Подготовка руководящих кадров для региональной экономики Санкт-Петербурга

Осеевский М.Э., Расковалов В.Л., Романовская Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Осеевский М.Э., Расковалов В.Л., Романовская Е.В. Подготовка руководящих кадров для региональной экономики Санкт-Петербурга // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 118-123.

Аннотация:
В последние годы отмечаются заметные позитивные тенденции в развитии управления на предприятиях Санкт-Петербурга. Современные подходы и технологии управления (процессное управление, управление по целям (MBO – management by objectives), информационные системы управления (MIS – management information system), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM – customer relationship management) и т.д.) широко распространены среди компаний различного профиля в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, развитие региона, президентская программа



В последние годы отмечаются заметные позитивные тенденции в развитии управления на предприятиях Санкт-Петербурга. Современные подходы и технологии управления (процессное управление, управление по целям (MBO – management by objectives), информационные системы управления (MIS – management information system), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM – customer relationship management) и т.д.) широко распространены среди компаний различного профиля в Санкт-Петербурге.

По-прежнему отмечается необходимость совершенствования процессов, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. В частности, опыт отбора кандидатов на обучение в рамках Государственного плана показал, что средний уровень профессиональной компетентности в сфере управления менеджеров производственных предприятий значительно ниже, чем у представителей других отраслей. Здесь, по всей видимости, играют роль селективные факторы.

Сложность деятельности в сфере производства обуславливает дополнительные требования к менеджменту компаний, где заняты преимущественно профильные специалисты. Во главе крупных производственных предприятий Санкт-Петербурга стоят опытные специалисты средней и старшей возрастных категорий, далеко не всегда обладающие готовностью и полнотой знаний для внедрения инноваций и развития проектной активности. Молодые менеджеры успешно действуют и развивают компании в менее профессионализированных либо более динамичных сферах бизнеса – торговле, финансах, сфере услуг и логистике.

Для большого числа производственных и торговых предприятий региона отсутствие четкой стратегии и набора тактик конкурентной борьбы на сегодняшний день может оказаться критическим. Это проявляется в активизации процессов перераспределения собственности и зон рыночного влияния. Многие предприниматели отмечают недостаток знаний и навыков для успешного развития своего бизнеса, а также отсутствие достаточных средств для самостоятельной оплаты обучения, как собственного, так и ключевых сотрудников подконтрольных им предприятий.

Параллельно с Президентской программой Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли реализует в Санкт-Петербурге специальные краткосрочные курсы для малого бизнеса; в 2005 году для этих целей выделено 14 миллионов рублей. Таким образом, важно создавать условия для вовлечения в образовательные программы не только молодых, но и опытных руководителей. Ограничение по возрасту можно поднять до 45 лет.

Свой вклад в развитие экономики региона Программа вносит посредством повышения эффективности функционирования предприятий, где заняты выпускники, а также за счет социально-экономической отдачи от внедрения в регионе их проектов. Поэтому особое внимание уделяется в рамках подготовки слушателей их работе над выпускными проектами.

Среди основных позитивных факторов реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге следует отметить:

а) налаживание взаимодействия бизнеса и власти;

б) формирование кадрового управленческого резерва для предприятий и административных структур региона.

В частности, сформирован и постоянно обновляется банк данных выпускников, из которых ежегодно формируется кадровый резерв для губернатора. Начата подготовка государственных служащих. В 2005 году сформирована группа представителей ключевых комитетов администрации города.

Городская администрация начала работу над проектом «Программа развития рынка труда» на 2006–2010 гг. Создан экспертный совет при председателе регионального отделения, который содействует реализации проектов выпускников, направленных на совершенствование и развитие имеющихся или создание новых видов бизнеса. Организован конкурс на получение диплома губернатора за лучший проект, подготовленный в рамках обучения по Президентской программе.

Обучение в рамках Президентской программы осуществляется на основе сотрудничества со стратегическими предприятиями Санкт-Петербурга: ОАО «Арсенал», «Ленэнерго», группой «Ижорские заводы», «Слотекс», ОАО «Хлебный дом», НИИ и ОКИ робототехники, проектно-строительной группой «Креакон», ОАО «Мельничный комбинат», ОАО «Обуховский завод», ОАО «Трамвайно-механический завод», ОАО «Севкабель–холдинг», ОАО «Ленэкспо», «Петромед-холдинг». Для обеспечения целенаправленного отбора слушателей с целью большего соответствия потребностям рынка труда в структуре Программы (в региональном отделении) сформирована дирекция по работе с предприятиями.

Исследования свидетельствуют: образовательные возможности отдельных участвующих в Программе вузов соответствуют образовательным потребностям обучающихся в них студентов. Учитывая наличие у данных вузов «ключевых компетенций», представляется целесообразной их определенная «специализация» в соответствии с заранее заданными характеристиками обучаемого контингента. Одни вузы могли бы, например, осуществлять перспективное обучение быстрорастущих и высокомотивированных менеджеров среднего и высшего звена, а другие – повышать квалификацию не ориентированных на карьерный рост менеджеров низшего звена.

Помимо этого, для менеджеров, наиболее перспективных с точки зрения их потенциального вклада в развитие предприятий региона и реализацию бизнес–проектов, возможно создание межвузовской программы обучения с привлечением наиболее «сильных» преподавателей, а также руководителей успешно действующих предприятий различной отраслевой принадлежности.

Большие резервы существуют и в развитии последипломной работы с выпускниками. В ее основе должно лежать широкое информирование контингента Программы о существовании Регионального резервного центра и объединений выпускников, а также о направлениях их деятельности, особенно обучающей.

Следует отметить, что многие из участников Президентской программы нацелены на будущий должностной рост. На это указывают более 72% руководителей предприятий, направляющих специалистов на обучение, и до 99% слушателей. Отсюда возникла необходимость дополнительной работы с руководителями направляющих предприятий для разъяснения им идеологии и преимуществ участия в Президентской программе на уровне региона, предприятия, специалиста.

Для предприятий малого и среднего бизнеса программа по-прежнему является реальной возможностью повысить профессиональный уровень сотрудников. При этом растет заинтересованность руководства предприятий в результатах их подготовки. Инициатива прохождения обучения по Президентской программе принадлежала руководству организаций в 28% случаев, а в 72% случаев – самим обучающимся. Увеличение степени участия в Программе и повышение ответственности руководства предприятий за результаты обучения специалиста, направленного ими для повышения квалификации и работы над проектным заданием, является важной задачей Санкт-Петербургского регионального отделения Комиссии по подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ - РОК.

В этом направлении в рамках РОКа проводятся следующие мероприятия: информационные семинары с участием руководства направляющих предприятий, представителей вузов, РОКа и Санкт-Петербургского Межрегионального ресурсного центра (СПбМРЦ); посещения предприятий сотрудниками РОКа и СПбМРЦ.

Важно отметить, что формирование проектного задания является самостоятельным видом деятельности, предполагающим наличие специальных знаний и навыков, которыми далеко не всегда обладают руководители направляющих предприятий и специалисты. Таким образом, существует потребность в консультативном сопровождении проектного задания, плана работы выпускника над проектом и его согласований с руководством направляющего предприятия.

Органы государственной власти являются постоянными и заинтересованными участниками Программы. Это проявляется в разносторонней поддержке мероприятий Регионального отделения г. Санкт-Петербурга: участии в работе конкурсной комиссии и экспертного совета; техническом содействии в проведении мероприятий; участии в конференциях, семинарах, круглых столах; проведении различных встреч; информационном содействии и др. Имеющийся опыт подготовки специалистов в области управления для органов государственной власти целесообразно расширить на систематической основе в соответствии с концепцией Президентской программы.

По своему содержанию половина проектов являются внедренческими, 40% представляют собой научно-практические разработки, а 10% – аналитические обзоры. Анализ проектов выпускников 2005 года показал, что для региона потенциальный экономический эффект внедрения результатов наиболее высок у проектов, предусматривающих предоставление нестандартных/инновационных услуг, и минимален – у проектов, предусматривающих расширение рынков сбыта.

На первых местах среди всех характеристик уровня выполнения проекта стоят наличие поддержки проекта со стороны предприятия и актуальность, то есть сугубо практическая направленность. Реализуемость замысла и наличие у предприятия необходимых для этого ресурсов выше оценивается экспертами у проектов, содержащих идеи развития новых направлений уже имеющегося бизнеса и предусматривающих создание новых бизнес-единиц или новых рабочих мест, и ниже – у проектов, направленных на расширение рынков сбыта.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:33