A study of trends in the development of self-employment in the Russian small business system

Zinovyeva Yu.S.1, Khamatkhanova M.A.2
1 Ростовский государственный университет путей сообщения
2 Тюменский индустриальный университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 5 (May 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines trends in the development of self-employment in our country and its role in the growth of the Russian small business sector. The article argues that self-employment development is important for the economy only when self-employed businesses expand and develop into small and medium-sized companies. These businesses are important for the state economy because they contribute to solving social and economic problems, increasing economic mobility, and generating increased budget revenues. The study examined trends in the development of small businesses, sole proprietorships, and self-employment. The article compared their development indicators and concluded that, despite government measures to support self-employment, the business sector currently has no significant impact on small business development or the strengthening of the state economy. The article's scientific novelty consists of comparing and analyzing trends in the development of self-employment alongside trends in small business development in the country. The article justifies the impact of self-employment on the development of the Russian small and medium-sized companies' system and argues for developing measures to strengthen the share of small businesses and, consequently, the Russian economy.

Keywords: self-employed, professional income tax, small business, economy

JEL-classification: L26, M21, J21



Введение. Малый бизнес является фундаментальным элементом развития экономики любого государства. Малые предприятия являются гибким, мобильным звеном экономики, которое быстрее крупных компаний адаптируется к условиям меняющейся внутренней и внешней среды, встраивается в меняющуюся экономическую систему в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов. Благодаря функционированию малых компаний создается конкурентная среда, мобильно применяются новейшие технологии производства и управления, экономическая система пополняется новыми рабочими местами и плательщиками налогов, общественные блага производятся в соответствии с актуальными потребностями, стабильно пополняется бюджет и обеспечивается выполнение государственных задач в различных сферах безопасности, создаются резервы для научного, инновационного, экономического, социального развития государства [2, 5]. Именно поэтому показатели количества малых предприятий в стране, их суммарной валовой выручки, величины уплаченных налогов и другие показатели деятельности являются важнейшими индикаторами экономики любого государства.

Существует доказанная прямая зависимость доли малого предпринимательства и уровня развития экономики государства. Чем более развита экономика, тем большая доля малого бизнеса в стране. Так, исследования [2, 6, 18, 19] говорят о том, что в странах Евросоюза доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет 75 %, в Соединенных Штатах и Японии – более 50 %. В Китае доля малых предприятий приближается к 70 %. В тоже время, мы согласны с позицией Германа Греффа, который заявил, что доля малого и среднего бизнеса в России в общем объеме ВВП за последние пять лет в пределах 20,3 – 20,8 % является «стыдной» и «заколдованной» [1].

В этой связи, актуальной для укрепления экономики России является задача развития сферы малого предпринимательства. Данная задача поставлена Президентом РФ в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Во время исполнения данного Указа Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2], в состав которого включены четыре федеральных проекта. Один из них – поддержка самозанятых. Таким образом, законодатель подчеркивает, что развитие самозанятости является составной частью стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России.

О ключевой роли инициатив граждан в развитии малого предпринимательства и в обеспечении стабильности экономик пишут ученые-экономисты всего мира. Так, Чандана Х.С. [14] и некоторые другие ученые [13, 20, 21] обосновали, что система малого предпринимательства является своего рода экосистемой, в которой осуществляется сотрудничество, обмен знаниями, партнерские отношения, внедрение инноваций, динамичное развитие которых является основой для устойчивого развития экономики. При этом ядром развития таких экосистем авторы называют именно предпринимательские инициативы (индивидуальные стартапы, ремесленников, индивидуальные хозяйства, предпринимателей и прочих граждан различных слоев общества, работающих индивидуально на свой страх и риск, реализующих свои предпринимательские инициативы).

Мы согласны с представленным мнением зарубежных ученых о важности развития предпринимательских инициатив, а также с мнением отечественных ученых-экономистов [1-4, 7-9, 17], что одной из приоритетных задач развития малого предпринимательства, в частности, в России, является задача вывода из сектора теневой экономики и развития и поддержки института самозанятости в стране. Поэтому мы видим главную цель развития самозанятости не в том, чтобы повышать их количественные показатели, а в том, чтобы сделать акцент на качественное развитие, то есть основная цель заключается, по нашему мнению, в перспективе последующего развития бизнеса самозанятых граждан до уровня легального малого и среднего бизнеса. Для достижения данной задачи необходимо регулярно проводить исследование тенденций развития самозанятости в системе малого предпринимательства России.

Методы исследования. При проведении настоящего исследования использованы такие методы познания, как синтез, обобщение, сравнение, статистический анализ данных, а также методы эконометрического анализа и прогнозирования динамических рядов. Информационной базой исследования послужили нормативная документация, открытые данные сайтов Федеральной налоговой службы России, Росстата, а также исследования различных отечественных и зарубежных ученых в данной области и смежных областях.

Результаты исследования.

Для оценки состояния экономики государства важным индикатором является количество предприятий малого и среднего бизнеса. На основании данных реестра ИФНС РФ, количественная характеристика малого бизнеса в России представлена в таблице 1.

Таблица 1

Индикатор экономики «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ» за 2020–2024 гг.

По состоя-нию на:
Количество в РФ всего
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Микро
Малое
Среднее
Микро
Малое
Среднее
01.2020
5916906
2314128
197842
16741
3361628
26263
304
01.2021
5684561
2164402
190137
17376
3285859
26478
309
01.2022
5866703
2110815
185592
17651
3525482
26837
326
01.2023
5991349
2103812
183920
17655
3657257
28351
354
01.2024
6 347771
2082325
185197
18333
4032285
29229
402
06.2024
6 574 855
2145031
184129
18314
4198357
28626
398

Источник: Составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 15.02.2025).

На основе выборки данных из Единого реестра субъектов МСБ за пять лет с интервалом один месяц произведем прогноз развития малых и средних предприятий в России на ближайшие три года. Первоначально построим аддитивную модель временного ряда. С помощью средств Microsoft Excel изобразим на рисунке 1 график ряда динамики для исходных данных:

Рис. 1. График ряда динамики количества субъектов МСБ в России за 5 лет

Источник: Составлено автором на основе выборки данных из Единого реестра субъектов МСБ за пять и математических расчетов

На графике на рис. 1 чётко видно, что во временном ряде присутствует сезонность: в июле каждого года происходит резкий спад количества субъектов МСП. Поэтому перед построением линии тренда развития МСП на ближайшие три года для достоверности расчетов необходимо устранить влияние фактора сезонности. Рассчитаем сезонную компоненту для каждого месяца. Так как по результатам расчётов сумма полученных значений (t) ( ) не равна 0, то необходимо вычислить корректирующий коэффициент. Мы получили значение –9406,194261.

Далее вычислим скорректированные значения сезонной компоненты ( (t)), вычтем из исходных уровней ряда соответствующие скорректированные значения сезонной компоненты и по полученным значениям подберем с помощью средств Excel вид линии тренда. На рисунке 2 представлена диаграмма, отображающая десезонализированные значения временного ряда (синие точки) и значения параметров линии, аппроксимирующей тренд для нашей модели (красная линия). Также на диаграмму добавлено уравнение полученной линии (полином 2-го порядка) и значение коэффициента детерминации :

Рис. 2. График выравненного временного ряда по полиномиальному (параболическому) тренду

Источник: Составлено автором на основе произведенных расчетов.

Уравнение тренда представляет собой полином второй степени (1):

, (1)

где t – временной параметр;

– выровненные уровни временного ряда.

Значение коэффициента детерминации ( достаточно близко к единице, это указывает на то, что модель работает очень хорошо (имеет высокую значимость), а значит, пригодна для прогнозирования.

Прогнозные значения количества малых и средних предприятий в России на три последующих года можно получить по формуле (2):

, (2)

где t – временной параметр;

объём исследуемых значений;

скорректированные значения сезонной компоненты для соответствующего i-му значению месяца;

выровненные уровни временного ряда;

прогнозные значения по модели.

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в России 2025–2027 гг., построенный на основании проведенных расчётов, представлен на рисунке 3, где точечной черной линией обозначены исходные данные и добавленные к ним прогнозные значения уровней ряда на последующие три года, рассчитанные по формуле (2); серой сплошной линией изображена основная тенденция развития МСП.

Построенный на графике (рис. 3) тренд развития малого и среднего предпринимательства в России наглядно показывает, что, несмотря на наметившуюся тенденцию роста количества предприятий МСБ, их общее количество в России к 2027 году приблизится всего лишь к отметке 8,5 тыс., в то время как в стратегии развития МСП в России [3] указано, что стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в два раза. Это дает возможность сделать вывод, что все виды малого предпринимательства в стране в настоящее время развиты недостаточно и в прогнозной перспективе имеют весьма недостаточную тенденцию к увеличению, даже несмотря на разноплановые государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом подчеркнем, что экономика нашей страны нуждается в укреплении и обеспечении стабильности, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства в России является потенциалом ее экономического роста.

Рис. 3. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в России 2025–2027 гг.

Источник: Составлено автором на основе произведенных расчетов .

Так как индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые граждане являются начальным звеном развития системы малого предпринимательства, то для развития малого и среднего предпринимательства особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделить развитию самозанятых граждан, чтобы стимулировать их к переходу в статус ИП и в дальнейшем интегрировать в систему малого и среднего бизнеса как неотъемлемое звено экономики государства.

Самозанятость (или налог на профессиональный доход) в России как новый, официальный легализированный элемент микропредпринимательства введена экспериментально в четырех регионах с 2019 г., а с 2020 г. данный режим введен в масштабах всей страны. Причем пандемия 2020 года стала одним из ключевых факторов стимулирования развития микропредпринимательства [15, 16]. На 01 января 2024 г. в России зарегистрировано 9 278 730 самозанятых граждан (без учета новых регионов), в том числе 459 425 из них – индивидуальные предприниматели, оформившие статус самозанятых. Поэтому возникает вопрос: какой вклад развитие самозанятости вносит в развитие микроИП и микропредприятий в России? Вносит ли развитие самозанятости вклад в развитие сектора малого предпринимательства в экономике России?

Для ответа на данные вопросы проведем сопоставление количественных показателей развития самозанятости и микропредпринимательства (таблица 2), а также представим графическую характеристику данного соотношения и построим тренды их развития (рисунок 4).

Таблица 2

Общее количество субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных микропредпринимателей и самозанятых граждан в РФ

По состоянию на:
Количество пердприятий МСБ в РФ всего
в т.ч. ИП-микро
Количество самозанятых
в т.ч.
физ.лица
ИП
01.01.2020
5916906
3 361 628



01.01.2021
5684561
3 285 859
1 603 638
1 458 792
144 846
01.01.2022
5866703
3 525 482
3 862 114
3 636 753
225 361
01.01.2023
5991349
3 657 257
6 561 475
6 223 063
338 412
01.01.2024
6347771
4 032 285
9 278 730
8 819 305
459 425
Источник: Составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 16.02.2025).

Рис. 4. Соотношение общего количества субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных микропредпринимателей и самозанятых граждан в РФ и тренд их развития в краткосрочной перспективе

Источник: Составлено автором на основе данных таблицы 1 с использованием методов математического моделирования.

На рисунке 4 наглядно видно, что общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, а также микро-ИП в России за последние годы имеют достаточно слабый рост, а также перспективу развития (как показывает построенный тренд).

В то же время институт самозанятости развивается активными темпами: с 2023 года количество самозанятых в РФ превысило общее количество предприятий малого и среднего бизнеса. Это, казалось бы, является позитивным аспектом развития малого и среднего предпринимательства в России. Однако данную тенденцию, на наш взгляд, можно рассматривать как положительную для отечественной экономики в том случае, если увеличение количества самозанятых будет сопровождаться укреплением и развитием их бизнеса и переходом граждан из статуса самозанятых в статус микро-ИП с дальнейшим развитием в стабильно работающего ИП или ООО.

Следует отметить, что тренд развития микроИП в России на рис. 4 наглядно показывает, что, несмотря на значительный рост самозанятости и количества зарегистрированных ИП за последние годы, количество микро-ИП растет слабо. Это подтверждает наш вывод о том, что основной проблемой развития самозанятости в системе малого предпринимательства России является отсутствие мотивирующих факторов для перехода бизнеса самозанятых в сферу малого предпринимательства. Поэтому необходимо разработать и внедрить в экономическом пространстве такие меры, которые способствовали бы развитию самозанятых в малое и среднее предпринимательство.

Несмотря на бурный процесс развития самозанятости в стране, ученые-экономисты отмечают ряд проблем реализации данного налогового режима [9-12], в частности: самозанятые регистрируют свои доходы не в полном объеме; под видом самозанятости некоторые коммерческие субъекты минимизируют налоги (например, оформляя на работу сотрудников не по трудовому договору, а как самозанятых); в некоторых случаях преимущественная цель оформления самозанятости – получение государственных дотаций и субсидий.

Все это препятствует реализации главной цели – развитию сферы малого бизнеса в стране, а также приводит к недополучению бюджетом налоговых поступлений. Такие факторы, как ограничение видов деятельности для самозанятости, невозможность привлечь наемный труд, лимитированный доход (в год до 2,4 млн), отсутствие у ИП возможности переходить в течение года на иные налоговые режимы, ограниченность во времени налогового режима для самозанятых (конец 2028 г.), служат препятствием для граждан для перехода в режим самозанятых. Важным сдерживающим фактором является отсутствие социального страхования и невозможность хотя бы частично зачесть добровольные платежи по социальному страхованию в счет уплаты налога: самозанятые не участвуют в формировании пенсионных накоплений, а поэтому могут рассчитывать на социальные выплаты гораздо ниже страховых (как у неработающих граждан). Добровольную уплату страховых взносов на пенсию в настоящее время, по данным газеты «Известия» [4], осуществляют только 258,2 тыс. или 3 % самозанятых. На наш взгляд, это связано с тем, что уплату добровольных взносов нельзя зачесть в счет уплаты налога (даже частично).

Выводы и заключение. В настоящее время с одной стороны, в стране наблюдается значительный рост количества самозанятых. С другой стороны, по данным проведенного исследования, в сфере самозанятости существует ряд проблем, а бурный рост самозанятости не приводит к укреплению сферы малого предпринимательства России. Существуют недостатки данного налогового режима, которые ограничивают развитие самозанятых в уверенный устойчивый класс микропредприятий с последующим ростом в малый и средний бизнес. Поэтому можно обоснованно утверждать, что актуальной для нашей страны является задача постоянного исследования развития самозанятых, мониторинга соотношения развития самозанятости и малого бизнеса и разработки актуальных действенных мер по улучшению и развитию режима самозанятости как легальной сферы экономической деятельности граждан таким образом, чтобы самозанотость в дальнейшем трансформировалось в сферу малого и среднего предпринимательства, что обеспечит развитие экономики страны и в то же время вывод из сферы теневой экономики малого и микро- бизнеса. Это, в свою очередь, позволит не только увеличить наполняемость бюджета, но и укрепить сферу малого и среднего предпринимательства в России.

[1] Официальный сайт РБК: https://www.rbc.ru/finances/26/05/2023/647076fa9a7947b349dae983 (дата обращения 26.04.2025)

[2] Официальный сайт Министерства экономического развития РФ https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 16.04.2025)

[3] Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/

[4] Официальный сайт газеты «Известия»: https://iz.ru/1598324/2023-11-01/izvestiia-vyiasnili-kolichestvo-perechisliaiushchikh-vznosy-na-pensiiu-samozaniatykh (дата обращения 07.03.2025)


References:

Agogbua S.N., Mgbatogu, Ch.D. (2022). Entrepreneurial Skills and Self Employment: A Theoretical Exposition International Journal of Development and Economic Sustainability. 10 (5). 30-48. doi: 10.37745/ijdes.13/vol10n53048.

Baymurzina G.R., Yagafarova D.G., Kabashova E.V. (2023). Informal employment in Russian regions: opportunities and social risks. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 16 (6). 223-235. doi: 10.15838/esc.2023.6.90.13.

Chandana H.S., Prabakaran S., Banerji S., Kumaresan T. (2024). Small Business Entrepreneurial Ecosystems in Regional Development New York.

Chepurenko A. (2021). Crisis as a challenge and enabler for entrepreneurship: lessons from the pandemic Foresight and STI Governance. 15 (4). 5-7. doi: 10.17323/2500-2597.2021.4.5.7.

Davidsson P., Recker Ja., von Briel F. (2021). COVID-19 as External Enabler of Entrepreneurship Practice and Research BRQ Business Research Quarterly. 24 (3). 214-223. doi: 10.1177/23409444211008902..

Gaber S., Gruevski I. (2018). The influence of tax culture in improving the tax compliance ruevski Journal of Economics. 94 143-147.

Glaz V.N., Kazakova I.N., Mirgorodskaya O.A., Narozhnaya G.A. (2022). The significance of small business for the country’s economy and creating conditions for its growth. Economic sciences. (209). 49-51. doi: 10.14451/1.209.49.

Gomeleva E.V., Sakmenova K.S. (2021). Shadow economy as threat to the economic security of the state The Constitution of the Russian Federation as a guarantor of human and civil rights and freedoms. 135-139.

González-Sánchez V.M., Raya A.M., Ríos-Sastre S. (2020). An empirical study for european countries: Factors affecting economic growth and self-employment by gender Sustainability. 12 (22). 1-15. doi: 10.3390/su12229450.

Ippolitova V.V., Zastupov A.V. (2022). The role and significance of small business for the economy russian federation. Problemy razvitiya predpriyatiy: teoriya i praktika. (1-2). 167-170. doi: 10.46554/PEDTR-21-2022-2-pp.167.

Khamatkhanova M.A. (2023). Analysis of structural changes occurring in small business. Obrazovanie i pravo. (11). 263-268. doi: 10.24412/2076-1503-2023-11-263-268..

Kovalenko N.V., Suleymanova T.A. (2020). Domestic and foreign experience of state support for small and medium-sized entrepreneurship. Tsitise. (2(24)). 471-475. doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.41.

Mardanov A. (2023). Kichik biznes rivoji – ertangi kun poydevori Economics and Innovative Technologies. 11 (1). 331-337. doi: 10.55439/EIT/vol11_iss1/a35.

Muhammad S., Ximei K. (2022). Does It Matter Where You Live? Rural–Urban Context Among Women Entrepreneurs in Pakistan Frontiers in Psychology. (13). doi: 10.3389/fpsyg.2022.827634.

Pyanova M.V. (2022). Foreign experience of tax regulation of self-employment. Nalogi i nalogooblozhenie. (2). 47-71. doi: 10.7256/2454-065X.2022.2.37727.

Ripol-Saragosi L.G., Gomeleva E.V. (2021). Tax administration as a tool for ensuring economic security. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (8(135)). 21-23.

Serova A.V. (2022). Dependent self-employment: non-standard form of employment, false self-employment and informal employment Moscow: Yuridicheskoe izdatelstvo «Norma».

Simonov S.G., Kurushina E.V., Koryakina E.A., Makhmudova M.M., Sadykova Kh.N., Khamatkhanova M.A. (2023). Business in an era of global change Tyumen: Tyumenskiy industrialnyy universitet.

Tashpulatov A. (2020). Modern forms of self-employment under conditions of recession Theoretical & Applied Science. (5(85)). 452-455. doi: 10.15863/TAS.2020.05.85.84.

Trofimova E.V. (2023). Self-employment and micro-entrepreneurship: problems of legal regimes. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). (8(108)). 216-223.

Zinoveva Yu.S., Yavor A.V. (2020). Shadow economy and its influence on economic security Transport: science, education, production. 115-119.

Страница обновлена: 08.07.2025 в 17:59:25