Инновационные технологии в совершенствовании управления промышленными предприятиями

Вартанова М.Л.1
1 Московский психолого-социальный университет, г. Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970153
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, усложнение хозяйственных связей и обострение рыночной конкуренции, повышение роли покупателей в формировании потребительских свойств продукции – все это стимулирует постоянное совершенствование хозяйствующих систем, то есть их развитие.

Ключевые слова: промышленные предприятия, инновационные технологии, управление, производство, инновационная инфраструктура, инновационный процесс, эффективность, научно-технический потенциал, совершенствование



Введение

Инновационная экономика стала императивом эконо­мической политики России следующих десятилетий. Она бу­дет реализована в условиях глобализации и выхода все большего количества российских компаний на международ­ные рынки с учетом уже присоединения России к ВТО. При этом определяющим фактором в становлении новой модели экономического роста России в XXI веке служит развитие научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

«На пороге XXI столетия общемировой тенденцией стала экономическая регионализация – повышение роли регионов и территорий в хозяйственной жизни. Этот процесс может быть охарактеризован как децентрализация, поскольку речь идет о расширении прав и полномочий территориальных структур в хозяйственной деятельности, с одной стороны, и ресурсной базы для их осуществления – с другой [3]. «Результаты экономических преобразований в России показали, что теоретико-методологическое обеспечение экономического реформирования остается одной из нерешенных проблем» [3].

Ин­новационные технологии являются одним из главных бази­сов построения «экономики знаний», основанной на высоких технологиях, научно-промышленном потенциале и интеллек­туальной собственности. Таким образом, инновации стано­вятся двигателем современной экономики и основой конку­рентоспособности организаций.

Переход к постиндустриальному обществу, значительно активизировавший ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса, нарастающие процессы непредсказуемости и кризисных явлений, периодически возникающие нестандартные кризисные и чрезвычайные ситуации, различного рода конфликты и катастрофы требуют постоянного поиска все новых и новых технологических решений. «Вместе с тем, подходы к решению этой проблемы до сих пор не нашли своего отражения в реализуемой экономической политике государства» [3]. Чтобы сохранить свои лидерские позиции, промышленным предприятиям необходимо постоянно совершенствовать и возобновлять воспроизводство инновационных технологий, оригинальных бизнес-идей и продуктов.

В то же время переход на инновационный путь разви­тия это объективная необходимость для многих действую­щих предприятий в современных экономических условиях, когда на первый план выходит необходимость повышения предпринимательской активности, улучшения инвестицион­ного климата и создания новых производств и рабочих мест.

Возможно, несмотря на огромный инновационный потенци­ал, созданную инновационную инфраструктуру, существен­ных серьезных результатов наши предприятия (особенно ма­лые), технопарки, различного рода центры трансферта тех­нологий и венчурные формы пока не достигли.

В этой связи становится очевидным, что первостепенной задачей успешно развивающихся промышленных предприятий является формирование принципиально нового производственно-инновационного подхода к решению практических задач, обеспечивающих социально-экономический, финансовый, социально-психологический и социально-экологический эффекты в условиях инновационной экономики.

Основой такого подхода служит эффективная производственно-инновационная деятельность предприятия, которая является специфическим видом экономической деятельности, направленной на создание, внедрение, распространение, потребление и обновление инноваций.

Интерес к проблемам теории и практики инновации в последнее время резко возрастает, о чем свидетельствует большой объем публикаций по данной тематике. Обзор как отечественной, так и зарубежной литературы показывает, что на сегодняшний день большинство ученых и практиков рассматривают инновационный путь развития как главный по выходу национальных экономик из технологического тупика и обеспечения устойчивого развития предприятий.

Исследо­вание экономических механизмов регулирования инноваци­онной деятельности также показывает, что для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предпри­ятий нужен комплекс взаимосвязанных мер как по стимули­рованию инновационной составляющей, формирующей дол­госрочное стратегическое преимущество, так и целенаправ­ленному использованию всех финансовых ресурсов для мо­дернизации производства и повышения конкурентоспособ­ности продукции.

Таким образом, активизация инновационной деятельности в России является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения.

Основные этапы инновационного процесса

Одной из задач инновационного менеджмента в ор­ганизации является управление инновационным процес­сом, который связан с обеспечением научно-технической новизны продукта или технологии, освоением их производства и распространением данного продукта (техноло­гии) на рынке.

Современный этап развития социально-экономиче­ских систем предполагает непрерывность и циклич­ность реализации инновационного процесса. Инновационный цикл обычно состоит из нескольких этапов и в зависимости от типа и вида инновации может претерпевать различные изменения.

Принятие обоснованного управленческого решения осуществляется по результатам анализа следующей информации:

– на какой стадии инновационного цикла находится создание продукта или технологии;

какой объем ресурсов истрачен и еще потребует­ся для получения необходимого результата инноваци­онного процесса;

как соотносятся ожидаемые эффект и риск от фи­нансирования конкретных инновационных проектов.

В современной литературе нет единства понятий жизненного цикла инновации и инновационных этапов. Как правило, используются различные варианты моде­лей инновационных циклов [12]. Так, ряд авторов в своих работах придерживается кон­цепции жизненного цикла инновации, основанной на жизненном цикле товара. Некоторые авторы, не отвергая понятие жизненно­го цикла инновации, основываясь также на цикличности всех экономических процессов вводят понятие иннова­ционного цикла. Инновационный цикл это этапы и результаты выполнения инновационного процесса от начальной стадии (рождение идеи) до конечной (устаре­вание инновации) [15].

В этих определениях отражено принципиальное по­нимание поэтапной трансформации инновации (от воз­никновения идеи до отказа от инновации), но проявляют­ся и характерные различия между ними.

Понятие жизненного цикла инновации показывает поэтапную трансформацию инновации в научных иссле­дованиях инновационных процессов, а инновационный цикл отражает практическое выполнение инновацион­ного процесса и включает все этапы (исследование, разработка, апробация, производство, диффузия) в свя­зи с конкретными результатами их выполнения (знания, идеи, новшества, инновационные продукты и техноло­гии). Это позволяет использовать модели инновацион­ных циклов при анализе и управлении инновационной деятельностью организаций.

Все многообразные инновации подразделяются на продуктовые и процессные. В составе процессных инно­ваций выделяются: технологические и организацион­но-управленческие. Вместе с тем предлагаемые различными авторами варианты моделей жизненных цик­лов инноваций и инновационных циклов основываются на обобщенном понятии инновации [13].

В зависимости от типа и вида инноваций, а также конечного результата модели циклов могут различаться по количеству и составу этапов, стадий и длительности инновационного процесса.

Следовательно, для планирования, анализа и управ­ления инновационными процессами потребуются различные модели инновационных циклов, которые характеризу­ют всю инновационную деятельность организации, что не­обходимо для принятия обоснованного управленческого решения.

«Инновационные циклы могут быть и иметь различный на­бор фаз инновационного процесса, быть различной протяжен­ности. Это зависит от конкретного вида инновации и стадий научного поиска, которые требуются для совершенствования способа удовлетворения конкретной потребности» [5]. Обобщая вышеизложенное, предлагаем модель инновационного цикла, которая учитывает разделение инноваций по основным типам (продуктовые, процес­сные) и представляет основные виды процессных инно­ваций технологические и организационно-управлен­ческие.

Предлагаемая модель включает пять основных этапов (от исследования до диффузии) и десять ста­дий инновационного цикла от фундаментальных на­учных исследований до устаревания инновации. Эта модель отражает трансформацию результатов инно­вационного процесса от получения новых знаний до от­каза от инновации и демонстрирует как общность циклического процесса для различных видов инноваций, так и отличия [17].

Общим для всех видов инноваций яв­ляется последовательность выполнения этапов цикла, а различия обусловлены количеством и функциональ­ным содержанием каждого из этапов.

Так, начальный этап инновационного процесса «Исследования» разделяется на две стадии: «Фунда­ментальные научные исследования» и «Поисковые, прикладные исследования». Ход инновационного про­цесса в организации может начинаться с первой или второй стадии, если имеющийся объем знаний позволя­ет формировать идеи создания инновационной продукции или новой технологии процесса производства и управления [4].

На втором этапе «Разработка» происходит трансформация идей в новшества путем разработки качественно новых свойств продукции или повышения эф­фективности процессов производства и управления. Причем, в отношении продуктовой инновации проводят­ся маркетинговые исследования для определения ее востребованности и возможной доли рынка разрабаты­ваемой продукции.

На третьем этапе «Апробация» в процессе реа­лизации четвертой стадии, где новшества преобразуют­ся в нововведения, очевидно проявляются различия между видами инноваций. Для продуктовых инноваций данная стадия предполагает изготовление опытного об­разца. При создании технологических инноваций прово­дятся испытания изменений процесса производства продукции, а в рамках организационно-управленческой инновации создаются новые формы управления.

Пятая стадия является общей для всех видов инно­ваций. Здесь происходит доработка продукции или кор­ректировка нового процесса на основании результатов четвертой стадии.

Если в ходе анализа полученных результатов при­нимается решение о кардинальном изменении созда­ваемой инновации, то потребуется возврат на третью стадию инновационного цикла.

Четвертый этап «Производство, внедрение» вы­полняется, когда инновационный продукт (технология) полностью удовлетворяет требованиям системы ме­неджмента качества.

Для продуктовых инноваций шестая стадия пред­полагает массовое производство новой продукции, а для процессных инноваций внедрение. При этом технологические инновации начинают применяться в производстве продукции, а организационно-управ­ленческие в процессах управления производствен­ной деятельностью.

Седьмая стадия предполагает для продуктовых ин­новаций оформление товарного продукта или марки, а для процессных инноваций оформление интеллекту­альной собственности на полученную технологию с по­следующей реализацией лицензии на инновацию.

Пятый этап «Диффузия» завершает весь инно­вационный цикл и разделяется на три стадии, общие для всех видов инноваций. Выход и распространение инновации на рынке осуществляется на восьмой ста­дии, что связано с проведением ряда рекламных и мар­кетинговых мероприятий для возможно большего охва­та рынка.

На девятой стадии, в ходе практического использо­вания покупателями инновации, путем опроса определя­ется потребность в улучшении продукции или техноло­гии. «По результатам анализа полученной в ходе опроса информации может быть принято решение о создании улучшающей инновации, которая в дальнейшем будет востребована на рынке. В случае решения о создании улучшающей инновации происходит возврат на вторую стадию инновационного цикла, с которой и начинается новый инновационный проект» [4].

Последняя, десятая, стадия обнаруживает времен­ный характер инновации. В процессе использования, ин­новация постепенно трансформируется в продукт мас­сового потребления или повсеместно используемую технологию, а далее, когда спрос на продукцию падает, а технология замещается более эффективной, происхо­дит окончательный отказ от инновации.

Считаем необходимым дать здесь определение полного и частичного инновационного цикла.

Полный инновационный цикл охватывает все ста­дии инновационного процесса от проведения фунда­ментальных научных исследований до устаревания ин­новации и отказа от производства и реализации про­дукции.

Частичный инновационный цикл охватывает лишь те стадии цикла, которые необходимы для достижения запланированных результатов инновационного процес­са. Поэтому в зависимости от поставленных задач и объема, выделяемых на инновационную деятельность ресурсов, может осуществляться полный или частичный инновационный цикл.

Предлагаемая модель позволяет структурировать выполнение инновационных проектов при их планиро­вании. «Перед началом инновационного процесса необ­ходимо:

составить календарные планы работ с распреде­лением по стадиям необходимых ресурсов (человече­ских, материальных, финансовых);

рассчитать риски выполнения проекта (с оптими­стичным и пессимистичным прогнозом);

составить сетевой график работ для оптимизации использования оборудования и персонала при выпол­нении проекта» [17].

В ходе инновационного процесса, когда запущено несколько инновационных проектов, необходимо соби­рать информацию о сроках выполнения работ, исполь­зовании ресурсов, в соответствии с запланированными показателями о характеристике получаемых результа­тов в сравнении с ожидаемыми, а в случае необходимо­сти пересчитывать показатели рискованности проек­та. Такая информация будет способствовать принятию обоснованного управленческого решения о модифика­ции схемы инновационного цикла на основе предложен­ной модели.

Стратегия инновационного развития для совершенствования управления промышленными предприятиями

Важным аспектом управления инновационной деятельностью предприятия является планирование инноваций, которое позволяет не только прогнозировать перспективные результаты инновационной деятельности, но и привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы, поскольку для инвестора одним из главных параметров является привлекательный и четко обоснованный инвестиционный план.

«Несмотря на положительные стороны структурирования промышленности страны, отраслевой принцип организационно усложняет процесс финансово-экономического оздоровления предприятий. Регионально-отраслевое структурирование препятствует диверсификации производства, эффективному использованию мощностей, человеческого и финансового потенциалов, затрудняет распространение новых знаний и технологических решений» [6].

Инновационная деятельность характеризуется длительным процессом внедрения инноваций и еще более длительными последствиями от их внедрения, поэтому стратегическое «управление инновационной деятельностью является необходимым для успешного развития предприятия в долгосрочной перспективе» [2].

При формировании инновационной стратегии развития предприятия важно определить структуру целей продуктовых и технологических инноваций, что определяет тенденции развития предприятия на длительную перспективу. Более того, любые стратегические плановые решения невозможны без предварительного исследования возможных продуктовых и технологических инноваций.

Одной из главных причин повышенного внимания современных промышленных предприятий к технологическим инновациям является износ основных фондов, в результате чего исчерпаны возможности совершенствования многих базисных видов технологии, продукции, ощущается дефицит энергетических, сырьевых и финансовых ресурсов. В значительной степени уменьшилась степень воздействия на потребителя, в отечественной и международной конкуренции возросла роль ценового фактора за счет научно-технического. Новые подходы к специализации региона заключаются в следующем:

I. «Прогнозирование перспектив экономического развития отраслей специализации региона. Анализ текущего состояния отрасли и прогноз перспектив развития является отправной точкой при разработке экономической политики ее реформирования. В этой связи применение методик традиционного финансово-экономического анализа для характеристики целого сектора становится затруднительным, поскольку они используются преимущественно к предприятиям» [6].

II. «Выбор перечня отраслей специализации региона исходя из конкурентных преимуществ высокого порядка. Основой стратегии региона, а в ее рамках и ассортиментной политики в рамках конкретных отраслей, должна стать реализация мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности выбранной приоритетной номенклатуры специализации» [6].

III. «Выбор приоритетной номенклатуры специализации для каждой из выбранных отраслей. После того, как регион четко определится с перечнем тех отраслей, на которых он в долгосрочном плане будет специализироваться, возникает вопрос о выборе номенклатуры его специализации» [6].

IV. «Организация внутренней производственной инфраструктуры, основанной на выбранных услугах специализации региона. Наряду с продукцией целесообразно проработать перечень услуг, на которых регион будет специализироваться» [6].

Потребность в продуктово-технологических инновациях зарождается в большинстве случаев внутри самой организации. Она стимулируется увеличением спроса на новую продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов.

При этом продуктовые инновации могут основываться как на технологических, так и реализоваться обособленно от них. Как правило, «такие улучшающие продуктовые инновации выгодны вследствие быстрого влияния на конкурентоспособность и экономические показатели организации и мотивируются необходимостью снижения цен и повышения качества продукции» [11].

В результате таких инноваций повышается производительность труда, так как обеспечивается снижение производственных затрат, и наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, обладающие более высокой долей рынка.

Стратегия инновационного развития предприятия – это комплексная программа действий предприятия по реализации его миссии и целей, основанная на постоянном выявлении, отборе и реализации необходимых инноваций для обеспечения его устойчивого развития на рынке.

Существует ряд факторов, «определяющих стратегию инновационного развития:

– макроэкономические: изменение экономики страны в целом, изменение потребительского спроса, динамика инфляции, меры государственного регулирования;

– микроэкономические: инновационный потенциал предприятия, инвестиционный потенциал предприятия, жизненный цикл товаров, квалификация персонала;

– рыночные: тенденции изменения отечественного и мирового рынка, тенденции развития отдельных отраслей, рыночная позиция предприятия, уровень конкуренции» [20].

Инновационное развитие является наиболее успешным, если охватывает все сферы деятельности предприятия: управление, производство, маркетинг, финансы и т.д. При этом оно может быть организовано в качестве комплекса работ, представленных в виде отдельных инвестиционных проектов в каждой сфере.

Таким образом, «формируется комплексный подход к формированию непрерывного и устойчивого роста производства и повышению эффективности деятельности предприятия» [16].

Важно определить место инновационной стратегии в деятельности компании. С точки зрения иерархического подхода к формированию корпоративной стратегии можно предположить, что инновационная стратегия является составной частью общей корпоративной стратегии и ориентирована на достижение общих целей; при этом она имеет собственный инструментарий, который позволяет достигать цели, используя особые приемы и методы.

Такой подход относит инновационную стратегию компании к числу функциональных стратегий. Под функциональной стратегией понимается система правил для конкретной функциональной области деятельности компании. Определяя способы и необходимые ресурсы для достижения корпоративных целей, функциональные стратегии обеспечивают реализацию корпоративной стратегии. В рамках концепции, основанной на иерархии стратегий, функциональные стратегии не формулируют собственные цели, а вытекают из более широкой корпоративной стратегии.

Таким образом, инновационная стратегия должна позволять специфицировать конкретные корпоративные цели, для достижения которых необходим инструментарий работы с новшествами, а также выявлять ресурсы, необходимые для достижения этих целей, и создавать (поддерживать существующие) паттерны работы с новшествами.

Проанализируем распространенные в литературе определения инновационной стратегии.

Прежде всего, отметим распространенность взгляда на инновационную стратегию, который фактически смешивает понятия инновационной и корпоративной стратегий, например: «Необходимость в стратегии инноваций возникает в основном при внезапных изменениях во внешней среде предприятия (организации, объединения). К таким изменениям относятся:

– насыщение рынка и снижение спроса;

– радикальные изменения в технике и технологии производства;

– диверсификация производства и как следствие – расширение рыночного ассортимента нововведений;

– появление на рынке принципиальных новшеств;

– угроза новых конкурентов» [21].

Аналогичных взглядов придерживаются и многие зарубежные авторы. Основываясь, очевидно, на тезисе о взаимосвязи корпоративной и инновационной стратегий, в некоторых случаях авторы вольно или невольно объединяют эти понятия. Такой подход явно противоречит полученным выше выводам, и согласиться с ним довольно сложно.

Другая крайность в определении инновационной стратегии состоит в использовании различных крайне расплывчатых дефиниций.

Например: «модель поведения компании в рыночных условиях» или «это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей» [9].

Есть и такие определения инновационной стратегии: «стратегия использования нововведений, основанная на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном совершенствовании всех факторов производства», «совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет внедрения инноваций» [10].

Некоторые из этих определений, безусловно, содержат рациональные идеи, но, к сожалению, не позволяют понять, как с помощью инструментария инновационной деятельности можно получить ответы на вопросы, возникающие при формировании стратегии.

Кроме того, «несмотря на различия определений, модели действий и пути достижения целей чаще всего сводятся к типам инновационного поведения и классификации одномерных моделей, по сложности не соответствующих инновационным процессам в современной компании» [19].

Рассмотрим наиболее часто используемые типологии и классификации инновационных стратегий. Так, «наиболее часто авторы классифицируют инновационные стратегии следующим образом: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.» [1].

Под наступательной понимается инновационная стратегия с высоким уровнем риска и эффективностью, которая ориентируется на передовые исследования и разработки.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. Промежуточная стратегия ориентирована на специализацию в наименее конкурентных сегментах на существующих рынках. Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование разработок, выполненных другими организациями. При имитационной стратегии предприятия используют выпущенные на рынок чужие новшества (продуктовые, технологические, управленческие), несколько усовершенствованные и модернизированные.

Разбойничья стратегия строится на создании продуктов, существенно улучшающих технико-эксплуатационные параметры изделий. Распространение принципиальных новшеств, способствует уменьшению долей рынка уже действующих игроков.

Очевидно, что на практике редко можно встретить реализацию этих моделей в «чистом» виде, скорее, это будет комбинация таких или иных моделей. Кроме того необходимо отметить, что в такой интерпретации инновационные стратегии не соответствуют понятию стратегии как таковой. Поэтому представленные выше «инновационные стратегии» на самом деле таковыми не являются.

Также в литературе утверждается, что «инновационные стратегии зависят от типа стратегического конкурентного инновационного поведения компаний» [14]. При этом чаще всего используется конкретная классификация конкурентных стратегий без каких-либо объяснений, как на ее основе разработать инновационную стратегию.

Ключевой задачей инновационной стратегии фирмы должна стать разработка модели поиска, адаптации и внедрения новшеств, создающих устойчивый поток инноваций, которые обеспечивают получение конкурентные преимуществ и достижение стратегических целей фирмы.

Таким образом, инновационные технологии играют ведущую роль в достижении главной цели предприятия – получение максимальной прибыли.

Можно утверждать, что инновационная деятельность – это своего рода уникальный вид деятельности, включающий научно-исследовательские, производственные, инвестиционные, финансовые и эксплуатационные виды деятельности. Она простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений научно-производственных и потребителей.

Для того чтобы реализовать инновации, необходимы денежные средства, направляемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или иного полезного результата. Именно поэтому инновационная и инвестиционная деятельность объединяется единством стратегических целей.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Инновация выполняет следующие три функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Для предпринимателя, чтобы получить прибыль необходимо внедрить новые инновации; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

В современной литературе нет единства понятий жизненного цикла инновации и инновационных этапов. Как правило, используются различные варианты моде­лей инновационных циклов.

Рассмотренная модель инновационного цикла, которая учитывает разделение инноваций по основным типам (продуктовые, процес­сные) и представляет основные виды процессных инно­ваций – технологические и организационно-управлен­ческие и включает пять основных этапов (от исследования до диффузии), и десять ста­дий инновационного цикла – от фундаментальных на­учных исследований до устаревания инновации. Эта модель отражает трансформацию результатов инно­вационного процесса от получения новых знаний до от­каза от инновации, и демонстрирует как общность циклического процесса для различных видов инноваций, так и отличия.

Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях – это образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука – производство – конечный потребитель».

Для удовлетворения требований потребителей и общества организации необходимо развиваться. Для перспективного развития требуется внедрение инноваций, которыми необходимо управлять.

В современном мире постоянных изменений предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность.

Наиболее чувствительной частью организации, на которой чаще всего отражаются последствия принимаемых решений в части внедрения инноваций, являются люди. Несмотря на важность перемен, многие люди отвергают их. Они боятся перемен и противостоят им, потому что перемены ставят под угрозу привычные идеи и мнения. При поведении изменений особое внимание необходимо уделять именно преодолению подобного сопротивления, используя и комбинируя различные методы.

Управление инновациями осуществляется поэтапно: начиная с планирования и заканчивая контролем эффективности. Недостатком планирования инноваций можно назвать отсутствие программ.

Компания стремится внедрять самые современные технологии производства, способствующие повышению уровня социально-экономического развития регионов. Такой подход позволяет коллективу компании осознать вклад каждого сотрудника в развитие, содействует переходу на новый уровень качества жизни людей, что является серьезным мотивирующим фактором.

Среди методов государственного воздействия на различные стороны обеспечения роста производственной сферы региона следует отметить также «применение программно-целевого метода планирования и управления, включающего разработку и реализацию программ развития производства и его инфраструктуры для решения первоочередных задач социально-экономической политики Российской федерации РФ м его субъектов» [3].

При планировании следует учитывать также «все возрастающие темпы использования составляющих производственной инфраструктуры, позволяющие обеспечить перспективный рост товаров и услуг» [3].

В контексте вышесказанного следует рассмотреть стратегические задачи государственной политики в области развития производственной инфраструктуры региона и намеченные меры по стимулированию всех участников региона и намечаемые меры по стимулированию всех участников социально-экономических процессов в повышении эффективности использования инфраструктурных услуг на перспективу.


Источники:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. – СПб.: Питер, 2007. – с. 87.
2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - с. 142.
3. Вартанова М.Л. Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации общественного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. № 1.
4. Волостников И.Ю. Основные этапы инновационного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 101. – 2011. - С. 71.
5. Давтян М.А., Щербакова Т С., Карзанова И.В., Зайнулин С.Б., Самусева Т.В. Экономика инновационной деятельности предприятия: учебное пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2014. – с. 19.
6. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности / Дохолян С.В. // Российское предпринимательство. - 2008. № 8-2. С. 130-134.
7. Дохолян С.В. Газимагомедов. Внутрифирменное планирование на промышленных предприятиях. / С.В. Дохолян, С.М. Газимагомедов. – Махачкала: Изд-во ДГУ. - 2007.
8. Дохолян С.В., Петросянц В.З.Региональные интегрированные корпоративные структуры // С.В. Дохолян, В.З. Петросянц – М: Наука, 2007. – 292 с.
9. Гомелько Т.В., Лазарева Т.В. Особенности инновационных стратегий на предприятиях пищевой промышленности // Транспортное дело России. - 2012. - № 6-1. - С. 155.
10. Григорьева О.В. Подходы к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства на основе стратегии инновационного роста // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2013. - № 34. - С. 220.
11. Жариков Р.В. Стратегия развития организационных структур инновационного управления промышленным предприятием // Организатор производства. - 2013. - № 2 (57). - С. 52.
12. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инно¬вационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2011. - с. 58.
13. Инновационный менеджмент / под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: Инфра-М, 2010. - с. 43.
14. Конкурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен. 2008. – с. 85.
15. Кучко Е.Е. «Жизненный цикл» инновационного процесса: этапы и особенности реализации // Философия и социальные науки: Научный журнал. – 2011. - № 3. – С. 74.
16. Марков А.К. Инновационные стратегия предприятий в условиях конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 2. - С. 45.
17. Мироненков К.Н. Понятие инновационного цикла и его использование в управлении инновационной деятельностью организации // Корпоративный менеджмент. - 2011. - №6. - С. 95.
18. Мироненков К.Н. Понятие инновационного цикла и его использование в управлении инновационной деятельностью организации // Корпоративный менеджмент. - 2011. - № 6. - С. 96.
19. Уткин Э.В. Инновационный менеджмент / Э.В. Уткин, Н.И. Морозова. – М.: Акалис, 2010. – с. 96.
20. Цомаева И.В. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия // Регион: Экономика и Социология. - 2011. - № 1. - С. 271.
21. Чумаков В. Стратегия инновационного развития // В мире науки. - 2013. - № 6. - С. 23.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 23:00:07