрерывное обучение сегодня стали критическими компонентами успеха. В «новой» экономике важность знаний в производстве новых продуктов и услуг резко возросла, и знания стали доминирующей компонентой в создании потребительской ценности товара. Превращение знаний в основной источник создания ценности привело к тому, что лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями, – создавать, находить и интегрировать знания в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.
Всё большую роль в деятельности компаний будет играть Интернет, изменяющий саму природу бизнеса и конкуренции. По мере того, как возникают новые способы создания и доставки покупателю продуктов и услуг через Интернет, конкуренция перестает ограничиваться кругом известных игроков и начинает включать как новые фирмы, так и инновации, новые идеи и способы улучшения существующих процессов и продуктов или их заменители.
Радикальные изменения в методах конкуренции, технологиях и бизнес-мировоззрении работников заставляют компании искать новые, ориентированные, прежде всего, на человека, способы увеличения продуктивности и конкурентоспособности. Огромные перемены произошли под влиянием информационных и коммуникационных технологий. Доступ к самым разнообразным источникам информации за считанные минуты и возможность передачи информации на огромные расстояния и с всё более высоким качеством трансформируют способы взаимодействия между людьми и компаниями.
Компаниям всё больше требуются сотрудники с редчайшими квалификациями, и в то же время эти квалификации делают работников более мобильными на рынке труда. Потребности в новых квалификациях изменяют взаимоотношения между нанимателями и нанимаемыми. Ни одно измерение бизнес-среды не меняется быстрее, чем динамика этих взаимоотношений. Отношения между компанией и сотрудниками быстро меняются. Возрастающее значение знаний и корпоративных способностей означает, что важность людских ресурсов всё увеличивается. В быстроменяющейся бизнес - среде компании не могут больше гарантировать долгосрочной занятости. В то же самое время работники умственного труда становятся все более мобильными на рынке. Корпоративная лояльность старого образца практически отмерла. Вследствие изменяющейся демографии семейные ценности и личное время сотрудников должны все более приниматься во внимание руководством компаний.
Многие крупные корпорации в развитых странах, не имевших такого тяжелого прошлого, делают весьма успешные попытки принятия новых реалий.
Какова же важность адаптации российских предприятий к новым экономическим условиям?
Может быть, им достаточно остаться в роли сырьевых придатков для других участников ново-экономической гонки?
Хотя будущее уже наступило, но, как благо, оно неравномерно распределилось для участников. При распределении будущего, как много раз показывала новейшая история, мы всегда оказывались в конце очереди. Временной страховкой от краха в условиях постоянных перемен и невиданной глобальной конкуренции для нас будет наша всё ещё слабая вовлеченность в мировую экономику.
Конкуренция в экономиках развитых стран сегодня строится больше на основе человеческих способностей, чем на активах фирм. Новая динамика конкуренции привела к значительной нестабильности прибыльности компаний. Новые продукты, услуги и, разумеется, конкуренты возникают с невероятной скоростью. Конкурентное давление все усиливается, и компаниям становится все труднее стать лидерами на рынке и даже удержаться наверху.
Источники:
2. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. / П. Друкер – М.: Вильямс, 2000. – 272 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:43:43