Оценка эффективности инноваций на предприятии

Мыльцева О.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мыльцева О.П. Оценка эффективности инноваций на предприятии // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 86-91.

Аннотация:
Тенденции современного мирового развития свидетельствуют о том, что инновации становятся основным условием для развития общества, страны. Экономика современных промышленно-развитых стран все в большей степени основывается на знаниях, которые «производятся» людьми, воплощаются в людях и овеществляется в технологиях. У России не может быть другого пути развития, чем переход от традиционной экономики к новой, инновационной, основанной на знаниях.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, знания, оценка инноваций, эффективность инноваций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Тенденции современного мирового развития свидетельствуют о том, что инновации становятся основным условием для развития общества, страны. Экономика современных промышленно-развитых стран все в большей степени основывается на знаниях, которые «производятся» людьми, воплощаются в людях и овеществляется в технологиях [3]. У России не может быть другого пути развития, чем переход от традиционной экономики к новой, инновационной, основанной на знаниях [2].

В современных условиях хозяйствования для принятия стратегических решений важно уметь оценить влияние новых продуктов на развитие экономики предприятия. Что в свою очередь, предполагает проведение сравнительного анализа экономических показателей в сфере инноваций, финансов, производства, человеческих ресурсов. При анализе влияния новых технологий на экономику предприятия за базу берутся показатели до реализации инновационного проекта, а затем осуществляется сравнительный анализ на основе расчетов и сравнения показателей после внедрения инноваций [4].

По мнению автора, система расчетных величин не должна быть сложной, иначе ее применение повлечет за собой огромные затраты времени на сбор информации, необходимой для расчета. Чем практичнее и понятнее показатели, тем они эффективнее в работе. Разработанный автором метод оценки инноваций включает в себя 11 показателей.

Оценка инноваций на всех этапах их разработки и применения

При оценке эффективности деятельности компании следует использовать сбалансированную систему расчетных величин, учитывающую важнейшие для предприятия аспекты: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала. Во многих компаниях инновации рассматриваются как проекты. В литературе также часто встречается подход, согласно которому инновации отождествляются с проектами. И оценка их эффективности производится на основе показателей оценки инвестиционных проектов. Однако инновации нельзя приравнивать к проектам, так как они скорее представляют собой непрерывный процесс выработки, развития и отбора новых идей, результатом которого становятся новые проекты [1].

Инновационные идеи являются основой для появления новых продуктов и усовершенствований, поэтому применять только систему показателей оценки инвестиционных проектов в данном случае неправильно.

Согласно предложенному методу, отбираются наиболее эффективные варианты анализируемых новых или улучшаемых продуктов. Экономические расчеты эффективности разработки и реализации новых продуктов следует проводить на каждом из этапов жизненного цикла инновационного процесса по своей системе показателей.

На стадии генерирования и отбора идей целесообразно рассчитывать следующие показатели:

— количество инновационных продуктов, внедренных предприятием на рынке за последний год;

— количество инновационных идей, выработанных персоналом предприятия в течение последнего года;

— доля клиентов, считающих предприятие инновационным, к общему количеству потребителей данной компании.

На стадии проектирования, разработки, тестирования нового продукта внутри организации и запуска в производство:

— рентабельность инноваций;

— доля реализованных инновационных идей в общем количестве предложенных;

— время, прошедшее с момента выработки новой идеи до начала осуществления проекта.

На стадии коммерциализации инновации и создания сбытовых сетей и организации массовых продаж и послепродажного обслуживания рассчитываются:

— прирост нематериальных активов; прирост чистой прибыли; прирост выручки от продаж; прирост количества клиентов; отношение выручки от внедрения инноваций к общему объему прибыли за последний год.

В связи с тем, что данные по анализу рынков быстро устаревают, приблизительно раз в квартал следует обновлять данные. Также необходимо постоянно отслеживать конкурентоспособность разрабатываемого изделия и на каждом из этапов принимать решение: продолжать ли заниматься этим продуктом, откладывать его на некоторое время или больше не возвращаться к его разработке. Порой приостановка или отказ от работы над проектом позволяет предотвратить потери значительных финансовых вложений.

Показатели эффективности инновации

Предложенный автором метод оценки эффективности инновационных проектов включает следующие показатели:

1. Прирост нематериальных активов (Прна):

Прна = (Н1 – Н0)/ Н0*100%

Прна – показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста нематериальных активов предприятия (%).

Н01 – стоимость нематериальных активов до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

2. Прирост чистой прибыли (снижения затрат на производство и реализацию) (Прп):

Прп = (П1 – П0)/ П0*100%

Прп – показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста чистой прибыли предприятия (%).

П0, П1 – чистая прибыль предприятия до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

3. Прирост выручки от продаж (Прв):

Прв = (В1 – В0)/ В0*100%

Прв– показатель эффективности инновационных проектов по фактору прироста выручки от продаж (%).

В0, В1 – выручка от продаж до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (руб.).

4. Прирост количества клиентов (расширение сферы сбыта):

Прк = (К1 –К0)/К0*100%

Прк – показатель эффективности инновационных проектов по фактору роста количества потребителей, клиентов (%).

К0, К1 – количество клиентов, потребителей до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствованный продукт (чел.).

5. Рентабельность инноваций

Кри = (Ф1 1)-1)*100%

Ф1, З1 – финансовый результат от инноваций и затраты на инновации соответственно (руб.).

Экономический результат от инноваций может выражаться в получении дополнительного дохода от реализации нового продукта, в превышении фактически полученного дохода при внедрении инновации на рынок над запланированным значением; в сокращении трансакционных издержек на реализацию инновационных услуг и продуктов компании; в получении организацией прибыли от внедрения ее продуктов на новые рынки и т. д.

6.Отношение выручки от внедрения инноваций к общему объему прибыли за последний год (Двн).

Двн = Вн о*100%

Вн, По – выручка от реализации новых продуктов и общий объем прибыли предприятия соответственно (руб.).

7. Количество инновационных продуктов, внедренных предприятием на рынке за последний год. Данный показатель целесообразно использовать для сравнения результатов, полученных предприятием в отчетном периоде с показателями за прошлые периоды и с аналогичными показателями предприятий-конкурентов.

8. Количество инновационных идей, выработанных персоналом предприятия в течение последнего года. Сравнение данных показателей за отчетные периоды позволит определить тенденции и динамику развития инновационного потенциала компании, и в случае снижения инновационной активности вовремя принять меры.

9. Доля реализованных инновационных идей в общем количестве выдвинутых новаций. Данный показатель позволяет оценить процесс управления идеями, определить эффективность коммерциализации и внедрения идей на конкретном предприятии.

10. Время, прошедшее с момента выработки новой идеи до начала ее осуществления. Показатель характеризует качество управления идеями, позволяет оценить оперативность и отлаженность инновационного процесса на каждом предприятии.

11. Доля клиентов, считающих предприятие инновационным, к общему количеству потребителей данной компании. Этот показатель, позволяет оценить позиционирование компании на рынке потребителей, определить насколько инновационные ожидания клиентов оправдывает та или иная фирма.

Главный критерий — степень рыночной перспективности

Результаты, полученные на основе расчета данных показателей, могут быть как оптимистическими, так и пессимистическими. Для того чтобы осуществить выбор оптимального варианта направления инновационного развития и принять решение о привлекательности новых продуктов, следует руководствоваться динамикой этих показателей.

Для различных сфер деятельности показатели эффективности не одинаковы. Более того, выбор того либо иного показателя зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к конкретной компании.

Метод оценки влияния инноваций на экономику предприятия системно связан с эффективностью вовлечения новых и улучшающих продуктов в хозяйственный оборот. Он позволяет оценить те изменения, которые произойдут на предприятии после внедрения нововведения с учетом установленных исходных параметров (потенциал продукта, сегменты рынка).

Осуществляется оценка инноваций по степени их рыночной перспективности, хозяйственной реализуемости, эффективности инвестиций и влияния на развитие экономики предприятия в целом. Расчет предложенных показателей позволит выяснить, насколько привлекателен новый продукт для предприятия.


Источники:

1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дело», 2006. – 584 с.

2. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. Научный доклад. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 177 с.

3. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. - 2002. – № 4. – С. 14-18.

4. Савицкая Г.В. Экономический анализ – 13-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2007. – 679 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:12:41