Женщины в глобализованном обществе XXI века
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Еще в 60-ые годы прошлого столетия в США были приняты законы, запрещающие (в том числе в сфере трудовых отношений) дискриминацию по признаку расы, пола, религиозных убеждений, этнического происхождения, по возрасту, а также в связи с инвалидностью. Закон о гражданских правах 1964 г. (Civil Rights Act) заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей на производстве.
Ключевые слова: США, Россия, глобализация, дискриминация, женщины и бизнес
Еще в 60-ые годы прошлого столетия в США были приняты законы, запрещающие (в том числе в сфере трудовых отношений) дискриминацию по признаку расы, пола, религиозных убеждений, этнического происхождения, по возрасту, а также в связи с инвалидностью. Закон о гражданских правах 1964 г. (Civil Rights Act) заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей на производстве.
При найме на работу американское законодательство запрещает любые виды дискриминации женщин. Например, давая объявление о вакансиях, предприниматель не вправе указывать, что он хотел бы взять на работу лицо определенного пола. Женщинам нельзя отказать в работе в связи с тем, что они имеют детей дошкольного возраста. Трудовые права женщин защищены также и Законом о запрещении дискриминации по беременности (Pregnancy Discrimination Act, 1978 г.).
За период с 1970 г. участие женщин в общественном производстве возросло с 51% до 60% в 2001 г. и продолжает увеличиваться. При этом доля занятых среди замужних женщин достигла 61%, а среди одиноких – 68%. Показательно, что занятость среди женщин, имеющих детей до 6 лет, возросла до 70%. [1]
Закон о равной оплате (Equal Pay Act), принятый в 1963 г., обязал предпринимателей платить женщинам не меньше, чем мужчинам, за равный труд. Мужчины и женщины, работающие в одной организации при одинаковых условиях, должны получать равную заработную плату, если их работа требует одинаковых (или сходных) усилий, навыков и ответственности. Для того, чтобы практически определить в каждом конкретном случае, не нарушается ли закон, суды в качестве критерия используют понятие «работа, сходная по существу». Это означает, что если мужчины и женщины выполняют работу одного вида, требующую профессионально сравнимых знаний, опыта и затрат усилий, они должны получать равную оплату.
Принцип равной оплаты за труд относится не только к заработной плате, но и ко всем видам дополнительных выплат и льгот, включая премии, оплату сверхурочных, праздничных и отпускных дней и т.п. Женщина, считающая, что подверглась дискриминации при оплате труда, может обратиться в местное отделение Комиссии по обеспечению равных возможностей в сфере занятости.
В действительности структура занятости, продолжительность рабочего времени, профессиональная и отраслевая принадлежность женской занятости такова, что при среднегодовой заработной плате мужчин – 50,6 тыс. долл., среднегодовая заработная плата женщин составляет 32,6 тыс. долл.
При общей тенденции снижения доли американцев, имеющих доход ниже черты бедности, среди женщин она составляет 12,5%, а среди мужчин – 9,9%. Для пожилых женщин уровень бедности остается почти в два раза выше, чем для мужчин, и составляет 15,2%.
Устойчивой группой риска в Соединенных Штатах являются женщины ‑ главы семей. Экономическая нестабильность, как правило, характерна для подавляющего большинства таких семей, образующихся в результате развода, вдовства, рождения внебрачных детей. Для таких семей особенно велика вероятность попадания в разряд самых низкодоходных категорий. И именно их становится все больше. В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к росту доли женщин в возрасте 18 лет и старше, которые никогда не были замужем (в 2000 г. 21,1%), либо разведены (10,8%) и уменьшения доли замужних (57,6%). Доля овдовевших женщин в 2000 г. составляла 10.8%.
В период с 1980 по 1990 гг. число семей, возглавляемых женщинами, увеличилось на 25%, в то время как число всех семей США– на 11%; в 1990 – 2000 гг. – соответственно на 17% и на 9%.
Рост предпринимательской активности женщин, их образовательного уровня и участия в общественном производстве способствовал некоторому упрочению финансового положения возглавляемых ими домохозяйств. Однако благосостояние таких семей в среднем существенно уступает семьям с двумя супругами. Если доля американских семей за чертой бедности составляет 10,8%, то семей во главе с женщинами – 32,4%.
Опыт США, впрочем, как и многих других стран, показывает, что недостаточно лишь формальных изменений в законодательстве. Требуются изменения самих подходов к социальной политике, учитывающих потребности как женщин, так и мужчин, включение гендерных аспектов во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений.
В России переход к рыночной экономике привел к фундаментальным изменениям в условиях жизнедеятельности россиян. Трансформация общественного устройства в сочетании с финансовыми потрясениями и экономическими трудностями поставили новые проблемы, связанные с обеспечением доступа женщин к финансовым, кредитным, имущественным институтам, земельным ресурсам, с реальным использованием равных возможностей, закрепленных в законодательстве РФ.
В 90-е годы прошлого столетия женщины в России оказались далеко не в равных (в сравнении с мужчинами) стартовых условиях в части приспособления к новому экономическому порядку. По последним данным на 2002 г., из 65,029 млн. женщин в возрасте свыше 15 лет было занято 32,151 млн., или 49%. При этом размеры их среднемесячной начисленной заработной платы в 1,5 раза уступали аналогичному показателю для мужчин (соответственно 3756 руб. и 5645 руб.). [2]
В 2002 г. уровень доходов 7,6 млн. российских женщин наиболее трудоспособных возрастов (31-55 лет) не превышал даже величину прожиточного минимума. За чертой бедности (по российским стандартам) было 3,6 млн. женщин пенсионного возраста – 55 лет и старше, в сравнении с 1,5 млн. мужчин пенсионного возраста – 60 лет и старше. [3]
В настоящее время крайне актуальной является не только социальная помощь женщинам, по тем или иным причинам не сумевшим приспособиться к новым социально-экономическим отношениям. Важна поддержка проектов, направленных на их профессиональную подготовку и переподготовку, повышение их конкурентоспособности на рынке труда, поощрение предпринимательских инициатив, т.е., в конечном счете, проектов, имеющих целью способствовать достижению самообеспечения российских женщин, реализации их огромного трудового, интеллектуального и социального потенциала.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:47