Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России

Решаев П.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

Ключевые слова: привлечение инвестиций, иностранные инвестиции, инвестиционный климат



Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

В целях привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику России необходимо эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой и других сферах. В том числе в инфраструктурных преобразованиях. При этом следует опираться на успешный опыт зарубежных стран, где сложились различные способы стимулирования ПИИ:

1) увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания);

2) реструктурирование промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла);

3) развитие экспорта и перенос профессиональных навыков (Китай);

4) развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия);

5) давление международных доноров, прежде всего МВФ (Индия, Филиппины);

6) потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия).

На сегодняшний день для России рациональной будет комбинация из первых четырех способов.

На примере Китая можно увидеть, что привлечение иностранного капитала является наилучшим способом получить доступ к современным мировым технологиям, которые в этом случае приходят в страну вместе с оборудованием предприятий, особенно создаваемых исключительно на средства иностранного инвестора. Курс на привлечение технологически ориентированных инвестиций взамен экспортно-ориентированных, последовательно проводится с начала 90-х годов прошлого века.

В результате на долю предприятий с участием иностранного капитала приходится сегодня три четверти суммы, затрачиваемой Китаем на приобретение новых технологий. Новые технологии способствуют существенному увеличению производительности труда. Вследствие этого на предприятиях с участием иностранного капитала она значительно выше, чем в государственном секторе. В некоторых отраслях ‑ в три раза и более.

Эти предприятия также существенно превосходят иные формы собственности по эффективности использования основных фондов, по прибыльности и другим показателям. Но, фактически используемые иностранные инвестиции составляют немногим более 4% китайского ВВП, однако обеспечивают пятую часть доходов государственного бюджета. На предприятиях с участием иностранного капитала заняты 23 млн. работников.

В настоящее время более 400 из 500 крупнейших в мире транснациональных корпораций открыли свои предприятия в Китае. 200 из них создали на территории Китая научно-исследовательские структуры [1].

В Индии утверждение привлечения прямых иностранных инвестиций происходит двумя путями:

1) автоматическое утверждение через центральный банк, Резервный Банк Индии (RBI);

2) индивидуальное утверждение через Бюро по стимулированию иностранного инвестирования (FIPB).

В зависимости от сектора автоматическое утверждение дается для предельного иностранного акционерного участия в 50, 51 и 74%. Утверждение, осуществляемое RBI, получается в течение 15 дней с момента подачи заявки. С введением нового закона были определены 35 высокоприоритетных отраслей с автоматическим утверждением до 51% иностранного участия в уставном капитале.

Транснациональные компании (ТНК), желающие иметь большую акционерную долю, чем соответственно 50, 51 или 74%, должны обращаться к FIPB. Утверждения FIPB требуют все предложения, не предусмотренные для автоматического утверждения RBI. Это включает в себя предложения по иностранному акционерному участию, превышающему установленные пределы в 50, 51 и 74% в зависимости от отрасли. Высокоприоритетные отрасли требуют специальных разрешений, которые выдаются на индивидуальной основе вслед за формальным заявлением иностранного инвестора.

Изучение иностранного опыта и состояние инвестиционного климата в России позволяет предложить совокупность следующих мер для стимулирования привлечения ПИИ:

‑ достижения гражданского согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими организациями;

‑ снижения темпов инфляции;

‑ пересмотра налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

‑ мобилизации свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

‑ запуска предусмотренного законодательством механизма банкротства;

‑ предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

‑ формирования общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы;

‑ принятия законов о концессиях и свободных экономических зонах;

‑ создания системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

‑ укрепления курса рубля и достижение его конвертируемости;

‑ распределения риска между различными участниками проекта (инвесторами, государственными и муниципальными институтами, высшими управляющими, подрядными фирмами, банками, фирмами-сателлитами и др.);

‑ страхования риска. Соответствующие договоры заключаются как в целом на инвестиционный проект, так и на отдельные его этапы. Последнее стоит дешевле, поскольку не требует подстраховки достаточно надежных этапов. Однако следует иметь в виду, что страхование проектов для кризисных фирм обходится существенно дороже, нежели для процветающих. Тем не менее, и при таких условиях нежелательно избегать подобного способа снижения риска как формы про­филактики банкротства неустойчивой организации;

‑ резервирования финансовых ресурсов для покрытия непредвиденных расходов. Эта форма защиты особенно важна для кризисных промышленных фирм, поскольку, как показывает практика, значительная часть инвестиционных проектов обходится в итоге намного дороже первоначально запла­нированного. А поскольку для кризисной фирмы весьма проблематично быстрое взятие крупных кредитов, то к этому следует готовиться заблаговременно.

В условиях усиления конкуренции за прямые иностранные инвестиции особенно важным становится применение стимулирующих мер для привлечения иностранных инвесторов. Специальные мероприятия налогового, финансового и организационного характера призваны улучшить общий инвестиционный климат в стране, усилить инвестиционную привлекательность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных отраслей и регионов.

Итак, прямые иностранные инвестиции при грамотном привлечении и использовании – это не захват иностранными инвесторами предприятий или отраслей, а приток передовых технологий и мощностей, оборудования и «ноу-хау». А также ‑ перенимания практических навыков и управленческого мастерства, рост объема производства, новые рабочие места, решение проблем утечки мозгов, повышение качества продукции, ее конкурентоспособность и, конечно же, решение финансовых проблем.

[1] Газета Жэньминь Жибао 19/09/2002


Источники:

1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999г. (в ред. от 03 июня 2006г.)
2. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М.: Финансы и статистика-1999.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 05:27:40