Социальный капитал как способ реализации потребностей экономических агентов
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (58), Октябрь 2011
Цитировать:
Цветкова Г.С., Полякова О.В. Социальный капитал как способ реализации потребностей экономических агентов // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 10. – С. 86-90.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985081
Аннотация:
Социальный капитал представлен как экономическое отношение, способ удовлетворения различных потребностей экономических агентов. Рассмотрена четырехуровневая система социального капитала. Осуществлен анализ индикаторов, характеризующих удовлетворение потребностей экономического агента на наноуровне.
Ключевые слова: информационные технологии, потребности, социальный капитал, уровни социального капитала, наноэкономика
Современное нестабильное состояние экономических систем заставляет искать новые ответы на давно поставленные вопросы. Как эффективно использовать ограниченные ресурсы и управлять ими, чтобы впоследствии увеличить благосостояние, достигая максимального удовлетворения потребностей человека? Ход эволюции создает новые условия: растущая глобализация, рост интеграционных связей, интенсивное развитие информационных технологий, активное развитие института прав человека. Эти изменения требуют нового прочтения «ткани человеческих отношений», в том числе и понятия «социальный капитал».
Блага на разных уровнях
В широком понимании социальный капитал связан с социальными отношениями между людьми, продуцирующими позитивные эффекты. Социальный капитал рассматривается нами как ресурс, основанный на сети формально и неформально институционализированных социально-экономических отношений, способствующий реализации потребностей экономических агентов [1].
Понятие социального капитала имеет отношение к тем запасам социального доверия, норм и сетей, которые люди используют для решения частных и общих проблем. Блага, произведенные социальным капиталом, могут удовлетворять потребности разных уровней экономических агентов. Это может быть частным благом или общественным благом.
Социальный капитал проявляется на уровне индивидуума, неформальной социальной группы, официальной организации, сообщества, этнической группы и даже нации. Представители социологической школы рассматривают следующие уровни социального капитала: микро- (имея в виду индивидуума), мезо- (уровень организации) и макро(сообщество) [2]. С точки зрения иерархии экономических отношений традиционно исследуют микро- (организация), мезо- (регион) и макро(государство) уровни. В последние годы активно выдвигается тезис о выделении отдельного уровня анализа экономической системы – уровня наноэкономики [3].
Наноэкономика – это уровень анализа экономического поведения индивидуальных экономических агентов. Действительно, развитие информационных технологий, расширяющиеся технологические возможности, приоритетность инновационных интеллектуальных решений, снижение затрат на рыночную координацию выводят на первый план индивида как базисного элемента экономического анализа, соответствующего наноуровню экономики. Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным выделение четырех уровней социального капитала, включая наноуровень (табл. 1).
Таблица 1
Уровневая система социального капитала
Таким образом, базовым уровнем, продуцирующим социальный капитал, является наноуровень. Все последующие уровни формируют свой социальный капитал, интегрируя социальный капитал предыдущих уровней. Фирма для максимального удовлетворения своих потребностей развивает сеть взаимоотношений с контрагентами, опираясь на имеющийся социальный капитал и потенциал развития социального капитала своих сотрудников – представителей наноуровня. Регион, в свою очередь, опирается на социальный капитал микроуровня, а также социа льный капитал индивидуальных экономических агентов. Социальный капитал макроуровня является интегрированной производной социальных капиталов предыдущих нижних уровней.
Каждый уровень социального капитала направлен на реализацию своей системы потребностей экономических агентов: от снижения стоимостей, транзакционных издержек и экономии времени на уровне физиологических потребностей до создания информационной среды и формирования системы ценностей на уровне духовных потребностей.
Рассмотрим наноуровень социального капитала как способ реализации потребностей экономического агента.
Потребности распознаются в индикаторах
Все потребности можно разделить на 5 основных групп: физиологические; экзистенциальные; социальные; престижные; духовные, каждая из которых характеризуется рядом индикаторов (таблица 2).
На основе открытых статистических данных [4; 5; 6] нами было проанализировано 23 индикатора, соответствующих потребностям индивидуального экономического агента за период с 2000 по 2009 годы, соответствующих Российской Федерации (РФ), Приволжскому федеральному округу (ПФО) и Республике Марий Эл (РМЭ). Следует отметить сложность анализа эффекта социального капитала с помощью официальной статистики, поскольку эта категория относится к неформализованным институтам, измерение которых затруднено. В связи с невозможностью сопоставить обозначенные индикаторы в натуральных величинах были рассчитаны их темпы роста с 2000 по 2009 гг.
Анализ показал, что наиболее высокие темпы роста имеет третья группа индикаторов, которая соответствует социальным потребностям. Рост большинства показателей колеблется от 136 до 568%.
С одной стороны, указанная динамика отражает интенсивный рост информационных услуг, с другой стороны – как первопричина – возросшую потребность в чувстве принадлежности, в социальных связях, в общении. Эта тенденция свидетельствует о возросшей роли социального капитала в современных экономических отношениях наноуровня.
Реформирование российской экономики на протяжении последних двадцати лет привело не только к разрушению хозяйственных связей, но и к разрушению социального капитала экономических агентов, что стало причиной существенного снижения уровня удовлетворения потребностей. Особенно драматично, что снизился уровень удовлетворения первичных физиологических и экзистенциальных потребностей.
На первый взгляд, значения индикаторов базисных групп потребностей свидетельствуют об общей улучшающейся социально-экономической ситуации в России. Однако, оценивая низкое значение показателей по сравнению с мировыми, можно говорить о существовании потенциала дальнейшего ускоренного роста за счет использования социального капитала.
Четвертая и пятая группы индикаторов, соответствующих более высоким – «престижным» и «духовным» потребностям, имеют значительный разброс.
Наибольшее беспокойство вызывают показатели расходов домашних хозяйств на образование и численность занятых научными исследованиями и разработками. К сожалению, РМЭ демонстрирует не только разрушение социальных связей, но и снижение показателя расходов домашних хозяйств на образование по сравнению со средними значениями ПФО и РФ.
Социальный капитал как сложное экономическое явление имеет двойственность и опосредованность характеристик, особенно для духовных потребностей, потребностей самореализации. Например, численность занятых научными исследованиями и разработками по РМЭ снизилась на 88%, в то же время значительно выросло число выданных патентов на 279% как результат повышенного спроса на инновации.
Таблица 2
Социальный капитал как способ реализации потребностей экономического агента (наноуровень)
Выводы
Проведенный анализ индикаторов позволил оценить роль социального капитала в процессе удовлетворения потребностей экономических агентов наноуровня. Исследование показало, что социальный капитал, который, в первую очередь, соответствует третьему уровню потребностей – в принадлежности, социальных связях, общении, – опосредованно создает условия для более полной реализации важнейших базисных потребностей – физиологических и экзистенциальных. Более того, социальный капитал формирует основу для реализации следующих более высоких уровней потребностей – престижных и духовных. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что социальный капитал является важным средством удовлетворения потребностей экономического агента наноуровня.
Источники:
2. Claridge Tr. Social capital [Электронный ресурс] // http://www.socialcapitalresearch.com/
3. Клейнер Г. Наноэкономика [Текст] // Во просы экономики, 2004, № 12.
4. Официальный сайт Минспорттуризма России [Электронный ресурс]. – http://www.russiatourism.ru/ rubriki/-1124140229/.
5. Интернет в России: Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М.: Известия, 2010.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:49:57