Не бойтесь, вас не украдут
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Опыт как развитых, так и развивающихся стран показывает, что при соблюдении национальных интересов иностранные капиталовложения могут стать важным фактором стимулирования экономического роста, прогрессивных структурных сдвигов, совершенствования управления производством. Прежде всего это относится к прямым инвестициям, за которыми следуют обычно новые формы организации производства и труда, новые технологии, расширение занятости, не говоря уж об углублении межнационального сотрудничества.
Ключевые слова: экономический рост, иностранные инвестиции, прямые инвестиции
Опыт как развитых, так и развивающихся стран показывает, что при соблюдении национальных интересов иностранные капиталовложения могут стать важным фактором стимулирования экономического роста, прогрессивных структурных сдвигов, совершенствования управления производством. Прежде всего это относится к прямым инвестициям, за которыми следуют обычно новые формы организации производства и труда, новые технологии, расширение занятости, не говоря уж об углублении межнационального сотрудничества.
Иностранные инвестиции, безусловно, могут иметь не столь однозначно позитивный эффект. При бесконтрольном притоке они могут повлечь за собой и устаревшие, и не соответствующие экологическим стандартам производства, и попытки контроля над национальным производством той или иной продукции. Однако к настоящему времени уже накоплен многогранный опыт регулирования притока прямых инвестиций.
В настоящее время крупнейшим в мире нетто-импортером капитала являются США. При этом в 90-е годы резко возрос приток прямых инвестиций – с 52 млрд. долл. в1993г. до 260 млрд. долл. в 1999г. Беспрецедентный экономический рост периода администрации У. Клинтона, разумеется, способствовал притяжению иностранных инвестиций. Но нельзя не принимать во внимание и продуманную государственную политику регулирования их притока. Весь комплекс прямых и косвенных ограничений, а также существующих для иностранных инвесторов льгот, направлен на формирование иностранных капиталовложений в нужное для Соединенных Штатов русло.
Еще в 1961г. министерством торговли США была принята программа «Инвестируйте в США», цель которой – содействие организации совместных предприятий, иностранным вложениям в производство ранее ввозимой продукции, а также в приоритетные для данного этапа развития отрасли. Бюро международной торговли, управляющее этой программой, предоставляет потенциальным инвесторам сведения о рынках, финансировании и других вопросах, имеющих отношение к инвестициям, а также находится в контакте с местными фирмами, заинтересованными в создании совместных предприятий.
Одновременно широкое распространение в США получили мероприятия по привлечению иностранных инвесторов на уровне штатов и местных органов власти. Прежде всего – это благоприятный местный налоговый режим для новых капиталовложений, финансовая помощь в виде субсидий на подготовку рабочей силы, осуществление проектов развития инфраструктуры и промышленности.
Поощрение и поддержка инвестиционной деятельности находится в центре внимания местного уровня власти, что находит выражение в выработке методов правового, финансово-экономического, организационно-административного характера по содействию экономическому развитию и защите интересов инвесторов, в том числе иностранных.
Почти все штаты имеют в своих законодательных сводах положения, разрешающие различные виды налоговых льгот для развития новых производств, финансовые гарантии по займам на оборудование, на расширение существующих предприятий и т.п. В каждом штате учреждены департаменты экономического развития (как, например, в штате Флорида), или торговли и экономического развития (например, в штате Вашингтон), экономического планирования и развития (например, в штате Вайоминг), промышленного развития (в штате Алабама), деятельность которых направлена на стимулирование экономического роста, оказание разносторонней поддержки иностранным инвесторам.
В целях повышения конкурентоспособности региона, обеспечения устойчивой занятости и социальной стабильности на уровне штатов и местных органов власти предусматривается использование всех рычагов экономического и налогового стимулирования производственной деятельности оказания помощи иностранным инвесторам.
Среди используемых методов особое место занимают разнообразные налоговые изъятия (освобождение от налогов) и скидки, налоговые кредиты и специальные методы. К их числу относятся, в частности, следующие: налоговые кредиты:
‑ уменьшение налогооблагаемой базы в результате разнообразных вычетов; освобождение корпораций от налога на прибыль;
‑ освобождение товарных запасов от обложения налогами на собственность;
‑ предоставление скидок с подоходного налога, льготное обложение сырья и топлива, промышленных машин и оборудования;
‑ кредитование налога на инвестиции;
‑ кредитование налога на создание новых рабочих мест;
‑ стимулирование применения оборудования контроля за загрязнением окружающей среды;
‑ предоставление скидки с налога на собственность;
‑ стимулирующие меры в области исследований и разработок;
‑ освобождение от налога на продажи и право пользования;
‑ предоставление налоговых льгот в приоритетных для данного региона отраслях промышленности;
‑ предоставление налоговых кредитов в определенных сферах занятости;
‑ оказание технико-информационных услуг и другие.
Для формирования благоприятного климата на местном уровне обычно используется комбинация тех или иных методов, характер и количество которых зависят от экономической целесообразности, местной экономической и политической специфики, исторических традиций.
В число наиболее широко используемых методов входят:
‑ освобождение товарных запасов от обложения налогом на собственность;
‑ меры по консервации энергии и топлива;
‑ манипулирование обложением транзитных товаров, а также сырья и промышленного топлива, промышленных машин и оборудования;
‑ кредитование налога на инвестиции;
‑ стимулирование использования оборудования контроля за загрязнением окружающей среды;
‑ предоставление скидки с налога на собственность.
В рамках определенной территории ее администрацией формируются дифференцированные условия для инвестиций. Предприятия в приоритетных отраслях хозяйства обычно пользуются более льготным режимом, чем в отраслях, не отнесенных к этой категории. В число приоритетных отраслей и видов хозяйственной деятельности входят прежде всего те, развитие которых потенциально может принести наибольший эффект для хозяйства и развития социальной сферы региона.
Кроме того, особыми льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие привлечение дополнительного капитала, использующие местное сырье, материалы, компоненты, а также предприятия, деятельность которых имеет экспортную или импорто замещающую направленность.
Механизм создания льготного режима в приоритетных сферах предусматривает предоставление ряда льгот и привилегий. Например, фирма (предприятие), действующая в приоритетных отраслях и видах деятельности, имеет право на получение кредитов за счет бюджета штата, графских, городских и других органов власти на более длительные сроки и по более низким ставкам.
Наряду с вышеперечисленными направлениями государственного регулирования хозяйственной деятельности на уровне штатов и местных органов власти, в Соединенных Штатах предусмотрен целый комплекс особых мер по привлечению иностранного капитала.
Первая миссия с целью привлечения иностранных инвестиций была направлена в Западную Европу в 1959 г. Но лишь с конца 60-х начала 70-х годов о мероприятиях штатов в этой области можно говорить как о массовом явлении. Большинство штатов учредили как минимум одно зарубежное представительство, основной целью которого является привлечение иностранных инвесторов. Джорджия, Мичиган, Нью-Йорк, Вирджиния и ряд других штатов имеют такие представительства и в странах Западной Европы, и в Японии.
Однако широкий спектр мер, получивших развитие на уровне штатов и местных органов власти, по привлечению иностранных инвестиций отнюдь не исключает «противовесов», ограничивающих доступ нежелательных инвесторов в американскую экономику. (об этом читайте в следующих номерах журнала).
В России привлечение иностранных инвестиций становится одной из важнейших задач экономической политики. Хотя предприятия с иностранными инвестициями производят менее 5% российского ВВП, производительность труда на них в 2 раза выше, чем в среднем по России. Не случайно поэтому в последние годы региональные органы власти проявляют активность в создании благоприятного инвестиционного климата, в предоставлении инвесторам налоговых и иных льгот. Если по состоянию на май 1997г. только 5 областей имели специальное законодательство для иностранных инвесторов, то в 1999 г. их число достигло 45.( Экономика и жизнь, № 11,1999).
Особое внимание уделяется инвестиционной политике и, в частности, привлечению иностранных инвесторов, например, в Удмуртии. Правительством Удмуртии принимаются комплексные меры по формированию условий для экономической стабилизации и стимулирования инвестиционной деятельности в Республике. Нормативные акты, в частности «О стимулировании инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», «О реализации инвестиционных проектов нефтедобывающей отрасли на территории Удмуртской Республики», предполагают обеспечение правовых гарантий на территории Удмуртии и предоставление налоговых льгот для инвесторов, например, организациям, осуществляющим реализацию или финансирование инвестиционных проектов (Решение Городской Думы г. Ижевска от 25.12.1998 №62) и другие.
В соответствии с принятыми законами в Удмуртии разработаны следующие типовые положения относительно организации инвестиционного процесса:
- «Положение о предоставлении государственных гарантий УР по займам и кредитам на конкурсной основе»;
- «Положение о формировании залогового фонда УР»;
- Положение о конкурсе инвестиционных проектов на размещение инвестиционных ресурсов УР»;
- «Положение о конкурсе инвесторов на право участия в инвестиционной деятельности по особо значимым обьектам для социально-экономического развития УР».
Закон «О стимулировании инвестиционной деятельности в УР» предполагает обеспечение правовых гарантий для иностранного капитала на территории Удмуртии и предоставление конкретных налоговых льгот для иностранных инвесторов. Предприятия с иностранным капиталом, включая сферу услуг, зарегистрированные на территории Удмуртии, при условии, что оплаченная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 30% и в эквивалентной сумме не менее 30 тысяч долларов США, прошедшие государственную регистрацию после 1 января 1997 г., и осуществляющие свою основную деятельность на территории Удмуртии, в первые два года работы освобождаются полностью от налога на прибыль, налога на имущество в части, поступающей в республиканский бюджет (при условии, что выручка от производственной деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции), в третий и четвертый год работы уплачивают соответственно пониженные ставки.
В целях упрощения процедуры регистрации коммерческих организаций с иностранным капиталом на территории Удмуртии создано Удмуртское отделение Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ. Разработана Программа развития внешнеэкономической деятельности Удмуртии, в частности по привлечению иностранных инвестиций. На 1 января 2000г. суммарная величина накопленных иностранных инвестиций оценивалась в 143,3 млн. долл. США. Из них 26,3 млн. долл. приходится на прямые капиталовложения. До 1999г. ежегодный приток иностранных инвестиций не превышал 10 млн. долл., в 1999г. составил 116,7 млн. долл., увеличившись в 11,5 раз. Наиболее крупными инвесторами являются Германия, Япония, Чехия, США.
Основными сферами приложения иностранного капитала в1999г. были машиностроение и металлообработка (87%), топливная промышленность, пищевая, связь. В 1999г. на территории Удмуртии было зарегистрировано 12 коммерческих организаций с иностранным капиталом. Всего, по состоянию на 1 января 2000г. таких предприятий было 156.
Деятельность предприятий с иностранным участием (например, АО «Уральская нефть», АО «Ижтел») представляется также важной и перспективной с точки зрения их участия в увеличении внешнеторгового оборота Удмуртии, который в 1999г. составил 609 млн. долл. США при положительном сальдо – 351,4 млн. долл.
Таким образом опыт США и смелость Удмуртии показывают насколько важны иностранные инвестиции для развития нашего собственного отечественного производства. Следует помнить, что открыв широко двери нашей экономики, мы не потеряем того, что имеем, мы только приобретем и станем богаче, начав выпускать продукцию, которую раньше не производили. Поэтому иностранному инвестору следует срочно сказать: «Да!».
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:18:48