Концепция формирования системы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Печаткин В.В.1, Ялалова А.И.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 8 (Август 2025)
Аннотация:
В статье приведено обоснование актуальности проблемы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации. В ретроспективе проанализирована эволюция системы стратегического управления в бывшем СССР, России, Германии, Японии, Южной Кореи, США. Выделены преимущества и недостатки систем стратегического управления промышленными предприятиями в условиях цифровой трансформации как России, так и зарубежных стран. Раскрыть ключевые направления формирования системы стратегического управления промышленными предприятиями региона с учётом факторов цифровизации и институциональных особенностей постиндустриальной экономики. Разработана концептуальная основы повышения уровня цифровой зрелости промышленных предприятий региона на основе анализа лучших практик и с ориентацией на стратегические приоритеты субъектов Российской Федерации. Представлена структура концептуальной модели стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Ключевые слова: регион, стратегическое управление, цифровая трансформация, промышленные предприятия, конкурентоспособность
JEL-классификация: O35, R11, R58, Z32
Введение. В условиях ускоренного внедрения цифровых технологий в производственные и управленческие процессы промышленный сектор региональной экономики приобретает новое стратегическое значение. Цифровая трансформация перестала быть факультативным направлением развития и превратилась в императив выживания и роста, охватывая не только отдельные предприятия, но и комплексные региональные системы. Современные вызовы, среди которых особое значение приобретают геоэкономическая нестабильность, усиление санкционного давления, а также дефицит квалифицированных кадров, определяют необходимость кардинального пересмотра механизмов управления промышленными предприятиями с опорой на цифровую инфраструктуру.
Организационно-экономические механизмы, сформированные в постсоветский период, зачастую демонстрируют низкую адаптивность к современным условиям. Существующая система стратегического управления промышленностью в регионах характеризуется фрагментарностью, слабой интеграцией цифровых решений и недостаточной синергией между различными уровнями управления. Отсутствие устойчивой институциональной среды и несформированность механизмов оценки цифровой зрелости промышленных предприятий затрудняют формирование единой стратегической линии развития промышленного комплекса региона.
Вместе с тем, глобальные тренды индустриального развития, основанные на концепциях «Индустрия 4.0», «умных фабрик», автоматизации процессов и интеграции искусственного интеллекта в управленческие решения, предъявляют повышенные требования к стратегическому планированию и координации. Обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта указывает на необходимость формирования системы стратегического управления, способной обеспечивать устойчивое развитие промышленности в условиях нестабильной внешней среды.
Разработка и реализация эффективных механизмов стратегического управления промышленными предприятиями региона в контексте цифровой трансформации приобретает особую значимость с точки зрения обеспечения территориальной конкурентоспособности, роста валового регионального продукта, повышения технологической независимости и инновационного потенциала.
Проблемами стратегического управления промышленными предприятиями
Основоположниками концепции «Цифровой экономики» середины – конца 20 века, раскрывшим ее сущность, принципы и механизмы формирования и развития являются: Саймон Кузнец [26], Фриц Махлуп [27], Герхард Менш [28], Николас Негропонте [29], Джордж Стиглер [30], Кристофер Фримэн [25] и др.
В России данная проблематика исследована в научной школе под руководством академика Макарова В.Л., в части агентоориентированного моделирования цифровой экономики и создания сетевого интеллекта [15], а также Айвазяна С.А. (эконометрика) [2], Клейнера Г.Б. (экономическая кибернетика) [13], Бахтизина А.Р. (применение гибридных методов в цифровой экономике). [4] Проблемам стратегического управления региональных социально-экономических систем на основе методов экономико-математического моделирования посвящены труды Низамутдинова М.М. [17] и др.
Отдельным аспектам проблемы цифровизации экономики и промышленного сектора экономики России, в частности, посвящены труды отечественных ученых, в том числе: Абдулкадырова А.С. [1], Волковой Э.С. [8], Никитина А.А. и Левина Ю.А. [18], Павлова А.А. [19], Савиной Т.Н. [20], Смирновой О.П. [21], Федотовой Г.В. [22], Ховаловой Т.В. [23] и др.
Вместе с тем в условиях усиления геополитической напряженности, ужесточением санкционной политики недружественных Росси стран возросла актуальность совершенствования системы стратегического управления промышленными предприятиями с учетом процессов цифровой трансформации. Актуальность проблемы предопределила постановку цели и задач исследования.
Целью статьи является разработка концепции и инструментов стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий с позиций обеспечения экономического развития региона.
Новизна исследования заключается в разработке авторской концептуальной модели стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий на региональном уровне, в обосновании направлений институционального и организационного развития цифровой промышленности с учетом региональной специфики.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления, цифровой экономики, регионального развития, а также концепции устойчивого роста и системного подхода к организационному проектированию. В качестве эмпирической базы использованы данные официальной статистики, материалы аналитических докладов, результаты предыдущих научных исследований, а также нормативно-правовые акты, регулирующие цифровое развитие промышленности.
Основная часть. Формирование современной системы стратегического управления промышленными предприятиями в России следует рассматривать сквозь призму институциональной преемственности и трансформации хозяйственных механизмов, сложившихся в условиях централизованной плановой экономики. В советский период управление промышленностью базировалось на жесткой иерархии, централизованном планировании, директивном распределении ресурсов и полной подотчетности предприятий государству. Основным инструментом стратегического регулирования выступал пятилетний план, который определял количественные и качественные ориентиры развития отраслей народного хозяйства [12, c.41]. Подобная модель обеспечивала масштабную индустриализацию, однако в условиях технологического прогресса и глобальной конкуренции продемонстрировала критическую неспособность к адаптации и инновациям.
С переходом к рыночным отношениям в начале 1990-х годов стратегическое управление оказалось в ситуации институционального вакуума. В условиях разрушения прежней вертикали координации и отсутствия новых механизмов долгосрочного планирования промышленные предприятия были вынуждены адаптироваться к рыночной конъюнктуре через краткосрочные решения, не опирающиеся на стратегическое видение. Это обусловило стагнацию части производственных мощностей, сокращение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВРП и нарастание зависимости от внешнеэкономических факторов [6, c.203].
Лишь в начале 2000-х годов на федеральном уровне началась попытка институционализации стратегического управления промышленным развитием. Введение стратегических документов (Стратегия социально-экономического развития, Концепция долгосрочного развития и др.) заложило основу для перехода от фрагментарного к программно-целевому управлению. Вместе с тем, сохранялись существенные диспропорции:
– отсутствие единой методологии стратегического планирования на уровне предприятий;
– слабая согласованность региональных и федеральных стратегий;
– преобладание формального подхода к разработке планов и стратегий;
– низкий уровень цифровизации процессов управления и аналитической поддержки принятия решений [10, c.75].
Современный этап стратегического управления промышленными предприятиями характеризуется смещением акцентов в сторону цифровой трансформации, что обусловлено необходимостью повышения гибкости, инновационной активности и устойчивости к внешним шокам. В научной литературе подчеркивается необходимость интеграции цифровых решений в стратегические контуры управления предприятием как условие его конкурентоспособности в условиях новой индустриальной эпохи [14, c.130].
Особое внимание в условиях цифровизации приобретает вопрос согласования стратегических целей предприятий с приоритетами территориального развития. При этом возрастает значимость формирования цифровых платформ координации, позволяющих синхронизировать действия бизнеса, государства и научного сообщества. Именно на стыке этих взаимодействий формируется новая парадигма стратегического управления – адаптивная, сетевая, ориентированная на устойчивое развитие, цифровую зрелость и технологическую независимость.
Практика стратегического управления в промышленном секторе экономик ведущих индустриально развитых стран демонстрирует высокий уровень интеграции цифровых решений в систему управления, а также активное участие государства в формировании институциональных условий цифровой трансформации. В международной научной литературе акцент делается на взаимосвязь между уровнем цифровой зрелости промышленных предприятий и результативностью реализуемой стратегии, а также на системности внедрения цифровых инициатив на уровне отраслей и регионов [12, c.92].
В Германии стратегическое управление промышленностью строится на принципах инициативы «Индустрия 4.0», которая представляет собой комплексную государственно-частную платформу, направленную на синхронизацию технологических, производственных и логистических процессов. Особенность немецкой модели заключается в акценте на децентрализацию принятия решений, интеграцию киберфизических систем, развитие стандартизированных протоколов обмена данными и усиление кооперации между малыми и крупными предприятиями [14, c.108]. Примером успешного применения данной модели выступает кластерная организация промышленных зон, где цифровая платформа выполняет функции мониторинга, прогнозирования и адаптивного управления производственными циклами.
В Южной Корее и Японии стратегия цифровой трансформации промышленности строится на активной координации со стороны государства и масштабной поддержке инновационных производств. Южнокорейская модель включает в себя элементы «умных фабрик», ориентированных на применение цифровых двойников, предиктивной аналитики и автоматизации на всех этапах жизненного цикла продукции. Программа «Smart Factory Promotion Strategy» предполагает создание более 30 тыс. умных производств к 2030 году с долей автоматизации свыше 80% [3, c.142]. В Японии цифровая трансформация осуществляется в русле концепции «Общество 5.0», в рамках которой промышленность рассматривается как элемент социотехнической системы, основанной на обработке больших данных, искусственном интеллекте и человекоцентричном дизайне цифровых решений [16, c.365].
Американская модель отличается доминированием рыночных стимулов и высокой степенью автономии промышленных компаний в выборе стратегий цифровизации. Вместе с тем, государственные агентства, такие как Национальный институт стандартов и технологий (NIST), разрабатывают методологические рекомендации и инструменты оценки цифровой зрелости, способствующие выравниванию цифровых практик среди субъектов промышленной деятельности [24, c.172]. Частные корпорации внедряют собственные цифровые экосистемы на основе модульной архитектуры управления, ориентированные на масштабируемость и кибербезопасность.
Особую ценность для российских регионов представляет опыт Китая, где государство выступает не только координатором, но и активным участником цифровой трансформации промышленности. Программа «Made in China 2025» направлена на модернизацию ключевых отраслей, стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта, робототехники, облачных вычислений и управления жизненным циклом продукции. Значительное внимание уделяется формированию цифровых индустриальных парков, поддержке малых и средних предприятий и региональной координации стратегий цифровизации [11, c.138].
Сравнительный анализ позволяет выделить несколько общих черт зарубежных моделей стратегического управления промышленностью в условиях цифровой трансформации:
– высокая степень вовлечённости государства в цифровую трансформацию через создание нормативной, инфраструктурной и методической базы;
– развитие кластерных форм организации промышленности с активной цифровой интеграцией;
– акцент на формирование цифровых платформ и межотраслевых систем мониторинга и анализа;
– внедрение механизмов оценки и сопровождения цифровой зрелости предприятий;
– институциональная поддержка НИОКР и стимулирование научно-производственной кооперации.
Указанные элементы зарубежного опыта представляют интерес в контексте формирования отечественной модели стратегического управления промышленными предприятиями. Адаптация и интеграция соответствующих механизмов требует учёта специфики российского институционального пространства, уровня цифровизации и региональных диспропорций. В следующем подразделе будет предложена авторская модель стратегического управления, основанная на синтезе отечественного и зарубежного опыта.
Формирование усовершенствованной системы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации требует перехода от фрагментарных управленческих решений к интегральной модели, основанной на принципах адаптивности, цифровой зрелости, межотраслевой кооперации и институциональной устойчивости. Концептуальная основа такой модели базируется на системном подходе к организации стратегического управления, учитывающем комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на производственно-экономическую деятельность предприятий в цифровой среде [5, c.102].
Авторская модель предполагает многоуровневую структуру стратегического управления, в которой каждый уровень выполняет конкретные функции в единой логике развития региона. В качестве ключевых структурных компонентов модели целесообразно выделить:
– стратегический контур управления, формирующий долгосрочные цели, ориентированные на устойчивое развитие, технологическую модернизацию и цифровую независимость;
– координационно-аналитический уровень, обеспечивающий синхронизацию действий субъектов промышленной политики и постоянный мониторинг цифровой зрелости;
– производственный уровень, на котором реализуются конкретные цифровые решения и инструменты управления бизнес-процессами;
– инновационно-образовательную подсистему, нацеленную на подготовку кадров и распространение технологических компетенций [7, c.66].
Модель стратегического управления предусматривает активную цифровую поддержку на всех этапах управленческого цикла. Использование цифровых платформ управления, цифровых двойников, систем предиктивной аналитики и межкорпоративных цифровых хабов позволяет существенно повысить гибкость и точность принимаемых решений. Одним из ключевых элементов модели выступает система оценки цифровой зрелости промышленных предприятий, включающая как технические, так и институциональные показатели [9, c.81].
На рис. 1 представлена структура предложенной концептуальной модели. В центре модели находится система цифрового мониторинга, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных в реальном времени. Информация, поступающая от промышленных предприятий и координационных центров, консолидируется в аналитических ядрах платформы, что позволяет оперативно корректировать стратегии на основе данных.
Принципиальное значение в модели имеет обратная связь между результатами стратегического управления и корректировкой стратегических ориентиров. Такая логика позволяет не только учитывать изменяющиеся условия внешней среды, но и обеспечить устойчивую эволюцию промышленного комплекса региона. Цикличность системы выражается в последовательных этапах: стратегическое планирование → реализация цифровых проектов → мониторинг → корректировка стратегии → формирование новых целевых установок.
Усовершенствованная модель также предполагает институциональную поддержку в виде нормативных механизмов, льготного налогового режима для цифровых инициатив, а также стимулирующих субсидий и грантов для цифровизации ключевых производств. Особое внимание в модели уделяется развитию горизонтальных связей между промышленными предприятиями, вузами и исследовательскими организациями, формируя устойчивые цифровые кластеры.
Рисунок 1 – Структура концептуальной модели стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Источник: составлено авторами
В качестве ядра цифровой экосистемы модели выступает цифровая платформа стратегического управления, позволяющая формировать единую информационно-аналитическую среду региона, автоматизировать процессы планирования и координации, обеспечить прозрачность принятия решений и оперативный контроль реализации мероприятий. Такой подход создаёт условия для усиления технологического суверенитета, повышения конкурентоспособности предприятий и устойчивого экономического роста региона.
Заключение.
Предложенная концептуальная модель отражает требования цифровой экономики и обеспечивает интеграцию производственных, управленческих и инновационных процессов в единую систему стратегического управления. Её реализация требует последовательного институционального и технологического сопровождения, а также активного участия всех субъектов промышленной политики региона.
Новизна исследования заключается в разработке авторской концептуальной модели стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий на региональном уровне, в обосновании направлений институционального и организационного развития цифровой промышленности с учетом региональной специфики.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в разработке программ стратегического планирования на региональном уровне, а также при формировании дорожных карт цифровой трансформации промышленных кластеров. Предложенные инструменты управления и подходы к оценке цифровой зрелости предприятий могут быть адаптированы к различным условиям хозяйствования и интегрированы в практику регионального регулирования.
Источники:
2. Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Кудров А.В. Индикаторы основных направлений социально-экономического развития и их агрегаты в пространстве характеристик региональной дифференциации // Прикладная эконометрика. – 2019. – № 2. – c. 51-69.
3. Алексеева Д. Г., Горчаков В. Е., Данилова Е. О. Роль банковского сектора в ESG-трансформации российской экономики. - Москва, 2025. – 280 c.
4. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели: теория и практика // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2015. – № 3. – c. 76-83.
5. Богданова Е. Н., Иванова М. В. Региональная экономика: адаптация отраслей экономики арктического региона в условиях цифровизации бизнес-процессов. - Москва, 2024. – 190 c.
6. Лаврикова Ю. Г., Васильева Е. Н., Мыслякова Ю. Г. Большой Урал: социально-экономические и пространственные изменения в первые десятилетия XXI века. - Екатеринбург, 2024. – 380 c.
7. Бочкарев А. М., Глезман Л. В., Федосеева С. С. Отрасли и предприятия промышленности в условиях цифровой трансформации. - Екатеринбург, 2024. – 190 c.
8. Волкова Э. С. Роль интеграции в стратегии пространственного развития России в современных условиях // Экономические науки. – 2024. – № 234. – c. 645–653.
9. Гималетдинова Э. Р., Карамова А. М. Цифровая трансформация ключевых отраслей экономики Республики Башкортостан // Региональная экономика в контексте современности: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Уфа, 2024. – c. 80–84.
10. Голубев С. С., Цивилева А. Е. Экономика цифровизации промышленных предприятий. - Москва, 2024. – 215 c.
11. Довгялло Я. П., Каримова М. Т., Назаров Д. Т. Исследование вопросов инновационного развития экономики Республики Таджикистан. - Душанбе : Институт экономики и демографии НАНТ, 2024. – 200 c.
12. Жигалов В. И., Соколова М. В. Экономика инноваций и развитие в современном мире. - Москва, 2024. – 210 c.
13. Клейнер Г.Б. Системный учет последствий цифровизации общества и проблемы безопасности // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – № 2. – c. 63-73.
14. Макаренко Е. Н., Лабынцев Н. Т., Алексеева И. В. Инновационные технологии в учете и контроле: состояние и перспективы развития. / монография. - Ростов-на-Дону, 2024. – 270 c.
15. Макаров В.Л. Формирование мира знаний в эпоху цифрового мира // Искусственные общества. – 2018. – № 3. – c. 6.
16. Мартьянова А. А., Одинцова Н. Ф. Искусственный интеллект в маркетинге – будущее, которое наступило // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докл. XIX междунар. конф. студентов и молодых ученых. Екатеринбург, 2025. – c. 363–368.
17. Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Подход к разработке стратегий развития территориальной системы с применением имитационного и сценарного моделирования // Экономика в промышленности. – 2019. – c. 426-442.
18. Никитин А.А., Левин Ю.А. Индустрия-4.0: Концептуальные вопросы цифровизации в легкой промышленности // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 1. – c. 3-5.
19. Павлова А.А., Фролов В.Г. Цифровая трансформация и локализация промышленного производства в России как базовые факторы экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – № 4. – c. 363 - 385.
20. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. – 2018. – № 3. – c. 579-590.
21. Смирнова О.П. Экономическая безопасность промышленного комплекса в условиях цифровой трансформации // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 11. – c. 2096-2113.
22. Федотова Г.В. Проблемы цифровизации промышленного сектора России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 2. – c. 273-283.
23. Ховалова Т.В. Инновации в электроэнергетике: виды, классификация и эффекты внедрения // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 274-283.
24. Цивилева А. Е. Стратегическое управление развитием предприятий угольной промышленности России в кризисный и посткризисный периоды. - Москва ; Санкт-Петербург, 2025. – 260 c.
25. Freeman С. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. - L.: Frances Printer Publishers, 1987. – 168 p.
26. Knowledge: Its Creation, Distribution, and Economic Significance, VoI. III, The Economics of Information and Human Capital by Fritz Machlup (Princeton University Press, Princeton, N.J., 1984) pp., ISBN 0 691 04233
27. Kuznets S. Schumpeter\'s Business Cycles // American Economic Review. – 1940. – № 2. – p. 257–271.
28. Mensch G. Das Technologische Patt: Innovationen überwinden die depression. - Frankfurt am Main: Umschau. Verlag, 1975. – 115 p.
29. Negroponte N. Being digital. - New York: Knopf, 1995. – 243 p.
30. Stigler G. J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. – 1961. – № 3. – p. 213–225.
Страница обновлена: 24.10.2025 в 10:54:28
Download PDF | Downloads: 1
The concept of a strategic management system for regionaL industrial companies amid digital transformation
Pechatkin V.V., Yalalova A.I.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article substantiates the relevance of the problem of strategic management of regional industrial companies amid digital transformation. The evolution of the strategic management system in the former USSR, Russia, Germany, Japan, South Korea, and the USA is analyzed in retrospect. The advantages and disadvantages of the strategic management systems of industrial companies amid digital transformation in both Russia and foreign countries are highlighted. Taking into account the factors of digitalization and the institutional features of the post-industrial economy, the key directions for the formation of the strategic management system of regional industrial companies are revealed.
Based on the analysis of best practices and with a focus on the strategic priorities of the constituent entities of the Russian Federation, a conceptual framework for improving the digital maturity of regional industrial companies has been developed. The article presents the structure of a conceptual model for strategic management of regional industrial companies amid digital transformation
Keywords: region, strategic management, digital transformation, industrial company, competitiveness
JEL-classification: O35, R11, R58, Z32
References:
Abdulkadyrov A.S. (2018). Problems of digitalization of the industrial sector. Nauka: obschestvo, ekonomika, pravo. (3). 71-76.
Alekseeva D. G., Gorchakov V. E., Danilova E. O. (2025). The role of the banking sector in the ESG transformation of the Russian economy
Ayvazyan S.A., Afanasev M.Yu., Kudrov A.V. (2019). Indicators of the main directions of socio-economic development in the space of characteristics of regional differentiation. Prikladnaya ekonometrika. (2). 51-69.
Bakhtizin A.R. (2015). Agent-based models: theory and practice. Analiz i modelirovanie ekonomicheskikh i sotsialnyh protsessov: Matematika. Kompyuter. Obrazovanie. 22 (3). 76-83.
Bochkarev A. M., Glezman L. V., Fedoseeva S. S. (2024). Industries and enterprises in the context of digital transformation
Bogdanova E. N., Ivanova M. V. (2024). Regional economy: adaptation of the Arctic region's economic sectors in the context of digitalization of business processes
Dovgyallo Ya. P., Karimova M. T., Nazarov D. T. (2024). Research on the issues of innovative development of the economy of the Republic of Tajikistan
Fedotova G.V. (2019). Problems of digitalization of the Russian industrial sector. National interests: priorities and security. 15 (2). 273-283.
Freeman S. (1987). Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan
Gimaletdinova E. R., Karamova A. M. (2024). Digital transformation of key sectors of the economy of the Republic of Bashkortostan Regional economy in the context of modernity. 80–84.
Golubev S. S., Tsivileva A. E. (2024). The economics of digitalization of industrial enterprises
Khovalova T.V. (2019). Innovations in the electric power industry: types, classification and effects of implementation. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 10 (3). 274-283.
Kleyner G.B. (2018). Considerations of the consequences of digitalization of society and the problem of security. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 210 (2). 63-73.
Knowledge: Its Creation, Distribution, and Economic Significance, VoI. III, The Economics of Information and Human Capital by Fritz Machlup (Princeton University Press, Princeton, N.J., 1984) pp., ISBN 0 691 04233
Kuznets S. (1940). Schumpeter\'s Business Cycles American Economic Review. (2). 257–271.
Lavrikova Yu. G., Vasileva E. N., Myslyakova Yu. G. (2024). The Great Urals: Socio-economic and spatial changes in the first decades of the 21st century
Makarenko E. N., Labyntsev N. T., Alekseeva I. V. (2024). Innovative technologies in accounting and control: current state and development prospects
Makarov V.L. (2018). Formation of the world of knowledge in the digital world. Iskusstvennye obschestva. 13 (3). 6.
Martianova A. A., Odintsova N. F. (2025). Artificial Intelligence in marketing is the future that has arrived Russian regions in the focus of change. 363–368.
Mensch G. (1975). Das Technologische Patt: Innovationen überwinden die depression
Negroponte N. (1995). Being digital
Nikitin A.A., Levin Yu.A. (2019). Industry 4.0: Conceptual issues of digitalization in light industry. Innovation and Investment. (1). 3-5.
Nizamutdinov M.M., Oreshnikov V.V. (2019). Approach to form the territorial system development strategy using simulation and scenario modeling tools. Economy in the industry. 12 426-442.
Pavlova A.A., Frolov V.G. (2018). Industrial production digital transformation and localization in Russia as basic factors of economic growth. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. (4). 363 - 385.
Savina T.N. (2018). Digital economy as a new paradigm of development: challenges, opportunities, and prospects. Finance and credit. (3). 579-590.
Smirnova O.P. (2019). Economic security of the industrial complex in the context of digital transformation. Regional Economics: Theory and Pactice. 17 (11). 2096-2113.
Stigler G. J. (1961). The Economics of Information Journal of Political Economy. (3). 213–225.
Tsivileva A. E. (2025). Strategic management of the development of Russian coal industry enterprises during the crisis and post-crisis periods
Volkova E. S. (2024). The role of integration in the strategy of spatial development of Russia in modern conditions. Economic sciences. (234). 645–653.
Zhigalov V. I., Sokolova M. V. (2024). Economics of innovation and development in the modern world
