Сотрудничество России и Армении в сфере инноваций

Диланян В.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (77), Май 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19075973

Аннотация:
Для эффективной организации инновационной системы требуются комплексные организационные, экономические, управленческие и политические решения. Первостепенным условием развития инноваций в стране является грамотно разработанное законодательство, которое защитит бизнес от бюрократических механизмов, стимулирует развитие проекта в инкубационный период, а также поможет внедрению в хозяйственную практику.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, свободные экономические зоны, инновационная экономика, интеграция, интеллектуальный потенциал, атомная промышленность, наукоемкие проекты



Одним из основных стимулов развития инноваций в Армении является поддержка России, которая помимо финансовых вливаний осуществляет передачу новых технологий военного, энергетического и телекоммуникационного назначения.

Будем вместе в обновлении

Для объединения инновационных потенциалов России и Армении 15 апреля 2010 г. в Армении был открыт первый на территории Содружества Независимых Государств (СНГ) Центр инновационного сотрудничества. Центр должен помочь двум странам модернизировать экономики, создавать высокотехнологичную продукцию и продвигать ее на международный рынок. Развитие инновационного сотрудничества должно стать толчком к продаже на внешних рынках не только товаров и услуг из данной отрасли, но и инновационных идей.

12 октября 2012 г. между двумя странами подписана программа долгосрочного экономического сотрудничества на период до 2020 г. Программа предусматривает приоритетные направления сотрудничества в инновационной и научно-исследовательской сферах:

1) координация фундаментальных исследований через участие в Совете по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ, взаимодействие Российской академии наук (РАН) и Национальной академии наук (НАН) Армении, поддержка совместных исследований ведущих университетов и отраслевых научно-исследовательских центров обоих государств;

2) координация и развитие взаимодействия в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года;

3) взаимодействие в процессе разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов, в том числе венчурных проектов, в рамках деятельности Центра высоких технологий ЕврАзЭС;

4) участие в совместной инициативе государств-участников СНГ по развитию нанотехнологий на базе Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ;

5) развитие инфраструктуры двустороннего сотрудничества в сфере инноваций и научных исследований, включая:

- расширение и повышение эффективности деятельности Российско-Армянского центра инновационного сотрудничества и Российского центра науки и культуры в Ереване по отбору, координации и продвижению совместных научно-исследовательских и инновационно-внедренческих проектов;

- организацию двусторонних и международных выставочных мероприятий, инновационных салонов, форумов, конференций и других площадок, обеспечивающих возможности поиска партнеров по разработке и реализации инновационных проектов, активное использование для этих целей коммуникационного потенциала ежегодной Российско-Армянской промышленной выставки «EXPO-RUSSIA ARМENIA»; использование механизмов финансирования совместных инновационных проектов через специализированные фонды, в том числе через Международный инновационный фонд «Сколково», национальные институты развития и Евразийский банк развития, развитие механизма венчурного финансирования (в том числе на территориях ЗАО «РАО Марс» и ЗАО «ЕрНИИММ» [1]);

7) развитие сотрудничества патентных служб обоих государств с целью создания необходимых условий для регистрации и коммерциализации изобретений в стране-партнере;

8) выработка единых подходов по вопросам защиты прав на результаты интеллектуальной собственности с учетом международного опыта и последовательное совершенствование правоприменительной практики в данной сфере;

9) обмен лучшими практиками в сфере развития инновационной бизнес-инфраструктуры и связанных с ней услуг (бизнес-инкубаторы, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны и др.) [2].

Отметим, что данная программа разработана на основе практической деятельности институтов, государственных и частных корпораций двух стран, что подтверждается уже активным участием Международного инновационного фонда «Сколково» в странах СНГ, ОАО «СИТРОНИКС», 100-процентной дочерней компании российского ОАО «Радиотехнические и Информационные Системы» в проектах, осуществляемых Республикой Армения.

Проекты по зонам

Фонд «Сколково» рассматривает перспективные проекты своего формата, поступающие из стран Содружества, и начинает реализовывать их в жизнь. Со стороны Армении на середину июня 2012 г. уже были представлены 25 проектов. Среди них есть пилотные проекты, которые ожидают финансирования для начала их реализации. К таковым относятся: «Разработка датчиков радиации и электронных устройств на основе алмаза и алмазной керамики», «Синтез и свойства нанокомпозитов на основе полиакриламидных гидролей методом фронтальной полимеризации», «Организация центра исследования материалов и изделий в экстремальных физических условиях, включая моделирование условий космического пространства».

С 2012 г. после принятия всех необходимых правовых норм позволяющих создавать свободные экономические зоны (СЭЗ), началась реализация проекта по созданию первых СЭЗ на территории Армении, которые формируются на территории завода ЗАО «РАО Марс»,ЗАО «Ереванский научно-исследовательский институт математических машин» и в городе Гюмри. Управляющим указанных проектов стала российская компания ОАО «Ситроникс». Общая площадь территории первых двух СЭЗ составит более 104 тыс. м2. На ней планируется построить соответствующую инфраструктуру: таможенные склады, информационные и логистические центры, офисные помещения. Уже существуют договоренности с некоторыми компаниями: в частности, одна из ведущих мировых фармацевтических компаний GlaxoSmithKline будет складировать и реализовывать свою продукцию; китайская компания ZTE намеревается производить телекоммуникационные и сетевые системы; Ситроникс намерена вложить 10 млн долл. США для реализации этого проекта на территории Армении. Программа будет действовать в течение 10 лет.

Следующую СЭЗ намереваются открыть на территории, прилегающей к аэропорту «Звартноц». Здесь создадут СЭЗ для реализации сельскохозяйственной и ювелирной продукции. По предварительным оценкам, на осуществление этого проекта понадобится от 200 до 250 млн долл. США. Правительство выделит на программу 20 млн долл., остальные средства должен вложить частный сектор. Но для начала работ необходимо найти 50 млн долларов.

В технопарке Гюмри предполагается наладить процесс создания высокотехнологичной продукции для расширения экспортных возможностей страны. Он также должен стать инкубатором малого и среднего бизнеса.

Свободными экономическими зонами Армении заинтересовались также Иран, США, Индия и др. Предполагается за первые два года создать 1500, а к 2020 г. - 5000 рабочих мест [3].

Благодаря появлению СЭЗ планируется рост грузовых перевозок, образуется региональный специализированный логистический центр международного уровня, увеличится объем производимых в Армении за счет международного рынка сельхозтоваров. Кроме того, облегчится возможность открытия предприятий методом одного окна в режиме «онлайн», упростятся таможенные процедуры для оборота товаров и услуг, банковские услуги и механизмы кредитования. Предприятия будут освобождаться от налога на прибыль при условии, что совокупный доход компании в СЭЗ превысит 90% от общего дохода компании.

Между тем правительства России и Армении готовятся подписать соглашение «О производственной и научно-технической кооперации организаций в сфере оборонной промышленности». Проект соглашения правительство Армении утвердило 4 декабря 2012 г. Указанное соглашение предусматривает создание благоприятных условий для долгосрочного сотрудничества двух стран в оборонной промышленности. Один из пунктов соглашения запрещает вывоз совместно произведенной продукции в третьи страны, а взаимные поставки будут заранее согласовываться между соответствующими органами [1].

Стратегически важной сферой двустороннего сотрудничества в высокотехнологической отрасли остается энергетика. Важное место занимает позиция ЗАО «АрмРосгазпром» не только в энергетическом комплексе Армении, но и во всей экономической жизни страны. Благодаря этому совместному предприятию (СП) удалось решить все вопросы и проблемы, возникшие в Армении по поставкам газа, а также добиться успеха в экспорте природного газа в различные государства региона. Была реконструирована и расширена газовая инфраструктура наряду с реализацией комплексных газоэнергетических инвестиционных проектов.

Убыточный прежде «АрмРосгазпром» в 2008 г. довел чистую прибыль до 12,2 млн долл. США. Итогом четырнадцатилетней работы компании стала 95-процентная газификация страны, и в настоящее время Армения является лидером по газификации среди стран Европы и всего СНГ.

Стабильность в достатке энергии

У Армении существует ряд преимуществ в созданной энергетической инфраструктуре:

- диверсификация по типам энергоресурсов и типам электростанций;

- разнообразие путей доставки природного газа;

- наличие подземного хранилища газа;

- избыточные генерирующие мощности;

- развитая внутренняя системообразующая сеть;

- развитая сеть межсистемных линий электропередачи;

- качественно профессиональный уровень персонала.

В настоящее время несомненным фактом является то, что Армения, не имеющая собственных углеводородных ресурсов, стабильно поддерживает на фоне сложных политико-экономических отношений в регионе необходимый уровень энергетической безопасности своей страны и динамично развивает отрасль, что говорит о применении высокотехнологичных разработок и привлечении высококвалифицированного персонала. Благодаря своевременному реформированию отрасли Армения превратилась из энергодефицитной в энергоизбыточную страну.

К 2016 г. истекает срок проектной службы 2-го блока Армянской (Мецаморской) АЭС. Довольно острым остается вопрос о вводе новых атомных блоков до указанного срока, именно поэтому атомный сценарий развития энергетики страны выбран правительством Армении как один из приоритетных. Мощность новой АЭС должна составить 1200 МВт, а к 2025 г. максимальная нагрузка в системе ожидается в объеме 2200 МВт (умеренный сценарий) и 2600 МВт (оптимистический сценарий). Такой расход установлен исходя из принципа диверсификации энергогенерирующих источников, где АЭС должна будет обеспечить 40% пикового потребления электричества в энергосистеме Армении.

Армения планирует инвестировать до 2,8 млрд долл. США в модернизацию и строительство генерирующих мощностей, включая новую АЭС. В указанную сумму не входят затраты на ее эксплуатацию. Тендер по проекту строительства АЭС выиграла также российская корпорация «Росатом» [6].

В области атомной энергетики Россия и Армения сотрудничают на уровне правительств. По мирному использованию атома оно началось с 25 октября 2000 г. после подписания соответствующего межправительственного соглашения. Российская сторона взяла на себя обязательства по эксплуатации и снабжению АЭС необходимым количеством ядерного топлива. В 2005 г. подписан дополнительный долгосрочный договор на поставку топлива.

В связи с тем, что в наше время особое внимание обращают на высокую безопасность работы АЭС, корпорация «Росатом» осуществляет взносы во внебюджетный фонд Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с целью реализовать четыре проекта по техническому сотрудничеству с этим агентством. К этим проектам привлечены такие российские компании, как Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) «Гидропресс»; Научно-исследовательский институт «Атомэнергопроект» (НИИ АЭП); Российский научный центр «Курчатовский институт» (РНЦ КИ).

Кроме эксплуатации и снабжения сырьем АЭС Россия также взаимодействует с Арменией в области ядерной науки на уровне соответствующих научных центров. Армянские ученые на постоянной основе сотрудничают с учеными из России в исследованиях связанных с ядерной промышленностью. Одним из центров научных исследований в России является Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

В конце января 2013 г. президентами НАН Армении и ОИЯИ было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере науки, инноваций и образования. По данному соглашению предусматривается проведение совместных исследований в сфере физики элементарных частиц, ядерной физики, физики конденсированного состояния, материаловедения, нанотехнологии, энергетики, информационных технологий. Очевидно, что предпосылки подписания этого соглашения формировались в советский период, ведь до сих пор сотрудничество российских и армянских ученых сохранилось даже в реализации программ ОИЯИ [2].

Двусторонние отношения активно развиваются также и в сфере телекоммуникаций. ЗАО «АрменТел» (100% ее акций принадлежат российской группе компаний «ВымпелКом») и ОАО «Ростелеком», который сотрудничает с ЗАО «К-Телеком», который в свою очередь принадлежит ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС), являются ведущими игроками на рынке телекоммуникаций Армении.

Вывод

Выделенные выше сферы инновационного сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения подтверждают, что наши страны не отстают от тенденций современного научного развития и углубляют свои взаимоотношения. Развитие описанных направлений двустороннего сотрудничества указывает на интеллектуальный потенциал двух народов, который материализуется в их научной и экономической жизни.

[1]ЕрНИИММ – Ереванский научно-исследовательский институт математических машин.

[2]Министерство экономического развития Российской Федерации


Источники:

1. Арамян А. «Триумф». И «Точка»… СВП Армении кооперируется с ВПК России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yerkramas.org/2012/12/04/triumf-i-tochka-svparmenii-kooperiruetsya-s-vpk-rossii/.
2. Вестник Кавказа. ОИЯИ в Дубне и НАН Армении подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/news/OIYAI-v-Dubne-i-NAN-Armenii-podpisali-soglashenie-osotrudnichestve.html.
3. Для создание свободной экономической зоны в Армении будет инвестировано $10 млн [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.miacum.ru/gazeta/2012/02/02/.
4. Официальный сайт Россотрудничества. В Армении открылся первый на территории СНГ Центр инновационного сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rs.gov.ru/node/11539.
5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/.
6. Российская газета. Россия может инвестировать более миллиарда долларов в строительство АЭС в Армении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/08/20/aesanons.html.
7. Секретариат энергетической хартии. Повторный обзор инвестиционного климата и структуры рынка в энергетическом секторе // Армения, 15 апреля 2008 г.
8. Venture business news. 5 иннопроектов армянских ученых будут представлены в фонд «Сколково» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.venture-news.ru/news/28651-
5-innoproektov-armyanskih-uchenyhbudut-predstavleny-v-fond-skolkovo.html.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:46:54