Понятие «синергия» и «синергический эффект»: семантический и эволюционный аспекты
Иванов Д.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 49
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 20 (Октябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В фокусе исследования – вопрос возникновения и развития понятия «синергия». Выявлены смысловые различия понятий «синергия», «синергетика», «синергизм». В историческом контексте представлены различные определения понятий «синергия» и «синергический эффект». Дана критика подходов к пониманию сущности синергии и синергического эффекта в существующих работах отечественных и зарубежных исследователей. Предложены авторские определения этих понятий, основанные на изучении их семантики и результатов реализации сделок M&A на практике.
Ключевые слова: синергия, синергический эффект, синергетика, синергизм, M&A
JEL-классификация: A13, G34, B21
Источники:
2. Бюллетень № 1 альманаха «В защиту науки» Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. – М: Наука, 2009.
3. Грязнова М.А., Федотова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 736 c.
4. Губин В. Б. О методологии лженауки. – М.: ПАИМС, 2011. – 172 с.
5. Дружинин А.В., Давыденко О.А., Нимков Д.А. Оценка синергетического эффекта в деятельности предприятия // Коммунальное хозяйство городов (Научно-технический сборник). – 2006. – № 68. – С. 272-276.
6. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
7. Иванов А.Е. Как поймать синергию за хвост // Финансы. – 2011. – № 19. – С. 16–21.
8. Кузьмичев А. Каждому – свое // Управление компанией. – 2003. – № 11. – С. 6-9.
9. Лапшин П.П., Хачатуров А.Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 2. – С. 21-30.
10. Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебник. – М.: Магистр, 2007. – 383 с.
11. Ловчиновский П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и странах с переходной экономикой // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 1. – С. 67-72.
12. Менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, А.В. Игнатова, М.А. Комаров [и др.]. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 343 с.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
14. Тихомиров Д.В. Оценка стоимости компаний при слияниях и поглощениях. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2009. – C. 120.
15. Фёдорова Е.С. Оценка стоимости публичных компаний в процессе слияния на российском рынке // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 6. – С. 46–55.
16. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.
17. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 1341 с.
18. Гранди Т. Рост бизнеса. Как создать стратегию; обеспечивающую сбалансированный: рост и развитие компании. – М: Эксмо, 2007. – 288 с.
19. Грегори А. Стратегическая оценка компаний. – М.: Квинто-Консалтинг, 2003. – С. 165-166.
20. Кристофферсон С. Проклятие победителя: ошибки слияний // Вестник МсKinsey. – 2009. – № 1.
21. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М: Альпина Бизнес Бук, 2005. – 246 с.
22. Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. – М: Альпина Бизнес Бук, 2004. – 332 с.
23. Ansoff I. Corporate Strategy. – New York: McGraw-Hill, 1965.
24. Dunglison R. Medical Lexicon: A Dictionary of Medical Science. – Philadelphia: Blanchard and Lea, 1853. – P. 835.
25. Gaughan P.A. Mergers, acquisitions, and corporate restructurings. – New York: Wiley, 1996. – P. 265.
26. Gupta O., Roos G. Mergers and acquisitions through an intellectual capital perspective // Journal of Intellectual Capital. – 2001. – Vol. 2. – № 3. –P. 297-309.
27. The Oxford Dictionary of English Etymology. – Oxford: Oxford University Press, 1966. – P. 546.
28. Straub T. Reasons for frequent failure in Mergers and Acquisitions: A comprehensive analysis. – Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag (DUV), Gabler Edition Wissenschaft, 2007. – P. 12.
29. Ward L. F. Glimpses of the Cosmos. Volume VI: 1897–1912. – New York: G. P. Putnam's Sons, 1918. – P. 358.
30. Werth M. The Joy of Life: The Idyllic in French Art, circa 1900. – Berkeley: University of California Press, 2002. – P. 5.
31. 2016 M&A Report [Electronic resource] // WilmerHale. – 2016. – Mode of access: https://www.wilmerhale.com/uploadedFiles/Shared_Content/Editorial/Publications/Documents/2016-WilmerHale-MA-Report.pdf
32. 2015 M&A Outlook: Survey Report [Electronic resource] // KPMG. – 2015. – Mode of access: http://www.execed.kpmg.com/content/PDF/kpmg-ma-outlook-2015-web.pdf
33. Synergy [Electronic resource] // Google trends. – Режим доступа: https://www.google.ru/trends/explore?q=synergy
34. M&A [Electronic resource] // Google trends. – Режим доступа: https://www.google.ru/trends/explore?q=M%26A
35. Synergy [Electronic resource] // Google Scholar. – Mode of access: https://scholar.google.ru/scholar?q=synergy
36. Synergy bussines [Electronic resource] // Google Scholar. – Mode of access: https://scholar.google.ru/scholar?q=synergy+bussines
37. Синергия [Electronic resource] // Google Scholar. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/scholar?q=синергия
Страница обновлена: 06.08.2025 в 02:37:14
Download PDF | Downloads: 49
Concepts of «synergy» and «the synergic effect»: semantic and evolutionary aspects
Ivanov D.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 20 (October 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The study focuses on the issue of emergence and development of the concept of “synergy”. Semantic differences between concepts of “synergy”, “synergetics”, “synergism” are determined. Different definitions of concepts of “synergy” and “the synergic effect” are represented within the historical context. The critics of approaches to the understanding of the essence of synergy and the synergic effects in existing studies of Russian and foreign researchers is given. The author's definitions of these concepts are suggested that are based on the study of their semantics and results from implementation of M&A transactions in practice.
Keywords: synergy, synergetics, synergic effect, synergism, M&A
JEL-classification: A13, G34, B21
