Краткая характеристика туристского потенциала регионов россии для развития туристского бизнеса и привлечения инвестиций
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Туризм – это сложная и комплексная сфера мировой экономики. В XXI в. он способен влиять как на все мировое хозяйство в целом, так и на хозяйство отдельных регионов и стран. Часто туризм является ключевым или даже единственным источником доходов, благодаря чему поддерживается высокий уровень развития и благосостояния конкретной страны. Так, доля поступлений от иностранного туризма в ВВП Испании, Австрии и Греции достигает 25-30%, Кипра и Панамы – 50%.
Ключевые слова: привлечение инвестиций, инвестиции, туристский потенциал
Туризм – это сложная и комплексная сфера мировой экономики. В XXI в. он способен влиять как на все мировое хозяйство в целом, так и на хозяйство отдельных регионов и стран. Часто туризм является ключевым или даже единственным источником доходов, благодаря чему поддерживается высокий уровень развития и благосостояния конкретной страны. Так, доля поступлений от иностранного туризма в ВВП Испании, Австрии и Греции достигает 25-30%, Кипра и Панамы – 50% [3, с. 73].
Туризм, как международный, так и внутренний, оказывает влияние на многие отрасли национальной экономики. В настоящее время спрос на услуги, предоставляемые туризмом, настолько велик, что это приводит к динамичному увеличению числа рабочих мест в индустрии гостеприимства. Туризм – это богатый источник валютных поступлений и расширения международных контактов, выступающий в качестве мультипликатора социально-экономического развития.
Развитие сферы туризма в регионах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в крупные города, сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения. Кроме того, рост индустрии гостеприимства способствует возрождению культурных ценностей, охране и восстановлению памятников истории, повышению спроса на товары местного производства.
Для повышения уровня посещаемости России необходимо развитие культурно-исторического потенциала, рекреационных объектов, инфраструктуры туризма, профессиональных кадров. Перечисленные факторы являются туристскими ресурсами, они способны удовлетворить духовные потребности, способствуют восстановлению и укреплению здоровья туристов.
В силу своего географического положения Россия не может стать местом массового летнего пляжного отдыха и, кроме того, остается много проблем с туристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшие годы будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, ‑ уникальными историко-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностью и неповторимым своеобразием.
Территория России простирается с запада на восток на 10 000 км и почти на 3 000 км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на Черном и Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма, а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод. Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны – одно из направлений круизного туризма.
Леса Центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России множество мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для экологических туров. В Астраханской области во время трансфера к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго, пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю – Горному Алтаю – не оставят равнодушным никого из любителей природы.
В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма – делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддийские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.
Заслуживает внимания и развитие круизного, приключенческого, экологического, культурно-познавательного, спортивного, лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную территорию России, нельзя упускать из виду трансграничный туризм.
Недавно проведенные исследования помогли составить карту туристских зон (районов) России, для каждой из которых были выделены приоритетные типы и направления туризма. С помощью специальных методик оценивались основные параметры территории, характеризующие ее туристскую привлекательность, а также факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами:
‑ климатическая и экологическая ситуация;
‑ развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры;
‑ площадь территории и взаимоотдаленность населенных пунктов;
‑ доступность района для массового туриста;
‑ наличие объектов культурно-исторического значения, курортных и рекреационных комплексов.
В результате интегрирования всех параметров был получен туристский потенциал отдельных районов.
Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8% - весьма высок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений. Для сравнения: туристский потенциал Турции составляет 38,4%, Греции - 35, Италии - 49, Франции, Германии и Испании чуть более 50% (естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше) [3, с. 131].
Следовательно, Россия — страна весьма перспективная с точки зрения комплексного туризма. Наиболее же привлекательной для массового туризма в ближайшие годы, по-прежнему останется южная курортная область. Высоким потенциалом также обладают Центральная, Северная и Поволжская территории. Кроме того, особенность географического положения дает России два существенных преимущества:
1) Россия граничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главным «поставщиком» туристов;
2) Большая часть территории России расположена в Азии. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, именно в этом регионе туризм будет развиваться самыми высокими темпами в ближайшие 20 лет. Все это дает России шанс увеличить число приезжающих к нам иностранных туристов.
Туристские зоны, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и привлекательностью, а с другой – не имеют ресурсной базы, позволяющей оказывать туристам услуги мирового уровня, являются основными направлениями привлечения инвестиций для эффективного развития иностранного туризма в РФ.
Активное развитие международного туризма в РФ ожидается только в том случае, когда экстенсивные и интенсивные факторы будут динамично расти, а сдерживающие факторы, наоборот, снижаться.
Источники:
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 160 с.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
5. Долматов Г.М Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
6. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 200 с.
7. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2005. – 192 с.
8. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
9. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
10. Караулова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. – 320 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:04