Социальные приоритеты активизации налогового стимулирования

Колодин Д.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Активизация налогового стимулирования является актуальной для России проблемой, имеющей большое значение для совершенствования ее налоговой системы. По своей природе налог – это одновременно и экономическое, и правовое, и социальное явление. Он оказывает стимулирующее воздействие на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Сущность этой функции в том, что посредством комплекса различных налоговых ставок и льгот можно влиять на спрос, воспроизводство, стимулирование развития отраслей и т.д.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоги, налогообложение, налоговая политика



Активизация налогового стимулирования является актуальной для России проблемой, имеющей большое значение для совершенствования ее налоговой системы. По своей природе налог – это одновременно и экономическое, и правовое, и социальное явление. Он оказывает стимулирующее воздействие на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Сущность этой функции в том, что посредством комплекса различных налоговых ставок и льгот можно влиять на спрос, воспроизводство, стимулирование развития отраслей и т.д.

Эксперты в области налогообложения отмечают недостаточно активную реализацию стимулирующей функции налогов. Налоговое стимулирование (НС) в РФ заключается, в частности, в законодательном установлении определенных льгот. К их числу относятся:

‑ необлагаемый налогом минимум;

‑ освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

‑ дифференциация налоговых ставок;

‑ налоговые вычеты;

‑ налоговые льготы и др.

В экономически развитых странах используются также и другие инструменты налогового стимулирования [1, 4]:

‑ налоговые льготы при осуществлении капитальных вложений;

‑ налоговые каникулы;

‑ льготный режим налогообложения при выплате дивидендов;

‑ льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;

‑ прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли;

‑ налоговые льготы, основанные на численности занятых;

‑ налоговые вычеты (скидки) для прибыли, получаемой в твердой валюте.

В России НС рассматривается в основном с позиций бизнеса, т.е. с точки зрения поддержки НИОКР, инвестиций, капитализации прибыли и т.д. При этом социальные приоритеты не всегда выходят на первый план. Поэтому стоит подчеркнуть неотделимость населения от государства, так как эти понятия равнозначны. Данное положение закреплено Конституцией РФ. Там же (ст. 3) заложен основополагающий принцип: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Именно граждане России и только они вправе осуществлять регулирование жизненных норм на территории нашей страны, а социальные аспекты реформирования налоговой системы должны являться приоритетными.

Социальная функция налогов проявляется в формировании равновесия посредством сглаживания неравенства между наиболее и наименее обеспеченными группами населения [2, 3]. Социальная сущность налогообложения раскрывается также и через принципы взимания налогов. Один из них (принцип взимания налогов в зависимости от возможностей плательщика) обосновывает необходимость прогрессивной шкалы: с увеличением дохода большая его часть изымается.

В экономически развитых странах налоги на предприятия и доходы населения чаще всего взимаются по прогрессивной шкале, что соответствует принципу социальной справедливости. Взносы социального характера и имущественные налоги носят, как правило, пропорциональный характер. При этом самыми несправедливыми можно считать косвенные налоги, т.е. таможенные пошлины, НДС и акцизы, так как они полностью перекладываются через ценообразование на конечного потребителя, независимо от уровня его доходов. Показательно, что в РФ именно косвенные налоги составляют основную часть доходов консолидированного бюджета.

Таким образом, установление социальных приоритетов при активизации налогового стимулирования (уменьшение налоговой базы, применение вычетов) приводит к сокращению поступлений в бюджеты, что идентично расходам бюджета на социальную сферу. С помощью различных социальных вычетов из налоговой базы, как и посредством социальных выплат, можно осуществлять перераспределение национального продукта в интересах всего общества.

Многие отечественные и зарубежные экономисты критически подходят к оценке налоговой системы РФ. При этом чаще всего отмечается следующее:

‑ излишне фискальный характер налоговой системы;

‑ чрезмерное налогообложение доходов;

‑ низкие налоги на имущество;

‑ отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и прибыли организаций;

‑ неадекватные налоговые санкции;

‑ частые изменения отдельных элементов налогов;

‑ низкое налогообложение добычи и экспорта природных ресурсов и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система РФ нуждается в активизации НС, но не на базе случайных идей, перенесенных из хозяйственной практики западных стран. Однако в России не получили должного развития научные школы в области социально-ориентированного налогообложения, способные дать рекомендации по совершенствованию действующей системы и прогнозировать основные экономические и социальные последствия реализации того или иного комплекса мероприятий.

Выбор приоритетных направлений повышения активизации налогового стимулирования зависит от обоснованного установления влияющих на данный процесс факторов. Последние представляют собой причины, движущие силы, существенные обстоятельства, оказывающие воздействие на активизацию НС. Предлагаются для изучения следующие важнейшие факторы, оказывающие влияние на активизацию налогового стимулирования:

‑ стабильность налоговой политики государства;

‑ инфляция;

‑ гибкость налоговой системы;

‑ совершенствование налогового законодательства;

‑ социальные приоритеты реформирования налоговой системы и др.

Исследование данных факторов представляется достаточно сложным, поскольку на них оказывает влияние множество различных условий, большинство из которых не поддается прямой количественной оценке при помощи определенного показателя.

В качестве реализации социальных приоритетов активизации налогового стимулирования следует разработать механизмы, нивелирующие разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения. Используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение доходов более равномерным. Такой подход представляется более справедливым, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков. Поэтому, на наш взгляд, следует ввести прогрессивную шкалу по налогу на доходы физических лиц.

Создание социального государства, в котором критериями развития являются как экономический рост, так и социальное развитие, требует пересмотра российской доктрины налогообложения с доминирующей фискальной функции к стимулирующей. В частности, в НДФЛ полученный лицом доход следует рассматривать не как объект налогообложения, а как основу для расчета налогового платежа. При этом налоговая база должна уменьшаться на величину прожиточного минимума (как это и предусмотрено законодательством большинства стран Европы) и сумму реальных социальных затрат человека.

Таким образом, в целом направленность налогообложения в РФ можно оценивать как фискальное. Социальные аспекты налогового стимулирования на современном этапе развития налоговой системы должны являться приоритетными.


Источники:

1. Джантуханова Э.В. Налоговое стимулирование — инструмент государственного регулирования инвестиций. // Экономика строительства. – 2006. ‑ № 2. – С. 25-30.

2. Основы налогового права. Уч.-метод. пособ. / Под. ред. С.Г. Пепеляева – М.: Инвест Фонд, 1995. – 127 с.

3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: Вопросы и ответы. – М.: Новый юрист, 1998. – 450 с.

4. Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт). // Вопросы экономики. – 1994. ‑ № 8. – С. 95-101.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:07:05