Концепция формирования системы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Печаткин В.В.1, Ялалова А.И.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 8 (Август 2025)
Аннотация:
В статье приведено обоснование актуальности проблемы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации. В ретроспективе проанализирована эволюция системы стратегического управления в бывшем СССР, России, Германии, Японии, Южной Кореи, США. Выделены преимущества и недостатки систем стратегического управления промышленными предприятиями в условиях цифровой трансформации как России, так и зарубежных стран. Раскрыть ключевые направления формирования системы стратегического управления промышленными предприятиями региона с учётом факторов цифровизации и институциональных особенностей постиндустриальной экономики. Разработана концептуальная основы повышения уровня цифровой зрелости промышленных предприятий региона на основе анализа лучших практик и с ориентацией на стратегические приоритеты субъектов Российской Федерации. Представлена структура концептуальной модели стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Ключевые слова: регион, стратегическое управление, цифровая трансформация, промышленные предприятия, конкурентоспособность
JEL-классификация: O35, R11, R58, Z32
Введение. В условиях ускоренного внедрения цифровых технологий в производственные и управленческие процессы промышленный сектор региональной экономики приобретает новое стратегическое значение. Цифровая трансформация перестала быть факультативным направлением развития и превратилась в императив выживания и роста, охватывая не только отдельные предприятия, но и комплексные региональные системы. Современные вызовы, среди которых особое значение приобретают геоэкономическая нестабильность, усиление санкционного давления, а также дефицит квалифицированных кадров, определяют необходимость кардинального пересмотра механизмов управления промышленными предприятиями с опорой на цифровую инфраструктуру.
Организационно-экономические механизмы, сформированные в постсоветский период, зачастую демонстрируют низкую адаптивность к современным условиям. Существующая система стратегического управления промышленностью в регионах характеризуется фрагментарностью, слабой интеграцией цифровых решений и недостаточной синергией между различными уровнями управления. Отсутствие устойчивой институциональной среды и несформированность механизмов оценки цифровой зрелости промышленных предприятий затрудняют формирование единой стратегической линии развития промышленного комплекса региона.
Вместе с тем, глобальные тренды индустриального развития, основанные на концепциях «Индустрия 4.0», «умных фабрик», автоматизации процессов и интеграции искусственного интеллекта в управленческие решения, предъявляют повышенные требования к стратегическому планированию и координации. Обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта указывает на необходимость формирования системы стратегического управления, способной обеспечивать устойчивое развитие промышленности в условиях нестабильной внешней среды.
Разработка и реализация эффективных механизмов стратегического управления промышленными предприятиями региона в контексте цифровой трансформации приобретает особую значимость с точки зрения обеспечения территориальной конкурентоспособности, роста валового регионального продукта, повышения технологической независимости и инновационного потенциала.
Проблемами стратегического управления промышленными предприятиями
Основоположниками концепции «Цифровой экономики» середины – конца 20 века, раскрывшим ее сущность, принципы и механизмы формирования и развития являются: Саймон Кузнец [26], Фриц Махлуп [27], Герхард Менш [28], Николас Негропонте [29], Джордж Стиглер [30], Кристофер Фримэн [25] и др.
В России данная проблематика исследована в научной школе под руководством академика Макарова В.Л., в части агентоориентированного моделирования цифровой экономики и создания сетевого интеллекта [15], а также Айвазяна С.А. (эконометрика) [2], Клейнера Г.Б. (экономическая кибернетика) [13], Бахтизина А.Р. (применение гибридных методов в цифровой экономике). [4] Проблемам стратегического управления региональных социально-экономических систем на основе методов экономико-математического моделирования посвящены труды Низамутдинова М.М. [17] и др.
Отдельным аспектам проблемы цифровизации экономики и промышленного сектора экономики России, в частности, посвящены труды отечественных ученых, в том числе: Абдулкадырова А.С. [1], Волковой Э.С. [8], Никитина А.А. и Левина Ю.А. [18], Павлова А.А. [19], Савиной Т.Н. [20], Смирновой О.П. [21], Федотовой Г.В. [22], Ховаловой Т.В. [23] и др.
Вместе с тем в условиях усиления геополитической напряженности, ужесточением санкционной политики недружественных Росси стран возросла актуальность совершенствования системы стратегического управления промышленными предприятиями с учетом процессов цифровой трансформации. Актуальность проблемы предопределила постановку цели и задач исследования.
Целью статьи является разработка концепции и инструментов стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий с позиций обеспечения экономического развития региона.
Новизна исследования заключается в разработке авторской концептуальной модели стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий на региональном уровне, в обосновании направлений институционального и организационного развития цифровой промышленности с учетом региональной специфики.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления, цифровой экономики, регионального развития, а также концепции устойчивого роста и системного подхода к организационному проектированию. В качестве эмпирической базы использованы данные официальной статистики, материалы аналитических докладов, результаты предыдущих научных исследований, а также нормативно-правовые акты, регулирующие цифровое развитие промышленности.
Основная часть. Формирование современной системы стратегического управления промышленными предприятиями в России следует рассматривать сквозь призму институциональной преемственности и трансформации хозяйственных механизмов, сложившихся в условиях централизованной плановой экономики. В советский период управление промышленностью базировалось на жесткой иерархии, централизованном планировании, директивном распределении ресурсов и полной подотчетности предприятий государству. Основным инструментом стратегического регулирования выступал пятилетний план, который определял количественные и качественные ориентиры развития отраслей народного хозяйства [12, c.41]. Подобная модель обеспечивала масштабную индустриализацию, однако в условиях технологического прогресса и глобальной конкуренции продемонстрировала критическую неспособность к адаптации и инновациям.
С переходом к рыночным отношениям в начале 1990-х годов стратегическое управление оказалось в ситуации институционального вакуума. В условиях разрушения прежней вертикали координации и отсутствия новых механизмов долгосрочного планирования промышленные предприятия были вынуждены адаптироваться к рыночной конъюнктуре через краткосрочные решения, не опирающиеся на стратегическое видение. Это обусловило стагнацию части производственных мощностей, сокращение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВРП и нарастание зависимости от внешнеэкономических факторов [6, c.203].
Лишь в начале 2000-х годов на федеральном уровне началась попытка институционализации стратегического управления промышленным развитием. Введение стратегических документов (Стратегия социально-экономического развития, Концепция долгосрочного развития и др.) заложило основу для перехода от фрагментарного к программно-целевому управлению. Вместе с тем, сохранялись существенные диспропорции:
– отсутствие единой методологии стратегического планирования на уровне предприятий;
– слабая согласованность региональных и федеральных стратегий;
– преобладание формального подхода к разработке планов и стратегий;
– низкий уровень цифровизации процессов управления и аналитической поддержки принятия решений [10, c.75].
Современный этап стратегического управления промышленными предприятиями характеризуется смещением акцентов в сторону цифровой трансформации, что обусловлено необходимостью повышения гибкости, инновационной активности и устойчивости к внешним шокам. В научной литературе подчеркивается необходимость интеграции цифровых решений в стратегические контуры управления предприятием как условие его конкурентоспособности в условиях новой индустриальной эпохи [14, c.130].
Особое внимание в условиях цифровизации приобретает вопрос согласования стратегических целей предприятий с приоритетами территориального развития. При этом возрастает значимость формирования цифровых платформ координации, позволяющих синхронизировать действия бизнеса, государства и научного сообщества. Именно на стыке этих взаимодействий формируется новая парадигма стратегического управления – адаптивная, сетевая, ориентированная на устойчивое развитие, цифровую зрелость и технологическую независимость.
Практика стратегического управления в промышленном секторе экономик ведущих индустриально развитых стран демонстрирует высокий уровень интеграции цифровых решений в систему управления, а также активное участие государства в формировании институциональных условий цифровой трансформации. В международной научной литературе акцент делается на взаимосвязь между уровнем цифровой зрелости промышленных предприятий и результативностью реализуемой стратегии, а также на системности внедрения цифровых инициатив на уровне отраслей и регионов [12, c.92].
В Германии стратегическое управление промышленностью строится на принципах инициативы «Индустрия 4.0», которая представляет собой комплексную государственно-частную платформу, направленную на синхронизацию технологических, производственных и логистических процессов. Особенность немецкой модели заключается в акценте на децентрализацию принятия решений, интеграцию киберфизических систем, развитие стандартизированных протоколов обмена данными и усиление кооперации между малыми и крупными предприятиями [14, c.108]. Примером успешного применения данной модели выступает кластерная организация промышленных зон, где цифровая платформа выполняет функции мониторинга, прогнозирования и адаптивного управления производственными циклами.
В Южной Корее и Японии стратегия цифровой трансформации промышленности строится на активной координации со стороны государства и масштабной поддержке инновационных производств. Южнокорейская модель включает в себя элементы «умных фабрик», ориентированных на применение цифровых двойников, предиктивной аналитики и автоматизации на всех этапах жизненного цикла продукции. Программа «Smart Factory Promotion Strategy» предполагает создание более 30 тыс. умных производств к 2030 году с долей автоматизации свыше 80% [3, c.142]. В Японии цифровая трансформация осуществляется в русле концепции «Общество 5.0», в рамках которой промышленность рассматривается как элемент социотехнической системы, основанной на обработке больших данных, искусственном интеллекте и человекоцентричном дизайне цифровых решений [16, c.365].
Американская модель отличается доминированием рыночных стимулов и высокой степенью автономии промышленных компаний в выборе стратегий цифровизации. Вместе с тем, государственные агентства, такие как Национальный институт стандартов и технологий (NIST), разрабатывают методологические рекомендации и инструменты оценки цифровой зрелости, способствующие выравниванию цифровых практик среди субъектов промышленной деятельности [24, c.172]. Частные корпорации внедряют собственные цифровые экосистемы на основе модульной архитектуры управления, ориентированные на масштабируемость и кибербезопасность.
Особую ценность для российских регионов представляет опыт Китая, где государство выступает не только координатором, но и активным участником цифровой трансформации промышленности. Программа «Made in China 2025» направлена на модернизацию ключевых отраслей, стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта, робототехники, облачных вычислений и управления жизненным циклом продукции. Значительное внимание уделяется формированию цифровых индустриальных парков, поддержке малых и средних предприятий и региональной координации стратегий цифровизации [11, c.138].
Сравнительный анализ позволяет выделить несколько общих черт зарубежных моделей стратегического управления промышленностью в условиях цифровой трансформации:
– высокая степень вовлечённости государства в цифровую трансформацию через создание нормативной, инфраструктурной и методической базы;
– развитие кластерных форм организации промышленности с активной цифровой интеграцией;
– акцент на формирование цифровых платформ и межотраслевых систем мониторинга и анализа;
– внедрение механизмов оценки и сопровождения цифровой зрелости предприятий;
– институциональная поддержка НИОКР и стимулирование научно-производственной кооперации.
Указанные элементы зарубежного опыта представляют интерес в контексте формирования отечественной модели стратегического управления промышленными предприятиями. Адаптация и интеграция соответствующих механизмов требует учёта специфики российского институционального пространства, уровня цифровизации и региональных диспропорций. В следующем подразделе будет предложена авторская модель стратегического управления, основанная на синтезе отечественного и зарубежного опыта.
Формирование усовершенствованной системы стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации требует перехода от фрагментарных управленческих решений к интегральной модели, основанной на принципах адаптивности, цифровой зрелости, межотраслевой кооперации и институциональной устойчивости. Концептуальная основа такой модели базируется на системном подходе к организации стратегического управления, учитывающем комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на производственно-экономическую деятельность предприятий в цифровой среде [5, c.102].
Авторская модель предполагает многоуровневую структуру стратегического управления, в которой каждый уровень выполняет конкретные функции в единой логике развития региона. В качестве ключевых структурных компонентов модели целесообразно выделить:
– стратегический контур управления, формирующий долгосрочные цели, ориентированные на устойчивое развитие, технологическую модернизацию и цифровую независимость;
– координационно-аналитический уровень, обеспечивающий синхронизацию действий субъектов промышленной политики и постоянный мониторинг цифровой зрелости;
– производственный уровень, на котором реализуются конкретные цифровые решения и инструменты управления бизнес-процессами;
– инновационно-образовательную подсистему, нацеленную на подготовку кадров и распространение технологических компетенций [7, c.66].
Модель стратегического управления предусматривает активную цифровую поддержку на всех этапах управленческого цикла. Использование цифровых платформ управления, цифровых двойников, систем предиктивной аналитики и межкорпоративных цифровых хабов позволяет существенно повысить гибкость и точность принимаемых решений. Одним из ключевых элементов модели выступает система оценки цифровой зрелости промышленных предприятий, включающая как технические, так и институциональные показатели [9, c.81].
На рис. 1 представлена структура предложенной концептуальной модели. В центре модели находится система цифрового мониторинга, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных в реальном времени. Информация, поступающая от промышленных предприятий и координационных центров, консолидируется в аналитических ядрах платформы, что позволяет оперативно корректировать стратегии на основе данных.
Принципиальное значение в модели имеет обратная связь между результатами стратегического управления и корректировкой стратегических ориентиров. Такая логика позволяет не только учитывать изменяющиеся условия внешней среды, но и обеспечить устойчивую эволюцию промышленного комплекса региона. Цикличность системы выражается в последовательных этапах: стратегическое планирование → реализация цифровых проектов → мониторинг → корректировка стратегии → формирование новых целевых установок.
Усовершенствованная модель также предполагает институциональную поддержку в виде нормативных механизмов, льготного налогового режима для цифровых инициатив, а также стимулирующих субсидий и грантов для цифровизации ключевых производств. Особое внимание в модели уделяется развитию горизонтальных связей между промышленными предприятиями, вузами и исследовательскими организациями, формируя устойчивые цифровые кластеры.
Рисунок 1 – Структура концептуальной модели стратегического управления промышленными предприятиями региона в условиях цифровой трансформации
Источник: составлено авторами
В качестве ядра цифровой экосистемы модели выступает цифровая платформа стратегического управления, позволяющая формировать единую информационно-аналитическую среду региона, автоматизировать процессы планирования и координации, обеспечить прозрачность принятия решений и оперативный контроль реализации мероприятий. Такой подход создаёт условия для усиления технологического суверенитета, повышения конкурентоспособности предприятий и устойчивого экономического роста региона.
Заключение.
Предложенная концептуальная модель отражает требования цифровой экономики и обеспечивает интеграцию производственных, управленческих и инновационных процессов в единую систему стратегического управления. Её реализация требует последовательного институционального и технологического сопровождения, а также активного участия всех субъектов промышленной политики региона.
Новизна исследования заключается в разработке авторской концептуальной модели стратегического управления цифровой трансформацией промышленных предприятий на региональном уровне, в обосновании направлений институционального и организационного развития цифровой промышленности с учетом региональной специфики.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в разработке программ стратегического планирования на региональном уровне, а также при формировании дорожных карт цифровой трансформации промышленных кластеров. Предложенные инструменты управления и подходы к оценке цифровой зрелости предприятий могут быть адаптированы к различным условиям хозяйствования и интегрированы в практику регионального регулирования.
Источники:
2. Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Кудров А.В. Индикаторы основных направлений социально-экономического развития и их агрегаты в пространстве характеристик региональной дифференциации // Прикладная эконометрика. – 2019. – № 2. – c. 51-69.
3. Алексеева Д. Г., Горчаков В. Е., Данилова Е. О. Роль банковского сектора в ESG-трансформации российской экономики. - Москва, 2025. – 280 c.
4. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели: теория и практика // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2015. – № 3. – c. 76-83.
5. Богданова Е. Н., Иванова М. В. Региональная экономика: адаптация отраслей экономики арктического региона в условиях цифровизации бизнес-процессов. - Москва, 2024. – 190 c.
6. Лаврикова Ю. Г., Васильева Е. Н., Мыслякова Ю. Г. Большой Урал: социально-экономические и пространственные изменения в первые десятилетия XXI века. - Екатеринбург, 2024. – 380 c.
7. Бочкарев А. М., Глезман Л. В., Федосеева С. С. Отрасли и предприятия промышленности в условиях цифровой трансформации. - Екатеринбург, 2024. – 190 c.
8. Волкова Э. С. Роль интеграции в стратегии пространственного развития России в современных условиях // Экономические науки. – 2024. – № 234. – c. 645–653.
9. Гималетдинова Э. Р., Карамова А. М. Цифровая трансформация ключевых отраслей экономики Республики Башкортостан // Региональная экономика в контексте современности: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Уфа, 2024. – c. 80–84.
10. Голубев С. С., Цивилева А. Е. Экономика цифровизации промышленных предприятий. - Москва, 2024. – 215 c.
11. Довгялло Я. П., Каримова М. Т., Назаров Д. Т. Исследование вопросов инновационного развития экономики Республики Таджикистан. - Душанбе : Институт экономики и демографии НАНТ, 2024. – 200 c.
12. Жигалов В. И., Соколова М. В. Экономика инноваций и развитие в современном мире. - Москва, 2024. – 210 c.
13. Клейнер Г.Б. Системный учет последствий цифровизации общества и проблемы безопасности // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – № 2. – c. 63-73.
14. Макаренко Е. Н., Лабынцев Н. Т., Алексеева И. В. Инновационные технологии в учете и контроле: состояние и перспективы развития. / монография. - Ростов-на-Дону, 2024. – 270 c.
15. Макаров В.Л. Формирование мира знаний в эпоху цифрового мира // Искусственные общества. – 2018. – № 3. – c. 6.
16. Мартьянова А. А., Одинцова Н. Ф. Искусственный интеллект в маркетинге – будущее, которое наступило // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докл. XIX междунар. конф. студентов и молодых ученых. Екатеринбург, 2025. – c. 363–368.
17. Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Подход к разработке стратегий развития территориальной системы с применением имитационного и сценарного моделирования // Экономика в промышленности. – 2019. – c. 426-442.
18. Никитин А.А., Левин Ю.А. Индустрия-4.0: Концептуальные вопросы цифровизации в легкой промышленности // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 1. – c. 3-5.
19. Павлова А.А., Фролов В.Г. Цифровая трансформация и локализация промышленного производства в России как базовые факторы экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2018. – № 4. – c. 363 - 385.
20. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. – 2018. – № 3. – c. 579-590.
21. Смирнова О.П. Экономическая безопасность промышленного комплекса в условиях цифровой трансформации // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 11. – c. 2096-2113.
22. Федотова Г.В. Проблемы цифровизации промышленного сектора России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 2. – c. 273-283.
23. Ховалова Т.В. Инновации в электроэнергетике: виды, классификация и эффекты внедрения // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 274-283.
24. Цивилева А. Е. Стратегическое управление развитием предприятий угольной промышленности России в кризисный и посткризисный периоды. - Москва ; Санкт-Петербург, 2025. – 260 c.
25. Freeman С. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. - L.: Frances Printer Publishers, 1987. – 168 p.
26. Knowledge: Its Creation, Distribution, and Economic Significance, VoI. III, The Economics of Information and Human Capital by Fritz Machlup (Princeton University Press, Princeton, N.J., 1984) pp., ISBN 0 691 04233
27. Kuznets S. Schumpeter\'s Business Cycles // American Economic Review. – 1940. – № 2. – p. 257–271.
28. Mensch G. Das Technologische Patt: Innovationen überwinden die depression. - Frankfurt am Main: Umschau. Verlag, 1975. – 115 p.
29. Negroponte N. Being digital. - New York: Knopf, 1995. – 243 p.
30. Stigler G. J. The Economics of Information // Journal of Political Economy. – 1961. – № 3. – p. 213–225.
Страница обновлена: 19.07.2025 в 12:00:35