Современные подходы к управлению промышленными предприятиями в «новой» экономике

Савченков А.Б.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (19), Июль 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394890
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
«Новая», или инновационная экономика основана на таких понятиях, как «знание» (прежде всего научное) и «принципиальное новшество», на доброжелательном восприятии необычных идей, решимости к их практическому внедрению. В такой экономике, находясь под влиянием современных научных знаний, материальное производство подвергается трансформации и принципиально изменяет свои технологические основы, поскольку промышленность, не использующая новейших знаний и инноваций, в «новой» экономике оказывается за бортом экономического и социального прогресса.

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, инновационное развитие, новая экономика, экономика знаний, креативное управление



«Новая», или инновационная экономика основана на таких понятиях, как «знание» (прежде всего научное) и «принципиальное новшество», на доброжелательном восприятии необычных идей, решимости к их практическому внедрению. В такой экономике, находясь под влиянием современных научных знаний, материальное производство подвергается трансформации и принципиально изменяет свои технологические основы, поскольку промышленность, не использующая новейших знаний и инноваций, в «новой» экономике оказывается за бортом экономического и социального прогресса.

Эпоха глобализации – не новое явление, но сегодня оно становится все более всепроникающим. Глобализуются и рынки, и фирмы, которые на них конкурируют. Значительная доля продаж компаний происходит вдали от расположения их штаб-квартир. Общеизвестно, например, что для крупнейших транснациональных компаний (ТНК) глобализация является единственным способом укрепления своих позиций и на внутреннем, и на мировом рынках.

Рынок США составляет всего 25% мирового рынка, поэтому американская компания, которая хотела бы захватить более 25% мирового рынка, вынуждена использовать стратегию глобализации. Ещё более остро эта проблема стоит перед японскими корпорациями: их возможности таковы, что внутренний рынок может потребить не более 10% их продукции и услуг, а 90% должны быть выведены в другие страны.

Географическая близость все меньше становится условием для сотрудничества. Рост международной торговли в мире более чем в пять раз превышает суммарный рост валового национального продукта. Скорость перемен стала столь высока, что привела к рождению новой эры бизнеса, появлению «новой» экономики - экономики знаний и быстро меняющимся сценариям глобального развития.

Новая деловая среда характеризуется технологическими прорывами, быстро меняющими правила игры на рынке, и формированием всё более грамотного «класса» потребителей, который не только приспособился к этим быстрым переменам, но и научился менять приоритеты в темпе показа телевизионных реклам.

Важнейшими признаками «новой экономики» являются:

‑ рынок, управляемый покупателями, активно ищущими альтернативы, сравнивающими предложения и выбирающими лучшее;

‑ сокращающийся цикл жизни продуктов и услуг («если вы разбираетесь в технологии, значит, она уже устарела»);

‑ быстро меняющаяся деловая среда: в «новой» экономике не крупная компания поглощает мелкую, а быстрая – медлительную;

‑ непрерывное обучение: сейчас, когда знания быстро устаревают важно не только то, что ты знаешь, но и прежде всего то, как быстро вы умеете учиться. Выживают не самые сильные и не самые умные, а наиболее быстро адаптирующиеся к переменам;

‑ перенос центра усилий с отмирающей индустриальной экономики на предпринимательскую, движимую инновациями.

Движущие силы «новой» экономики [2]:

‑ знания (интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором);

‑ набор понятий, используемых людьми для принятия решения;

‑ перемены (непрерывные, быстрые и сложные). Создают неопределенность и резко сокращают предсказуемость;

‑ глобализация (в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации, которая привела к глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов).

Итак, у нас на глазах формируется новый экономический уклад (см. табл.1, 2, 3) [1].

Таблица 1

Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне рынка

Область исследования
Старая (индустриальная) экономика
«Новая» экономика – экономика знаний
Экономическое развитие
Постепенное, чаще линейное, довольно предсказуемое
Изменчивое – чрезвычайно быстрые перемены со взрывными взлетами и падениями, и хаотичное
Основные двигатели экономики
Крупные фирмы (виоленты)
Инновационные предпринимательские фирмы, движимые знаниями (эксплеренты)
Масштаб конкуренции
Локальный
Глобальная гиперконкуренция
Доминирующая сила на рынке
Поставщик
Покупатель
Конкуренция
Размер: крупный съедает мелкого
Скорость: быстрый съедает медлительного

В бизнес-пространстве «новой» экономики постоянно открываются новые горизонты. Такие факторы, как технологические прорывы, экономический рост, эволюция рынка, изменения во вкусах покупателей, социальные изменения и политические события могут расширить или сократить бизнес-пространство.

Таблица 2

Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне предприятия

Область исследования
Старая (индустриальная) экономика
«Новая» экономика – экономика знаний
Динамика работы
Медленная
Ускоряющаяся под воздействием ожиданий все более требовательных покупателей
Основное внимание на:
Стабильность
Управление изменениями
Стратегия развития бизнеса
Стратегическая пирамида: видение, миссия, цели, планы действий
Движимая открывающимися возможностями; динамичная стратегия
Главная мера успеха
Прибыль
Капитализация (рыночная цена компании)
Основные двигатели развития
Капитал
Ресурсы: люди, знания, способности
Основные источники инноваций
Научные исследования
Научные исследования, системные инновации, управление знаниями, интеграция, создание нового бизнеса, венчурные стратегии, новые бизнес-модели
Основные источники устойчивого конкурентного преимущества
Доступ к сырью, дешевой рабочей силе и капиталам; сокращение себестоимости за счет масштабов производства (эффект опытной кривой)
Лидерство, командная работа, предпринимательское творчество, скорость; передача полномочий подчиненным, партнерство с покупателем; конкурентные стратегии, ключевые компетенции
Самый дорогой ресурс
Финансовый капитал
Человеческий капитал
Инновационный процесс
Периодический, линейный
Непрерывный, системный
Концентрация внимания на
внутренних процессах
системном управлении бизнес -процессами и всей цепочкой создания ценности
Бизнес - модель
Традиционная: «командуй и контролируй»
Новая: основной фокус на людей, знания и коммуникации

Многочисленные бизнес-пространства, созданные в последнее время, изменяют перспективы. Эти ранее незанятые территории открывают мириады возможностей перед технологическими и стратегическими инноваторами, которые могут заметить (или создать) их быстрее конкурентов. Но велики также конкуренция и риск потерпеть неудачу.

Бизнес-пространство, технологии, процессы и бизнес-модели становятся всё сложнее. Новые требования добавляются часто, но старые удаляются редко. Сложность бизнес-пространства уменьшает эффективные размеры фирм, поскольку нарастающая конкуренция требует от них большей гибкости. Создаются новые отрасли и разрушаются старые, ускоряется в процессе этого движения экономический рост.

Креативность расцвела во всех областях. Новые экономики быстро индустриализируются, и каждый присоединяется к цифровой революции, предоставляющей неограниченный доступ к информации и удобной электронной коммерции. Идеи, технологии и капиталы, направленные на удовлетворение новых нужд, свободно перемещаются. Информация становится всё более доступной всему миру. Покупатели, конкуренты и инноваторы могут установить контакт друг с другом в мгновение ока.

Таблица 3

Основные отличия старого и нового экономических укладов на уровне персонала

Область исследования
Старая (индустриальная) экономика
«Новая» экономика – экономика знаний
Лидерство
Вертикальное
Распределенное: уполномочивание подчиненных и самолидерство
Характеристики персонала
В основном мужчины, высока доля полуобученных и необученных
Равноправие полов; высока доля работников с высшим образованием
Умения
Узкая специализация, стандартизация
Широкая специализация, гибкость
Занятость
Почти всегда стабильная
Подвержена влияниям рыночных возможностей и факторов риска
Сотрудники рассматриваются как:
Рабочая сила, статья расходов
Инвестиции в будущие успехи компании

Технологические перемены, особенно в информационных и коммуникационных технологиях, привели к возникновению понятия об Информационной эпохе Впоследствии ее преобразовали в Эпоху знаний.

Экономика стала более зависима от потребителя. Власть покупателя резко усилилась благодаря конвергенции ряда давно развивающихся тенденций.

Во-первых, прежний недостаток продуктов и услуг сменился их избытком (правда, это не касается экологического продовольствия). Основной причиной этого явилось непрерывное появление новых технологий, которые резко повысили производительность предприятий и таким образом снизили стоимость и увеличили скорость выхода на рынок и расширения во многих отраслях.

Во-вторых, глобализация привела к тому, что больше компаний стали пытаться завоевывать одних и тех же покупателей. Покупатели же стали более информированными и изощренными. Информационные технологии дали покупателям возможность находить и анализировать конкурирующие продукты и делать хорошо обоснованный выбор. Покупатели убедились, что у них есть выбор и власть, чтобы ими воспользоваться. Они агрессивно ищут альтернативные варианты, сравнивают их и выбирают наиболее подходящие.

В-третьих, многие продукты стали виртуальными, быстрые технологические изменения резко сократили цикл жизни продуктов. В результате на рынке появляется много схожих предложений, становится очень сложно дифференцироваться от конкурентов в глазах покупателей. Это, в свою очередь, дает покупателю еще больше власти. В совокупности эти явления превратили прежнюю экономику, где доминировали поставщики, в экономику, где доминируют покупатели.

Знания и непрерывное обучение сегодня стали критическими компонентами успеха. В «новой» экономике важность знаний в производстве новых продуктов и услуг резко возросла, и знания стали доминирующей компонентой в создании потребительской ценности товара. Превращение знаний в основной источник создания ценности привело к тому, что лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями, – создавать, находить и интегрировать знания в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.

Всё большую роль в деятельности компаний будет играть Интернет, изменяющий саму природу бизнеса и конкуренции. По мере того, как возникают новые способы создания и доставки покупателю продуктов и услуг через Интернет, конкуренция перестает ограничиваться кругом известных игроков и начинает включать как новые фирмы, так и инновации, новые идеи и способы улучшения существующих процессов и продуктов или их заменители.

Радикальные изменения в методах конкуренции, технологиях и бизнес-мировоззрении работников заставляют компании искать новые, ориентированные, прежде всего, на человека, способы увеличения продуктивности и конкурентоспособности. Огромные перемены произошли под влиянием информационных и коммуникационных технологий. Доступ к самым разнообразным источникам информации за считанные минуты и возможность передачи информации на огромные расстояния и с всё более высоким качеством трансформируют способы взаимодействия между людьми и компаниями.

Компаниям всё больше требуются сотрудники с редчайшими квалификациями, и в то же время эти квалификации делают работников более мобильными на рынке труда. Потребности в новых квалификациях изменяют взаимоотношения между нанимателями и нанимаемыми. Ни одно измерение бизнес-среды не меняется быстрее, чем динамика этих взаимоотношений. Отношения между компанией и сотрудниками быстро меняются. Возрастающее значение знаний и корпоративных способностей означает, что важность людских ресурсов всё увеличивается. В быстроменяющейся бизнес - среде компании не могут больше гарантировать долгосрочной занятости. В то же самое время работники умственного труда становятся все более мобильными на рынке. Корпоративная лояльность старого образца практически отмерла. Вследствие изменяющейся демографии семейные ценности и личное время сотрудников должны все более приниматься во внимание руководством компаний.

Многие крупные корпорации в развитых странах, не имевших такого тяжелого прошлого, делают весьма успешные попытки принятия новых реалий.

Какова же важность адаптации российских предприятий к новым экономическим условиям?

Может быть, им достаточно остаться в роли сырьевых придатков для других участников ново-экономической гонки?

Хотя будущее уже наступило, но, как благо, оно неравномерно распределилось для участников. При распределении будущего, как много раз показывала новейшая история, мы всегда оказывались в конце очереди. Временной страховкой от краха в условиях постоянных перемен и невиданной глобальной конкуренции для нас будет наша всё ещё слабая вовлеченность в мировую экономику.

Конкуренция в экономиках развитых стран сегодня строится больше на основе человеческих способностей, чем на активах фирм. Новая динамика конкуренции привела к значительной нестабильности прибыльности компаний. Новые продукты, услуги и, разумеется, конкуренты возникают с невероятной скоростью. Конкурентное давление все усиливается, и компаниям становится все труднее стать лидерами на рынке и даже удержаться наверху.


Источники:

1. Акмаева Р.И. Формирование и развитие методов и инструментов эффективного менеджмента на российских промышленных предприятиях: монография / Р.И. Акмаева; под науч. ред. Е.А. Неретиной; Астрахан. гос. ун-т – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. – 416 с.
2. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. / П. Друкер – М.: Вильямс, 2000. – 272 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:43:43