Необходимость государственного финансового контроля российских участников ВЭД
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (120), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Беляева С.В. Необходимость государственного финансового контроля российских участников ВЭД // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 86-90.
Аннотация:
Принято считать, что интернационализация мировой экономики объективно влечет расширение и углубление внешнеэкономической деятельности (ВЭД), к основным формам которой относятся торговля товарами различного назначения обмен услугами и результатами интеллектуальной деятельности, развитие научно-технического сотрудничества и совместного предпринимательства. Особым фактором, стимулирующим ВЭД, является международная миграция капитала, на основе которой возникают транснациональные корпорации и банки. Но в этом, в общем-то позитивном процессе, есть и обратные стороны.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, глобализация, финансовый контроль
Принято считать, что интернационализация мировой экономики объективно влечет расширение и углубление внешнеэкономической деятельности (ВЭД), к основным формам которой относятся торговля товарами различного назначения обмен услугами и результатами интеллектуальной деятельности, развитие научно-технического сотрудничества и совместного предпринимательства. Особым фактором, стимулирующим ВЭД, является международная миграция капитала, на основе которой возникают транснациональные корпорации и банки. Но в этом, в общем-то позитивном процессе, есть и обратные стороны.
Образование Российской Федерации в качестве правопреемника СССР на политической карте современного мира изменило подход к сущности и содержанию государственного финансового контроля отечественных участников ВЭД и все ее госрегулирование в целом. Усилия власти в последние пятнадцать лет сводились к либерализации ВЭД, попыткам формирования преимущественно экономических рычагов управления этой сферой. За сравнительно небольшой период Россия присоединилась к ряду международных договоров по проблематике ВЭД, готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), отменены административные ограничения для выхода российских структур на внешний рынок, за исключением связанных с предотвращением угроз экономической и национальной безопасности Российской Федерации.
Необходимость совершенствования контроля ВЭД
Между тем государственный финансовый контроль за ВЭД никуда не исчез, хотя и требует более совершенной настройки на современные реалии. Не случайно сейчас активно обсуждается вопрос о том, какой орган публичной власти станет «главным» при осуществлении внешнего (надведомственного) государственного финансового контроля (помимо ведомственного, функции которого выполняют ФТС России [1], ФПС России [2], Росфинмониторинг и др.).
Существует два подхода к решению этого вопроса: наделить соответствующими полномочиями Счетную палату РФ как конституционный орган государственного финансового контроля либо Минфин России (после реализации административной реформы) вместе с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ФС ФБН). У каждой стороны есть свои доводы и веские аргументы. Не вступая в полемику о преимуществах того или иного варианта, хотелось бы, тем не менее, обратить особое внимание сторонников указанных подходов на некоторые, как представляется автору, неоднозначные явления и процессы в экономике России, диктующие необходимость совершенствования государственного финансового контроля над деятельностью российских участников ВЭД.
«Троянские кони» национальной экономики России
Как известно, «экономическим хитом»-2007 стало учреждение в России шести госкорпораций (в дополнение к созданному в 2003 г. Агентству по страхованию вкладов (АСВ), функция которого - выплата компенсаций вкладчикам банков-банкротов) с передачей им принадлежавших государству активов на сумму порядка 2 трлн. руб. Речь идет о «Банке развития и внешнеэкономической деятельности», «Олимпстрое», «Росатоме», «Ростехнологии», «Роснанотехе» и «Фонде содействия реформированию ЖКХ» — то есть некоммерческих организациях, обладающих особым экономико-правовым статусом, которые к тому же являются участниками внешнеэкономической деятельности.
Представляется, что деятельность данных госкорпораций, связанная с использованием гигантских активов, может превратить их в своего рода «троянских коней» национальной экономики России. Ведь, несмотря на то, что были внесены многочисленные поправки в законодательство Российской Федерации, основными недостатками законов о создании госкорпораций является либо отсутствие критериев оценки эффективности их деятельности, либо эти критерии существенно отличаются от заявленных целей. Не прописан и механизм их финансового контролирования государством.
Уровень безопасности внешнего долга
Как известно, угрозу экономической безопасности, политическому и инвестиционному имиджу страны создает уровень ее внешнего долга. В мировой практике наиболее достоверным критерием оценки этого показателя считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, проценты по нему, неустойки и пр.). Сравнительно безопасным внешним долгом государства принято считать сумму, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны.
Пик обслуживания внешнего государственного долга Россией был пройден в 2003 г., когда общая сумма выплат по нему за счет средств федерального бюджета составила 537 млрд. руб. (более $18 млрд.), или около 4% ВВП. В 2004 г. аналогичные расходы составили 467 млрд. руб. (более $16 млрд.), или 3% ВВП. Структура же государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2007 г. была следующей (см. таблицу 1):
Таблица 1
Внешний государственный долг России в октябре 2007 г. ($млрд.)
|
1 января 2007 г.
|
1 октября 2007 г.
|
Всего, в том числе:
|
387,5
|
498,8
|
Органы государственного управления
|
44,7
|
39,6
|
Федеральные органы управления
|
43,2
|
38,1
|
Новый российский долг
|
33,8
|
29,9
|
Органы денежно-кредитного регулирования
|
3,9
|
13,1
|
Банки
|
101,2
|
147,7
|
Прочие секторы
|
160,7
|
230,4
|
Наибольшая доля непогашенных заимствований в структуре государственного внешнего долга России приходилась на еврооблигационные займы - $28,6 млрд. Задолженность перед странами-участницами Парижского клуба - $2,2 млрд. Странам, не вошедшим в Парижский клуб, Россия была должна $3 млрд. Долг перед бывшими странами-членами СЭВ составлял $1,9 млрд., коммерческая задолженность - $0,8 млрд. Долги перед международными финансовыми организациями - в $5 млрд. Обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) - $4,9 млрд.
Понятно, что российский внешний госдолг - один из самых низких в Европе. Причем наша страна сумела добиться такого показателя в довольно сжатые сроки. После финансового кризиса 1998 г. долговая нагрузка на национальную экономику составляла почти 100% ВВП, но высокие цены на нефть позволили заметно снизить долговое бремя.
Эксперты считают, что сумма внешней задолженности непосредственно нашего государства невелика (долги органов госуправления и денежно кредитного регулирования, в сумме равные, $ 51,2 млрд. (см. табл. 1)) , если только не брать в расчет внешние заимствования российских участников ВЭД за последние 5-7 лет. Между тем, именно эти российские участники ВЭД, занятые к тому же переводом своих активов за рубеж, исхитрились каким-то образом увеличить собственные внешние долги с $29 млрд. до $378,1 млрд.
Новый долговой кризис?
"Взяли кредиты, пускай расплачиваются", — скажет обыватель. Однако на самом деле не все так просто, поскольку речь идет, как правило, об известных в России и за ее пределами компаниях, пакетами акций которых прямо и опосредованно владеет государство. Именно указанное обстоятельство и оказалось в свое время для зарубежных кредиторов основной гарантией предоставления займов российским участникам ВЭД. То есть они не без оснований рассчитывают, что при неблагоприятном раскладе расплачиваться за «своих» подопечных будет Российское государство.
В связи с изложенным представляется аргументированным следующее. «С одной стороны, внешняя задолженность российских участников ВЭД растет. С другой стороны, на десятки миллиардов долларов США снижается внешний долг государства. То есть задолженность постепенно "перетекает" из бюджетного в коммерческий сектор. Сам по себе этот процесс в нынешних условиях является, скорее, позитивным, чем негативным. Но если масштабы заимствований будут слишком большими, это чревато новым долговым кризисом. Кроме того, из России по-прежнему бежит нормальный капитал, а обратно активно идет спекулятивный капитал, и о большой пользе таких инвестиций для экономики утверждать некорректно» [i].
Источники:
1. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. - М., 1971. - С.170; Философский энциклопедический словарь. - С.221.
2. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н.И.Химичева. - М., 2008. - С.139
3. Современный финансово-кредитный словарь / под общ. ред. М.Г.Лапусты, П.С.Никольского. - М., 1999. - С. 485.
4. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М., 1999. - С. 27.
5. Ровинский Е.А. Советское финансовое право. - М., 1978. - С. 50.
6. Кожура Р.В. Аудит: предпринимательство или юридический процесс (об одной профессиональной привилегии) // Законодательство. - 1999. - №4. - С. 23.
7. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. «Об упразднении органов народного контроля в Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 3. - Ст. 28.
8.. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Т.1. - М., 1994. - С.194.
9. Каковкина Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации // Финансы. - 2002. - №8. - С.70.
10. Гуща И.В. Развитие финансового контроля в современной России // Гражданин и право. - 2006. - № 4.
11. Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. - 2002. - № 4. - С.59.
12. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12.1993 Официальный текст. Издание Администрации Президента РФ. - М., 2006.
13. Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. - 2006. - № 6.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:03:24