Высшая школа и предпринимательство: взаимосвязь и тенденции развития
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Окончание. Начало в № 1 2004, № 2 2004. Известно, что в настоящее время создана новая модель отношений между государством и образовательными учреждениями, так называемая «Модель государственного курирования (supervisory)» [1], в которой правительству отводится регулирующая роль непрямого воздействия на систему высшего образования. Это предоставляет вузам больше автономии и свободы в части определения своего места на рынке, а также при выборе путей их стратегического развития.
Ключевые слова: высшая школа, государственное регулирование рынка труда
Окончание. Начало в № 1, 2/2004
Известно, что в настоящее время создана новая модель отношений между государством и образовательными учреждениями, так называемая «Модель государственного курирования (supervisory)» [1], в которой правительству отводится регулирующая роль непрямого воздействия на систему высшего образования. Это предоставляет вузам больше автономии и свободы в части определения своего места на рынке, а также при выборе путей их стратегического развития.
Взгляд со стороны преподавателей. Преподавателям, с одной стороны, хотелось бы поддерживать общий уровень образованности в обществе, но, с другой стороны, они понимают, что будущее за лидерами. Эти взгляды определяются направленностью образовательной политики: учить специалистов, ориентируясь на средний уровень подготовки, или готовить лидеров. К сожалению, в настоящий момент предпочтение отдается первому, поскольку российская высшая школа в целом, кроме отдельных примеров, не нацелена на индивидуализацию обучения, хотя таковая становится уже общемировой тенденцией. Например, известно, что Гарвард готовит своих студентов таким образом, чтобы они стали лидерами бизнеса [2].
Качество образования. Прежде чем измерить качество образования, проверить его соответствие требованиям заинтересованных сторон, необходимо определить, что же понимается под самим термином «образование».
В Законе РФ «Об образовании» дается его толкование как целенаправленного процесса обучения и воспитания общественно активной личности, сопровождающегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов). Определение результатов обучения обеспечивается в ходе зачетно-экзаменационных сессий, а по итогам всего учебного цикла – выводами государственных аттестационных комиссий.
В данной трактовке образование является частью государственной политики и непосредственным видом деятельности государства. Образовательная система государства состоит из субъектов управления (органов управления – министерств образования разных уровней) и учебных заведений (высших, среднего уровня и т.п.). Вузы обеспечивают реальное содержание государственной политики в сфере образования, занимаясь подготовкой специалистов в самых разных отраслях знаний. Специально подготовленные преподаватели осуществляют передачу теоретических и практических знаний студентам, то есть осуществляют их обучение. Следовательно, образование можно рассматривать как совокупность:
а) процессов обучения («прямого» управляющего воздействия);
б) процессов изучения (управляемых в основном посредством создания мотивов как внутри вуза, так и в общественном сознании).
Обучение имеет своей целью передачу знаний со стороны профессорско-преподавательского состава студентам с тем, чтобы, кроме приобретения новой информации, у них выработались практические умения и навыки. Но, к сожалению, по причине недофинансирования высшей школы преподаватели не всегда преследуют именно эту цель; многие вынуждены заниматься совместительством, следствием чего является их пассивность в деле предоставления студентам знаний в полном объеме и надлежащего качества, воспитания у них соответствующих навыков и формирования необходимых умений.
Со стороны студентов процесс обучения является процессом изучения. Какова же цель этого процесса? Конечно, не секрет, что некоторая часть студентов, приходя в вуз, преследует одну цель – всего лишь получение документа о высшем образовании, но бόльшая часть студенчества, как мы отмечали выше, связывает получение высшего образования со стремлением подняться на более высокую ступень в социальной иерархии и с возможностью трудоустройства по выбранной специальности. То есть в этом мы видим практически неформализованные требования, не слишком связанные с тем, чему и как будут учить. В процессе обучения студентов интересует стоимость обучения, уровень стипендий, возможность выявить свои творческие способности, вероятность трудоустройства по полученной специальности. Работодатели же требуют от выпускников знаний, соответствующих именно их требованиям.
Когда цели процессов обучения и изучения совпадают и достигаются, можно констатировать, что полученное человеком образование соответствует требованиям всех заинтересованных сторон, а именно: выпускник вуза, приобретя новые знания, умения и навыки, «перешел в новое состояние», и его знания востребованы обществом, чьи требования выражаются предприятиями на рынке. Обратим внимание и на то, что в процессе обучения/изучения происходит постоянная смена транзакций – смена поставщика/заказчика, на экзамене преподаватели меняются со студентами местами и играют роль заказчиков, именно роль, предоставляя студентам возможность представить себя перед реальным работодателем [3].
Недостаток критериев оценки качества выпускников можно объяснить недостатком систем управления в высшем образовании, которые формулируют первичные компоненты качества. Многие вузы не используют систему менеджмента качества, которая ответственна за процесс развития образования. Качество выпускников зависит от качества обучения студентов, а уровень их знаний, в свою очередь, определяется школьной подготовкой. Поэтому конкурентоспособность вуза зависит от привлечения абитуриентов, знания которых соответствуют его требованиям. Следовательно, вузы должны переосмыслить стоящие перед ними задачи с тем, чтобы повысить качество обучения.
Заключение. В 90-е годы ХХ века многие вузы (как российские, так и зарубежные) столкнулись с несколькими проблемами. К ним относятся: уменьшение количества абитуриентов, низкая эффективность научных исследований, отчисление студентов и т.д. Путь к решению этих проблем был заявлен через применение принципов управления качества (TQM). Однако вузы столкнулись с трудностями в использовании этих принципов применительно к своей деятельности (учебно-методической работе, научным исследованиям, процессу обучения и т.п.).
Проанализировав ситуацию в высшем образовании в России и за рубежом, можно констатировать:
1. В зарубежной литературе достаточно много внимания уделяется вопросам применения принципов управления качеством в высших учебных заведениях. Однако недостаточно примеров функционирования и правил построения систем качества применительно к высшему образованию. В основном раскрываются способы применения инструментов качества и методы улучшения его определенных аспектов.
2. В работах, посвященных принципам TQM, недостаточно широко представлены структуры управления качеством, которые используются в высшем образовании.
3. Как правило, имеется несоответствие между официально представленной информацией об успешной деятельности вуза (касающейся, например, процедуры лицензирования и аккредитации) и фактическим состоянием дел.
4. Назрела потребность в такой системе, которая бы структурировала связанные с качеством исследования. Это может быть, например, система менеджмента качества.
Мы попытались показать озабоченность вузов перспективами их положения в обществе в будущем. Следовательно, необходимо разработать такую стратегию, которая позволила бы высшей школе эффективно функционировать на базе системы менеджмента качества, которая предусматривает механизм непрерывного совершенствования процесса обучения. Вузы должны самостоятельно оценивать качество предоставляемых ими образовательных услуг. Именно это станет движущей силой повышения их конкурентоспособности высших образовательных учреждений России.
Источники:
2. Grant D., Mergen E., Widrick S. Quality management in US higher education // Total Quality Management, 2002, vol. 13. No. 2. – Рp. 207- 215.
3. Johnson F.C., Golomski W.A.J. Qualit Concepts in Education // The TQM Magazine, 1999, v.11. No. 6. – Рp. 467–473.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:29