Четырехуровневая классификация состояния инновационно-предпринимательской активности предприятия

Мельников О.Н., Абрамов Е.Г., Шувалов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мельников О.Н., Абрамов Е.Г., Шувалов В.Н. Четырехуровневая классификация состояния инновационно-предпринимательской активности предприятия // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 69-72.

Аннотация:
Инновационная деятельность предприятия призвана поддерживать рыночную устойчивость фирмы. Однако, чтобы от декларации данного требования перейти к его исполнению, каждая организация должна обладать определенным уровнем инновационной активности своих сотрудников. Поэтому при разработке стратегической производственной программы развития той или иной предпринимательской структуры необходимо не только перечислить ее плановые мероприятия, но и оценить требуемый уровень инновационной активности их исполнения. Для практической оценки нами предложена четырехуровневая классификация состояния инновационной активности предприятия: неактивное, малоактивное, активное, высокоактивное.

Ключевые слова: инновационная деятельность, промышленные предприятия, инновационная активность, оценка инновационной активности



Инновационная деятельность предприятия призвана поддерживать рыночную устойчивость фирмы. Однако, чтобы от декларации данного требования перейти к его исполнению, каждая организация должна обладать определенным уровнем инновационной активности своих сотрудников. Поэтому при разработке стратегической производственной программы развития той или иной предпринимательской структуры необходимо не только перечислить ее плановые мероприятия, но и оценить требуемый уровень инновационной активности их исполнения. Для практической оценки нами предложена четырехуровневая классификация состояния инновационной активности предприятия: неактивное, малоактивное, активное, высокоактивное.

Для достижения основной цели управления предпринимательской деятельностью (получения дохода установленными законами способами) необходимо определить, какие инновации следует использовать организации на том или ином витке ее развития, которые будут либо способствовать повышению инновационной активности ее специалистов, либо будут являться продуктом этой самой активности, принося дополнительную прибыль организации. В связи с этим, необходимо установить какие инновации при определенных обстоятельствах могут быть реализованы конкретной предпринимательской структурой, а также изучить особенности использования различных видов инноваций в зависимости от показателей, характеризующих инновационную активность специалистов организации, прежде всего с целью недопущения развития тенденций, которые могут привести предприятие к банкротству (рис. 1).

Неактивное состояние характеризуется неразвитым потенциалом интеллектуально-креативных ресурсов организации, отличающимся тем, что предприятие не способно, во-первых, достичь требуемого рынком инновационного уровня (∆Nрынка > ∆N сотр) и, во-вторых, добиваться этого в конкурентоспособное время, так как ∆tрынка > ∆t сотр. Такое положение характерно для организаций, которые имеют либо временную монополию на рынке и какое-то время не заинтересованы в расширении инновационной активности, либо творчески ослабленную команду специалистов. Однако и в том, и в другом случае это этап экономической стагнации, когда творческие процессы в значительной степени вытеснены рутинными. Они близки, хотя и не однозначно, к такому поведению предприятия как стабилизация [1].

Для повышения инновационной активности организации необходимы разработка и использование управленческих инноваций. Нужны решительные меры:

‑ по реструктуризации системы управления инновационными проектами,

‑ по повышению инновационной активности своих специалистов не только за счет переобучения, приобретения ими необходимых навыков и умений, но и рационализации использования их креативных способностей, в частности, этому служат интеллектуально-креативные карт специалистов [2]/

Либо можно привлекать интеллектуально-креативные ресурсы сторонних организаций.

Малоактивное инновационное состояние проявляется в том случае, если в результате использования управленческих инноваций повышается инновационная активность организации. Это проявляется в том, что специалисты предпринимательской структуры способны удовлетворять потребности рынка в продуктах с инновационными характеристиками, близкими к требуемым (∆Nрынка = ∆Nсотр., ∆tрынка = ∆t сотр.). . Но это положение также является недостаточно устойчивым, поскольку инновационные требования рынка постоянно растут. Это состояние по своей природе во многом вписывается в поведение предприятия, классифицируемое как модификация [1].

Рис. 1. Использование различных видов инноваций в зависимости от уровня инновационной активности сотрудников

∆Nрынка ‑ уровень инновации, требуемый рынком; ∆Nсотр ‑ уровень инновации, который способны предложить сотрудники организации;

∆tрынка ‑ конкурентоспособное время, диктуемое рынком; ∆tсотр ‑ время, за которое специалисты организации способны предложить инновационное решение проблемы;

Данная политика реализуется при ограниченных производственных мощностях и отсутствии возможности их расширения. У предприятия имеется незначительные возможности реализовывать продуктовые инновации, но инновационная активность сотрудников предприятия недостаточна, для осуществления инновационных проектов, которые принесут предприятию лидерство на рынке.

Для не активных и малоактивных предприятий рынок будет являться рынком покупателя.

Активное инновационное состояние характеризуется тем, что предприятие способно реализовывать такие инновационные проекты, которые будут опережать требования рынка в части уровня нововведений (∆Nсотр > ∆N рынка) в конкурентоспособное время, диктуемое рынком (∆tрынка = ∆t сотр.). Это дает возможность предприятию разрабатывать передовые технологические и продуктовые инновации, востребованные рынком. Это состояние развивает поведение предприятия, классифицируемое как вариация [1].

Высокоактивное инновационное состояние достигается предприятием в том случае, когда оно способно опережать требования рынка как в части инновационных характеристик, выпускаемого продукта, так и быстрее конкурентоспособного времени (∆Nсотр > ∆N рынка. , ∆tрынка < ∆t сотр.). Это характерно для поведения предприятий, классифицируемого как диверсификация [1]. Такое инновационное состояние приводит к росту научного или производственного потенциала предприятия за счет интенсификации его инновационной активности, создания качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реализации.


Источники:

1. Давыдов С.В. Формирование сервисной концепции управления инвестиционными процессами // Управление инвестиционной и инновационной деятельностью, № 5, 2002.
2. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004 г.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:28