Проблемы развития прорывных технологий, влияющих на экономическую безопасность

Земсков В.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Земсков В.В. Проблемы развития прорывных технологий, влияющих на экономическую безопасность // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 6. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121215.



Введение. В настоящее время глобальная экономика во всех ее проявлениях находится в процессе трансформации [6]. Это касается таких сфер деятельности как, международное сотрудничество, международная кооперация, экспорт и импорт, которые все больше оказывают положительное и отрицательное влияние на процессы трансформации, во-первых, формируются новые вызовы и угрозы, а во-вторых, создают новые возможности для качественного и поступательного развития экономик национальных государств, основным механизмом которого является обеспечение научно-технологического суверенитета с применением современных технологий [10].

Важность и актуальность темы исследования заключается в том, что прорывные технологии всегда выступают базисом любых экономических отношений, возникающих в процессе взаимодействия государства, отраслей экономики, граждан и общества в целом. Именно поэтому исследование проблем развития прорывных технологий является необходимым условием обеспечения экономического успеха страны.

Цель исследования – определить роль прорывных технологий в обеспечении экономической безопасности государства, общества и личности.

Предмет исследования – определение основных проблем прорывных технологий, влияющих на состояние экономической безопасности, указав при этом необходимые решения, принимаемые для их развития.

Задачами исследования являются:

– изучение нормативной базы по развитию прорывных технологий;

– выявление новых вызовов и угроз, влияющих на развитие прорывных технологий в России;

– определение взаимосвязей прорывных технологий и технологического суверенитета страны.

Научной новизной исследования является определение основных характеристик современного состояния прорывных технологий, и обеспечение на этой базе дальнейшее развитие этих технологий с целью достижения научно-технологического суверенитета.

Методы исследования. В качестве основных методов исследования выступили – исторический метод, сравнительный анализ, абстрактно-логический анализ, методы статистического анализа.

Практическая значимость работы заключается в использовании субъектами государственного и корпоративного управления в обеспечении экономической безопасности, за счет внесения корректирующих мероприятий в существующие нормативные документы в части развития прорывных технологий в обеспечении технологического суверенитета страны.

Основная часть. Российские ученые отмечают, что в качестве прорывных технологий нужны технологии с коэффициентом полезного действия свыше 0,62 [4].

Многие эксперты развитие прорывных технологий связывают не новыми научными открытиями, а развитием технологий, позволяющих обеспечивать новый качественный скачок мировой и региональных экономик, а также определить основные тренды развития, способствующих повышению конкурентоспособности национальных экономик, и получение на этой основе устойчивого развития. Хотя, с другой стороны, без научных открытий невозможно обеспечивать развитие прорывных технологий [11].

Например, Массачусетский технологический институт на 2024 год определил десять прорывных технологий, которые, по их мнению, изменят существующий мир и взаимодействие между странами-конкурентами. На первое место Массачусетский технологический институт среди прорывных технологий поставил развитие искусственного интеллекта [15].

Как показывает практика, повсеместно происходит развитие искусственного интеллекта, с его помощью составляются смарт-контракты, выявляются признаки необычных операций, направленных на легализацию (отмыванию) преступных доходов, своевременно замораживаются и блокируются подозрительные финансовые операции, направленные с целью незаконного вывода активов и имущества в юрисдикцию третьих стран. В некоторых российских вузах уже на правовом поле разрешено использовать искусственный интеллект при написании выпускных квалификационных работ с определенным уровнем оригинальности текста. С помощью искусственного интеллекта создаются различные видео и художественные произведения.

Как положительный фактор, искусственный интеллект способствует достижению тех целей, которые соответствуют законодательным требованиям. В России на прорывные технологии возлагаются большие надежды с основным упором на получение нового вида энергии [5; 8].

Здесь, основными негативными факторами, влияющими на использование прорывных технологий для дальнейшего развития экономики, являются:

– технологическая отсталость от развитых стран;

– слабое взаимодействие научного потенциала с реальной экономикой;

– низкий уровень производительности труда;

– высокая энергоемкость производства и т.п.

В чем заключается технологическая отсталость России? За последние 30 лет в России была утеряна технологическая взаимосвязь между отраслями экономики, причем каждая отрасль использовала иностранную технологию без учета стратегических целей развития. На первое место выдвигалось получение корпоративной прибыли как индикатора эффективности хозяйственной деятельности, что привело к деградации государственной промышленной политики, которая должна быть направлена на обеспечение технологического суверенитета, а не импортозамещения в виде приобретения отдельных узлов и агрегатов через механизм параллельного импорта [9].

Технологическую отсталость России можно продемонстрировать на примере импорта нефтегазового оборудования за 2024 год, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1. Доля импорта нефтегазового оборудования

Источник: составлено автором на основании [19].

Как видно из рисунка 1, в I квартале 2024 года наибольшая зависимость от иностранного нефтегазового оборудования приходится на процессы сервиса скважин и СПГ (около 50%), что является негативным фактором. К концу 2024 года, доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли, должна составить 70%.

Слабое взаимодействие научного потенциала с реальной экономикой. В условиях развития экономики знаний, организация научно-исследовательской работы непосредственно в хозяйствующих субъектах, является залогом успеха устойчивого развития. Это объясняется тем, что, во-первых, научно-исследовательская работа направлена на решение конкретных прикладных задач, что способствует ликвидации узких мест в производственном процессе. Во-вторых, научно-исследовательская работа оказывает синергетический эффект на экономику хозяйствующего субъекта, включая повышение престижности предлагаемой технической новизны от аналогичных решений конкурентов, обеспечение эффективности и результативности за счет сокращения издержек производства. Вместе с тем существуют и определенные недостатки научно-исследовательской работы, которые заключаются в том, что эти виды работ носят краткосрочный характер и не согласовываются с ориентирами стратегического планирования страны в целом [16].

Низкий уровень производительности труда. Как известно, производительность труда является основным факторов обеспечения благосостояния населения, оценкой эффективности экономического развития [13]. На рисунке 2 приведена динамика индекса производительности труда в России.

Рисунок 2. Индекс производительности труда в России

Источник: составлено автором на основании [17].

Как видно из рисунка 2, в 2022 году по сравнению с 2015 годом, произошло снижение уровня производительности труда. Но в то же время к концу 2023 года по сравнению с 2015 годом, произошло восстановление уровня производительности труда. При этом произошло увеличение индекса производительности труда в таких отраслях, как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; строительство; транспортировка и хранение. Это объясняется тем, что за время санкционных давлений произошел качественный скачок в развитии отраслей агропромышленного комплекса, опирающийся на внутренние источники развития.

Негативными факторами, повлиявшими на индекс производительности труда, являются:

– отсутствие высокопроизводительной технологии, позволяющей выпускать больше конечной продукции за единицу времени;

– высокая степень износа основных фондов;

– отсутствие мотивации у молодежи на освоение рабочих специальностей и др.

Высокая энергоемкость производства. В условиях санкционного давления западных стран, одним из основных направлений повышения эффективности экономики является снижение энергоемкости производства. Основными индикаторами, позволяющими оценить энергоемкость экономики страны, выступают количество потребленной энергоресурсов и ВВП по паритету покупательной способности [20]. Так, автором рассчитана энергоемкость экономики, которая в 2019 году составила 0,258 кг усл. топл. в 2020 – 0,251, в 2021 – 0,238, что свидетельствует о положительной динамике в части снижения потребления энергоресурсов.

По данным Мирового энергетического агентства (МЭА), по уровню энергоемкости Россия располагается на 136 месте среди 146 стран мира [23].

Результаты. Как уже упоминалось, прорывные технологии могут стать ценным инструментом в обеспечении экономической безопасности. Но при этом надо учитывать и тот фактор, что наши глобальные конкуренты на стоят на месте, поэтому развитие прорывных технологий должно быть обеспечено за счет использования всех имеющихся внутренних источников финансирования в целях повышения уровня и качества жизни населения [12].

Поэтому далее рассмотрим современное состояние прорывных технологий, обеспечивающих экономическую безопасность. В нашей стране были утверждены перспективные и прорывные технологии, которые должны обеспечивать технологический суверенитет нашей страны, в том числе по 9 направлениям и 27 видам технологий [1]. В качестве прорывных технологий отмечено:

– транспортные системы;

– технологии создания высокоскоростных транспортных средств;

– технологии создания транспортной техники нового поколения.

Транспортные системы

Под транспортной системой понимается совокупность используемых в экономике страны транспортной инфраструктуры (систем управления, подъездных путей), транспортных средств, хозяйствующих субъектов для оказания транспортных услуг. Прежде чем рассматривать проблемы транспортной системы, необходимо провести сравнительный анализ достижений транспортной отрасли за прошедшие периоды, т.к. как эффективно работает данная отрасль, во многом, зависят темпы экономического развития, показатели валового внутреннего продукта.

Для сравнения основные показатели работы основных видов транспорта за 2015-2023 годы представлены на рисунках 3-6.

Рисунок 3. Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования

Источник: составлено автором на основании [18].

За анализируемый период наибольшее увеличение эксплуатационных путей сообщения составило по таким видам сообщений:

– длина автомобильных дорог общего пользования – на 95,1 тыс. км или на 6,4%, в том числе с твердым покрытием – на 69,5 тыс. км или на 6,6%;

– протяженность газопроводов – на 9,0 тыс. км или на 5,1%;

– железных дорог - на 0,7 тыс. км или на 0,8%.

В то же время протяженность нефтепроводов сократилась на 2,4 тыс. км или на 12,4%.

Основными причинами сокращения протяженности нефтепроводов являются:

– старение нефтепроводов и вывод из эксплуатации. Более 75% нефтепроводов в России построены более 20 лет назад, нормативный срок которых составляет всего 25 лет. К сведению, нефтепровод «Дружба» построен 57 лет назад, кроме того, в условиях действия специальной военной операции на Украине, не имеет экономического смысла продлевать срок использования данного нефтепровода;

– институт промышленной безопасности в России не отвечает современным вызовам. Наглядным примером является авария от 3 июля 2023 года: из-за проблем на трубопроводе «Нобель-Ойл» на Южно-Ошском нефтяном месторождении часть нефтепродуктов попала в реку Колва. На рисунке 4 представлены данные по грузообороту по видам транспорта.

Рисунок 4. Грузооборот транспорта

Источник: составлено автором на основании [18].

За анализируемый период общий грузооборот транспорта увеличился на 439 млрд. т. км или на 8,6%, в том числе:

– железнодорожный транспорт – на 332 млрд. т. км или на 14,4%;

– автомобильный транспорт – на 136 млрд. т. км или на 55,1%.

Грузооборот по трубопроводному транспорту сократился на 21 млрд. т. км или на 0,9%. Основной причиной снижения грузооборота трубопроводного транспорта является введение санкционных ограничений по поставкам углеводородов в европейские страны со стороны коллективного Запада.

На рисунке 5 показаны перевозки грузов по видам транспорта.

Рисунок 5. Перевезено грузов транспортом

Источник: составлено автором на основании [18].

За анализируемый период общий объем перевозки грузов увеличился на 759 млн. тонн или на 9,6%, в том числе – автомобильный транспорт – на 868 млн. тонн или на 16,2%. В то же время по железнодорожному транспорту произошло снижение объемов перевозки на 94 млн. тонн или на 7,1%, по трубопроводному – на 10 млн. тонн или на 1%.

На рисунке 6 представлены показатели перевозки пассажиров транспортом общего пользования.

Рисунок 6. Перевезено пассажиров транспортом общего пользования

Источник: составлено автором на основании [18].

За анализируемый период общий объем перевозки пассажиров транспортом общего пользования снизился на 8 936 млн. чел. или на 46,8%, в том числе – автобусный транспорт – на 3 417 млн. чел. или на 29,7%. Произошло увеличение объема перевозки пассажиров по железнодорожному транспорту на 183 млн. чел. или на 17,8%.

Как показывают статистические данные, наиболее эффективные результаты своей деятельности показывает автомобильный транспорт. Но по показателю грузооборота – железнодорожный транспорт существенно превосходит автомобильный транспорт.

В нашей стране транспортная система является кровеносной системой экономики. Принимаются нормативно-правовые документы, регламентирующие улучшение качества транспортной деятельности на основе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги на период до 2024 года», где были определены целевые плановые индикаторы достижений.

Аудиторы Счетной Палаты отмечают, что 21 субъект Российской Федерации не смогут выполнить плановые индикаторы достижений из-за наличия нерешенных проблем (неполное освоение выделенных бюджетных средств, низкая квалификация региональных руководителей в области проектного финансирования и т.д.) [14]. Как итог, cрок действия национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги на период до 2024 года» закончится в 2024 году без достижения некоторых целевых показателей. Поэтому уже сегодня Правительство Российской Федерации совместно с Минтрансом РФ разрабатывают новый национальный проект «Транспорт», который предусматривает интеграцию в общую транспортную систему авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта.

По-нашему мнению, основными причинами не достижения национальных целей развития являются:

– отсутствие персональной ответственности руководителей министерств, ведомств, руководителей регионов за недостижения целей развития. Должны быть применены жесткие меры, в плоть до освобождения от занимаемой должности;

– неэффективная кадровая политика государства. Не раз уже отмечалось, что в существующих условиях, когда руководители министерств, ведомств не имеют профильного образования, говорить о том, что стратегические цели развития будут достигнуты, преждевременно;

– существующая налоговая система не отвечает современным требованиям. Существенная сумма налоговых доходов сначала поступает в федеральный бюджет, а потом через различные механизмы (субсидирование, ассигнование, субвенции) происходит финансирование различных региональных программ, что тормозит экономическое развитие страны.

Высокоскоростные транспортные средства

Президент РФ Путин В.В. объявил о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) со скоростью движения до 400 км/ч, где первым участком станет Москва – С. Петербург. Кроме того, также планируется строительство магистрали на участке Москва – Казань. Все это позволит связать регионы страны высокоскоростной железнодорожной магистралью, что обеспечит пространственное развитие страны, и как следствие, скажется на уровне качества жизни населения.

Большим вызовом экономического суверенитета является существующая стратегия пространственного развития России. Суть – территориальное размещение производительных сил осуществляется вокруг больших городских агломераций, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и т.д. [3] Что это означает на практике? По сути, получается, население страны, за счет оттока с других территорий, должно концентрироваться вокруг этих агломераций с целью удовлетворения своих потребностей, что по нашему мнению, в условиях санкционных ограничений и наличием демографической проблемы, данная стратегия не отвечает современным вызовам и угрозам. Следовательно, рекомендуется разработать новую стратегию пространственного развития страны с учетом повышения качества уровня жизни населения депрессивных регионов, сделав основной упор на развитие муниципальных образований, т.к. на сегодняшний день, как показывает практика, муниципальные образования не имеют достаточных ресурсов для своего развития.

Следующей проблемой экономического суверенитета является зависимость от Китая. В 2023 году торговый оборот России и Китая увеличился на 26,3% и составил 240,11 млрд. долл. США [21]. Это означает, что Россия ушла от одной европейской зависимости, но попала в другую зависимость. Без развития своей промышленности в долгосрочной перспективе эта зависимость будет тормозить экономическое развитие России. Подтверждением этого вывода является отказ от использования китайской технологии при строительстве ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.

В мире перспективной технологией высоких скоростей является технология маглев – использование силы электромагнитного поля. В настоящее время есть примеры удачного использования этой технологии на практике. Например, шанхайский маглев развивает максимальную скорость 431 км/ч, в 2015 году скорость движения прототипа маглева в Японии составила до 603 км/ч, во Франции – 574,8 км/ч. Как видим, высокоразвитые страны на практике стремятся использовать преимущества технологии маглев для конкурентоспособности своих экономик.

Ниже, на рисунке 7 представлены тактико-технические данные традиционной транспортной технологии и технологии маглев.

Рисунок 7. Тактико-технические данные традиционной транспортной технологии

и технологии маглев

Источник: составлено автором на основании источника [5].

Как видно из рисунка 7, технология маглев имеет колоссальные преимущества перед традиционным транспортом. В случае практического воплощения технологии маглев в реальные транспортные системы, то Россия, как владелица огромных территорий, получит колоссальные возможности по пассажирским и грузовым перевозкам.

Что делается в этом отношении в России? Если проанализировать нормативно-правовые документы на государственном уровне [2], то обнаружим, что в число стратегических задач развитие технологии маглев даже не предусмотрено, имеется лишь упоминание о развитии высокоскоростных магистралей.

Кроме того, имеется лишь скудная информация о разработке опытного образца грузовой магнитолевитационной транспортной платформы (ГМЛТП), которая пока вступает лишь как опытный образец в рамках НИОКР [7].

Можем отметить, что перед Россией стоят большие вызовы в части технологической отсталости от западных стран по технологии маглев:

– целеполагание в стратегическом планировании не предусматривает контуры разработки технология маглев;

– лишь в 2024 году Россия приступила к разработке ВСМ Москва-Санкт-Петербург, что потребует вложения огромных финансовых ресурсов;

– традиционная транспортная система (железнодорожная) все больше будет утрачивать свою актуальность, и поэтому возникают условия для разработки и применения новых прорывных технологий с наименьшей эксплуатационной себестоимостью.

Транспортная техника нового поколения

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил перспективные технологии для транспорта, которые формируют облик будущих технологий, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Перечень перспективных технологий для транспорта

№ п/п
Технологии
Вид транспорта
Индекс значимости
1
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Авиатранспорт
1,00
2
Интеллектуальные транспортные системы
Автомобильный транспорт
0,48
3
Беспилотные автомобили
Автомобильный транспорт
0,38
4
Электромобили
Автомобильный транспорт
0,13
5
Автономные суда
Морской транспорт
0,03
6
Высокоскоростные поезда на магнитной подушке
Железнодорожный транспорт
0,01
Источник: составлено на основании источника [22].

Как видно из таблицы 1, наиболее перспективной востребованной технологией являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые, в настоящее время, эффективно используются на поле боя при проведении специальной военной операции на Украине.

Кроме того, в хозяйственной деятельности использование и применение дронов в гражданской жизни с каждым годом растет. Так, БПЛА эффективно используются по поиску неисправностей трубопроводов, в лесном хозяйстве – диагностике и мониторинге пожароопасных ситуаций, в сельском хозяйстве – при прогнозировании урожая и т.д.

В результате ранжирования использования перспективных транспортных технологий, специалисты высшей школы экономики развитие высокоскоростных поездов на магнитной подушке, поставили на последнее место с индексом значимости 0,01. Отсюда естественно возникает вопрос, почему высокоскоростные поезда на магнитной подушке имеют самый низкий индекс значимости?

По мнению автора, специалисты высшей школы экономики при составлении рейтинга перспективных транспортных технологий, опирались, прежде всего, на потенциальные и существующие риски, вызывающие неопределенности при реализации технологии маглев.

В качестве основных можно отметить следующие проблемы:

– отсутствие целенаправленной государственной политики в области стратегического развития и излишний бюрократический аппарат государственных органов, которые просто не в состоянии разработать и согласовать между собой проектно-сметную документацию из-за отсутствия необходимых компетенций. Подтверждением этого вывода является возросшая в несколько раз от первоначальной стоимости проекта стоимость строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги вокруг Москвы;

– низкий уровень материально-научной базы, отсутствие тесной связи между прикладной и фундаментальной наук;

– отраслевым министерствам и ведомствам в планы НИОКР обязательно включать ориентиры разработки перспективных технологий и новых видов транспортных средств. Но учитывать при этом проблемы предприятий об отсутствии рыночных стимулов к инновационной активности;

– наличие коррупционных составляющих при реализации крупных инвестиционных проектов. Для этого достаточно просто проанализировать результаты проведения торгов по государственным закупкам, и мы видим, кто становится победителем торгов (организации, не имеющие активов и персонала; зарегистрированные в качестве юридических лиц от одного до шести месяцев до проведения торгов; имеющие убытки от хозяйственной деятельности и т.д.);

– отсутствие современных образовательных программ подготовки инженеров высшей квалификации;

– недостаточная компетенция работников, способных эксплуатировать высокопроизводительные машины и оборудования и т.д.

Заключение

Прорывные технологии играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны. От этого зависит решение задачи по технологической независимости и конкурентоспособности экономики нашей страны.

Традиционные технологии в транспортной системе будут еще долго использоваться в хозяйственной деятельности, но при этом требуется внести совершенствование в основные узлы и агрегаты транспортных средств с целью повышения комфортности и качества эксплуатации. Отмечено, что по итогам развития за 2024 год, невозможно обеспечить достижение национальных целей развития по различным причинам, при этом виновные лица должны в обязательном порядке должны нести ответственность от административной вплоть до уголовной (если выявятся факты нецелевого использования бюджетных средств и отмывания незаконных доходов).

Перспективные технологии маглев имеют преимущества перед традиционной транспортной системой, поэтому ключевой точкой нового технологического уклада должны стать современные высокотехнологические транспортные системы, имеющие низкий уровень энергопотребления.


Страница обновлена: 11.06.2024 в 11:41:28