Защитит ли государство российского предпринимателя?
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Краеугольным камнем командно-административной системы хозяйствования в Советском Союзе был принцип неприкосновенности государственной социалистической собственности и приоритетности защиты интересов государства над интересами безопасности его подданных. Соответственно и проблемы безопасности существовали исключительно на уровне государства (точнее, применительно к государственной тайне и экономической безопасности страны, которые успешно решали министерства и ведомства, правоохранительные и другие компетентные органы). В условиях же развития рыночной экономики появились факторы, которые модифицируют указанные проблемы.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка предпринимательства, защита предпринимательства, безопасность предпринимательской деятельности
“Краеугольным камнем” командно-административной системы хозяйствования был принцип неприкосновенности государственной социалистической собственности и приоритетности защиты интересов государства над интересами безопасности его подданных. Соответственно и проблемы безопасности существовали исключительно на уровне государства (точнее, применительно к государственной тайне и экономической безопасности страны, которые успешно решали министерства и ведомства, правоохранительные и другие компетентные органы). В условиях же развития рыночной экономики появились факторы, которые модифицируют указанные проблемы. К числу таких факторов следует отнести:
- распад Союза ССР и преобразование бывших союзных республик в суверенные государства, появление "прозрачных" границ, новых каналов хищения секретов с использованием сохранившихся в изобилии родственных и деловых связей граждан бывшего союзного государства;
- дезинтеграционные процессы в экономике России, расстроенность ее финансовой системы, проблемы несоблюдения договорной дисциплины, кризис взаимных неплатежей предприятий и “обвала” потребительского рынка;
- изменение характера и количества секретов, так как в дополнение к секретоносителям, допущенным к государственной тайне, появилось значительное количество лиц, обладающих интеллектуальной собственностью или имеющих доступ к коммерческой тайне многочисленных экономических субъектов;
- выход значительной части экономических субъектов на внешний рынок;
- изменение стереотипов социально-экономического мышления: наряду с усилением “полярности” общественного мнения о предпринимательстве, важнейшей целевой установкой личности становится желание заработать или получить тем или иным способом как можно больше денег, причем число заинтересованных в “купле-продаже” секретов увеличивается, а условия “купли-продажи” секретов облегчаются.
В современной России по мере становления и укрепления рыночных отношений постепенно проиcходит утверждение понимания того, что главной движущей силой восстановления экономики страны является предпринимательство. Прямым и косвенным свидетельством этого представляется не только популярность ежемесячного журнала “Российское предпринимательство”, но и упоминание отечественного предпринимательства в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
В то же время значение регулирования системы защиты предпринимательства на государственном уровне в нашей стране недооценивается, кардинальные меры по ее совершенствованию не предпринимаются, влияние государственных структур на общественные отношения в сфере защиты предпринимательства стихийно и фрагментарно.
Кадры, работающие в области управления, не изучают защиты предпринимательства как конкретную управленческую дисциплину. В результате профессиональная подготовка сотрудников государственных органов, работников предпринимательских структур, обязанных по роду своей работы осуществлять мероприятия по защите предпринимательства, не находится на должном уровне.
Существующие подходы к созданию и функционированию многочисленных фирменных служб безопасности, фирменной полиции, подразделений экономической защиты, частных сыскных и охранных бюро, детективных агентств, отдельных организаций и автоматизированных систем, специализирующихся в области информационного обеспечения бизнеса далеко не всегда обоснованны, если не сказать ошибочны. Указанные организации создаются, зачастую, бессистемно, в их деятельности не уделяется должного внимания мерам профилактического характера, не учитываются все факторы угрозы несанкционированного доступа к коммерческой тайне, нанесения иного ущерба предпринимательству.
Практика также показала, что в виду особенностей развития рыночных отношений в России, механическое перенесение на российскую почву зарубежного опыта регулирования предпринимательской деятельности не имеет смысла и не дает ожидаемых результатов.
Осознание важности предпринимательства для восстановления экономики и построения гражданского общества, а также опасности дальнейшей криминализации российского предпринимательства убеждают в том, что его защита должна быть возведена в ранг государственной политики.
Под термином “защита предпринимательства” мы понимаем процесс, направленный на ограждение предпринимательских структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствуют элементы бизнеса, от применения по отношению к ним методов и форм недобросовестной конкуренции, которая представляется, в свою очередь, как деятельность неких организаций и физических лиц, направленная на получение односторонних преимуществ, основанная на сознательном нарушении законодательства и деловой этики и имеющая своим следствием нанесение экономического или иного ущерба цивилизованному предпринимательству.
Прежде чем приступить к реализации государственной политики защиты предпринимательства, необходимо, чтобы государственные структуры в лице их ответственных работников могли бы дать четкие ответы на, по-крайней мере, три вопроса: “кого защищать?”, “от кого защищать?” и “что делать, чтобы иметь возможность защитить?”.
Все экономические субъекты можно отнести к одной из восьми категорий предпринимательства в зависимости от происхождения их капитала и используемых ими методов конкурентной борьбы. Это позволит на практике идентифицировать соответствующие структуры и адекватно реагировать на их деятельность.
Зрелый бизнес образован на основе крупных хозяйственных организаций бывшего СССР, которые легко приспособились к рыночным условиям. Эти организации имеют известные торговые марки, отлаженные производственные и коммерческие связи, практикуют цивилизованные формы конкуренции, содержат службы внутренней безопасности.
Мелкий бизнес испытывает, как правило, недостаток средств для создания службы собственной безопасности, избегает контактов, тем более, связей с преступной средой. Кроме того, руководители мелкого бизнеса недостаточно осведомлены о “тонкостях” предпринимательского права, приемах “безопасного” бизнеса, не имеют, зачастую, отлаженных производственных и коммерческих связей.
Государственное предпринимательство имеет несравненно больше возможностей для создания служб безопастности, налаживания необходимых для развития бизнеса связей. В то же время защита его структур от различных форм недобросовестной конкуренции до настоящего времени остается не менее актуальной, чем для мелкого бизнеса.
Номенклатурный бизнес, образован путем приватизации государственных организаций их бывшими руководителями и, зачастую, не является законным, так как, во-первых, его капитал составили средства, заимствованные, вопреки требованиям законодательства, из государственных источников, во-вторых, собственно приватизация государственного предприятия произведена, возможно, с нарушением законодательства.
“Дикий” бизнес вырос из “теневой” экономики, поэтому его капитал по своему происхождению носит полукриминальный характер. Его структуры, не имея устойчивых, профессиональных кадров, зачастую предлагают товары и услуги, которые они не в состоянии профессионально изготовить и предоставить. Стремление к быстрой оборачиваемости капитала приводит к тому, что “дикий” бизнес обращен в сферы предпринимательской деятельности, в которых риск вложения капитала чрезмерно высок . Его связи с преступной средой, как правило, не прерываются, и в своей деятельности он не отвергает внеэкономические, силовые методы.
“Теневой” бизнес представляет собой нелегальную (официально незарегистрированную) деятельность, в законодательно незапрещенных ее видах, в рамках которой осуществляется, с одной стороны - неучитываемое государственной статистикой производство товаров и услуг, а с другой - сокрытие этой деятельности от налогообложения.
Фиктивный бизнес проявляется в форме приписок, хищений, взяточничества и иной деятельности, связанной с незаконным оборотом материальных ценностей и денежных средств.
Подпольный бизнес - откровенно криминален, поскольку связан с занятием запрещенными законодательством видами деятельности (торговлей наркотиками, оружием, живым товаром, контрабандой и т.д.) и, кроме того, имеет организованные и законспирированные отряды боевиков.
Таким образом, ответ на вопрос “кого защищать?” становится очевидным: структуры, относящиеся к “дикому”, “теневому”, фиктивному и подпольному бизнесу необходимо рассматривать как субъекты, деятельность которых наносит ущерб экономической безопасности не только предпринимательства, но и государства, интересы которого оно представляет. Структуры, относящиеся к зрелому и мелкому бизнесу, государственное предпринимательство, а с определенными оговорками и номенклатурный бизнес должны быть включены в систему защиты предпринимательства.
О формах и “носителях” недобросовестной конкуренции, от которых различными правовыми инструментами необходимо защищать отечественного предпринимателя, мы расскажем в следующем номере журнала.
2/2001
В процессе своей деятельности предпринимательские структуры сталкиваются с разнообразными формами проявления недобросовестной конкуренции. Можно выделить следующие группы “носителей” этих форм.
Коррумпированные государственные чиновники, объединяя в одном лице административные и коммерческие (посреднические) функции, используют свое служебное положение для получения “взяток”.Так, по данным Госкомстата России ущерб, наносимый государственными чиновниками отечественному предпринимательству путем вымогательства “взяток”, в четыре раза превышает материальные и финансовые потери предпринимателей от “рэкета”.
Опасность для предпринимательства представляет сознательно неполное или некачественное выполнение госчиновниками своих функций (например, по сертификации продукции), а также бюрократический произвол (например, налоговая инспекция может завысить сумму налога или необоснованно налажить штрафные санкции).
Учитывая, что с государственными органами решаются, в частности, вопросы приватизации, акционирования, регистрации юридического лица, получения кредита, уплаты налогов, сертификации продукции, контроля качества продукции, рекламы, получения лицензий, оформления экспортно-импортных операций, разрешения конфликтов в судебном порядке аудиторской проверки, потери отечественного предпринимательства вполне сопоставимы с расходами федерального бюджета на содержание собственно государственных органов.
Недобросовестные партнеры используют, в основном, следующие методы: лжепредпринимательство, задуманное (ложное) банкротство, нарушение порядка выпуска ценных бумаг, обман покупателей или заказчиков, незаконную торговую деятельность, невыполнение условий договоров (например, преднамеренную задержку платежей за полученные товары и услуги), выпуск недоброкачественной продукции, недопоставку оплаченной продукции, умышленный невозврат кредитов и неуплату процентов.
Враждебные конкуренты, имея своей конечной целью устранение конкурентов, в качестве объектов посягательств выбирают, прежде всего, имидж фирмы, коммерческие тайны и наиболее квалифицированных сотрудников. При этом они неразборчивы в средствах и методах, которые носят тотальный характер - промышленный шпионаж, подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, фиктивные переговоры по поводу приема на работу, приобретения лицензий, заключения договоров, антиреклама, дезинформация, использование чужого товарного знака и т.д.
Недобросовестные частные лица, используя пробелы законодательства и отсутствие развитой инфраструктуры рынка в России, стремятся присвоить значительные денежные суммы или материальные ценности путем хищений или мошенничества (например, взятия в кредит больших сумм в нескольких банках). При устройстве на работу они вводят работодателя в заблуждение относительно своего профессинального опыта, личных и деловых качеств, прошлой деятельности, связей с конкурентами, с преступной средой и т.д. К этой группе можно отнести также компьютерных хулиганов (взломщиков), так называемых "хаккеров". Они осуществляют несанкционированный доступ к чужой информации, что приводит к затруднению или невозможности дальльнейшего использования информации. Такого рода действия совершаются иногда лицами, не преследующими никакой личной выгоды.
Недобросовестные сотрудники фирмы являются носителями негативного роявления межличностной конкуренции между сотрудниками в различных аспектах и по разным причинам, например, в связи с непризнанием руководством фирмы их заслуг, положением или статусом, занимаемым в фирме, оплатой труда, присвоением фирмой их “ноу-хау”, вследствие зависти одних сотрудников к другим, более компетентным или удачливым сотрудникам, из-за их желания получить дополнительные источники дохода, наконец, в связи с неудачами, неудовлетворенностью в личной жизни. формы ущерба, нанесеносимые этими сотрудниками могут быть самые разные: кража имущества, разглашение коммерческой тайны, выведение из строя технических средств, невыполнение своих функциональных обязанностей и т.д.
Мафиозная организация, имея преступные цели и коррумпированные связи с представителями государственных структур, может действовать не только как незаконная предпринимательская структура, но и легально, занимаясь "отмыванием" капитала (полученного незаконным, преступным путем) в сферах, обеспечивающих наиболее высокий доход, и выступая, таким образом, конкурентом легальному бизнесу. По оценкам экспертов в настоящее время организованная преступность в России контролирует в той или иной мере до 70-ти процентов предпринимательских структур.
Неорганизованный преступный элемент практикует в своей деятельности средства и методы, присущие организованным группировкам, посягая, зачастую, на жизнь и здоровье руководителей фирм, членов их семей, прибегая, в частности, к киднеппингу, разрушению или угрозам порчи имущества фирм, ограблениям и т.д.
Специальные службы иностранных государств действуют с целью получения доступа к коммерческой и государственной тайне, недопущения российских организаций к западным технологиям, ослабления политического влияния и экономического потенциала России. Для этого используется весь арсенал политического и промышленного шпионажа: вербовка сотрудников, дезорганизация деятельности предпринимательских структур, срыв международных соглашений и контрактов, затягивание сроков их выполнения (например, сроков поставки изделий и оборудования), проведение социологических опросов, создание респондентской и корреспондентской сетей, научных и культурных центров, регистрация подставных фирм и т.д.
Организации промышленного шпионажа глубоко законспирированы и работают не только на промышленников, но и на гангстеров, организованные банды квартирных воров и грабителей.
Таким образом, становится очевидным ответ и на вопрос “от кого защищать?”
Арсенал противодействия каждому недобросовестному конкуренту многообразен, специфичен и известен правоохранительным и другим компетентным государственным структурам не только в теории, но и на практике. Однако, применение этого арсенала средств затруднено из-за следующих недостатков нормативно-правовой базы защиты российского предпринимательства:
1. Правые нормы рассредоточены по многим нормативно-правовым актам различного уровня и юридической силы.
2. Правовое регулирование вопросов в данной сфере неполноценно: оно осуществляется, главным образом, в рамках ведомственных нормативно-правовых актов, а также с помощью инструкций на уровне собственно предпринимательских структур.
3. Правовая основа защиты предпринимательства по своей сути “аморфна” из-за целого ряда пробелов, неточностей и поэтому требует корректировки.
4. Отсутствует целостный нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса: основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства и механизм защиты, права и обязанности государственных органов и субъектов рынка по защите бизнеса, наконец, основы государственной политики в данной сфере.
Для устранения изложенных недостатков, - что и будет являться ответом на третий вопрос, - “что делать, чтобы иметь возможность защитить?”, необходимо:
- разработать и приступить к реализации в 2001 году Федеральной целевой программы защиты предпринимательства в России как комплекса мероприятий по созданию на федеральном, окружном и региональном уровнях социальных, экономических, организационных, информационных и правовых условий защищенности предпринимательства от недобросовестной конкуренции;
- разработать проект Федерального закона о защите предпринимательства и принять его как базовый специализированный нормативный акт, полностью посвященный этой проблеме. Конкретизация и детализация положений этого Закона может быть осуществлена позже - в “пакете” Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов Субъектов Федерации, заинтересованных министерств и ведомств;
- создать Комиссию при Президенте РФ (или самостоятельное подразделение в структуре Совета безопасности) по реализации государственной политики и координации работ в сфере защиты российского предпринимательства.
Грядет новое тысячелетие - близится новое обращение Президента РФ к Федеральному Собранию, а, значит, к согражданам, многие из которых являются предпринимателями новой России. Несомненно, Президент России упомянет в своем обращении о российском предпринимателе. Призовет ли наш Президент своих чиновников к его защите?
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:30