Национальные проекты и новые методы управления в финансово-бюджетной сфере

Авдеева В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Авдеева В.И. Национальные проекты и новые методы управления в финансово-бюджетной сфере // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 18-21.

Аннотация:
Успех национальных проектов в существенной степени зависит как от деятельности региональных и местных органов власти, так и от правильности выбора ими финансово-экономических и административных методов управления в бюджетной сфере. Управление расходной части бюджетов должно быть переориентировано на критерии эффективности и высокой результативности затрат.

Ключевые слова: бюджет, финансово-бюджетная сфера, управление бюджетной сферой



Успех национальных проектов в существенной степени зависит как от деятельности региональных и местных органов власти, так и от правильности выбора ими финансово-экономических и административных методов управления в бюджетной сфере. Управление расходной части бюджетов должно быть переориентировано на критерии эффективности и высокой результативности затрат.

Практическая реализация национальных проектов призвана стать мощным фактором, своеобразным «локомотивом» экономического роста. Общий объем бюджетных ресурсов, задействованных при этом, составляет 5-7% от объема государственного финансирования соответствующих секторов и отраслей. При этом расходование средств должно осуществляться в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, – это положено в основу идеологии трехлетнего финансово-бюджетного планирования. В «настройке» бюджетной системы на критерии эффективности национальным проектам принадлежит очень важная роль.

Одним из наиболее значимых требований бюджетного процесса, в том числе, и в рамках консолидированного бюджета субъекта РФ, является не только четкое распределение соответствующего круга расходных полномочий, но и формирование условий, обеспечивающих в этих рамках строго целевое, эффективное расходование средств.

В настоящее время внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, является составной частью проводимой в нашей стране бюджетной реформы. Цель ее - совершенствование бюджетного процесса, обеспечивающее стимулирование экономического роста и прогресса в социальной сфере за счет тесной увязки государственных расходов с приоритетами национальной социально-экономической политики как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

В Калужской области первый год реализации приоритетных проектов в здравоохранении и образовании стал годом перехода на новые формы бюджетного планирования и финансирования. В 2006 году был подготовлен и принят целый ряд нормативных правовых документов, направленных на оптимизацию и повышения результативности бюджетных расходов в этих социальных сегментах.

На протяжении 3-х лет расходы на обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях области составляли около 4% от объема субвенции на предоставление общедоступного бесплатного общего образования. В связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в области, с возрастающими требованиями к уровню и качеству образовательной услуги и с введением норматива расходов, который позволит снизить затраты на одного обучающегося, законодательно определено увеличить долю затрат на обеспечение образовательного процесса до 6% от общего размера норматива расходов.

Порядок предусматривает осуществление выравнивания рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определяемых с помощью традиционным методов. Прежде всего, это построение «коридора» отклонений. Процесс «сглаживания» объема субвенций предполагает:

‑ сравнение расчетного фонда оплаты труда с проектным по всем муниципальным образованиям;

‑ выявление отклонений и анализ причин их появления;

‑ определение диапазона отклонений расчетного фонда оплаты труда от проектного для «мягкого» перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

В 2007 году в общеобразовательных учреждениях норматив расходов на одного обучающегося первой ступени обучения в сельских поселениях составит 13385 рублей в год, в городских поселениях и городских округах – 10098 рублей в год. В 2006-2007 учебном году прогнозируемая средняя наполняемость классов в сельских поселениях составит 9,3 человека (норматив наполняемости – 20 человек), в городских поселениях и городских округах – 19,4 (норматив – 25 человек).

На переходный период объем субвенции рассчитывается на нормативной основе с применением корректирующих коэффициентов, осуществляющих выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных от фактически сложившихся расходов предыдущего года. В 2007 году (в первый год адаптации) диапазон таких отклонений будет являться 100 % - допустимым.

Закон Калужской области от 27.12.2006 года № 274-ОЗ «Об установлении отраслевых систем оплаты труда» разработан и принят в целях перевода на отраслевую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и образования Калужской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, непосредственно предоставляющих бюджетную услугу в области образования и здравоохранения.

Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и образования Калужской области предполагает отмену единой тарифной сетки и введение ставки заработной платы, с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Ставка заработной платы работников состоит из базовой части и специальной. В соответствии с законом за основу расчета базовой составляющей принимается действующий с 1 октября 2006 года минимальный размер оплаты труда 1221 рубль. Кроме того, предусматривается повышение ставок (окладов) заработной платы для:

‑ работников учреждений здравоохранения, занятых на работах, связанных с опасными и особо тяжелыми условиями труда в зависимости от учреждений, подразделений и должностей от 15 до 60 %;

‑ специалистов, работающих в сельской местности на 25 %;

‑ работников учреждений, имеющим почетное звание «Народный…», «Заслуженный…», имеющим ученую степень. Особое внимание уделено работникам, имеющим звание «Народный учитель» и «Народный врач». Работникам, имеющим это звание, ставка (оклад) устанавливается на 50 % выше.

Помимо этого, в целях повышения заинтересованности прихода молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения законом предусмотрено повышение ставки (оклада) заработной платы начинающим работникам на 20 %.

Перечень и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, система премирования также определяются нормативными актами Правительства Калужской области.

В 2007 году Правительством Калужской области утверждены подушевые нормативы финансирования бюджетных расходов в государственных образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения Калужской области. Подготовлены проекты постановлений об утверждении показателей результативности деятельности государственных учреждений социального обслуживания и здравоохранения, а также муниципальных учреждений социального обслуживания и здравоохранения, наделенных государственными полномочиями.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что приоритетные национальные проекты – это не только механизм решения наболевших общественных проблем, но и один из действенных рычагов повышения результативности государственного и муниципального управления. От того, насколько эффективно мы сможем его использовать, и будет зависеть состояние здравоохранения, образования и других отраслей.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:25:40