Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в России
Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Скачать PDF | Загрузок: 37
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 7 (Июль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533895
Аннотация:
Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства. На основе проведенного исследования уточнены основные этапы становления малого бизнеса в российском государстве. Определено, что в последние годы государство осуществляет самые емкие и разносторонние направления поддержки, которые несут за собой высокие результаты экономической эффективности. Структура сектора малого и среднего предпринимательства согласно видов экономической деятельности и типологии хозяйствующих субъектов неоднородна. Несмотря на высокую результативность малого предпринимательства и значительный вклад в экономику государства, часть проблем остаются нерешенными и слабо поддаются нормализации. Для их решения предлагается осуществлять дифференцированные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществлять актуализацию и продвижение предпринимательства путем реализации акселерационных проектов на разных уровнях общественности, включая студенчество. Данная статья представляет интерес научному сообществу, представителям малого бизнеса и органам власти разных уровней.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, государственная поддержка, экономика, самозанятость, микро-предприятия
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение. Экономика любого государства, в том числе и российского обеспечивается за счет хозяйственной деятельности разных по видам экономической деятельности и разных организационно-правовых форм организаций. Российская экономика претерпела по сравнению с советской крупномасштабную перестройку, произошел уход от плановой к рыночной экономике и возникла необходимость более глубокого и быстрого развития сектора малого и среднего предпринимательства (далее МСП).
В конце политического перестроечного курса в СССР (1990-1991 гг.) возникли экономические послабления плановой экономики, которые позволили разработать Положение «О развитии эксперимента по созданию малых предприятий»; Постановления Совета Министров СССР №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий всех форм собственности» (1990 г.); Закон СССР «Об общих началах предпринимательства в СССР» (1991 г.). Это позволило уже к 1992 году иметь 560 тыс. организаций малого предпринимательства, бизнес которых был ориентирован на принципы хозрасчетных отношений [4]. Таким образом российская экономика конца XX века, взяла курс на мировой опыт развития малого бизнеса. К 2022 году в мировой экономике отмечают следующие результаты от ведения малого и среднего бизнеса: 90% предприятий (организаций), 70% рабочих мест от всех субъектов хозяйствования и 50% от мирового ВВП [2, 3].
Малое и среднее предпринимательство в России с переходом на рыночные условия хозяйствования еще в конце прошлого века начало набирать обороты своего развития. Сегодня, малый и средний бизнес составляет около пятой части экономики всей страны и составил к 2022 году 32,6 трлн. рублей (это 21% от ВВП по данным Росстата), а также имеет отличные конкурентные преимущества по отношению к другим формам хозяйствования [1].
По мнению А.В. Козырева малый бизнес имеет уникальные свойства быстрого реагирования на любые изменения в конъюнктуре рынка. При этом малое и среднее предпринимательство еще очень уязвимо при изменениях на фоне экономического кризиса, где следствием может выступать снижение или полное отсутствие потребительского спроса [5].
По мнению Л.В. Глезман, в настоящее время вопросам развития малого бизнеса и их поддержки в трудных экономических условиях уделяется много внимания на государственном и региональном уровнях, что происходит вследствие того, что малый бизнес подстраивается по региональные экономические условия [6].
Помимо того, что хозяйственная деятельность МСП регулируется и развивается за счет действия нормативно-законодательных актов как федерального, так и регионального уровня, государство в последние годы, начиная с 2020 г. в частности, оказывает всестороннюю государственную поддержку посредством совершенно разных инструментов воздействия.
Несмотря на пристальное внимание к малому и среднему бизнесу со стороны государственных властей ряд проблем остаются нерешенными. Представители малого и среднего предпринимательства видят собственные проблемы не только на фоне жесткого российского законодательства, особенно в части налогов и сборов, но и по наличию ярко выраженной конкуренции, сложность влияния на цены потребительского рынка и сложившаяся обособленность, не дающая развитие картельным соглашениям [7]. Это дает основание полагать, что тематика научной статьи, рассчитанная на оценку состояния развития и проблем МСП представляет собой актуальность.
Вопросами исследования развития малого и среднего предпринимательства на государственном и региональном уровнях занимаются многие ученые, среди которых можно выделить: Репникову В.М., Дмитриеву А.С. [1]; Волкову И.А., Галынчик Т.А. [2, 8]; Эррера Л.М. [4]; Козырева А.В. [5]; Глезман Л.В. [6]; Зоидова К.Х., Беломестнова В.Г., Борталевича С.И., Янкаускаса К.С [7]; Данилову С.В. [8]; Муратова С.А. [11]; Ружанскую Л. С., Фонову Н. Г., Якимову Е. А. [12], Арутюнян С.А., Соловьеву Н.В., Галяув Е.Р. [15], Матерову Е.С., Юбкина М.А., Сафиуллина Л.Н., Гайзатуллина Р.Р. [16], Антоньянца Д.А. [17], Краковецкую И.В., Воробьеву Е.С., Вотякову И.В., Черняк М.Э., Макарова И.В. [18], Тарханову Е.А., Захарову К.А., Тарханову А.В., Жеурову Е.Г. [19] и других.
При этом, несмотря на широкую изученность вопросов и проблем малого и среднего предпринимательства, с течением времени достаточно быстро возникают новые факторы влияния, риски и угрозы разного генезиса, которые требуют оперативного изучения и мониторинга текущей ситуации в малом бизнесе, что будет способствовать быстрой реакции со стороны федеральных и региональных властей в части нормализации возникших проблем и корректировке существующих направлений развития.
Целью настоящего исследования является оценка результативности и выявление проблем малого и среднего предпринимательства в России, оказывающие влияние на экономику и российское общество.
Научная гипотеза, выдвигаемая автором настоящей статьи позволяет утверждать, что высокие результаты по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в России за последние четыре года, несмотря на более древние истоки своего образования, принадлежат современной государственной политике, направленной на их поддержку в сложных экономических условиях, вызванных разными факторами. При этом по результатам уже несколько реализованных направлений государственной поддержки необходимо осуществить пересмотр ряда направлений и добиться большей легализации малого бизнеса с финансовой и социально-экономической точек зрения.
Методы и методология. Учитывая заявленную тематику настоящей научной статьи предметом исследования выступает малое и среднее предпринимательство, а объектом научного внимания субъекты хозяйствования сектора МСП. Исследование проводилось посредством изучения существующих научных разработок, проведения ретроспективного анализа, а также анализа результатов действующих программно-целевых инструментов по поддержке субъектов МСП. Среди используемых методов также можно выделить экспертно-логический, монографический, а также личные наблюдения автора.
Результаты исследования. Изучая развитие и оценивая состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации необходимо отметить на то, что его существование возникло не в последние годы и даже не на постсоветском пространстве, на который ранее указывалось. Его становление и развитие, как отмечают историки и экономисты-исследователи, взяло истоки в далеком прошлом, еще в начале средних веков (таблица 1) [7].
Таблица 1. Ретроспектива становления малого и среднего предпринимательства в России*
Этапы
|
Характерные особенности
|
1
этап «Зарождение»
|
Период
формирования первых небольших (малых) предприятий, товариществ, мануфактур и
других форм хозяйствования. Начало берет в средних веках, в период развития
Европы и ближнего Востока, и длится вплоть до начала XVI в.
|
2
этап
«Освоения экономического пространства» |
Характеризуется
освоением Сибири и других регионов. Предприниматели в этот период времени
проявляют хозяйственный интерес по отношению к освоению новых территорий
|
3
этап
«Переходный. Капиталистический» |
Характеризуется
капиталистическим строительством и переходом к развитию крупной
промышленности. Экономика в России развивается высокими темпами и успешно
конкурирует с мировой
|
4
этап
«Социалистический» |
Характеризуется
переходом экономики к государству и полному подчинению общества ему. Плановая
экономика.
|
5
этап
«Новая капитализация» |
Возврат
к капитализму, рыночной экономике. Приватизация. Построение новой структуры
предпринимательства. Неустойчивость и кризисность экономики.
|
6
этап
«Современной трансформации» |
Настоящее
время. Санкционная экономика. Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства. Расширение ниш рынка и зоны эффективности для МСП
|
Итак, экономическая и политическая история России зафиксировала шесть основных этапов развития малого и среднего предпринимательства в российском государстве. Все они отличались друг от друга своими результатами, опытом, проблемами. Однако следует обратить внимание на цикличность повторения капиталистических периодов. При субъективной оценке отметим, что для малого предпринимательства это наиболее комфортный уклад экономики.
Для современной экономики важно обратить внимание на текущее развитие, насущные проблемы и безусловно воспользоваться уроками прошлого.
В первую очередь необходимо определиться с типологией субъектов хозяйствования из сектора МСП. Согласно действующего законодательства в настоящее время малое предпринимательство развивается и представляет из себя три видовые формы: микро предприятия; малые и средние предприятия (таблица 2) [9].
Таблица 2. Типология субъектов хозяйствования МСП*
Тип
(категории) МСП
|
Среднесписочная
численность работников за предшествующий период, чел.
|
Максимальный
доход за предшествующий период, млн. руб.
|
Микро
|
до 15 включительно
|
120
|
Малые
|
от 15 до 100 включительно
|
800
|
Средние
|
от 101 до 250 включительно
от 251 до 1000 включительно** до 1500 ** |
2000
|
** хозяйственное общество, хозяйственное партнерство - перечень предприятий легкой промышленности утв. Минпромторгом РФ
*** с 2022 года для организаций с основным видом деятельности в сфере общественного питания
Следует отметить, что учет размерности дохода при определении типа МСП ведется на основании данных федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее ФНС РФ).
Структурный состав субъектов малого и среднего предпринимательства достаточно неравномерен и имеет превалирующую долю субъектов хозяйствования, относящихся к типу микро- предприятий (таблица 3)
Таблица 3. Динамика численности и структуры малого и среднего бизнеса за период 2019-2022 гг., тыс. ед.*
Тип (категории)
МСП
|
Годы
|
Относительный
прирост 2022 г. к 2019 г., %
| |||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| ||
Всего МСП
|
5916,91
|
5684,56
|
5866,70
|
5991,35
|
1,26
|
Микро-предприятия
|
5675,76
|
5450,26
|
5636,30
|
5761,07
|
1,50
|
Малые организации
|
224,11
|
216,62
|
212,43
|
212,27
|
- 5,28
|
Средние предприятия
|
17,05
|
17,69
|
17,98
|
18,00
|
5,57
|
Анализируя данные таблицы 3 можно выделить следующую тенденцию к росту и снижению. В целом по всему сектору МСП наблюдается за 4 анализируемых периода незначительный рост на 1,26%, который был обеспечен положительной динамикой роста численности микро- предприятий (1,5%) и средних – на 5,57%. Малые организации продемонстрировали снижение более чем на 5%, что явилось следствием влияния неблагоприятных факторов за период 2020-2022 гг., среди которых пандемия, специальная военная операция, диверсификация экономики на фоне влияния санкций и реструктуризация рынка труда. Также следует обратить внимание на то, что меры государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса способствуют укреплению, развитию и, если говорить о теневой экономике, которая свойственна ряду субъектов МСП, легализации финансово-хозяйственной деятельности субъектов МСП (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные направления государственной поддержки МСП в России (составлено автором по данным доклада Министерства экономического развития РФ «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.» [8] источников [10, 11])
Наибольшую масштабность направления государственной поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства приняли в период начала пандемии COVID-19 [12]. Именно в этот период возникла острая необходимость поддержать и сохранить малый бизнес, который столкнулся с непреодолимыми препятствиями своего существования и содержания наемных работников. В период 2020-2022 гг. государством была принята целая система мер поддержки. Первый блок «Институциональные меры» включает в себя льготы по налогообложению в части отсрочки и реструктуризации долгов, а также сокращение вдвое суммы страховых взносов, уплачиваемых от фонда оплаты труда при условии, что заработная плата работников превышает минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ). Данный инструмент поддержки хоть и был воспринят хозяйствующими субъектами МСП всесторонне положительно, но является инструментом позволяющим продолжать вести двойную бухгалтерию с выплатой заработных плат официально чуть выше МРОТ, а остальную договорную часть заработка – неофициально, наличными. Об этом свидетельствуют показатели заработной платы работников, работающих в организациях МСП. Так за период 2021 года заработная плата наемных работников, работающих в малом бизнесе отраслей, формирующих экономику предложения, среди которых туризм, информационные технологии, обрабатывающие производства, технологические компании и инжиниринговые центры составляла согласно официальным данным 24,8 тыс. рублей, тогда как в остальных отраслях и сферах деятельности лишь 19,2 тыс. рублей. В период 2021 года, согласно данных Росстата средняя заработная плата составляла около 55 тыс. рублей, а МРОТ был равен 12792 рублей [13].
Согласно приведенных данных, заработная плата работников сектора МСП почти в два раза меньше среднемесячной по России и превышает МРОТ также в два раза. Эта ситуация позволяет воспользоваться налоговой льготой, но оставаться в теневом секторе экономики. Подобное заявление могло бы вызвать сомнение при незначительной занятости населения в секторе МСП, но согласно данных Единого реестра субъектов МСП число занятых там достигает 30 млн. человек, что равно около 41% общей численности занятого населения.
Также, говоря о льготах для хозяйственников МСП следует обратить внимание на предоставленную государством рассрочку при уплате долгов перед государством на срок – 3 года. За два года действия подобных преференций (2020-2022 гг.) льготами по налогам воспользовались 27% организаций МСП.
Следующим шагом по предоставлению мер поддержки стало ослабление контрольно-надзорной деятельности за счет введения частичного «моратория» на плановые проверки. К 2022 году число плановых проверок сократилось в пять раз по сравнению с 2019 годом. Данный инструмент поддержки на текущий момент времени экспертами рассматривается как весьма сомнительный, т.к. иногда приводит к недобросовестности предпринимателей, а со стороны надзорных органов возникают все большие случаи обхода моратория путем осуществления внеплановых проверок.
На фоне закупочной деятельности в рамках реализации Федерального закона №223-ФЗ малый и средний бизнес получил определенные преференции, позволяющие беспрепятственно участвовать и выигрывать торги и выступать единственным поставщиком. Эта мера позволила увеличить объем закупок и превысить сумму 7 трлн. рублей. В целом темпы роста доходов субъектов МСП с 2020 г значительно выросли (на 34,8 трлн. руб.) [8]. По данным ФНС РФ, отмеченным в докладе Министерства экономического развития РФ доход компаний МСП рос гораздо большими темпами, чем официальный уровень инфляции и составил в 2022 году 119,9 трлн. рублей, при этом такой рост произошел не за счет увеличения числа субъектов МСП, а за счет увеличения оборота хозяйственной деятельности [8].
Среди приоритетных видов экономической деятельности, подпадающих под поддержку субъектов МСП – агропромышленное производство и экспортная деятельность.
Вторым, не менее емким блоком государственной поддержки для субъектов МСП выступают «Финансовые меры», реализация которых лежит в плоскости деятельности Банка России, Министерства экономического развития РФ и АО «Корпорации «МСП». Общий объем софинансирования при реализации проектов реализуемых субъектами МСП за период 2019-2020 гг. составил около 60 млрд. рублей. Хорошей мерой по отношению к финансовой поддержке предпринимателей явилось льготное кредитование, согласно которого в 2022 году при ставке от 2,5 до 4% годовых было выдано кредитов 28% субъектам сектора малого и среднего предпринимательство, а общая сумма государственного субсидирования кредитов достигла объема 1,25 трлн. рублей [8, 19].
Интересными фактами поддержки обладает фондовый краудфандинг. На таких платформах предприниматели за последние два анализируемых года (2021-2022 гг.) смогли привлечь в свой бизнес путем, коллективного финансирования более 24 млрд. рублей [8, 16].
Немаловажным положительным действием обладает активизация системы быстрых платежей в банковском секторе услуг. Этот финансовый инструмент снижает комиссию за эквайринг боле чем в 2 раза. Этой услугой могут и пользуются более 600 тыс. компаний малого и среднего бизнеса [14].
Третьим, выделенным нами звеном государственной поддержки выступает «Снижение административных издержек», в рамках которого предпринимателям сектора МСП представляется возможность продлить автоматически лицензию и прочие разрешения на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности. Однако этой услугой смогли воспользоваться те организации, у которых срок окончания разрешительных документов пришелся на период с 14 марта по 31 декабря 2022 года, а также только тем компаниям, которые занимаются грузопассажирскими перевозками, торговлей или относятся к сфере связи.
Четвертым направлением является комплекс нефинансовых мер поддержки субъектам МСП, предусматривающий получение информационно-консультационных услуг через центры «Мой бизнес», созданные и функционирующие почти в каждом регионе РФ. Их число к 2023 году насчитывало более 440 единиц таких центров [8].
Помимо этого на территории России успешно функционирует с 2022 года цифровая платформа МСП.РФ, разработанная под эгидой Минэкономразвития РФ и способствующая информационной, образовательной, маркетинговой поддержке предпринимателей, самозанятых и тех, кто еще только планирует организовать собственный бизнес.
Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации определенно имеет успехи, которые в большинстве своем достигнуты за счет мер государственной поддержки. Так, малый бизнес обеспечивает широкую занятость населению с гарантированным заработком и доходом для жизни и существования российских семей. За последние годы государству удалось добиться легализации предпринимательской деятельности, реализуемой физическими лицами, путем присвоения статуса «самозанятых» и имеющим льготы в рамках налогообложения.
При этом несмотря на то, что субъекты малого и среднего предпринимательства находятся в последние годы под пристальным вниманием и поддержке государства, ряд проблем остаются нерешенными. Например, число организаций среднего бизнеса остается на протяжении многих лет незначительным; субъекты малого бизнеса в основном являются представителями торговли и сферы услуг; дисбаланс территориального размещения субъектов МСП с концентрацией в Центральном ФО; рост числа внеплановых проверок субъектов малого бизнеса со стороны надзорных органов в обход действующего «моратория» на плановые проверки; использование «теневой» заработной платы предпринимателями и пр. Концептуально к решению ряда проблем можно подойти следующим образом:
- во-первых, необходимо сделать акцент на диверсификации деятельности средних компаний и увеличивать их количество путем расширения видов экономической деятельности. Именно средний бизнес может стать флагманом в развитии инновационной деятельности и способствовать привлечению инвестиций в технико-технологическую модернизацию;
- во-вторых, современная отраслевая структура субъектов малого предпринимательства имеет серьезный перекос в сторону такой сферы деятельности как торговля и предоставление услуг. Для решения такой проблемы необходимо разработать комплекс преференций разного плана для приоритетных видов экономической деятельности, представляющий широкий потребительский и экономический интерес;
- в-третьих, наблюдающийся дисбаланс территориального размещения субъектов МСП, который сконцентрирован в Центральном федеральном округе РФ, следует нормализовать путем разработки и внедрения в практику дополнительных региональных мер поддержки, исходя из их востребованности экономикой региона и имеющихся ресурсов;
- в-четвертых, до сих пор остаются нерешенными проблемы связанные с «мораторием» на плановые проверки надзорными органами. Этот вопрос нуждается в серьезном пересмотре представителями органов власти;
- в пятых, необходимо осуществлять поиск налоговых мер для постепенного обеспечения «белых» заработных плат работникам субъектов МСП.
Выше отмеченные первые три проблемы в настоящее время находятся в стадии решения за счет различных стратегических действий, включённых в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Данный проект имеет четыре основных направления: поддержка самозанятых; предакселерация; акселерация субъектов МСП; цифровая платформа МСП. Интересным фактом является то, что реализация акселерационных мероприятий по развития малого бизнеса происходит не только в бизнес структурах и для физических лиц, но и в рамках студенчества на базе профессионалитета и высшего образования.
Источники:
2. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 331-342. – doi: 10.18334/epp.13.2.117190.
3. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. , 2020. – 40 c.
4. Эррера Л.М. Малый бизнес ретроспектива и тенденции развития // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2014. – № 2-1. – c. 107-112.
5. Козырев А.В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 267-284. – doi: 10.18334/epp.11.2.111633.
6. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.
7. Зоидов К.Х., Беломестнов В.Г., Борталевич С.И., Янкаускас К.С. Методологические подходы к оценке и формированию устойчивости малого и среднего предпринимательства в период трансформации социально-экономических систем // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1551-1568.
8. Доклад «О состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.». Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/24f01970a69e33b47c3142da6f3be5d9/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
9. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. От 29.05.2024 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/?ysclid=lxmuxafsnr294794679 (дата обращения: 19.06.2024).
10. Волкова, И.А., Галынчик, Т.А., Данилова, С.В. Векторы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства региона // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2187-2200. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119799.
11. Муратов С.А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства В РФ // Вестник науки. – 2024. – № 6 (75). – c. 1097- 1102.
12. Ружанская Л. С., Фонова Н. Г., Якимова Е. А. Реакция малого и среднего бизнеса на коронакризис: влияние органов власти субъектов федерации // Экономика региона. – 2022. – № 3. – c. 653-672. – doi: 10.17059/ekon.reg.2022-3-3.
13. Российский статистический ежегодник. 2023. / Стат.сб./Росстат. - М., 2023. – 701 c.
14. Малое и среднее предпринимательство в России: итоги развития, оценка эффективности реализации программ господдержки, вызовы и новые возможности. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. [Электронный ресурс]. URL: http://uralfo.gov.ru/media/files/file/UgCf61U21DQK34LRPL2V0KJYbcODlkKg.pdf (дата обращения: 19.06.2024).
15. Арутюнян С.А., Соловьева Н.В., Галяув Е.Р. Анализ состояния, проблем и возможностей цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в России // Креативная экономика. – 2023. – № 12. – c. 4589-4608. – doi: 10.18334/ce.17.12.119862.
16. Матерова Е.С., Юбкин М.А., Сафиуллин Л.Н., Гайзатуллин Р.Р. Финансирование субъектов малого и среднего бизнеса посредством крауд-технологий: проблемы и перспективы // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1585-1600.
17. Антоньянц Д.А. Влияние факторов неопределенности санкционной политики и пандемии на сектор малого и среднего предпринимательства Краснодарского края // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2181-2194.
18. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 113-124. – doi: 10.18334/epp.13.1.117093.
19. Тарханова Е.А., Захарова К.А., Тарханова А.В., Жеурова Е.Г. Б Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в России: анализ ключевых трендов и прогнозные сценарии развития в условиях глобальных вызовов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4835-4850. – doi: 10.18334/epp.13.11.119503.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 17:01:42