Участие потребительской кооперации в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: проблемы и перспективы

Иткулов С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иткулов С.Г. Участие потребительской кооперации в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 147-151.

Аннотация:
Перспективы развития аграрного сектора и агропродовольственного рынка страны, значимость которых для национальной экономики и российского общества неоспорима, тесно связаны с развитием сельских территорий – основным ресурсом жизнеобеспечения и жизнедеятельности российского населения. Однако в последнее десятилетие государственная политика и общеэкономическая ситуация в стране не только не способствовали развитию этого важного вида ресурса, но и привели к его критическому состоянию. Тем не менее, начиная с 2003 года для решения социальных проблем сельских территорий и сельского населения, претворяется в жизнь Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», предусматривающая привлечение бюджетных и внебюджетных средств…

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, потребительская кооперация, продовольственный рынок, развитие АПК



Перспективы развития аграрного сектора и агропродовольственного рынка страны, значимость которых для национальной экономики и российского общества неоспорима, тесно связаны с развитием сельских территорий – основным ресурсом жизнеобеспечения и жизнедеятельности российского населения. Однако в последнее десятилетие государственная политика и общеэкономическая ситуация в стране не только не способствовали развитию этого важного вида ресурса, но и привели к его критическому состоянию [1, 2]. Тем не менее, начиная с 2003 года для решения социальных проблем сельских территорий и сельского населения, претворяется в жизнь Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», предусматривающая привлечение бюджетных и внебюджетных средств…

Начиная с 2006 года, реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», делающий ставку на развитие личных подсобных хозяйств – основной источник доходов и форму занятости сельского населения в настоящее время. Это возможно при условии их тесной связи с сельскохозяйственными предприятиями как источниками кормов, центрами оказания услуг, переработки и сбыта, формирования эффективной системы кредитования и финансирования [3].

Проблемы развития сельских территорий прямым образом касаются перспектив и стратегии дальнейшего развития потребительской кооперации (в данном случае – сибирских регионов), поскольку деятельность кооперативных организаций в основном сосредоточена на селе. Поэтому в числе стратегических задач сибирской потребительской кооперации – повышение ее роли в реализации программы социально-экономического развития сельских территорий, а также участие в становлении и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК) и личных подворий населения. С 2008 года ее решение будет осуществляться в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и увеличения производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 гг., принимаемой в соответствии с ФЗ № 264 от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [4]. Цель программы – не просто поддержка производителей земледельческой продукции, а комплексный подъем аграрных территорий.

Спад производства в коллективных сельскохозяйственных предприятиях Кемеровской области привел к сокращению объемов производства продукции за период с 1993 по 2000 гг. более чем на треть. Обвальное падение в коллективном секторе сегодня компенсируется подсобными хозяйствами населения. В результате их доля в объеме производства сельскохозяйственной продукции в Кемеровской области выросла с 45% в 1993 г. до 59% в 2000 г. Из 323 тысяч трудоспособного сельского населения 107,6 тысяч занято только ведением личных подсобных хозяйств (ЛПХ) [5]. Это реальный сектор экономики, на развитие которого рассчитан приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

К реализации проекта «Развитие АПК» кооперативные организации Кемеровской области приступили в декабре 2005 г. В 2006 г. ими создано 19 СПК по закупке и переработке сельскохозяйственной продукции и два кредитных. Всего в области действует 31 потребительский и 20 кредитных кооперативов. В 2006 году Кемеровская область вошла в тройку регионов, показавших наиболее эффективные результаты в освоении выделяемых на реализацию проекта средств.

Главная цель СПК, созданных совместно с потребительской кооперацией – взаимоотношение производи­телей и переработчиков сельхозпродукции. Так, производители аграрной продукции не всегда имеют информацию о потребностях рынка, у них нет необходимого стартового капитала, залогового имущества, оборудования, транспорта и т.п. В этом им должны помочь торгово-закупочные и перерабатывающие СПК. В качестве примера приведем СПК «Согласие», который за 2006 год закупил 1,4 тыс. тонн молока. Закупку молока кооператив ведет круглый год, активно применяя новые методы взаимодействия с пайщиками-сдатчиками молока: обеспечение кормами, выделение кредитов на приобретение коров, откорм молодняка крупного рогатого скота на мясо.

Перерабатывающие кооперативы «Кузедеевское» и «Развитие» ввели в строй мини-заводы по переработке молока. За пять месяцев 2007 года организациями потребительской кооперации области закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 73,4 млн. руб. Условно каждое из 71135 сельских подворий, ведущих личное подсобное хозяйство, от реализации сельскохозяйственной продукции с помощью потребительской кооперации получило доход более одной тысячи рублей.

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы выполняют функции по финансированию производителей посредством кредитных ресурсов банков второго уровня. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства постоянно испытывают острую нужду в денежных средствах. Однако действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют.

Указанные недостатки способны устранить кредитные кооперативы, что и показывает пример работы кредитного СПК «Прогресс». Кооператив является некоммерческой организацией, изначально создан сель­скими товаропроизводителями на основе добровольного членства, путем объединения имущественных паевых взносов пайщиков и ассоциированных членов кооператива. Свою деятельность по выдаче займов СПК начал с октября 2006 года. В настоящее время число пайщиков составляет 115 физических и юридических лиц, сумма выданных кредитов – около 6 млн руб., средняя сумма одного займа – 100 тыс. руб. Займы выдаются на приобретение крупного рогатого скота, свиней и птицы, сельхозтехнику и горюче-смазочные материалы, корма, сырье, торговое оборудование и строительные материалы, другие предметы производства и потребления, необходимые для жизнедеятельности крестьянского подворья. Вхождение Россельхозбанка в кооператив в качестве ассоциированного члена значительно увеличило инвестиционный портфель кооператива и количество выданных кредитов.

Опираясь на собственный опыт, считаем, что региональным органам власти необходимо развивать следующие формы содействия в создании кредитных СПК:

‑ обучение специалистов кооперативов силами сотрудников ОАО «Россельхозбанк», Союза сельских кредитных кооперативов, Фонда развития сельской кредитной кооперации, сельскохозяйственных и кооперативных вузов;

‑ выдача за счет средств регионального бюджета долгосрочных кредитов для создания материально-технической базы кооперативов;

- краткосрочное кредитование кооперативов с последующим кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Говоря о вкладе потребительской кооперации в становление СПК, следует отметить проблемы, с которыми сталкиваются организации. Среди них:

‑ отсутствие требуемой материально-технической базы;

‑ недостаток стартового капитала для создания и деятельности кооперативов;

‑ сложность (а иногда и невозможность) получения кредитов в банках без кредитной истории;

‑ кадровый потенциал в сельской местности, недостаточный для организации и успешного развития кооперативов.

Дальнейшие перспективы связаны с поддержкой личных подсобных хозяйств органами власти. В частности, с выделением займов на строительство мини-ферм, установлением квоты на закупку мяса в ЛПХ мясоперерабатывающими предприятиями и в организации социальной сферы; выделением субсидий на компенсацию затрат ЛПХ по ветеринарному и зоотехническому обслуживанию, на компенсацию затрат по приобретению зернофуража и сена.

Решая поставленные задачи, потребительской кооперации необходимо помнить о существующих на селе проблемах: демографическом кризисе и старении села, продолжающемся оттоке молодежи, нехватке квалифицированных кадров, специалистов, обладающих современными знаниями и способных работать по-новому, используя последние достижения в аграрной науке. Предстоит социальное обустройство села, что позволит удержать молодежь в деревне, сохранить малокомплектные сельские школы и обеспечить занятость учителей, организовать достойный досуг молодежи.


Источники:

1. Пациорковский В. В., Вегрен С. К., О'Брайн Д. Дж. Социальные проблемы села и развития сельских территорий / Никоновские чтения – 2005. – М.: ВИАПИ, 2005. – с. 422-424.
2. Хайруллина М. В. Проблемы и перспективы потребительской кооперации Сибири в современных условиях развития сельских территорий // Современный рынок услуг: отношения и конкурентоспособность торгового обслуживания: Материалы международной научно-практической конференции. – Караганда: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, 2007. – с. 24-27.
3. Социальная политика российских компаний / А. Нещадин, Н. Горин, Г. Тульчинский, О. Нещадина, И. Царева, А. Хавина, В. Анисимов; Сост. А. Хавина. – М.: ТЕИМ, 2005. – 159 с.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
5. Сибирский федеральный округ: 2001 – 2005. Статистический сборник / Территориальный орган Росстата по Новосибирской области. – Новосибирск, 2006. – 127 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:10