Объективная необходимость развития маркетингового исследования в плодоовощном хозяйстве

Мухитдинова У.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Узбекистан издавна славится непревзойденными по вкусу и аромату персиками, черешней, виноградом, яблоками, грушами, сливой, айвой, помидорами. В республике произрастают и такие ценные субтропические культуры, как инжир, гранат, хурма, отличающиеся приятным вкусом и ароматом. Страна богата большим разнообразием сортов сладких дынь и арбузов…

Ключевые слова: Узбекистан, рынок, маркетинговые исследования, региональное хозяйство



Узбекистан издавна славится непревзойденными по вкусу и аромату персиками, черешней, виноградом, яблоками, грушами, сливой, айвой, помидорами. В республике произрастают и такие ценные субтропические культуры, как инжир, гранат, хурма, отличающиеся приятным вкусом и ароматом. Страна богата большим разнообразием сортов сладких дынь и арбузов…

Давно уже признано, что узбекские овощи и фрукты часто превосходят по качественным характеристикам продукцию других стран. К примеру, содержание сахара в узбекских сортах винограда составляет от 18 до 30%, а содержание сухих веществ в помидорах превышает 5,5%. По многим параметрам наша плодоовощная продукция весьма конкурентоспособна. В частности, к ней можно отнести зеленый лук, «святую» зелень, морковь, редис в пучках, смородину, малину, крыжовник, клубнику и другие ягоды, абрикосы, вишню, сливу, айву, черешню, персики, инжир, виноград, красные помидоры, огурцы, морковь, редис без ботвы, перец, баклажаны, яблоки, груши, айву, гранаты, скороспелые и обычные сорта дынь, тыкву, арбузы, картофель, репчатый лук, чеснок, свеклу, редьку, репу, капусту и др.

В течение последних 25 лет в республике особенно интенсивно развивается овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство. За это время площади насаждений садов и виноградников увеличились почти вдвое, а валовой сбор фруктов, ягод и винограда – более чем в четыре раза.

Узбекистан обладает мощным плодоовощным ресурсным потенциалом и имеет возможность выращивать свыше 10 млн. тонн этой продукции в год. Ныне ежегодно в республике производится 1700 тыс. тонн продукции садоводства и виноградарства, 5 млн. тонн овощебахчевых культур и картофеля.

Для удовлетворения собственных потребностей в плодоовощной продукции и винограде достаточно и половины того, что производится в республике. Поэтому излишки плодоовощной продукции традиционно вывозились за пределы республики, а некоторая часть плодов, овощей и бахчевых культур подвергалась переработке, консервированию и сушке для хранения с последующим направлением на внутренний и внешние рынки.

В результате последовательно проводимых реформ, в сельскохозяйственном секторе Узбекистана за последние годы произошли кардинальные изменения. Если раньше основная часть плодоовощной продукции производилась в крупных коллективных хозяйствах и вывозилась за пределы республики централизованно, то сейчас ведущее место в ее производстве занимают дехканские и фермерские хозяйства. Так, если в 1992 году в Узбекистане насчитывалось 7,5 тысячи фермерских хозяйств, то к началу 2004 года их число составляло 80 тысяч; из них 61,8 тыс. занимаются растениеводством, 4,1 тыс. - садоводством и виноградарством. При этом из года в год увеличивается доля частного сектора, фермерских хозяйств в производстве плодоовощной продукции. На долю дехканских хозяйств приходится основное производство картофеля (81% от общего сбора урожая картофеля), овощей (соответственно 66%) и бахчей (56%). Рост объемов производства в среднем по отрасли составляет 4%.

Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей помидор, изюма, сухофруктов, которые обладают уникальными вкусовыми качествами. Кроме того, Узбекистан входит в первую пятерку мировых производителей помидор (томат-пасты) и в десятку производителей сухофруктов, из республики вывозят кетчупы и приправы на основе томат-пасты.

Развитию плодоовощной отрасли уделяется большое внимание со стороны Правительства Республики Узбекистан, выделяются капиталовложения на строительство, реконструкцию и приобретение технологического оборудования, повсеместно строятся предприятия по переработке плодоовощной продукции, увеличивается производство плодоовощных консервов, сушеной плодоовощной продукции и винно-водочных изделий, введены крупные мощности по переработке сельскохозяйственного сырья. Созданная в республике мощная перерабатывающая промышленность способна производить в год до 150 тыс. тонн плодоовощных консервов, 25 тыс. тонн сушеных овощей и фруктов, 20 млн. декалитров виноградных вин, коньяка, ликероводочных изделий и шампанского.

Проводимая в отрасли реорганизация преследует цель совершенствования системы управления экономикой плодоовощного комплекса, увеличения производства, заготовки, перевозки, переработки, хранения и сбыта плодоовощной продукции, консервов, винно-водочных изделий, улучшения их качества и упаковки, а также других показателей для удовлетворения постоянно меняющихся требований мирового рынка. В целом, на качественно новой технологической основе будет модернизировано около 30 предприятий холдинговой компаний «Узплодоовощвинпром-холдинг», которые производят, перерабатывают, консервируют овощи и виноград.

Сельскохозяйственные предприятия, входящие в состав холдинга и специализирующиеся на производство плодов, овощей и винограда, по условиям формирования цен и снабжения материально-техническими ресурсами, химикатами, минеральными удобрениями и горюче-смазочными материалами приравнены к хлопководческим и зерносеющим хозяйствам.

Правительством Республики обеспечивается благоприятный инвестиционный климат, включающий льготное налогообложение и постепенную либерализацию внешнеэкономической деятельности. Завоевание внешних рынков является одной из важнейших задач развития данной холдинговой компании. В настоящее время основными конкурентами Узбекистана на внешнем рынке консервной продукции являются Китай, Турция и Иран, а винно-водочной ‑ Молдова и Грузия.

Значение плодоовощного рынка состоит не только тем, что он призван удовлетворять потребности населения в ценных продуктах питания, а еще и в том, что он решает социально-экономические и духовно-моральные задачи жителей сельских районов, где проживает абсолютное большинство населения Узбекистана. Занятость и жизненный уровень этой части населения Республики во многом зависят от эффективности функционирования плодоовощного рынка, так как значительная доля доходов у них формируется именно за счет производства и реализации плодоовощей.

Рынок плодоовощной продукции обладает рядом специфических, объективно обусловленных черт, связанных с характером данного сектора и его продукции, особыми условиями воспроизведенных экономических и финансовых процессов, с функционированием на этом рынке многочисленных малых предприятий, имеющих противоречивые интересы.

Все эти особенности прямо или косвенно оказывают влияние на экономику страны, эффективное функционирование и управление рынком плодоовощной продукции. Учет этих факторов позволит наиболее полно и глубоко исследовать рынок плодоовощной продукции, разработать научно обоснованные мероприятия по его эффективному функционированию в условиях усиления конкуренции как со стороны внутренних производителей, так и со стороны зарубежных партнеров.

В дальнейшем по мере экономического развития страны и общего роста благосостояния народа, требования потребителей к рынку плодоовощной продукции непременно будут повышаться и качественно изменяться. Поэтому необходимо своевременно улавливать все эти изменения, учитывать специфику рынка плодоовощной продукции и давать научно-, производственно- и методически обоснованные рекомендации, направленные на его эффективное функционирование и удовлетворение постоянно растущих потребностей с учетом динамики социально-экономических и духовно-моральных изменений, происходящих в Республике.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:57