Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.
Ключевые слова: экономика региона, региональный менеджмент
Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.
Многообразие функций регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач. При этом выделяются следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.
Целеполагание обусловлено необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой целевых региональных программ. Главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека. Поэтому функция целеполагания реализуется в процессе социальной экономической трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения.
Регулирование в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. Для этого могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. Причём степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализации функций регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона.
Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу или сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления, по сути, будет сведена к контролю над соблюдением договорных обязательств.
В условиях перевода хозяйств регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано, прежде всего, с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, принадлежащие к самым различным формам и видам собственности, – федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и, прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Стимул, как известно, – активный побудитель деятельности предприятий и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий, организаций и социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления региона на социально-экономические процессы в целом, а, значит, и в косвенном воздействии на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, краевая администрация не может обязать предприятия, находящиеся в федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, к примеру, для строительства какого-либо объекта общерегионального значения. Однако она может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования: освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.
Перераспределение и взаимодействие функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции. Этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. А, между тем, дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ ‑ мощный фактор их сдерживания.
В настоящее время органы государственной власти России пытаются искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами. Однако в странах с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность – принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа заключается в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые закреплены за ним законодательно. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.
Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в следующем. В российской практике разграничение функций осуществляется как между различными сферами деятельности, так и между различными отраслями. За рубежом каждый субъект хозяйствования наделяется определенной компетенцией в сфере своей деятельности или в каждой отрасли хозяйства.
Как отмечалось, компетенция субъектов управления каждого уровня в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами. Например, в Германии принцип выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с этим принципом и объемом средств, предназначенных для реализации этих функций.
В России в сфере образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занимаются всем».
Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.
Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального и муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:22