Совершенствование системы транспортного обслуживания предприятий рыночной торговли на основе внедрения современных сетевых технологий

Арустамян В.В., Евдокименков В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Реформирование розничного рынка г. Москвы рассматривается как одна из приоритетных задач, выдвигаемых Правительством Москвы [1]. В этом направлении достигнуты существенные результаты. Однако нельзя забывать, что мероприятия по реструктуризации розничной торговли «тянут» за собой целую цепочку вопросов, связанных с организацией оптового звена и распределительной сети, обеспечивающих деятельность розничной торговли, и здесь еще сохраняется немало нерешенных проблем.

Ключевые слова: Москва, реструктуризация отрасли, розничный рынок



Реформирование розничного рынка г. Москвы рассматривается как одна из приоритетных задач, выдвигаемых Правительством Москвы [1]. В этом направлении достигнуты существенные результаты. Однако нельзя забывать, что мероприятия по реструктуризации розничной торговли «тянут» за собой целую цепочку вопросов, связанных с организацией оптового звена и распределительной сети, обеспечивающих деятельность розничной торговли, и здесь еще сохраняется немало нерешенных проблем.

Анализ деятельности государственного унитарного предприятия (ГУП) «Коптевский рынок» (как, впрочем, и любого другого продовольственного рынка) показывает, что дополнительные, зачастую неоправданные расходы, связаны с нерациональной организацией схемы товародвижения. Соответственно увеличиваются транспортные расходы, вследствие чего продавцы вынуждены повышать розничные цены на товары. Учитывая то, что наряду с задачей получения максимальной прибыли в результате торговой деятельности ГУП «Коптевский рынок» реализует и социальную функцию максимального удовлетворения товарного спроса (в том числе и среднеобеспеченных слоев), становится понятной важность реализации мер, направленных на совершенствование системы управления, способной снизить дополнительные затраты, возникающие в процессе деятельности торгового предприятия.

Представляется, что одной из таких мер может стать снижение транспортных издержек за счет внедрения современных сетевых технологий. Ниже рассматриваются некоторые практические мероприятия, реализация которых, на наш взгляд, может способствовать достижению целей торговой деятельности.

Одним из возможных путей совершенствования схемы товародвижения является создание на территории г. Москвы системы оптово-розничных структур, которые должны стать центрами внедрения современной системы дистрибьюции. Этого можно достичь, если сформулировать логистическую стратегию города. Конкретизация такой стратегии подразумевает формирование оптово-розничных сетей и торгово-транспортных распределительных центров.

Одним из важнейших результатов внедрения подобных центров должна стать оптимизация транспортного процесса. Его цель ‑ сокращение доли транспортных издержек в конечной стоимости товаров, в частности, создание условий для снижения тарифов для внутренних перевозок грузов за счет повышения норм загрузки транспортных средств и лучшего использования имеющихся резервов на базе единой информационной сети торгово-транспортного центра.

Очевидно, что создание таких торгово-транспортных центров должно учитываться при разработке перспективных градостроительных концепций, так как вследствие снижения напряженности на городских транспортных магистралях позволяет учесть и непосредственные интересы города.

Учитывая масштабность реализации подобного проекта и, самое главное, его успешное внедрение невозможно без активного участия администрации города в разработке и координации усилий по развитию инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, складского хозяйства и таможенных пунктов; определения долгосрочных приоритетов в инвестиционной политике города. То есть речь идет о реализации целевой программы развития оптово-розничной сети и торгово-транспортных распределительных центров. Эта программа должна стать составной частью общей системы мер по созданию благоприятных условий для расширения межрегиональных и международных связей, повышения требований к качеству работы транспорта и торговли, безопасности функционирования транспорта, сокращению его вредного воздействия на среду обитания.

Финансовая поддержка торгово-транспортных распределительных центров может осуществляться как за счет собственной предпринимательской деятельности, так и хозяйственной деятельности учредителей центров. Такие распределительные центры могут быть созданы, в первую очередь, на базе групп предприятий розничной торговли, обслуживающих их автохозяйств, складских предприятий, таможенных складов, информационно-коммуникационных, финансовых и инвестиционных организаций.

Сегодня разработан достаточно развитый математический аппарат, базирующийся на методах оптимизации [2-4] и позволяющий решать следующие практически важные задачи на базе торгово-транспортных центров:

1) оптимизация маршрутов подвоза и развоза грузов с учетом мест дислокации транспортных средств и расположения потребителей транспортных услуг;

2) разработка для каждого из потенциальных потребителей (предприятий рыночной и оптовой торговли) схем доставки грузов, учитывающих в случае необходимости возможность привлечения нескольких видов транспорта;

3) оптимизация количества складов хранения товаров и их размещения;

Кроме того, такие торгово-транспортные центры могут стать ядром единой информационной системы функционирования предприятий торговли г. Москвы.

Исходя из того, что конечной целью создания торгово-транспортных центров является удовлетворение потребностей жителей г. Москвы в продуктах питания с одновременным сокращением привлекаемого автотранспорта. Целесообразно при их размещении учитывать, прежде всего, не схему административного деления столицы на округа и муниципалитеты, а зоны наибольшей концентрации населения. Речь идет о том, что размещение проектируемых торговых центров надо корректировать, руководствуясь интересами не только муниципальных органов власти и торговых предприятий, но и с учетом третьей ‑ транспортной ‑ составляющей, то есть с учетом местоположения торгового предприятия относительно оптового распределительного звена.

В соответствии с этим торговую инфраструктуру следует формировать, опираясь не только на показатель плотности (числа жителей на 1 кв. км), что, в свою очередь, определяет необходимое количество торговых точек, их товарную специализацию и другие характеристики, но исходя и из удобства обеспечения транспортных развязок. Это будет справедливо и по отношению к покупателям, и по отношению к ближайших оптовым и распределительным центрам.

Несмотря на кажущуюся сложность обсуждаемого проекта, его реализация обладает очевидной экономической эффективностью за счет того, что уменьшается количество и дальность поездок покупателей в другие районы города; сокращается пробег автомашин, доставляющих продукты с крупных оптовых баз в распределительные центры. При условии четкой организации и невысоких транспортных тарифов данный вариант может оказаться достаточно привлекательным для частных и государственных магазинов, павильонов, палаток. Это сократит в целом число автомашин на улицах, парковках, возле оптовых и распределительных центров.

Реализация подобного проекта также будет способствовать диверсификации деятельности автопредприятий, стимулировать развитие функций транспортно-экспедиционного обслуживания, ремонта и технического обслуживания подвижного состава для сторонних клиентов, а также сопутствующих услуг ‑ автомоек, автозаправочных станций и пр.

Опыт управления ГУП «Коптевский рынок» показывает, что недостаточно развитая логистическая цепь на городском потребительском рынке вызывает рост запасов в каналах распределения. То есть в развитии логистических методов управления потоками продовольственной продукции должны быть заинтересованы как предприятия торговли города, так и административные органы. При этом ведущая роль в реорганизации системы управления товародвижением продуктов питания в Москве, безусловно, должна принадлежать исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Только активный диалог органов власти с предпринимателями и их союзами позволит выбрать пути и меры структурных преобразований в организации товародвижения.


Источники:

1. Малышков, В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. - М.: Изд-во тип. им. А.С.Пушкина, 1997.
2. Авдашева С., Колбасова А., Кузьминов Я., Малахова С., Рогачев И., Яковлев А. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. Оценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывода из сферы теневой экономики. - М., 1998.
3. Макдональд Малкольм. Стратегическое планирование маркетинга: Процесс планирования маркетинга. Роль эксперт. компьютер. систем. Методы, структуры и рамки маркетинга. Орг. и человеч. фактор. Долгосрочные цели маркетинга / Пер. с англ. М. Бугаева. - СПб.: Питер, 2000.
4. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. – 1997, № 7.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:38