Стратегическое управление энергосбережением на региональном уровне
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время в России осуществляется ряд масштабных структурных реформ в таких важнейших сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт, электроэнергетика. Реализация указанных реформ находится на различных этапах. Очевидно, что успех реформирования монопольных секторов экономики в значительной степени определяется эффективностью использования электроэнергии, затраты на которую составляют значительную долю в тарифах предприятий. Учитывая, что уровень тарифов естественных монополий непосредственно определяет уровень жизни в стране в целом, задача энергосбережения становится стратегической задачей не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Ключевые слова: электроэнергия, энергосбережение, экономика региона, ЖКХ
В настоящее время в России осуществляется ряд масштабных структурных реформ в таких важнейших сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт, электроэнергетика. Реализация указанных реформ находится на различных этапах. Очевидно, что успех реформирования монопольных секторов экономики в значительной степени определяется эффективностью использования электроэнергии, затраты на которую составляют значительную долю в тарифах предприятий. Учитывая, что уровень тарифов естественных монополий непосредственно определяет уровень жизни в стране в целом, задача энергосбережения становится стратегической задачей не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Анализ показывает, что существующая энергоемкость большинства отраслей промышленности и других сфер экономики не позволяет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом и российском рынках, а также создает угрозу дефицита электроэнергии в условиях роста ее потребления.
Так, с учетом прогнозируемых объемов спроса на электроэнергию при оптимистическом и благоприятном вариантах развития экономики суммарное производство электроэнергии может возрасти к 2010 году более чем в 1,2 раза (до 1070 млрд. кВтч) и в 1,6 раза к 2020 году (до 1365 млрд. кВтч) по сравнению с 2000 годом. При умеренном варианте производство электроэнергии составит соответственно 1015 млрд. кВтч и 1215 млрд. кВтч. [1].
Однако обеспечение более высокого уровня электропотребления требует решения ряда проблем электроэнергетики и экономики в целом, некоторые из которых носят системный характер: старение и большая степень износа основных фондов; определенное технологическое отставание от индустриально развитых стран; нерациональная структура топливно-энергетического баланса и т.д.
В то же время анализ энергоэффективности российской промышленности и жилищно-коммунального хозяйства показывает, что существует значительный потенциал энергосбережения, составляющий 360-430 млн. тонн условного топлива, или примерно 40-45% текущего потребления энергии. Из них 33% относятся к ТЭК (в том числе треть к электроэнергетике и теплоснабжению), 32% - к промышленности, 26% - к жилищно-коммунальному хозяйству. Таким образом, имеются реальные возможности для обеспечения растущего спроса на электроэнергию и другие виды энергоресурсов на основе реализации стратегического подхода к энергосбережению.
Следует также отметить, что увеличение выработки электроэнергии приведет к росту потребления всех видов энергоресурсов, что определяет комплексность задачи стратегического управления энергосбережением и необходимость учета специфики стратегического развития регионов Российской Федерации.
Решение проблемы энергосбережения на региональном уровне должно идти по нескольким направлениям: модернизация производственной базы на основе внедрения энергосберегающих технологий, сокращение различных видов потерь энергоресурсов, рационализация структуры топливно-энергетических балансов регионов, оптимизация потоков энергоресурсов между регионами и т.д.
Для успешной реализации стратегического подхода к энергосбережению в регионах необходима гибкая инвестиционная политика, а также организационно-нормативное обеспечение, стимулирующее повышение энергоэффективности региональной экономики и социальной сферы с учетом интересов производителей и потребителей энергоресурсов. В этой связи поддержка и стимулирование стратегических инициатив в сфере энергосбережения в ближайшие годы станет одним из важнейших направлений государственной энергетической политики, без реализации которого невозможно будет аккумулировать инвестиционные ресурсы для развития ТЭК.
В настоящее время проблемам энергосбережения уделяется много внимания как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Однако стратегический подход к энергосбережению на основе реализации долговременного комплекса мероприятий не находит еще должного отражения в стратегических планах развития российских регионов [2].
Это приводит к отсутствию системности в решении данной проблемы и снижению эффективности инвестиционной деятельности в области энергоэффективности социально-экономической региональной системы, и, соответственно, ее конкурентоспособности и качества жизни населения.
В целях определенной унификации процедур стратегического управления энергосбережением на региональном уровне можно предложить систему типовых стратегий, условно разделенных по трем уровням: территориальный, функциональный и потребительский.
Стратегии территориального уровня направлены на формирование условий для устойчивого развития региона и повышение его конкурентоспособности. Функционального – на повышение конкурентоспособности различных сфер региональной экономики. Потребительские – на формирование условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий региона, являющихся потребителями топливно-энергетических ресурсов.
На рис. 1 показана взаимосвязь стратегий энергосбережения различного уровня как составляющих энергетической стратегии региона.
Рис. 1. Взаимосвязь региональных стратегий энергосбережения различного уровня
Стратегии энергосбережения территориального уровня непосредственно должны входить в стратегический план социально-экономического развития региона и в полной мере быть направлены на достижение стратегических целей.
Очевидно, что содержание стратегий энергосбережения территориального уровня определяется выбранными направлениями развития региона. Например, если стратегическим направлением развития региона является создание конкурентоспособного кластера промышленных предприятий, то стратегия энергосбережения должна в первую очередь содержать стратегические мероприятия по энергосбережению, которые охватывали бы всю цепочку «генерация-передача-потребление» энергоресурсов, относящуюся к данному кластеру.
Стратегии энергосбережения территориального уровня должны учитывать социальные и природоохранные аспекты энергосбережения (например, занятость населения, уровень загрязнения окружающей среды, вызванный использованием энергоресурсов и т.д.).
Функциональные стратегии энергосбережения на региональном уровне включают стратегии в области генерации, передачи и потребления электроэнергии и определяют, например, направления развития различных типов генерирующих предприятий. К потребительским стратегиям энергосбережения на региональном уровне относятся стратегии энергосбережения в промышленности, ЖКХ, сельском хозяйстве и социальной сфере.
На рис. 2 в общем виде представлена процедура разработки региональной стратегии энергосбережения. В основе разрабатываемых стратегий лежат стратегии социально-экономического развития региона, региональная энергетическая стратегия и прогнозный топливно-энергетический баланс.
Рис. 2. Процедура разработки региональной стратегии энергосбережения
Итак, важнейшим этапом разработки региональной стратегий энергосбережения является составление и анализ топливно-энергетического баланса региона (ТЭБР) [3]. В этой связи следует отметить, что при составлении ТЭБР необходимо разработать методику определения спроса на топливно-энергетические ресурсы, их межрегиональных перетоков и уровень энергоэффективности различных элементов региональной социально-экономической системы. Следует также урегулировать и законодательно закрепить взаимоотношения хозяйствующих субъектов Российской Федерации относительно их участия в формировании прогноза социально-экономического развития региона.
Реализация стратегического подхода к управлению энергосбережением может быть затруднена вследствие отсутствия в настоящее время в правовых актах Минэкономразвития России и Минрегионразвития России по формированию Концепции стратегий развития регионов конкретных положений и норм, предусматривающих необходимость согласования параметров прогнозов социально-экономического развития с параметрами прогнозных ТЭБР.
В целом, можно сделать вывод, что эффективная реализация Энергетической стратегии России невозможна без применения стратегического подхода к энергосбережению на региональном уровне в целях надежного, безопасного и экономически эффективного энергообеспечения населения и хозяйствующих субъектов.
Источники:
2. Николаев И.А., Точилкина О.С. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ) // Аналитический доклад аудиторско-консалтинговой компании ФБК департамента стратегического анализа. - Москва, июнь 2006 года.
3. Макаров А.А. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методики и программного обеспечения для формирования региональных балансов ТЭР и их апробация в субъектах Российской Федерации» // Институт энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН). - Москва, 2007.
Страница обновлена: 05.11.2024 в 12:39:16