Требования современной экономики к формированию интеллектуальных ресурсов предприятия

Баранов В.В., Зайцев А.В., Крафт Й.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838136
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается влияние изменений макроэкономической среды на формирование интеллектуальных ресурсов. Выявлены основные требования, предъявляемые к подготовке персонала современного предприятия.

Ключевые слова: управление персоналом, подготовка персонала, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные ресурсы предприятия, изменения макроэкономической среды



Большинство мировых экономик вошло в XXI в. в условиях увеличивающихся политических и социально-экономических взаимосвязей, усиливающейся конкуренции и растущих социальных ожиданий мирового сообщества. В современных условиях развитие любой национальной экономики неразрывно связано с формированием глобальных рынков различных видов ресурсов. В инновационной экономике, являющейся экономикой знаний, особое значение приобретает формирование интеллектуальных ресурсов.

Современная экономика характеризуется рядом особенностей, оказывающих существенное влияние на динамику развития мирового сообщества. Основными из этих особенностей являются [8]:

  • глобализация и интернационализация, охватывающие практически все сферы общественной, политической, социально-экономической и культурной жизни общества;

  • постоянно повышающаяся роль научного и технологического прогресса, превосходство интеллектуального и информационного общества над стандартами индустриального общества, интенсификация процессов автоматизации, в том числе роботизация производственных процессов и возрастающая экспансия информационных технологий;

  • существенные изменения жизненного стиля и ценностей общества, характеризующиеся повышением индивидуализации личности, увеличением ее творческой активности. Возрастающий спрос на коммуникационное оборудование, обусловленный тотальной информатизацией общества и дающий возможность эффективно организовать совместную деятельность людей, удаленных друг от друга на тысячи километров;

  • влияние международных процессов стандартизации и унификации в отраслях национальных инновационных приоритетов и в образовательной системе на жизнь каждого человека, а также на общество в целом. В конечном итоге это приводит к изменению экономических, политических, социальных, культурных и других условий жизни.
  • Перечисленные особенности являются неотъемлемыми факторами внешней и внутренней среды современной экономической формации и оказывают существенное воздействие на процессы функционирования как субъектов предпринимательской деятельности, так и на социальное развитие общества в целом.

    В период глобализации национальные экономики, равно как и каждый их субъект, сталкиваются с необходимостью решения задачи выживания в условиях растущей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В этой ситуации важным фактором конкурентоспособности становится разработка и реализация инновационных стратегий. Однако эти стратегии по своей сущности являются затратными, характеризуются высоким уровнем неопределенности и риска, а это приводит к привлечению значительного объема различных видов ресурсов.

    Национальная экономика в целом и ее предпринимательские субъекты в эпоху постиндустриального развития могут достигнуть поставленных целей и быть успешными при условии, что они будут обладать достаточным креативным потенциалом, который зависит, прежде всего, от качества их интеллектуального ресурса. Этот ресурс формируется и совершенствуется путем государственных и частных инвестиций в образование на основе разработанных стратегий развития системы образования. Динамика развития рыночной экономики приводит к быстрому появлению новых требований к знаниям, умениям и навыкам с учетом социально-экономического развития общества. Поэтому в постиндустриальной экономике возрастает роль высшего учебного заведения в формировании интеллектуальных ресурсов общества.

    Переход на инновационные факторы развития затрагивает все элементы экономической системы. Например, у образовательного учреждения возникает необходимость оперативного реагирования на изменяющиеся экономические и социальные потребности общества, повышения экономической эффективности и развития тесного сотрудничества с различными субъектами рынка, включая государственные и региональные органы управления, предпринимательские структуры и т.д. Необходимость приближения образовательных стандартов к потребностям работодателя и общества, а также повышения качества образования всех уровней становится новым вызовом для системы образования. Это требует от учебных заведений осуществления миссии по созданию инновационных программ обучения, формирования предложений по обновлению образовательных стандартов, проведения реформ в области управления образовательной системой с целью улучшения качества образования и повышения уровня компетентности, знаний выпускников образовательных учреждений [4].

    Для определения приоритетных мер развития образования и эффективной его адаптации к изменяющимся потребностям экономики необходимо объединить усилия различных участников образовательного процесса. Для этого целесообразно создавать рабочие группы из представителей министерств, экспертов в области образовательной политики, руководителей и ведущих преподавателей высших учебных заведений, а также представителей национальных агентств обеспечения качества образования, студенческих союзов и работодателей [4].

    Высокая квалификация будущих специалистов обеспечивается не только качеством образовательного процесса, но и зависит от глубины сотрудничества высших учебных заведений с субъектами предпринимательской деятельности, а также с региональными и муниципальными органами управления. Представление предприятий о необходимых требованиях, предъявляемых к знаниям и навыкам будущих специалистов, должно формироваться на основе сотрудничества образовательных учреждений и субъектов предпринимательской деятельности в процессе совместного решения научных и практических задач. Это предполагает, что учебные заведения должны быть ориентированны на подготовку специалистов-практиков с высоким уровнем теоретической подготовки, что достигается на основе партнерства образовательных учреждений и предприятий.

    Сотрудничество между учебными заведениями и заинтересованными сторонами также должно быть направлено на поиск новых подходов совершенствования системы образования и интеграции его с корпоративным обучением с целью приведения учебного процесса в соответствие с потребностями работодателя и выпускников образовательных учреждений. Результаты такого партнерства и сотрудничества могут воплощаться в программах и учебных планах образовательных учреждений, конкурентных стратегиях субъектов предпринимательства, а также в стратегических программах и бизнес-планах развития регионов.

    Таким образом, создаются стратегические программы, которые становятся базисом формирования интеллектуальных ресурсов постиндустриального общества в целом. Интеллектуальный ресурс предприятия формируется не только на основе привлечения молодых специалистов с высшим образованием, подготовленных на базе этих разработанных программ, адаптированных к изменениям потребностей инновационной экономики, но также на основе совершенствования знаний и навыков уже работающего персонала, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия.

    Социально-экономическое развитие постиндустриального общества основано на активизации инновационных факторов, развитии высокотехнологичных производств с высоким уровнем наукоемкости выпускаемой продукции и используемых технологий. Все это привело к изменению парадигмы образования. В постиндустриальном обществе возникла необходимость обеспечения непрерывности образования. Это касается и непрерывного обучения персонала предприятия на протяжении всей его трудовой деятельности. Переход к инновационной экономике предопределяет перемены общества в области образования как с точки зрения макроуровня, так и с точки зрения личности – участника образовательного процесса. Система непрерывного образования в экономике знаний предполагает, что современный персонал предприятия должен быть включен в непрерывный цикл обучения, повышения квалификации и переподготовки в течение всего периода активной жизни.

    Задачу непрерывного обучения личности целесообразно решать с помощью интеграции инновационных методов обучения в практическую деятельность организации на основе ее сотрудничества или партнерства с образовательными учреждениями. Такая интеграция позволит создавать инновационные программы обучения, отражающие процессы коммерциализации научно-технических достижений, происходящие на предприятиях в различных секторах экономики. В этой связи, приоритетной задачей учебных заведений будет активизация их участия в социально-экономическом развитии регионов, укрепление региональных связей образовательных учреждений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию научно-учебно-производственных центров профессиональных квалификаций и т.д. [2, 5]. Учебными заведениями совместно с промышленными и бизнес-кругами, а также другими заинтересованными сторонами должны разрабатываться практические рекомендации, методики и программы специально для обучения работающего персонала, создаваться возможности для обмена опытом и лучшими практиками.

    При формировании стратегии развития, основанной на совершенствовании учебного процесса, образовательные учреждения должны учитывать ожидания субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов управления в области подготовки специалистов. В современных условиях выпускники учебных заведений должны быть способны к быстрой адаптации в новой производственной среде, а также обладать навыками разработки программ инновационного развития предприятия и региона и т.д. Взаимное сотрудничество образовательных учреждений, регионов и предприятий, ориентированное на совместные научные исследования, на решение практических задач, способствующих эффективному развитию предприятия и региона, будет являться залогом формирования интеллектуальных ресурсов, необходимых новой формации субъектов предпринимательской деятельности и инновационной экономики в целом.

    Одной из проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России и Восточной Европы, является нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. Ситуация осложняется тем, что в Восточной Европе и России пока еще существует относительно большая группа предприятий и регионов, которые не имеют решимости создавать такое сотрудничество и совместные команды всех заинтересованных сторон с целью формирования интеллектуальных ресурсов для решения вопросов регионального развития и развития собственного бизнеса совместно с учебными заведениями. Однако данный подход в интересах всех субъектов должен меняться, поскольку создание такого взаимного сотрудничества и формирование тесных партнерских связей обеспечат возникновение инновационного потенциала интеллектуальных ресурсов, которые будут вовлечены в социально-экономическое развитие регионов и в повышение конкурентоспособности предприятия.

    Большинство современных предприятий промышленно-развитых стран и органы государственной власти проявляют повышенное внимание к сфере высшего образования и предъявляют высокие требования к выпускникам учебных заведений и молодым специалистам. Это обусловлено формированием нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях, в которой знания, умения и навыки, а также ноу-хау приобретают доминирующее значение для роста общественного и личного благосостояния.

    В новой экономической ситуации перед образованием стоит задача подготовки специалистов, способных выполнять не только научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, но и обеспечивать их коммерциализацию. Для этого специалисты должны обладать креативным мышлением, уметь управлять процессами создания и коммерциализации различных объектов интеллектуальной собственности. Формирование интеллектуального потенциала будущих специалистов должно начинаться с первых курсов учебного заведения. Такой подход к построению образовательного процесса дает возможность эволюционно формировать профессионального специалиста, сочетающего в себе высокий уровень теоретической подготовки и практических навыков. Подготовленный таким образом молодой специалист будет нацелен на постоянное совершенствование своих знаний, умений и навыков. Это важно, т.к. в современной экономике обучаемость и творческая активность являются факторами, способствующими не только карьерному росту специалиста, но и повышению эффективности и конкурентоспособности предприятия. В этой ситуации рост конкурентоспособности обеспечивается за счет эффективной реализации интеллектуального потенциала персонала предприятия, в первую очередь молодых специалистов, часто выступающих в роли генератора различных новаций. Кроме того, возрастание деловой активности персонала, его творческий подход к решению поставленных задач приводит к появлению у предприятия дополнительных интеллектуальных активов, что обеспечивает рост рыночной стоимости предприятия.

    Современный этап развития общества, переход на инновационные факторы развития, формирование экономики знаний диктует новые задачи в области подготовки не только менеджеров и экономистов, но и специалистов инженерных специальностей для инновационного общества. Эти задачи заключаются в формировании у студентов креативного подхода к процессам формулирования, конструирования и реализации инженерных решений инновационных проектов, выбор наилучшей альтернативы. Будущий специалист должен обладать способностью к управлению и лидерству в инженерных разработках, определять и создавать организационные формы реализации проекта и т.д. Выпускники инженерных специальностей также должны владеть аналитическими методами оценки эффективности проектов, и самое важное - обладать навыками проектного управления в условиях неопределенности [1].

    В постиндустриальной экономике возрастает роль компетенций персонала не только в сферах выполнения научных исследований и конструкторско-технологических разработок, логистики, но и в таких специальных областях как управленческий учет, бюджетирование, финансовая диагностика, маркетинг, создание системы менеджмента качества и т.д. Поэтому в переходный период к экономике инноваций важно, чтобы образовательные учреждения предоставляли широкий спектр программ, позволяющих получить и совершенствовать знания, а также приобрести практические навыки в различных областях экономики и менеджмента. Это необходимо для осуществления гармонизации требований рыночной экономики, предприятий и сферы образования, позволяющей непрерывно актуализировать программы обучения и достигать необходимых результатов профессионального образования.


    Источники:

    1. Баранов В.В., Зайцев А.В. Креативный подход к реализации инвестиционных проектов в условиях преобразования компании в
    холдинговую структуру // Креативная экономика. – 2008. – № 8. – С. 91-96.
    2. Волков А.Е., Климов А.А. Квалификационный капитал и развитие системы непрерывного образования в России. В кн.: Квалификационные стандарты и структуры в экономике и образовании / Под ред. А.Е. Волкова, А.А. Климова – М. : Дело, 2008.
    – С.7-19.
    3. Машукова Н.Д. Структура профессионального стандарта и методика его разработки. В кн.: Квалификационные стандарты и структуры в экономике и образовании / Под ред. А.Е. Волкова, А.А. Климова – М. : Дело, 2008. - С. 37-60.
    4. Международная конференция «Роль высшего образования в развитии общества знания» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Институт международных организаций и международного сотрудничества
    Государственного университета – Высшей школы экономики (Москва). – 2008. – № 3 (18).

    Страница обновлена: 22.09.2024 в 15:04:45