Российское малое предпринимательство: на пороге вступления во всемирную торговую организацию
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Семериков Л.А. Российское малое предпринимательство: на пороге вступления во всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 9-13.
Аннотация:
Знаковым событием в экономической жизни России может стать ее предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию, которая определяет общие права и обязательства стран-участниц по соблюдению принятых соглашений в области внешнеторговой деятельности.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, вступление России в ВТО, ВТО
Знаковым событием в экономической жизни России может стать ее предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию, которая определяет общие права и обязательства стран-участниц по соблюдению принятых соглашений в области внешнеторговой деятельности.
В настоящее время, на заключительном этапе присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), урегулированы основные вопросы по доступу на российский рынок импортных товаров и услуг. Однако, одним из наиболее острых остается вопрос об объемах государственной поддержки сельского хозяйства. Их предполагается не только сохранить на существующем уровне, но и увеличить в среднесрочной перспективе.
Как показывает мировая практика, в условиях трансформации экономики и глобализации в мировой торговле существенно обостряются проблемы, связанные с поступательным развитием предпринимательства, и российскому бизнесу предстоит преодолеть этот барьер.
Основные «угрозы» и «преимущества», которые таит в себе членство в ВТО для российского предпринимательства, представлены в табл. 1.
Таблица 1
«Угрозы» и «Преимущества» вхождения в членство ВТО
«Угрозы»
|
«Преимущества»
|
1. Увеличение налоговой нагрузки.
Снижение импортных пошлин приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Компенсировать данные потери будет достаточно сложно без увеличения налоговой нагрузки на предприятия, что в свою очередь повысит уровень уклоняемости от налогов |
1. Увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики.
Создание благоприятных равноправных условий для ведения бизнеса приведет к повышению доверия со стороны зарубежных партнеров и притоку иностранного капитала |
2. Повышение внутренних цен на энергоносители.
В случае повышения цен на энергоносители значительно увеличатся затраты на производство энергоемких предприятий, повсеместно повысятся издержки и на других предприятиях, что повлечет за собой снижение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг |
2. Повышение «качества» конкурентной среды.
Приведение российского законодательства в соответствие требованиям ВТО ставит предприятия в равные экономические условия развития, создается так называемый «режим наибольшего благоприятствования» |
3. Усиление конкуренции.
Резкое увеличение числа зарубежных конкурирующих предприятий может привести к банкротству отечественных представителей бизнеса |
3. Развитие высокотехнологичных отраслей и предприятий, ориентированных на экспорт.
Вступление в ВТО является для данной группы предприятий наиболее выгодным, поскольку именно им в первую очередь предоставляются тарифные льготы. |
Мы проанализировали последствия вступления нашей страны в ВТО с позиций различных секторов экономики, поскольку в каждой отрасли они проявятся неоднозначно, что подтверждается результатами опросов экспертов.
Прежде всего, следует отметить высокую концентрацию малых предприятий в сфере услуг и торговле. На данные отрасли приходится около 61% по состоянию на 1 января 2007года, тогда как на предприятия, представляющие реальный сектор экономики, приходится всего лишь около 9%.
В рамках Всемирной торговой организации правоотношения в данной сфере регулируются Генеральным соглашением по тарифам и торговле от 1994г., основными принципами которого являются обеспечение режима наибольшего благоприятствования, свободы транзита, сведение к минимуму экспортных субсидий, предоставление равных условий налогообложения.
Неоднозначность влияния последствий вступления в ВТО для предприятий сферы торговли проявляется, прежде всего, в их ориентированности на товары импортного и отечественного производства. Малые предприятия, являющиеся распространителями товаров зарубежного производства, несомненно, выиграют в результате снижения цен на ввозимую продукцию, тогда как предприятия, реализующие продукцию отечественных производителей, понесут убытки вследствие усиления конкуренции.
Генеральное соглашение по торговле услугами предусматривает две группы обязательств: общие, распространяющиеся на все виды услуг, и конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. В целом будет наблюдаться значительное усиление конкуренции с зарубежными предприятиями, на долю которых в ряде стран приходится до 60% ВВП.
Особое внимание государством должно быть уделено предприятиям, действующим в сфере консалтинга и оказывающим финансовые услуги предпринимателям. Данные фирмы оказывают поддержку в формировании благоприятного делового климата в стране, что в свою очередь требует от государства дополнительных мер защиты на развивающемся рынке услуг.
Для предприятий, действующих в сфере НИОКР и наукоемкого производства, последствия вступления в ВТО станут, безусловно, наиболее положительными, поскольку в первую очередь для данных предприятий создается так называемый «режим наибольшего благоприятствования».
Для предприятий промышленного производства определяющим фактором является политика в формировании цен естественных монополий. В контексте данного вопроса следует отметить, что продукция малых предприятий составляет лишь незначительную долю российского экспорта. В условиях вступления в ВТО необходимо развивать систему взаимоотношений малых предприятий со средними и крупными в форме франчайзинга, которая позволит снизить негативные последствия.
Для динамично развивающегося сектора строительства особо значимым фактором развития в контексте вступления в ВТО становится также уровень цен естественных монополий. В случае повышения цен к концу переходного периода вступления в ВТО значительно увеличатся затраты на продукцию и услуги.
Одной из наиболее проблемных отраслей остается сельское хозяйство. Правоотношения в данной сфере регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, которое определяет правила доступа на рынок сельскохозяйственных товаров, уровень государственной поддержки и субсидирование экспорта. К настоящему времени достигнуты договоренности по распределению «страновых» квот по поставкам сельскохозяйственной продукции в Россию.
В условиях настаивания членов рабочей группы по вступлению в ВТО на снижении уровня субсидирования данной отрасли, с нашей точки зрения, необходимо особое внимание уделить государственной поддержке сельского хозяйства с применением мер так называемой «зеленой корзины», что предусматривает совершенствование инфраструктуры развития отрасли, научные исследования, информационно-консультационное обслуживание и т.п.
Последствия вступления в ВТО могут существенно повлиять на ситуацию в сфере развития малого предпринимательства России, причем они могут иметь свои позитивные (формирование более «качественной» конкурентной среды; развитие предприятий, ориентированных на экспорт и др.) и негативные стороны (банкротство многих предприятий, повышение цен на энергоносители, увеличение налоговой нагрузки и др.).
Для различных секторов экономики последствия вступления в ВТО будут проявляться неоднозначно (ввиду специфики хозяйственной деятельности в каждой отрасли). Наибольшие опасения по поводу перспектив развития вызывают предприятия реального сектора экономики. Положительными последствиями для развития смогут воспользоваться предприятия сферы торговли, услуг, консалтинга, предприятия научной сферы, предприятия, ориентированные на внешний рынок.
С целью снижения отрицательных последствий вступления в ВТО государственное содействие должно оказываться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Внутренняя поддержка должна служить расширению доступа малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам, дебюрократизации, снижению налоговой нагрузки и упрощению отчетности.
При выходе малых предприятий на внешний рынок государство должно взять на себя консультирование, субсидирование участия в международных выставках, отстаивание интересов отечественных предприятий и тому подобных мероприятий.
Источники:
2. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./ Росстат. - M., 2007. – 151 с., С.15
3. Новости ВТО // http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=22798
4. OECD Small and Medium Enterprise Outlook / OECD, France, Paris, 2000 // Обзор малого и среднего предпринимательства зарубежных стран.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:55:04