Оценка инновационного потенциала предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (61), Январь 2012
Цитировать:
Миронова В.С. Оценка инновационного потенциала предприятия // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 35-39.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310477
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Новизной в оценке инновационного потенциала предприятия является выделение ресурсной, результативной и эффективной составляющих. Усовершенствована методика его расчета с использованием средневзвешенной величины, учитывающей не только экспертные оценки, но и степень важности подцелей для достижения главной инновационной цели.
Ключевые слова: инновации, менеджмент, ресурсы, предприятие, инновационный потенциал, методика расчета, цель и подцели
Инновационная деятельность и восприимчивость компаний к новым технологическим решениям в предпринимательском секторе осуществляется ситуативно. Поэтому повышение уровня восприимчивости промышленных предприятий к инновациям вызывает необходимость оценки их инновационного потенциала. С целью его повышения определяются направления точечного воздействия на инновационную деятельность предприятий.
По ресурсам и результаты
В общем понимании инновационный потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1]. Другие авторы трактуют его как меру готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений [2]. Отдельные исследователи рассматривают его как способность предприятий региона производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка [3].
В данных определениях отсутствует цель, для которой предназначены ресурсы, производственные и экономические условия использования ресурсов, вследствие этого разные условия использования равного количества ресурсов приведут к различным результатам.
Необходимые для осуществления инновационной деятельности ресурсы являются вещественной основой инновационного потенциала. Мы замечаем, что в понятие «ресурс» заложена не только материально-вещественная составляющая, но и управленческая, которая выражается в возможности использования ресурсов на предприятии. Следовательно, наличие ресурсов на предприятии создает условия для его развития на основе скрытых возможностей их использования. Оценочными показателями управляющей составляющей ресурсов выступают рост рентабельности, повышение конкурентоспособности продукции.
Совокупность ресурсов и возможность их использования имеют целевую ориентацию исходя из потребностей предприятия, которая проявляется в выпуске инновационной продукции. Следовательно, инновационный потенциал не ограничивается только ресурсной составляющей. Он включает в себя еще результативную составляющую, которая отражает результат реализации имеющейся возможности использования ресурсов. Оценочными показателями результативной составляющей инновационного потенциала являются уровень новизны инноваций, степень их наукоемкости.
Добиться результата инновационной деятельности на предприятии можно с разным количеством ресурсов, поэтому мы видим, что необходимо оценивать ее эффективность. Следовательно, инновационный потенциал включает в себя еще третью составляющую – эффективную, которая выражается в получении экономического эффекта инноваций для предприятия.
Таким образом, сущность инновационного потенциала состоит в использовании ресурсной, результативной и эффективной составляющих.
С позиции системного подхода инновационный потенциал можно представить как совокупность ресурсной, результативной и эффективной составляющих, находящихся во взаимной связи и развитии и обладающих качественно новой целостностью.
Особенностями предлагаемого определения инновационного потенциала являются: во-первых, разложение ресурсной составляющей на материально-вещественную и управленческую; во-вторых, выражение управленческой составляющей в возможности использования ресурсов на предприятии; в-третьих, использование ресурсной, результативной и эффективной составляющих; в-четвертых, рассмотрение этих трех составляющих как системы, в которой они находятся во взаимной связи и взаимной зависимости; в-пятых, появление качественно новой целостности в результате развития инновационного потенциала на основе достижения его нового уровня состояния в процессе воспроизводства за счет обеспечения эффективного преобразования ресурсов в новую конкурентоспособную продукцию. Количественной оценкой инновационного потенциала должна стать фактическая обеспеченность инновационного проекта по продуктовому, функциональному, организационному, управленческому и ресурсному блоком, а качественной – отклонения фактического состояния от нормативной модели.
На пути к цели
Модель состояния инновационного потенциала строится по дереву инновационной цели в разделе блоков, их компонентов и параметров. Расчет параметров дерева цели осуществляется по показателям: коэффициенту относительной важности подцели, показывающему насколько данная подцель важна для вышестоящей цели, и коэффициенту абсолют ной важности, отражающему насколько подцель важна для достижения главной цели [4].
Значение коэффициента относительной важности подцели устанавливается разработчиком дерева цели из его субъективной оценки значимости данной подцели. Сумма всех подцелей одного уровня равна 1. Коэффициент абсолютной важности рассчитывается путем произведения коэффициентов относительной важности подцелей на пути от данной подцели к главной цели:
(1)
где Кабс. I – коэффициент абсолютной важности подцели i-ого уровня; П – произведение коэффициентов; Котн. ij – коэффициент относительной важности подцели i-ого уровня j-ого номера; m – количество уровней от i-ой подцели до главной цели. Для оценки инновационного потенциала предприятия по указанным блокам составляются анкеты, которые заполняются группой экспертов из числа менеджеров и маркетологов от 5 до 10 человек путем проставления оценок по 5-балльной шкале. Для более точной оценки инновационного потенциала, по нашему мнению, следует использовать средневзвешенную величину, учитывающую не только экспертные оценки, но и степень важности подцелей для достижения главной цели. Мы предлагаем производить его по расчетной формуле:
(2)
где ИП - инновационный потенциал предприятия; Эt - экспертная оценка i-ого параметра, в баллах.
Оценка инновационного потенциала предприятия позволяет: 1) определить первоочередные направления точечного воздействия на инновационную деятельность с целью повышения уровня инновационного потенциала; 2) сравнить инновационные потенциалы различных предприятий; 3) выбрать стратегию инновационной деятельности.
Нами проведен расчет инновационного потенциала ОАО «АК «Корвет» и группы компаний «Терракот». Инновационный потенциал ОАО «АК «Корвет» по ресурсной составляющей равен 4,5 балла, по результативной – 272 манифольда в год, по эффективной – экономический эффект 65066 тыс. руб.
Инновационный потенциал группы компаний «Терракот» по ресурсной составляющей равен 4,2 балла, по результативной – 200 тыс. м2 керамической плитки в год, по эффективной – экономический эффект 17300 тыс. рублей.
Сравнительная количественная оценка инновационных потенциалов предприятий показывает, что на них его величина выше нормативной модели, равной 4 баллам. Для совершенствования уровней управления и повышения качества горизонтальных и вертикальных связей в ОАО «АК «Корвет» следует углубить функциональное разделение труда путем введения инновационной функции. Для повышения инновационного потенциала группе компаний «Терракот» необходим переход от разработок отдельных инновационных проектов к внедрению маркетинговой концепции управления инновационной деятельностью предприятия.
Вывод
Таким образом, с целью повышения уровня инновационного потенциала организации его оценка, предложенная в данной статье, определяет направления воздействия на инновационную деятельность предприятия.
Источники:
2. Управление организацией: Учебник [Текст] / Под ред. А.Г. Поршнева, 3.Б. Румянцевой, Н.А. Саломатина.2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Черников В.В. Проблемы инновационного развития Воронежской области // Креативная экономика, 2008, №6.
4. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 [Текст]. – М.: «ИНФРА-М», 2000.
5. Трифлова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия [Текст] // Инновации, 2003, №6 (63).
6. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст]. – М: ИНФРА-М. 2004.
Страница обновлена: 23.07.2024 в 05:40:58