Формирование системы промышленного сервиса: теоретический аспект
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В последнее десятилетие отечественный рынок промышленных услуг развивается все более активно и динамично. Это привело к обострению конкурентной ситуации, которая заставляет производителя ориентироваться на использование самых современных механизмов и инструментов конкурентной борьбы.
Ключевые слова: конкуренция, система промышленного сервиса, промышленный сервис, рынок промышленных услуг
В последнее десятилетие отечественный рынок промышленных услуг развивается все более активно и динамично. Это привело к обострению конкурентной ситуации, которая заставляет производителя ориентироваться на использование самых современных механизмов и инструментов конкурентной борьбы.
В основе адекватного конкурентного поведения должны лежать объективная оценка собственных услуг, анализ услуг других предприятий и ориентация на нужды и запросы клиента, который стремится к оптимизации затрат, связанных с приобретением, эксплуатацией, содержанием и обслуживанием товара. Все это создает благоприятные условия для взаимодействия производителя с потребителем и обеспечения высокой эффективности собственной деятельности.
Несмотря на значимость вышеуказанных аспектов, до сих пор сохраняется существенный разрыв между уровнем качества товарной продукции и ее дальнейшим сервисным сопровождением. Следует отметить, что экономический эффект, полученный в сфере производства, может быть утрачен вследствие недостатков в области оказания промышленных услуг и отсутствия отлаженной системы сервиса.
Как показывает практика, к специфике услуг сферы промышленного сервиса закономерно отнести:
‑ комбинацию осязаемых и неосязаемых свойств услуги;
‑ необязательное присутствие потребителя при оказании услуги;
‑ многообразие видов услуг;
‑ индивидуальность производства и потребления услуги.
Для развития сферы промышленного сервиса необходимы определенные условия [1], прежде всего, производственного характера:
‑ наличие соответствующей материально-технической базы;
‑ оснащенность необходимыми средствами и орудиями труда;
‑ достаточная энерговооруженность для осуществления необходимых работ и операций;
‑ наличие технологических разработок для осуществления промышленных услуг;
‑ восприимчивость к внедрению новых технологий и ноу-хау в процессе производства и реализации промышленных услуг.
Важным условием развития сферы промышленных услуг являются также следующие экономические аспекты:
‑ формирование соответствующих структур для организации процесса производства и реализации промышленных услуг;
‑ наличие юридического обеспечения договорно-правовых и внутрисистемных отношений;
‑ наличие источников финансирования;
‑ возможность создания и использования информационной базы данных по предоставлению промышленных услуг;
‑ возможность создания соответствующей системы учета, планирования, прогнозирования и управления процессами производства и реализации промышленных услуг;
‑ создание и использование системы контроля и регулирования в сфере промышленных услуг.
Социальная ситуация также оказывает непосредственное влияние на деятельность сферы промышленных услуг, например, наличие или возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, действие мотивационной системы организации труда и заработной платы. Кроме того, большое значение имеет возможность формирования комплекса организационных и экономических стимулов для удовлетворения соответствующих интересов в процессе производства и реализации промышленных услуг. Все это напрямую способствует развитию промышленного сервиса.
Однако существует ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие сферы промышленного сервиса [3]:
- недостаточная информированность потребителей о существующей сфере промышленных услуг, отсутствие единой информационно-поисковой системы;
- высокая динамичность нормативно-правовой базы, в том числе системы налогообложения. Отсутствие нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере промышленных услуг, и, следовательно, возникновение деструктивных и конфликтных ситуаций;
- отсутствие достаточных финансовых средств у потребителей, что приводит к отказу от профессионального и квалифицированного промышленного сервиса и возникновению системы самообслуживания по причине более низкой себестоимости работ и операций в сравнении с ценами и тарифами сервисных центров;
- отсутствие на предприятиях собственной службы, занимающейся изучением потребностей клиентов и изучением собственного потенциала с позиций возможности и необходимости предоставления промышленного сервиса;
- отсутствие комплексности оказываемых услуг, потеря той части потребителей, которая предпочитает получить максимально возможный комплекс промышленных услуг в одном месте, что снижает конкурентоспособность сервисных предприятий.
Промышленный сервис, являясь сферой экономических отношений, использует методы:
‑ учета совокупных затрат посредством фрагментации и оценки каждого вида услуг;
‑ координации управления процессом оказания услуг на каждом этапе;
‑ экономического стимулирования эффективного управления процессом оказания промышленных услуг;
‑ повышения качества промышленных услуг, позволяющие формировать и оптимизировать процесс оказания промышленных услуг [2, 3].
Постоянное развитие и многогранность промышленного сервиса привели к необходимости классифицировать данный вид деятельности. Общепринятым является деление промышленного сервиса на гарантийный и послегарантийный. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в период гарантийного обслуживания вся предусмотренная в стандарте обслуживания, контракте, инструкции или законодательстве страны помощь уже включена в стоимость и осуществляется производителем бесплатно, а после истечения гарантийного периода – за счет потребителя [1, 2, 3]. Однако, на наш взгляд, для более полного содержательного отражения имеет смысл расширить ряд классификационных признаков, включив следующее деление промышленного сервиса:
1) по эластичности на:
‑ минимально необходимый;
‑ экономически выгодный для производителя;
‑ оптимально сбалансированный;
‑ экономически выгодный для потребителя;
‑ максимально целесообразный.
2) по виду потокового процесса:
‑ информационный;
‑ заготовительный;
‑ производственный;
‑ сбытовой;
‑ транспортный.
3) по степени участия потребителя в процессе выбора объема промышленных услуг:
‑ кастомизированный сервис (формирование пакета услуг полностью ложится на потребителя);
‑ контурный сервис (формирование происходит путем выбора определенного набора услуг внутри открытого пакета, сформированного производителем);
‑ пакетный сервис (производитель предоставляет закрытые пакеты услуг).
Таким образом, анализ вышеизложенных аспектов позволяет сформулировать авторскую трактовку понятия промышленного сервиса. А именно: промышленный сервис – это экономически и социально обусловленная совокупность промышленных услуг, носящая интегральный характер. В свою очередь, промышленная услуга – это услуга, осуществляемая в процессе сопровождения товаров производственно-технического назначения в период всех его жизненных стадий.
Источники:
2. Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. – СПб. : Вектор, 2006. – 192 с.
3. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность : учебник. – М. : Дашков и Ко, 2007. – 268 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:28