Принципы рационализации регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе

Бейбалаева Д.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Территориально-отраслевые отношения всегда колеблются и находятся в неустойчивом состоянии. При их нерациональном регулировании усиливается неустойчивость и, как следствие, происходит изменение структуры этих отношений. В результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению. Это способствует возникновению кооперативных процессов и формированию нового порядка и нового равновесия. От этих процессов зависит, по какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения и какова альтернатива в их регулировании.

Ключевые слова: экономика региона, территориально-отраслевые отношения, регулирование отношений



Территориально-отраслевые отношения всегда колеблются и находятся в неустойчивом состоянии. При их нерациональном регулировании усиливается неустойчивость и, как следствие, происходит изменение структуры этих отношений. В результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению. Это способствует возникновению кооперативных процессов и формированию нового порядка и нового равновесия. От этих процессов зависит, по какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения и какова альтернатива в их регулировании.

Самоорганизацию территориально-отраслевых отношений (ТОО) можно представить как процесс функционирования рыночного механизма с большим количеством правил отбора организационных структур и путей дальнейшего развития, связанных общими принципами стабильности, сохранения структур и систем, которые сами конкурируют между собой.

Процессы развития рассматриваемых отношений обеспечивают увеличение количественных параметров и расширение их масштаба; фиксируются точки начала и окончания роста, возрастает потенциал, расширяется сфера взаимодействия. Структура становится более масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей повышается [1]. Более масштабным становится и управление, но при этом существенных качественных изменений в нем не происходит. Не возрастает и общий уровень организованности.

Основой формирования рациональных процессов служат научные и универсальные принципы организации, использование которых позволит обеспечить их эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления.

Концептуализация. Позволяет сделать выбор концепции повышения организованности системы. Она устанавливает:

- уровень организованности, необходимый для достижения целей системы;

- основную идею рациональной организации, реализация которой обеспечивает ритмичность и синхронизацию, автономизацию подразделений и т.д.;

- тип и основные характеристики рациональной структуры;

- основные свойства рациональной динамической организации.

Алгоритмизация. Обеспечивает совершенствование статической и динамической организации ТОО, предполагает использование четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий. Алгоритмизация рационализации и функционирования отраслей и территорий предполагает: четкую ориентацию действий исходя из важнейших целей системы; установление ситуаций, в которых может находиться система, и вариантов действий для всех наиболее вероятных вариантов развития ситуации; конкретность и подробность программы действий.

Нормализация. Представляет собой формирование рациональной организации ТОО и предполагает оптимизацию условий, в которых функционирует экономика. Основными ее направлениями выступают:

‑ изменение внешней среды путем воздействия, как на отдельные факторы, так и на среду в целом;

‑ переход в другую внешнюю среду (в другую организацию, сферу деятельности, в другой рынок или регион);

‑ изоляция от влияния внешней среды; изменение параметров внутренней среды, особенно тех, которые определяют функционирование системы.

Систематизация согласовывает процесс регулирования ТОО с другими изменениями в регионе. Кроме того, на каждом этапе формируется определенная целостная, способная функционировать система, уровень организованности которой должен приближаться к намеченной цели в исходной концепции. При этом системность может быть обеспечена единым управлением процессом рационализации. Бессистемная рационализация не может принести положительных результатов, так как приводит не к повышению, а к понижению организованности любых объектов или процессов и даже к их полной дезорганизации.

Классификация позволяет произвести выработку концепции и определение направления рационализации. При ее осуществлении используются виды классификации, позволяющие установить и определить:

‑ тип объекта рационализации и необходимый уровень организованности, при котором он может нормально функционировать;

‑ целесообразный тип поведения данной системы по отношению к разным факторам;

‑ рациональность существующей структуры;

‑ несоответствие типа процессов характеру и целям системы, особенностям структуры;

‑ взаимное несоответствие отдельных процессов между собой.

Концентрация. Предполагает выделение области деятельности, которая является приоритетной в обеспечении организованности системы. Она обеспечивает надежность, оперативность и результативность рационализации для соответствующих объектов, сфер и направлений.

Специализация. Носит всеобщий характер и позволяет обеспечить:

‑ распределение функций и задач по отдельным исполнителям в соответствии с их возможностями;

‑ установление роли и места каждого структурного компонента в системе;

‑ четкую ориентацию исполнителей на осуществление определенной деятельности;

‑ большую оперативность и надежность реализации процессов.

Стандартизация. Процесс рационализации требует выделить следующие объекты стандартизации:

‑ типовые процессы, определяющие их структуру, формирующие систему реализации и систему ориентации исполнителей;

‑- процедуры всех процессов, где чрезвычайное значение имеет последовательность осуществления;

‑ требования к получению определенных результатов, обладающих заранее заданными свойствами;

- структуры только в системах, обладающих множеством однотипных подразделений;

- системы обеспечения деятельности (технические, организационные, информационные, кадровые и т.д.).

Унификация обеспечивает:

‑ большую тесноту связи между системами, имеющими общие элементы;

‑ большую надежность и оперативность функционирования систем в связи с возможной взаимозаменяемостью унифицированных элементов;

‑ улучшение характеристик функционирования систем за счет совершенствования унифицированных элементов и их меньшей ресурсоемкости.

Персонификация. Предполагает разграничение полномочий и ответственности за функционирование структур и осуществление процессов. Для исполнения персонификации используют: внутрисистемные горизонтальные связи; принятие к исполнению заданий субъекта управления; выполнение конкретных действий в рамках основной деятельности; пользование ресурсами; ответственность за результаты деятельности перед субъектом управления.

Регламентация. В современных условиях экономического развития региона возрастает значимость этого принципа, устанавливающего определенный порядок функционирования организации. Ему подвержены, в первую очередь: важнейшие структурные связи между подразделениями, а также межуровневые связи; процессы изменения строения организации; регулярные процессы основной деятельности; выработка и принятие важнейших решений; процессы информационного обеспечения функционирования организации; процессы контроля за функционированием организации; процессы корректировки функционирования организации; пользование потенциалом организации.

Излишне регламентированная деятельность деактивирована. Процессы становятся менее гибкими и надежными. Однако недостаток регламентации снижает степень предварительной готовности к осуществлению направленных процессов и делает их менее управляемыми. Рациональность может быть достигнута при оптимальном уровне регламентации деятельности отраслей и территорий.

Общей основой формирования рациональных процессов служат научные и универсальные принципы организации, использование которых позволит обеспечить четкую организацию процесса, эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления. Они способствуют:

‑ размещению на конкретной территории всех стадий производства вплоть до получения готового продукта;

‑ выравниванию уровней экономического и социального развития районов;

комплексному развитию хозяйства районов;

‑ рациональному территориальному разделению труда между районами и в их пределах, что является необходимым условием эффективного размещения производства и содействует повышению уровней экономического развития, необходимому расширению производства и его эффективности.


Источники:

1. Гордеев О. И., Абдулаева И. М. Совершенствование структуры промышленности региона: концептуальный подход. Научная школа-семинар. «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». - Махачкала, 2001.
2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М.: Наука, 1974.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 21:26:48