Возродим науку в нашем городе
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В середине февраля состоялась научно-практическая конференция “Наукоград в Петродворце: потенциал и реальные возможности”. Она вызвала большой интерес и резонанс в городе, так как организаторы конференции поставили на первое место приоритет развития науки, а не финансовых рынков, торговли, предпринимательства, являющихся потребителями достижений науки, без которых существование последних может быть весьма проблематичным. Инициатором конференции выступила Валентина Николаевна Иванова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, директор научно-исследовательского института региональной экономики и управления экономического факультета С.-Петербургского госуниверситета.
Ключевые слова: наукоград, наука
В середине февраля состоялась научно-практическая конференция “Наукоград в Петродворце: потенциал и реальные возможности”. Она вызвала большой интерес и резонанс в городе, так как организаторы конференции поставили на первое место приоритет развития науки, а не финансовых рынков, торговли, предпринимательства, являющихся потребителями достижений науки, без которых существование последних может быть весьма проблематичным. Инициатором конференции выступила Валентина Николаевна Иванова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, директор научно-исследовательского института региональной экономики и управления экономического факультета С.-Петербургского госуниверситета.
Роль и значение Ленинграда‑Санкт-Петербурга, как крупнейшего исторического и культурного центра нашей страны, общеизвестны. Историко-культурное наследие города признано всей мировой цивилизацией. Однако в тени, особенно последние десять лет, оставалось то, что Северная Столица является важнейшим научно-образовательным центром России. 10% всех работников научно-учебных учреждений страны трудится в Санкт-Петербурге. В свете этого вполне естественно поставить вопрос о необходимости срочного восстановления и развития этой важнейшей доминанты в жизни города, являющейся мощнейшим генератором научных, технических, культурных, образовательных и прочих идей для развития государственных и предпринимательских структур Санкт-Петербурга и России в целом.
Институтом региональной экономики и управления экономического факультета СПбГУ последние четыре года проводились исследования бюджетного потенциала практически всех районов города. Проанализировано финансово-экономическое состояние около 500 предприятий, выявлены “точки роста” районов, образно говоря, сформировано социально-экономическое “ядро города”.
Проведенный анализ и исследования показали, что в “ядро города” до сих пор не включена такая перспективная отрасль, как “Наука и научное обследование” различных объектов, способных приносить предпринимательский эффект их эксплуатации. Среди приоритетных программ нет программы поддержки науки и наукоемких производств. Но сегодня всем понятно, что только они смогут обеспечить реализацию бюджетного потенциала, в том числе и самого города, как одного из важнейших научных и научно-технических центров страны, путем создания конкурентоспособной экономики и тем самым обеспечить сохранение позиции России в числе высокоразвитых стран мира.
При проведении исследований возникло много вопросов. В частности:
‑ Каким образом можно поддержать и обеспечить развитие научных учреждений или ведущих подразделений?
‑ Как продвинуть наукоемкие, или высокие технологии в производство, которое к настоящему времени более, чем на половину находится в частных руках?
‑ Какие возможности должны открыть новые законы о месте и роли развития науки на федеральном уровне?
Учитывая то, что в России имеется много научных градообразующих центров, которые должны стать движущей интеллектуальной силой отечественной экономики, на которую смогут опираться как крупные государственные, так и частные предприятия, Комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке разработал и обеспечил принятие базовых для научной сферы законов: “О статусе наукограда в РФ”, “О науке и государственной научно-технической политике” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
Эти законы заложили правовую основу для государственной поддержки науки, провозгласили ее приоритетным направлением государственной политики. Но, к сожалению, провозгласить – это еще не добиться результата в решении поставленного вопроса. Мы хорошо знаем, как исполняются законы в нашей стране! Для воплощения их в жизнь требуется постоянная, кропотливая и конкретная работа на всех уровнях власти.
Общая картина, складывающаяся сегодня в научной сфере, не вызывает оптимизма. Так, в бюджете 1999 года на науку выделялось около 2% расходной части бюджета, в бюджете 2000 года – 1,8%, а в проекте бюджета на 2001 год – лишь 1,7%. И это тогда, когда в действующем Федеральном Законе “О науке и государственной научно-технической политике” четко указано, что на науку гражданского назначения должно тратиться не менее 4% федерального бюджета.
Не менее важны для науки налоговые льготы. В принятой недавно второй части Налогового кодекса Комитету удалось отстоять льготы для научной сферы по подоходному налогу с физических лиц и по налогу на добавленную стоимость. Теперь предстоит серьезная работа по сохранению налоговых льгот при рассмотрении следующей части налогового кодекса, включающей налогообложение прибыли, недвижимости и земли.
Отстаивая интересы научных организаций по сохранению налоговых льгот, мы не только добиваемся снижения налоговой базы развития территорий, на которых находятся эти организации, мы способствуем тому, что отечественные высококвалифицированные научные кадры будут активными участниками процесса выхода нашей экономики из затянувшегося кризиса, решая, в том числе, и задачи, стоящие перед отечественными предпринимателями. Это особенно ощутимо в городах с высокой концентрацией научных объектов.
Благодаря совместным усилиям двух палат Федерального Собрания в федеральный бюджет на 2000 год удалось внести не предусмотренные Правительством расходы на наукограды. Объем финансирования был утвержден небольшой, всего 15 миллионов рублей. В проекте федерального бюджета на 2001 год уже само Правительство Российской Федерации наметило выделение 65 миллионов рублей субвенций на реализацию программ развития городов как наукоградов Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что для получения статуса наукограда муниципальное образование должно соответствовать достаточно строгим критериям.
Первым, но, к сожалению, единственным муниципальным образованием, которое может претендовать на получение такого статуса в нашем городе является муниципальное образование “Петергоф”, имеющим университетский учебно-научный комплекс. Учитывая научные достижения ученых Санкт-Петербургского государственного университета можно свидетельствовать о том, что Петергоф не только культурный центр мирового значения, но и город науки.
По данным 1999 года объем налогооблагаемой базы Петродворцового района составляет 172 млн. рублей. Определяющую роль (уже сегодня более 48%, или 70 млн. рублей) налогооблагаемой базы создает комплекс научно-образовательных и культурных учреждений Петродворца. В нем занято около 10 тыс. чел. (без учета военных закрытых учебных учреждений). Здесь сосредоточены мощности Военно-транспортного университета, Академии им. Макарова, НИИ №24 Министерства обороны РФ. Возможность наращивания доходной базы бюджета этим комплексом учреждений значительна. Статистика свидетельствует о том, что научно-исследовательский и образовательный комплекс Петродворца – одна из основных точек роста не только района, Юго-Запада, но и Санкт-Петербурга в целом.
Наш город проводит большую работу по государственной поддержке инвестиционных программ и проектов Петродворца. В сформированный пакет инвестиционных проектов включены проекты: “Нижняя дорога”, “Купеческая гавань”, “Фонтаны” и др. Эти проекты предусматривают перспективы развития туристического бизнеса и создания соответствующей инфраструктуры в Петродворцовом районе.
Имеется уникальная возможность создания зоны наибольшего благоприятствования инвестициям, улучшения инвестиционного климата в рамках района за счет реализации еще одного инвестиционного проекта, суть которого в развитии научно-образовательного комплекса в Петродворце.
За счет государственной поддержки и льготного налогообложения в Петродворце возможно получение мультипликативного эффекта от создания наукограда. Он, в частности, проявится через реализацию инвестиционных проектов по развитию социальной инфраструктуры, транспортного, рекреационного и строительного комплексов не только Петродворца, но и прилегающих районов. По итогам 1999 года объем налоговых льгот, в муниципальном образовании “Петергоф”, а соответственно инвестиций из федерального бюджета может быть определен на уровне 25–30 млн. рублей (ежегодно). Это пока укрупненные расчеты. Тем самым удастся сформировать бюджет развития данного района на уровне 30% от объема текущих расходов. И это не мало!
Через 2–3 года появится возможность вывести район на бездотационный уровень развития. Отметим лишь, что это укрупненная оценка финансовых преимуществ, которые может получить Санкт-Петербург и одно из муниципальных образований от реализации проекта “О придании статуса наукограда Петродворцу”.
Что же необходимо сделать в первую очередь?
1) провести детальную экономическую оценку по критериям Правительства РФ;
2) решить проблемы совершенствования законодательства.
Для составления Программы и инвестиционного проекта потребуется:
‑ создать рабочую комиссию или проектную группу;
‑ включить программу и инвестиционный проект в план подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга..
Работа большая и сложная. Мы надеемся, что сегодня настало время решать вопросы развития научной сферы города – стартовой площадки экономического развития нашего города, области и России в целом. Возродим наш город как город науки!
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:35:18