Согласование интересов участников межорганизационных взаимоотношений при формировании цепочки ценностей в электронной промышленности

Куликова Н.Н.1
1 Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 23 (Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В работе представлен авторский подход решения проблемы согласованности экономических интересов при реализации совместной деятельности профессиональных участников российского рынка микроэлектроники. Выделены специфические критерии и показатели для определения уровня согласованности интересов и решена задача оценки эффекта от совместной деятельности предприятий-партнеров. Статья будет интересна исследователям в области сетевых организационных структур и экономики и управления предприятиями электронной промышленности.

Ключевые слова: эффект, субконтрактация, совместная деятельность, уровень согласования интересов, профессиональный участник российского рынка микроэлектроники



Введение

В 2007 году в РФ была принята «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года», направленная «на реализацию мероприятий по обеспечению разработки и организации выпуска отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ)» [1], в соответствии с которой развитие отрасли микроэлектроники основано на деятельности компаний со специализированной структурой производства. В условиях реализации данной стратегии остро стоит проблема согласования взаимодействий профессиональных участников российского рынка микроэлектроники для реализации этапов жизненного цикла микроэлектронного изделия. То есть способность к согласованным межорганизационным взаимодействиям для профессиональных участников российского рынка микроэлектроники сегодня является одной из важных ключевых компетенций (Попова, 2010).

Деятельность профессиональных участников российского рынка микроэлектроники основана на интеграции, обусловленной спецификой производимых микроэлектронных изделий. Современные предприятия микроэлектроники характеризуются фондоемкостью и высокой технологичностью, поэтому интеграция в национальных масштабах требует значительных инвестиций для поддержания устойчивых связей со всеми участниками инновационной цепочки для реализации этапов жизненного цикла микроэлектронного изделия.

Современный уровень развития российского рынка микроэлектроники характеризуется тем, что профессиональные участники при формировании цепочки ценностей являются одновременно участниками разных партнерских сетей и могут создавать развитую сеть без ограничения количества участников, образовывая бизнес-систему, в которой возникает сетевой характер взаимодействия:

- один участник может быть участником нескольких партнерских сетей, образуя связи с партнерами, являющимися участниками других партнерских сетей;

- возможность одного участника бизнес-системы выступать в роли центрального звена;

- наличие собственных целей у каждого участника, подчиненных реализации общей цели партнерства, но в то же время наличие противоречий между интересами бизнес-системы и ее участников;

- совместное выполнение участниками бизнес-системы функций управления партнерством;

- открытый характер партнерских взаимоотношений в рамках существенной вариативности внешней среды, то есть возможность бизнес-системы неограниченно расширяться при взаимодействиях (Гераськин, 2006; Ковальская, 2008; Куликова ,2015; Методология исследования сетевых форм организации бизнеса, 2014).

Несмотря на преимущества внутриотраслевой кооперации предприятий, которая сегодня происходит в разных отраслях и обеспечивает поддержку основной деятельности многих предприятий со специализированной структурой производства, отсутствует единый подход к формированию механизма обоснованного экономического поведения при выборе партнеров для реализации всех этапов жизненного цикла выпускаемой продукции. В связи с этим актуальной стала проблема управления и согласования интересов межорганизационных взаимодействий профессиональных участников российского рынка микроэлектроники, решение которой оказывает определяющее влияние на результативность финансово-хозяйственной деятельности рынка микроэлектроники в целом.

Основанием для сотрудничества предприятий на российском рынке микроэлектроники выступает необходимость формирования множества цепочек ценностей, в которых организовано объединение в единый технологический процесс участников бизнес-системы: дизайн-центров, фаблесс-компаний, фабрик-фаундри, испытательных центров, фабрик по сборке электронных компонентов. При межорганизационном взаимоотношении деятельность профессиональных участников российского рынка микроэлектроники является объектом временной внутриотраслевой кооперации. Внутриотраслевые взаимодействия участников реализуются в рамках договорных отношений на основе субконтрактации. Субконтрактация как разновидность делового партнерства сегодня очень популярна в микроэлектронике, т.к. предполагает взаимодействие как с малыми, так и с крупными предприятиями.

Популярность субконтрактации в микроэлектронике сегодня обусловлена:

- более низкими издержками производства у субподрядчика;

- отсутствием специализированных производственных мощностей у дизайн-центров общего назначения и фаблесс-компаний;

- перегруженностью портфеля заказов дизайн-центра общего назначения и фаблесс-компании;

- необходимостью производства сугубо специализированных микроэлектронных изделий (Гераськин, 2006).

При реализации субконтрактинга дизайн-центр общего назначения или фаблесс-компания на основе договора размещают заказ, определяют спецификацию изделий, предоставляют сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители – фабрики-фаундри, испытательные центры, фабрики по сборке электронных компонентов – осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом дизайн-центр общего назначения или фаблесс-компания могут заключить договор без собственного участия либо на участие в реализации отдельных стадий жизненного цикла микроэлектронного изделия. Таким образом, участниками инновационной цепочки для реализации этапов жизненного цикла микроэлектронного изделия являются:

1) центральное звено – участник, определяемый как центр управления бизнес-системой. Такой участник выполняет функции управления и координации для остальных элементов. Центральным звеном в межорганизационных взаимоотношениях профессиональных участников российского рынка микроэлектроники выступают дизайн-центры общего назначения и фаблесс-компании;

2) взаимодействующие с дизайн-центрами общего назначения и фаблесс-компаниями участники инновационной цепочки, реализующие другие этапы жизненного цикла микроэлектронного изделия по субконтрактации. К таким участникам относятся специализированные дизайн-центры, фабрики-фаундри, испытательные центры, фабрики по сборке электронных компонентов.

Таким образом, на основе субконтрактации профессиональные участники рынка микроэлектроники осуществляют расширение и углубление производственно-технологических связей, совместно используют ограниченные ресурсы и создают друг для друга благоприятные условия осуществления экономической деятельности, а также снятие взаимных барьеров.

Субконтрактация предполагает перераспределение эффекта между предприятиями микроэлектроники от выполнения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы или коммерческого проекта. Отметим, что субконтрактинг в микроэлектронике взаимовыгоден для всех сторон и является устойчивым и долговременным экономическим взаимодействием, обеспечивающим положительный экономический эффект от симбиоза, т.к. величина эффекта от совместной деятельности больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.

Таким образом, можно говорить об эмерджентных свойствах партнерских взаимоотношений российских предприятий микроэлектроники. Феномен экономического симбиоза обусловлен тем, что одно предприятие не может достичь самостоятельно того, что оно достигает при совместном функционировании вместе с другими, используя отсутствующие у него мощности и ресурсы других участников. Следовательно, необходимо решить задачу согласования интересов участников межорганизационных взаимоотношений и произвести оценку эффекта, получаемого от партнерских взаимоотношений профессиональными участниками рынка микроэлектроники.

Задача согласования интересов межорганизационного взаимодействия дизайн-центров общего назначения или фаблесс-компаний с другими соподчиненными им профессиональными участниками рынка микроэлектроники заключается в формировании максимально выгодной инновационной цепочки для всех. Межорганизационные взаимоотношения могут быть оценены системой показателей, отражающих уровень согласованности интересов участников и позволяющих анализировать их деятельность в области устойчивого развития и формирования конкурентоспособности.

Решение о партнерстве профессиональных участников рынка микроэлектроники должно приниматься на основе обоснованной совокупности критериев, т.к. умение выявлять особенности предприятий-партнеров – это основа дальнейшей внутриотраслевой кооперации. Для того чтобы определить согласованность интересов такого взаимодействия, необходимо произвести анализ предприятий-партнеров. Согласованное партнерство профессиональных участников рынка микроэлектроники характеризуется совместным использованием ресурсов, сложностью управления отношениями интеграции и координации, а также совместимостью их интересов и целей. Таким образом, чем выше уровень согласованности интересов участников межорганизационных взаимоотношений, тем проще партнерам развивать такие отношения, тем выше вероятность их успешного развития и привлекательность. При оценке предприятия-партнеры с неприемлемым уровнем согласованности интересов должны быть удалены из списка партнеров, т.к. могут возникнуть ситуации, способные нарушить внутренние взаимоотношения, негативно повлиять на конечный результат, особенно при выполнении государственного контракта.

С учетом современных условий развития рынка микроэлектроники и на основе анализа работ (Гаврилов, Иващенко, 2009; Горюнович, 2010; Попова, 2010) представим возможные критерии для определения уровня согласованности интересов, характеризующих отношения сотрудничества профессиональных участников российского рынка микроэлектроники (табл. 1). Оценку уровня согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников российского рынка микроэлектроники предлагается проводить на основе рейтинговой оценки нескольких групп критериев, имеющих наибольшее влияние на согласованность интересов участников, среди которых можно выделить: ресурсно-технологические, научно-технические, организационные, экономические критерии.

Таблица 1

Критерии и показатели согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники

Критерии
Показатели
Ресурсно-технологические
- конкурентоспособность используемых материалов, сырья и полуфабрикатов;
- соответствие ресурсов и технологий стандартам;
- конкурентоспособность техники, ПО и оборудования;
- прогрессивность технологии;
- техническая мощность;
- загрузка мощностей;
- развитость инфраструктуры;
- комплектность поставляемого микроэлектронного изделия;
- численность, квалификация, профессиональные навыки и знания производственного персонала
Научно-технические
- уникальность микроэлектронного изделия;
- соответствие НИОКР стратегии развития предприятия;
- технический успех НИОКР;
- патентная чистота выполненных НИОКР;
- возможность выполнения будущих НИОКР на базе реализованного ранее
Организационные
- история предприятия на рынке, его репутация;
- наличие процедуры согласования действий, целей и этапов НИОКР, разрешения конфликтов;
- наличие процедуры контроля, оценки и анализа действий НИОКР;
- кооперация предприятий: долговременность сотрудничества, история взаимоотношений, наличие совместных НИОКР;
- прозрачность и автоматизация бизнес-процессов;
- четкость выполнения договоренностей, условий и сроков;
- склонность руководства к компромиссам и уступкам;
- способность предприятия к быстрой адаптации;
- психологический «микроклимат» во взаимоотношениях на этапах НИОКР;
- географическая близость расположения предприятия;
- возможность дублирования (замены предприятия), количество альтернативных партнеров
Экономические
- выполнение финансовых условий в прошлых НИОКР;
- своевременность выполнения этапов НИОКР;
- качество выполнения НИОКР;
- наличие предоплаты;
- уровень прибыльности партнера;
- уровень финансовой устойчивости партнера;
- степень влияния партнера на снижение издержек;
- доходы от НИОКР при сотрудничестве с предприятием в общем объеме доходов;
- стоимость и время выполнения НИОКР (по сравнению с другими);
- издержки при замене на другого партнера;
- способность партнера приспособиться к изменениям в рыночной среде.
Источник: составлено автором на основе (Гаврилов, Иващенко, 2009; Горюнович, 2010; Попова, 2010).

Ресурсно-технологические критерии обосновывают ресурсную и технологическую сторону партнерства. Представленные в таблице 1 показатели служат для оценки конкурентоспособности имеющихся в наличии на рынке ресурсов: сырья, материалов, компьютерной техники, специализированного ПО, персонала с ключевыми компетенциями, технологических мощностей для изготовления микроэлектронных изделий, оборудования для тестирования и корпусирования. Использование показателей позволяет охарактеризовать технологическую часть реализуемых контрактов или договоров, а также оценить соответствие имеющихся ресурсов у предприятий-партнеров реализуемым контрактам или договорам.

Научно-технические включают критерии, на основе которых возможно произвести оценку вероятности достижения требуемых научно-технических показателей НИОКР или технического успеха. Оценивать НИОКР следует с позиций долгосрочных перспектив. Во-первых, как новое микроэлектронное изделие, во-вторых, выявить и учесть возможные перспективы дальнейшей разработки семейства микроэлектронных изделий, в-третьих, учесть применение используемой технологии для дальнейших разработок микроэлектронного изделия или других сфер его приложения. При выборе партнеров для выполнения НИОКР необходимо проверить на соответствии стратегии развития предприятий-партнеров, кроме этого отбор проектов следует производить с учетом сбалансированности портфеля НИОКР. Дизайн-центр или фаблесс-компания должны быть уверены, что разрабатываемое микроэлектронное изделие соответствует условию патентной чистоты, а также что конкуренты не ведут параллельно разработки.

Организационные критерии, или критерии делового сотрудничества, характеризуют стратегические цели создания межорганизационных взаимоотношений и согласованность интересов предприятий-партнеров, определяющие перспективы развития партнерства на основе оценки степени однородности и совместимости компаний (организационная культура; философия и методы управления; географическая близость; выгодность, справедливость и равноправность сотрудничества в прошлом и др.), а также степени из взаимозависимости (склонность к компромиссам; быстрая адаптация; «микроклимат» во взаимоотношениях, а также наличие процедуры согласования и разрешения конфликтов; наличие альтернативных партнеров, уникальность предприятия и степень влияния партнеров на реализацию бизнес-процессов предприятия). Снижение эффективности межфирменных взаимоотношений может быть связано с рассогласованностью интересов партнеров.

Экономические критерии определяют общую экономическую устойчивость партнерства как бизнес-системы, экономический потенциал центрального звена и его партнеров. К экономическим критериям относят показатели, характеризующие успешность партнера на рынке, его способность к долговременному существованию, коммерческую целесообразность сотрудничества, а также издержки в случае замены на другого партнера в процессе реализации НИОКР.

Каждая из выделенных 4-х групп критериев должна иметь значимость или соответствующий вес. При этом возникает проблема определения значений весовых коэффициентов. Определим весовые коэффициенты критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники методом анализа иерархий (Саати, 1993), но для сравнения пары критериев используем собственную шкалу оценки (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки результатов парных сравнений критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений

Балльная оценка
Характеристика сравнения критериев
0
Несравнимые критерии
1
Равная важность критериев
0,5
Превосходство (предпочтения) одного критерия над другим
Источник: составлено автором.

Таблица 3

Расчет весовых коэффициентов методом анализа иерархий на основе результатов парных сравнений критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений

Критерии
Пары сравнения критериев
Расчет весовых коэффициентов
К1
К2
К3
К4
Сумма по строке
Вес
К1
1/1
1/1
1/0,5
1/0,5
6
0,33
К2
1/1
1/1
1/0,5
1/0,5
6
0,33
К3
0,5/1
0,5/1
0,5/1
0,5/1
2
0,12
К4
0,5/1
0,5/1
1/0,5
1/1
4
0,22





18

Источник: составлено автором на основе (Саати, 1993).

Представим результаты парных сравнений критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники и расчет весовых коэффициентов в таблице 3, где К1 – ресурсно-технологические критерии, К2 – научно-технические критерии, К3 – организационные критерии, К4 – экономические критерии.

Таким образом, уровень согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников российского рынка микроэлектроники (Ys) определяется по формуле (1).

, (1)

где R1 – оценка показателей по ресурсно-технологическим критериям;

R2 – оценка показателей по научно-техническим критериям;

R3 – оценка показателей по организационным критериям;

R4 – оценка показателей по экономическим критериям.

Оценка каждой группы критериев представляет собой комплексную оценку показателей, входящих в данную группу (табл. 1). R1, R2, R3, R4 определим как среднее значение суммы показателей, входящих в группу критериев (формула 2). Среднее значение будем использовать потому, что в каждую группу критериев может входить разное количество показателей.

, (2)

где i – группа критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники, i имеет значение 1, 2, 3, 4;

aj – показатель, входящий в группу критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники, j имеет значение от 1 до mi;

mi – количество показателей, характеризующих i-ую группу критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники.

Для оценки показателей (ai), входящий в группу критериев согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений участников рынка микроэлектроники, примем 5-ти бальную шкалу (табл. 4).

Таблица 4

Шкала оценки показателей согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений

Балльная оценка
Характеристика оценки показателей
5
Значительно превышает ожидания
4
Превышает ожидания
3
Соответствует ожиданиям
2
Частично соответствует ожиданиям
1
Не соответствует ожиданиям
Источник: составлено автором.

Так, значение YS находится в интервале от 1 до 5. Целесообразно для оценки уровня согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений существующих и новых участников использовать шкалу, представленную в таблице 5.

Таблица 5

Уровень согласованности интересов межорганизационных взаимоотношений

Балльная оценка
Характеристика оценки показателей
1 ≤ YS < 2
Интересы участников межорганизационных взаимоотношений не согласованы
2 ≤ YS < 3
Низкий уровень согласования интересов участников межорганизационных взаимоотношений
3 ≤ YS < 4
Средний уровень согласования интересов участников межорганизационных взаимоотношений
4 ≤ YS ≤ 5
Высокий уровень согласования интересов участников межорганизационных взаимоотношений
Источник: составлено автором.

Далее рассмотрим решение задачи оценки экономического эффекта от межорганизационного взаимодействия профессиональных участников российского рынка микроэлектроники.

В каждой цепочке ценностей существует актив, имущество, производственный фактор, финансы, интегрируемые разными участниками, т.е. каждый участник цепочки имеет свой конкурентный процесс. Объединение таких элементов, собственно, и дает возможность получить синергетический эффект от межорганизационного взаимодействия профессиональных участников рынка микроэлектроники, работающий на достижение стратегических интересов (Карпухина, 2013).

Дадим оценку взаимодействия предприятий-партнеров при формировании цепочки ценностей, основанной на жизненном цикле микроэлектронного изделия. Такое взаимодействие сегодня реализуется по двум моделям «заказчик – дизайн-центры – фабрики-фаундри» и взаимодействие «фаблесс-компании – фабрики-фаундри» (Довлатян, Обоймова, Ветрова, 2013), образуя новую бизнес-систему (Куликова, 2015) с синергетическим эффектом, превосходящим сумму эффектов предприятий-партнеров. Очевидно, что эффект от совместной деятельности предприятий-партнеров рынка микроэлектроники как целого – бизнес-системы – складывается из суммы эффектов автономного функционирования предприятий-партнеров.

Для оценки экономического эффекта от внутриотраслевой кооперации воспользуемся методикой Маренного М.А. (Маренный, 2001). Партнерство будет приносить каждому профессиональному участнику рынка микроэлектроники экономическую выгоду в процессе их функционирования при условии выполнения (3).

, (3)

где Эс – эффект от совместной деятельности предприятий-партнеров рынка микроэлектроники;

Э1, Э2, …, Эi – эффекты самостоятельного, автономного функционирования дизайн-центров, фаблесс-компаний, фабрик-фаундри, испытательных центров, фабрик по сборке электронных компонентов.

Синергетический эффект от внутриотраслевой кооперации S измеряется по формуле 4.

(4)

При этом, чем больше синергический эффект, тем устойчивее корпоративное взаимодействие, и наоборот.

При анализе Эс, Эi и S необходимо учитывать, что синергический эффект является комплексным, измеряющимся достаточно полными и обоснованными показателями, отдельные из которых могут быть количественно трудно измеримыми, и их оценка может осуществляться экспертным путем. Например, эффект улучшения управляемости, который сложно отобразить в количественной форме, может быть оценен качественно на основе экспертного подхода и связан с уменьшением усилий по управлению бизнес-процессами предприятия-партнера (например, большая простота управления процессом проектирования микроэлектронного изделия на основе дополнительной информации, полученной от других предприятий-партнеров, альтернативный способ получения которой потребовал бы определенных затрат).

Для измерения Эi необходимо знать дополнительный доход (di≥0) и затраты (zi≥0) предприятия-партнера, связанные с кооперацией (5).

(5)

Но в нашем случае предприятия – партнеры рынка микроэлектроники очень часто не несут издержек, связанных с их межорганизационными взаимодействиями, т.е. zi = 0. Тогда формула 5 имеет следующий вид (6):

. (6)

Так, чем больше ∑ di, тем более сильный экономический эффект от симбиоза совместно действующих предприятий-партнеров рынка микроэлектроники.

Проектирование и разработка микроэлектронного изделия сегодня реализуется в условиях действия некоторых факторов неопределенности и риска. Предлагается задать критическое значение показателя эффекта от совместной деятельности предприятий – партнеров рынка микроэлектроники, т.е. некоторый порог минимальной экономической выгоды (п) для предприятий-партнеров по рассматриваемым направлениям совместной деятельности, который делает привлекательным партнерство предприятий и должен покрыть возможные убытки в случаях колебаний рыночной конъюнктуры и позволит сохранить устойчивость к внешним возмущениям среды. Необходимым условием существования межорганизационных взаимодействий предприятий на рынке микроэлектроники является достижение порога минимальной экономической выгоды для предприятий-партнеров по рассматриваемым направлениям совместной деятельности (7–9).

, (7)

, (8)

. (9)

Если условие (9) выполнено, то такие партнерские взаимоотношения предприятий считаются целесообразными (допустимыми). Наиболее предпочтительными к реализации в первую очередь будут считаться такие партнерские взаимоотношения, у которых разность будет максимальной.

Заключение

1. Разработанная теоретическая модель, учитывая специфику производства изделий микроэлектроники, позволяет произвести оценку существующих и поиск новых участников межорганизационных взаимодействий. А наличие синергетического эффекта вносит в совместную деятельность предприятий-партнеров рынка микроэлектроники элемент стабильности и планомерности.

2. Дизайн-центры общего назначения и фаблесс-компании могут рационально осуществлять разделение производственно-экономических функций и совершенствование организации проектирования и изготовления микроэлектронных изделий. Кроме этого, наличие синергического эффекта говорит о том, что дизайн-центры общего назначения и фаблесс-компании, выступающие в роли главного звена партнерских взаимоотношений, выбрали правильное направление в текущих условиях, обусловленных необходимостью выживания в реформируемой российской экономике.

3. Особенно прочным оказывается экономический симбиоз в том случае, если при взаимодействии предприятий происходит совмещение различных целей, что, кстати, наиболее часто наблюдается сегодня при формировании региональных кластеров на рынке микроэлектроники в российских экономических реалиях.

[1] Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99457/.


Страница обновлена: 09.11.2024 в 19:15:45