Конкурентоспособность как фактор превосходства на рынке агропродовольственной продукции

Кузвесова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузвесова Н.В. Конкурентоспособность как фактор превосходства на рынке агропродовольственной продукции // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 96-99.

Аннотация:
Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития. В этой связи, особый теоретический и практический интерес приобретает вопрос конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, адекватный рыночным условиям функционирования предпринимательских структур.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, агропромышленный комплекс



Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития. В этой связи, особый теоретический и практический интерес приобретает вопрос конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, адекватный рыночным условиям функционирования предпринимательских структур.

Реформирование российской экономики, которое было начато в 1992 г., стало процессом весьма неоднозначным, вовлекающим в себя соответствующие ей отрасли с разной степенью охвата и различными стартовыми условиями. Особая роль в данном процессе принадлежит предпринимательству.

Предпринимательство занимает важное место в сфере реформирования национальной экономики в силу ряда объективных и субъективных причин. Необходимость реформирования предпринимательства в России сегодня сложно оспорить. Если население заинтересовано в получении качественной продукции, то государственные и региональные власти осознают потребность в изменениях этой отрасли национальной экономики.

Происходящие в стране изменения, связанные с предстоящим вступлением России в ВТО, делают насущной необходимость скорейшего приобретения опыта хозяйствования предпринимательскими структурами в новой среде. В частности, серьезно меняются условия и принципы функционирования предприятий и организаций. Итоги их деятельности в современных условиях прямо будут зависеть от качества производимой продукции и ее конкурентоспособности на рынке.

В условиях развивающихся в нашей стране рыночных отношений и стремлений к интеграции в мировую экономику важнейшее значение приобретает решение проблемы качества. Только высокое качество позволит обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции. Поэтому важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение его технического уровня и качества выпускаемой продукции.

Это непосредственно касается и развития сельскохозяйственного производства, продукция которого должна успешно конкурировать в условиях свободной рыночной экономики. Такие виды продукции сельского хозяйства, как масло и жиры, находят широчайший спрос среди населения, однако при наличии достаточно высокого предложения этого товара, у производителя, как никогда раньше, встает вопрос обеспечения и повышения качества масложировой продукции [2].

Жесткая конкуренция, широкий выбор товаров на рынке, быстрое обновление их ассортимента постоянно ставят перед предпринимателями вопрос: «Как покупатель воспримет произведенную продукцию и каковы причины успеха или неудачи товара?».

Необходимость анализа этих проблем вызывается также и тем, что увеличивается стоимость сельскохозяйственного производства. Все это заставляет производителя внимательно изучать конкурентоспособность производимой продукции. Безусловно, высокое качество продукции не является самоцелью для производителя, оно лишь средство получения высокой прибыли. Однако, обозначенные проблемы в области управления качеством влияют в целом на уровень качества жизни общества. Более того, развитие социально-экономических взаимоотношений в российском обществе напрямую зависит от качества потребления как продуктов, так и услуг. Не является исключением и российский рынок масложировой продукции.

Производство растительного масла и масложировой продукции в России в последние годы неуклонно сокращалось, вплоть до 2003 года, когда отечественным производителям удалось переломить ситуацию и обеспечить прирост объемов ее выпуска [3]. Современный уровень технологий позволяет масложировой продукции вернуть утраченные сегменты рынка. Сегодня отрасль имеет достаточный потенциал для наращивания объемов производства.

Надежное обеспечение населения масложировой продукцией является одной из основных задач рыночных преобразований. Учитывая, что рынок растительного масла и масложировой продукции относится к числу сегментов, в которых продовольственные ресурсы формируются за счет собственного производства, усиливается необходимость стабилизации и развития масложирового подкомплекса страны в целом и Ставропольского края, в частности.

В настоящее время значительно возросла самостоятельность предприятий. Но при этом увеличилось и число проблем, связанных с производством, снабжением и сбытом, которое следует решать тоже самостоятельно. Расширяются в соответствии со спросом и предложением свободная реализация, оптовая торговля, прямые связи между предприятиями. Так, по данным Ставропольского краевого комитета государственной статистики на 1 января 2004 года на территории края насчитывалось около 150 предприятий различных форм собственности, занимающихся заготовкой, хранением и переработкой масличных культур. Среди них 108 предприятий заняты в маслоперерабатывающей промышленности, 24 - в элеваторной [5]. Такие изменения требуют большей инициативы, предприимчивости и хозяйственного маневра.

В сложившихся условиях для успешной деятельности предпринимательские структуры вынуждены изучать рынок, стремиться полнее удовлетворять спрос потребителей, повышать качество и ассортимент продукции, снижать ее себестоимость.

Используя в управлении теорию маркетинга, предприятия должны строить свою политику в соответствии с проверенным принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что производится [4].

Каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. При этом, в борьбе за покупателя может выиграть только тот производитель, который создает в своем продукте отличительные конкурентоспособные преимущества. В этой связи существенно возрастает роль концептуальных и практически значимых разработок по решению проблем управления конкурентоспособностью предпринимательских структур, что представляет актуальную задачу для современной науки и общественной практики.


Источники:

1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 30 декабря 2001 г)
2. Карданова Л. И., Кужаева А.Т. Особенности становления и развития системы риск-менеджмента в масложировом подкомплексе АПК Ставропольского края. - Ставрополь: АГРУС, 2006. – 228 с
3. Кайшев В. Г. Масложировой комплекс России в развитии // Масложировая промышленность. 2004 г. - № 3. - С. 2 - 6
4. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Вильямс, 2004. – С.746
5. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник / Ставропольский краевой комитет госстатистики. – Ставрополь, 2004

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:49