Принципы проектирование цепи поставок

Пасюнин Э.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях глобальной конкуренции решающими факторами успеха становятся: а) высокая степень гибкости при удовлетворении разнообразных потребностей клиентов; б) эффективность использования понесенных при этом затрат; в) способность к обеспечению точной поставки продуктов труда потребителям. Предприятия и компании, которые не способны своевременно приспособиться к быстро изменяющимся условиям, должны понимать, что это может привести к серьезным проблемам в отношении долгосрочной конкуренции и рентабельности их функционирования в сформировавшейся рыночной среде.

Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок



В условиях глобальной конкуренции решающими факторами успеха становятся: а) высокая степень гибкости при удовлетворении разнообразных потребностей клиентов; б) эффективность использования понесенных при этом затрат; в) способность к обеспечению точной поставки продуктов труда потребителям. Предприятия и компании, которые не способны своевременно приспособиться к быстро изменяющимся условиям, должны понимать, что это может привести к серьезным проблемам в отношении долгосрочной конкуренции и рентабельности их функционирования в сформировавшейся рыночной среде.

Менеджмент логистических цепей (Supply Chain Management), в последние годы приобретает все большее значение. Стремительно развивающийся рынок предупреждает, что для соответствия изменяющимся требованиям недостаточно только оптимизировать процессы, необходимо перемещать центр тяжести на сотрудничество за рамками предприятия. Непрерывное планирование, управление и контроль по всей цепи создания благ становится в настоящее время объектом пристального внимания.

Цель ‑ создание и обеспечение эффективной интеграции и координации действий поставщиков, производителей, торговых и логистических компаний, а также обеспечение высокоэффективной торговли предметами, являющимися объектом спроса конечных потребителей. Поэтому управление цепью поставок (ЦП) означает организацию глобальных потоков (материалов, товаров, услуг).

В рамках «интегрального менеджмента» концепцию управления цепью поставок можно рассматривать как единство планирования, контроля и развития на всех уровнях создания материальных благ и ценностей (СМБиЦ) ‑ от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя, а именно:

– планирование ЦП как целенаправленный процесс, способный функционировать так, чтобы управлять, развиваться и сохранять качество поставок на определенный период времени;

–контроль ЦП как процесс, обеспечивающий сохранение ее желаемого состояния в течение определенного периода времени;

– развитие ЦП означает постоянный процесс поступательного улучшения и качественного преобразования.

В управлении ЦП в качестве объекта выступают не только материально-вещественные ценности и информация, но и финансовые средства и права. Таким образом, управление цепью поставки относится к планированию, распоряжению и контролю материальных, информационных и финансовых потоков на всей ее протяженности.

Управление ЦП сориентировано на снятие всех барьеров, сопровождающих деятельность различных ее участников. Это требует целенаправленной работы по удовлетворению потребностей конечных потребителей цепи за счет внутриорганизационного, межфункционального и внутриинструментального оформления товарных, информационных, финансовых и правовых потоков.

Важным является тот факт, что передача даже только точки зрения одного предприятия оказывает влияние на всю цепочку. В центре ЦП находится синергия сотрудничества. При этом границы предприятий становятся более зыбкими, так как постоянно изменяющаяся окружающая среда требует быстрого согласования процессов, выходящих за рамки одного предприятия. Необходимая для этого гибкая по содержанию и жесткая во времени совместная работа может быть осуществлена за рамками предприятия, однако, в пределах управления цепью поставки.

В конкурентной борьбе критическими факторами успеха являются:

а) сервис поставки;

б) низкие затраты на осуществление работ в цепочке СМБиЦ.

Чтобы достичь этого, требуется быстрая синхронизация выполнения работ всех предприятий, участвующих в данной цепи. При этом решающей является непрерывная направленность на удовлетворение нужды конечных потребителей.

Рассматривая текущее состояние сотрудничества на всей протяженности цепочки создания материальных благ и ценностей, часто слишком поздно распознаются произошедшие по сравнению с прогнозами и потребностями изменения. Если на протяженности всей цепи поставки прогнозы или планирование нужд были плохо синхронизированы между производителями, поставщиками и клиентами, то это может стать причиной неоптимального распределения ресурсов, в худшем же случае это приводит к потере рынков сбыта.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:21