Osobennosti upravleniya razvitiem turizma v Rossii
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 5 (May 2025)
Введение
Российская экономика находится на стадии экономического роста. По итогам 2024 г. ВВП России вырос на 4,1%, что превысило ожидания на 0,2%; номинальный размер ВВП достиг исторического максимума – 200 трлн рублей [1]. В национальной хозяйственной системе страны создаются уникальные возможности для формирования экономики предложения, одним из структурных элементов которой является туризм [2].
В странах, уделяющих приоритетное внимание развитию туризма, инвестиции в предприятия индустрии гостеприимства являются одной из наиболее выгодных форм вложения денежных средств и других материальных ресурсов. Однако, под влиянием циклического развития и изменений потребительских приоритетов, на рынке недвижимости и рекреационных услуг в сегменте туризма периодически наблюдаются весьма значительные конъюнктурные колебания между спросом и предложением. Вместе с тем, закономерно, что именно в этом сегменте активно совершаются разнообразные виды сделок по продаже и приобретению объектов социальной инфраструктуры и оказанию туристско-рекреационных услуг. В целом, количество сделок в данном сегменте рынка ежегодно возрастает.
Особенности управления развитием туристской деятельности на экономическом пространстве [3] страны определяются масштабностью территории [4] Российского государства. Это обусловливает актуальность исследования нормативно-правового, информационного и инфраструктурного обеспечения предоставляемых услуг. Анализ научных публикаций позволяет переосмыслить накопленные знания и опыт управления туристской деятельностью в России, сформулировать новые организационные решения по улучшению условий пребывания в туристских дестинациях и формированию у туристов незабываемых впечатлений.
«Туризм как вид деятельности характеризуется широким спектром направлений, которые в свою очередь основываются на потенциальных мотивациях и целях потребителя» [5, с. 11]. Ознакомление с разнообразием предложений и ключевыми характеристиками туризма создает основания для его отнесения к видам экономической деятельности, формирующим имидж страны в региональном и глобальном масштабе.
Цель исследования – определение роли туризма и особенностей управления им в сохранении и развитии человеческого потенциала.Научная новизна: туризм рассматривается как вид экономической деятельности, исследования которого приобретают мультидисциплинарный характер.
Гипотеза исследования: туризм как вид экономической деятельности обладает высоким потенциалом, что благоприятствует улучшению управления и формированию условий для повышения уровня диверсификации предоставляемых потребителям туристских услуг, создает широкие возможности для более полного и разностороннего удовлетворения разнообразных потребностей населения в отдыхе и рекреации.
Понимание туризма как исключительно важного для развития национальной экономики сектора сферы услуг и, одновременно, как высоко привлекательного для отдыха и рекреации населения вида экономической деятельности формирует предпосылки для разностороннего изучения туризма как феномена современного общества.
Основная часть
Материалы и методы
Обзор научных исследований туристской деятельности
В исследованиях, посвященных состоянию и проблемам развития туристской деятельности внимание акцентируется, как правило, на отдельных видах туризма (студенческого, спортивного, медицинского, гастрономического, сельского и др.). В то же время, вопросам управления развитием туристских организаций внимания практически не уделяется. В широко известной классификации по целям деятельности распространенными видами туризма являются культурно-познавательный, религиозный или паломнический, оздоровительный, спортивный (пассивный и активный), рекреационный, деловой. При более детальном рассмотрении культурно-познавательного туризма выделяются такие его виды, как историко-археологический, этнический, индустриальный, военно-исторический и др.
Заслуживающим внимания объектом исследований стали студенческий и спортивный виды туризма. Как справедливо полагают д.э.н., профессор Т.Ю. Анопченко и к.социол.н., профессор Н.Ф. Воронина, студенческий туризм играет «важную роль в формировании и развитии личности, структуры ее человеческого потенциала» [1, с. 4.]. В статье зарубежных исследователей показано, каким образом туристская поездка становится «одной из преобразующих осей образовательного процесса, содействуя росту активности и взаимодействия студентов в целях лучшей подготовки к их последующему вхождению в мир труда» [13, с. 64]. В данном контексте потребление туристских продуктов расширяет кругозор представителей молодого поколения, способствует росту толерантности, развитию коммуникационных и организационных навыков, получению новых знаний и повышению самостоятельности в принятии решений при возникновении нестандартных жизненных ситуаций.Спортивный туризм традиционно рассматривается как отдельный сегмент сервисной экономики. Ключевыми задачами распространения спортивного туризма в нашей стране являются раскрытие наиболее значимых аспектов, определяющих необходимость стратегического развития объектов инфраструктуры и выбор актуальных направлений создания объектов современной спортивной инфраструктуры [12, с. 46].
Развитие медицинского туризма стало задачей высокой важности в контексте принятия мер по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения [6, с. 127]. Роль медицинского туризма в поддержании работоспособности, увеличении продолжительности жизни и сохранении здоровья населения возрастает исходя из приоритетности решения ключевой общегосударственной задачи по ускорению темпов роста национальной экономики России.
На межотраслевой характер проблематики медицинского туризма первым обратил внимание президент Всемирной академии туризма при Всемирной туристской организации Дж. Джафари. Он проанализировал деятельность междунапродных организаций, повлиявших на развитие туризма и обосновал появление туристики как науки [4]; раскрыл понимание синергетического эффекта в туристской деятельности, разработал модель организации междисциплинарных туристских исследований и графически ее интерпретировал в форме так называемой “Ромашки Джафари” [15]. Особое внимание актуальным вопросам воспитания детей и проблематике молодежного туризма Дж. Джафари уделил в своей работе, освещающей социокультурное и образовательное направления развития детского туризма [14].
Некоторые ученые сходятся во мнении, что туризм влияет на протекающие в национальной и мировой экономике трансформационные изменения. Между тем, углубленное исследование организационно-экономических основ туризма открывает новые возможности для управления процессами, влияющими на эффективность деятельности туристской отрасли. Так, д.э.н., профессор Н.А. Восколович выделила три направления междисциплинарных исследований сферы туризма: 1) расширение проблематики за счет привлечения научных исследований в сопряженных научных областях; 2) углубленный анализ взаимодействия туризма с другими видами деятельности; 3) изучение различных видов услуг, объединяемых туристским продуктом [3, с. 71]. Активизация теоретических и прикладных аспектов междисциплинарных исследований могла бы подготовить почву для обновления существующих и формирования новых моделей управления туризмом.
К.э.н., доцент А.В. Веткина, ст. преп. Л.И. Саидова, к.б.н., доцент Р.Г. Мударисов представили туризм как «многомерную отрасль, включающую совокупность разнообразных проектов, предложений и инициатив» [2, с. 34.]. Развитие данного подхода приводит к выводу о построении более глубокой дифференциации отдельных видов внутреннего туризма с раскрытием их ключевых характеристик при позиционировании деятельности туристских организаций на рынке туристических услуг. При условии акцентирования внимания на особенностях и перспективах развития различных видов туризма данный подход заслуживает особого внимания в контексте обеспечения достойных условий отдыха и рекреации для различных возрастных групп населения страны.
Следует отметить рост интереса потенциальных туристов к разработке новых туристских продуктов, что особенно ярко проявляется в отношении таких набирающих популярность видов туризма, как сельский и гастрономический туризм. На основе обобщения мнений различных ученых сформулированы характерные черты сельского туризма. Во-первых, это путешествие за рамками городской жизни в пределах местности с малой численностью населения. Во-вторых, это отрасль туристского бизнеса, главной особенностью которого являются рекреационные виды деятельности на природе. В-третьих, это комплекс различных услуг, включающий в себя проживание, организацию туристских походов, предусматривающий непосредственное участие туриста в жизни сельского населения [11, с. 35; 8.].
Одной из разновидностей туризма, как утверждают к.э.н., доцент Л.М. Романова и к.пед.н. С.Г. Ушенко является гастрономический туризм. До последнего времени он отличался сравнительно небольшим количеством потребителей, однако имеет весьма привлекательные перспективы для развития [10]. Характерная черта гастрономического туризма состоит в выстраивании такой программы тура, которая учитывает особенности кулинарных традиций разных народов.
Сельский и гастрономический виды туризма имеют веские основания для развития в России по ряду причин: это масштабы экономического пространства, особенности поселенческой структуры расселения, различные культурные традиции и многонациональный состав населения. Данные виды туризма обладают привлекательностью для определенного круга потенциальных получателей туристских услуг и играют позитивную роль в продвижении индустрии туризма в России. Именно поэтому позиционирование сельского и гастрономического туризма позволит преодолеть такие сдерживающие развитие отрасли факторы, как ограниченность трудовых и финансовых ресурсов. Развитие названных видов туризма важно еще и потому, что их позиционирование на рынке туристских услуг инициирует активизацию деятельности по созданию и улучшению региональной и муниципальной туристской инфраструктуры. Решение данной задачи особенно актуально для модернизации уже существующей транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности.
Тема климатических изменений оказывает все большее влияние на туристскую отрасль. В работе к.т.н., доцента И.А. Приходько с соавторами описывается влияние изменений климата на прибрежный туризм Черноморского побережья. На основе оценки гидрометеорологических данных установлено постепенное расширение туристического сезона преимущественно на сентябрь. Установлены факторы, влияние которых рекомендуется учитывать в планировании прибрежного туризма и функционировании курортов на Юге России [9]. Изучение представленных материалов приводит к выводу, что развитие внутреннего туризма призвано способствовать решению задач по воспитанию экологического сознания и ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды. Происходящие климатические изменения объективно повышают востребованность формирования туристских программ с элементами экологической составляющей.
Деятельность в сфере туризма тесно связана с формированием такой потребительской ценности, как «впечатление». Полученные туристом впечатления превращаются в стимулы для организации будущих поездок. В работах зарубежных ученых внимание уделено применению специальных инструментов для формирования позитивного восприятия и зрелищности проводимых мероприятий, которые оказывают положительное влияние на конечные результаты реализации туристского продукта. Так, B. Schmitt, D. Rogers и К. Vrotsos указали на роль маркетинга в формировании культуры впечатлений [16]. Несмотря на индивидуальное восприятие каждым индивидом ценности полученных впечатлений, задачей туристской отрасли должно стать акцентирование внимания на предоставлении разнообразной информации об особенностях поездки и пребывания в определенной местности. Изложенное выше позволяет сформулировать ключевую цель менеджмента туристской отрасли в контексте обновления моделей ведения бизнеса: поиск эффективных инструментов для повышения заинтересованности потенциальных туристов в предстоящем путешествии.
Как правило, в научных публикациях, наряду с раскрытием характерных черт и особенностей отдельных видов туризма детально рассматриваются преимущественно их достоинства и в общих чертах – перспективы развития. Однако, детально не раскрываются имеющиеся проблемы, в том числе и в сфере управления, затрудняющие организацию полноценного отдыха туристов согласно их приоритетам и ожидаемым впечатлениям от полученных туристских услуг.
В этой связи возрастает интерес к более активному проведению маркетинговых исследований и разработке новых туристских продуктов, в целях комплексного развития рынка туристских услуг и более полного удовлетворения разнообразных потребностей потенциальных туристов. В целом, налаживание системы подготовки профессиональных кадров и повышение их материальной заинтересованности, формирование механизмов для привлечения частных инвесторов в отрасль будут способствовать расширению спектра туристских услуг, диверсификации туристского рынка.
В процессе исследования использовались фундаментальные и прикладные методы научного познания: диалектический подход, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, контент-анализа, экспертных оценок.
Результаты.
Потенциал туристской отрасли в национальной экономике России
Несмотря на сложности функционирования экономики России в течение переходного периода, туристская отрасль поступательно развивалась несмотря на ряд сдерживающих факторов. За период с 2000 по 2023 гг. изменились структурные соотношения между видами коллективных средств размещения в сфере туризма, что связано с появлением частной собственности, а также реорганизацией и изменением организационно-правовых форм организаций, предоставляющих услуги туристам и отдыхающим. Так, динамика показателя «число коллективных средств размещения» характеризовалась ростом его абсолютных значений в течение анализируемого периода. Стабильно увеличивался показатель «гостиницы и аналогичные средства размещения». Количество санаторно-курортных организаций в течение всего рассматриваемого периода постепенно сокращалось, что можно объяснить в том числе их объединением либо укрупнением, а также повышением уровня комфортности. Число организаций отдыха к 2010 г. также сократилось по сравнению с 2000 г., но в дальнейшем наблюдался поступательный рост данного показателя. (см. таблицу 1).Таблица 1
Динамика коллективных средств размещения
в сфере туризма (2000–2023 гг.)*
Показатели
/ Indicators
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2023 г.
|
Число
коллективных средств размещения – всего, ед. / %
|
9058 / 100,0
|
9839 / 108,6
|
31488 / 347,6
|
в
том числе:
гостиницы и аналогичные средства размещения |
4182 / 100,0
|
5953 / 142,3
|
23454 / 608,7
|
санаторно-курортные
организации
|
2409 / 100,0
|
1945 / 80,7
|
1740 / 72,2
|
организации
отдыха
|
2467 / 100,0
|
1941 / 78,7
|
6294 / 255,1
|
*Источник: составлено автором по: «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2024. 630 с. [С. 245].
Показатель «число мест в коллективных средствах размещения» в сфере туризма последовательно возрастал в течение всего постсоветского периода. Число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения увеличивалось более высокими темпами. Динамика показателя «число мест в санаторно-курортных организациях» была достаточно устойчивой в отличие от аналогичного показателя по организациям отдыха. Однако, в целом в течение всего рассматриваемого периода тенденции изменения числа мест в коллективных средствах размещения оцениваются весьма положительно (см. таблицу 2).
Таблица 2
Динамика числа мест в коллективных средствах
размещения в сфере туризма (2000–2023 гг.)*
Показатели
/Indicators
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2023 г.
|
Число
мест в коллективных средствах размещения – всего, тыс. мест / %
|
1100,5 / 100,0
|
1132,0 / 102,9
|
2997,9 / 272,4
|
в
том числе:
гостиницы и аналогичные средства размещения |
346,1 / 100,0 |
457,8 / 132,3 |
1799,0 / 519,8 |
санаторно-курортные организации
|
395,4 / 100,0
|
422,9 / 107,0
|
450,8 / 114,0
|
организации отдыха
|
359,1 / 100,0
|
251,2 / 70,0
|
748,1 / 208,3
|
*Источник: составлено автором по: «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2024. 630 с. [С.245].
Динамика показателей «число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения», в том числе в гостиницах и аналогичных средствах размещения, а также в санаторно-курортных организациях, в течение всего постсоветского периода рассматривается как весьма благоприятная. Однако, до 2010 г. тенденция изменения данного показателя по организациям отдыха была отрицательной. В последующие годы наблюдался довольно быстрый рост данного показателя (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика числа лиц, размещенных в коллективных средствах
размещения в сфере туризма (2000–2023 гг.)*
Показатели
/ Indicators
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2023 г.
|
Число
лиц, размещенных в коллективных средствах размещения – всего, тысяч человек /
%
|
25073,5 / 100,0 |
30580,1 / 122,0 |
83578,4 / 333,3 |
в
том числе:
гостиницы и аналогичные средства размещения |
16559,3 / 100,0 |
21258,8 / 128,4 |
66167,7 / 399,6 |
санаторно-курортные
организации
|
4583,7 / 100,0
|
5674,2 / 123,8
|
7050,6 / 153,8
|
организации
отдыха
|
3930,4 / 100,0
|
3647,2 / 92,8
|
10360,2 / 263,6
|
*Источник: составлено автором по: «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2024. 630 с. [С. 245].
Итак, представленные в таблицах 1,2,3 данные в целом позитивны, а отражающие их динамику тенденции в период с 2010 по 2023 гг. выглядят весьма обнадеживающе. Стабильно растет численность получателей туристских услуг. Результаты работы туристской отрасли объективно отражают улучшение качества оказываемых услуг, уровня комфортности и условий пребывания туристов в средствах размещения. Это подтверждают и результаты социологических исследований.
Вместе с тем, в функционировании туристской отрасли используется не весь располагаемый туристский потенциал. Наличие обширного экономического пространства создает беспрецедентные возможности для развития туризма и рекреации в российских регионах [5]. В контексте поставленной руководством страны на перспективу до 2030 г. задачи по формированию экономики предложения туризм по-праву является одной из ее ключевых составляющих. Президент России В.В. Путин обозначил ключевую цель: увеличить к 2030 г. долю туристской отрасли в ВВП России до 5%, повысить экспорт туристических услуг и обеспечить рост количества туристских поездок до 140 млн в год [6].Обсуждение.
Региональные особенности и инновации в управлении туризмом в российских регионах
Для Российского государства, в составе которого функционируют 89 регионов – самостоятельных административно-территориальных образований, туризм чрезвычайно важен для обеспечения экономического роста, поддержания экономики и социальной сферы в сбалансированном состоянии. Высоко актуальным является налаживание на системной основе продуктивного взаимодействия между всеми заинтересованными акторами туристской деятельности и обеспечение комплексного развития территорий мезоуровня: федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов. В Стратегии пространственного развития России внимание сосредоточено на постановке приоритетных задач для федеральных округов, как ведущих таксономических единиц в системе управления пространственным развитием Российской Федерации. В табл. 4 представлены ключевые показатели, характеризующие современное состояние туристской отрасли в разрезе федеральных округов, и наглядно отражающие туристский потенциал каждого из них.
Таблица 4
Показатели туризма по федеральным округам
Российской Федерации в 2023 г.*
Показатели
|
Число коллективных средств размещения
|
Число мест,
тыс.
|
Численность
размещенных лиц, тыс. человек
|
Число отправленных
турфирмами российских туристов в туры по России, тыс. человек
|
Российская
Федерация
|
31488 / 100
|
2997,9 / 100
|
83578,4 / 100
|
6897,4
/ 100
|
Центральный федеральный округ
|
5961 / 18,9
|
819,5 / 27,3
|
25321,6 / 30,3
|
3234,2
/ 46,9
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
3357 / 10,7
|
300,9 / 10,1
|
11677,8 / 14,0
|
918,2
/ 13,3
|
Южный федеральный округ
|
8808 / 28,0
|
822,9 / 27,4
|
15354,7 / 18,4
|
693,7
/ 10,1
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
1392 / 4,4
|
112,9 / 3,8
|
3059,9 / 3,7
|
159,6
/ 2,3
|
Приволжский федеральный округ
|
4473 / 14,2
|
386,6 / 12,9
|
11373,8 / 13,6
|
1012,0
/ 14,7
|
Уральский
федеральный округ
|
1967 / 6,2
|
170,0 / 5,7
|
5709,1 / 6,8
|
326,2
/ 4,7
|
Сибирский федеральный округ
|
3238 / 10,3
|
236,8 / 7,9
|
6964,5 / 8,3
|
447,5
/ 6,5
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
2292 / 7,3
|
148,3 / 4,9
|
4117,0 / 4,9
|
105,9
/ 1,5
|
* Источник: составлено автором по: «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2024. 630 с. [С. 256-257].
В общей совокупности субъектов Российской Федерации выделяются регионы-лидеры, обладающие сравнительно высокими числовыми характеристиками коллективных средств размещения и привлекающие большой поток туристов (см. табл. 5).
Таблица 5
Показатели туризма по субъектам Российской Федерации в 2023 г.*
Показатели
|
Число коллективных средств размещения
|
Число мест, тыс.
|
Численность размещенных лиц, тыс.
человек
|
Российская
Федерация
|
31488 / 100
|
2997,9 / 100
|
83578,4 / 100
|
Москва
|
1864 / 5,9
|
383,5 / 12,7
|
11952,4 / 14,3
|
Московская
область
|
1143 / 3,6
|
187,8 / 6,3
|
5767,2 / 6,9
|
Санкт-Петербург
|
1002 / 3,2
|
138,0 / 4,6
|
6192,3 / 7,4
|
Краснодарский
край
|
5392 / 17,1
|
527,7 / 17,6
|
9961,1 / 11,9
|
Республика Крым
|
1630 / 5,2
|
181,3 / 6,0
|
1811,8 / 2,2
|
* Источник: составлено автором по: «Российский статистический ежегодник». М.: Росстат; 2024. 630 с. [С. 256-257].
На территориях российских регионов формируются и функционируют туристские (туристско-рекреационные) кластеры как особая форма территориальной организации предприятий (резидентов кластера), принимающих участие в производстве комплексного туристского продукта.
В научной литературе кластер рассматривается как элемент системы управления, способный создать особую инновационную среду, благоприятствующую повышению конкурентоспособности входящих в его состав предприятий и развитию экономического пространства в целом. По своей природе экономическое пространство отличается высокой сложностью, носит многоуровневый характер и содержит ресурсную, социальную, информационную, логистическую, инновационную составляющие. В процессе хозяйствования на экономическом пространстве формируется некая продуктивно функционирующая совокупность компонентов, по результатам взаимодействия которых возникает мультипликационный эффект.
Туристский кластер представляет собой совокупность организаций, занимающихся предоставлением услуг в туристской сфере. Каждый туристский кластер образует комплекс сконцентрированных по территориальному признаку взаимосвязанных организаций, взаимодополняющих и синергетически усиливающих конкурентные преимущества друг друга, повышающих тем самым тренд туристского потока на локацию и регион в целом. Кластер предназначен для круглогодичного функционирования и планомерного распределения видов деятельности по сезонам года. Это создает основания для получения дохода в течение всего отчетного финансового периода (квартала, года).
Развитие концепции туристского кластера и определение его места в системе управления туризмом является актуальной и перспективной задачей для исследователей. Особенности пространственного развития страны обусловливают специфику функционирования туристской отрасли. Работа над структурой туристского кластера выступает стимулом для сотрудничества с производственными и обслуживающими организациями, инициирует создание рабочих мест, развитие инфраструктуры территории его расположения. При высокой степени ответственности создателей кластера и соблюдении определенных условий, а именно: наличии туристского ресурса, продуманной концепции развития, глубокого экономического обоснования и оценки эффективности, активном маркетинговом продвижении, – кластер становится самостоятельной туристской дестинацией, то есть конечным пунктом и основной целью путешествия туриста.
Правительством Российской Федерации основными принципами пространственного развития туристской отрасли России на долгосрочную перспективу определены следующие:
«обеспечение растущего спроса на внутренний и въездной туризм достаточным объемом туристской инфраструктуры;
реализация природного, культурно-исторического, оздоровительного и иного рекреационного потенциала территорий, в том числе в целях снижения дифференциации в уровне социально-экономического развития территорий за счет перемещения туристами ресурсов из места заработка в места отдыха;
обеспечение транспортной доступности туристских объектов» [7].
Российские регионы имеют разнообразные природно-географические и климатические условия, различия в уровне конкурентоспособности, развитии инфраструктуры, культурных традициях и т. д., что способствует развитию туризма и рекреации. Туристский кластер включает как мелкие, так и крупные компании, которые постоянно сотрудничают друг с другом и располагаются на одной территории в рамках определенного региона. Следовательно, его необходимо рассматривать, с одной стороны, как ключевое звено в региональной системе управления туризмом, а с другой – как особый вид функционирования туристского бизнеса.
Кластеры в настоящее время считаются значимым фактором, повышающим привлекательность и благосостояние регионов. Их влияние распространяется на экономическую, социальную и культурную среду и сферы деятельности. Тематика туристских кластеров отличается разнообразием и популярность кластеров растет. Постоянно появляются новые кластерные инициативы, которые становятся частью национальных и региональный экономических программ. Они помогают сохранить природное и культурное наследие регионов, способствуют скоординированному и устойчивому развитию экономики и социальной сферы.
Проекты развития туристских кластеров должны создаваться на основе регионального, межрегионального и трансграничного сотрудничества. В муниципальных образованиях туристские кластеры представляют локальные концентрации взаимосвязанных фирм и организаций в определенной области туристской деятельности и сочетают много различных продуктов (услуг), которые поставляются на рынок. Эффект кластера состоит в укреплении сотрудничества, что приводит к большей привлекательности региона. Кластеры выступают действенным инструментом, увеличивающим региональные ценности, используют комбинацию знаний, навыков и способностей участников в нескольких предметных областях.
Сложность выстраивания структуры управления разработкой и реализацией проектов строительства туристских кластеров связана с большим количеством участников проектного процесса. Состав их разнообразен: инвесторы (как правило, несколько), кредиторы, архитекторы, консультанты, маркетологи, управляющие компании. Необходимо глубоко разбираться в специфике управления проектами, знать конъюнктуру рынка (потребительского и кредитного), обладать навыками оценки компетентности управляющей компании, методами управления и минимизации рисков. Для обеспечения устойчивой работы в рыночных условиях наиболее известными и используемыми на практике являются балансовый и нормативный методы, создание резервных фондов, страхование рисков, хеджирование, диверсификация.
Актуальные тенденции и перспективы развития туристской деятельности в России
Управление туризмом носит системный характер, элементами которого выступают определенные виды деятельности, занятые производством туристского продукта и находящиеся в ведении управляющих субъектов, которые занимаются предоставлением услуг и их составляющих. Специфика процесса управления состоит в выделении отдельных функций и распределении их между различными акторами: органами государственной власти и местного самоуправления, менеджментом организаций и конечными потребителями. В настоящее время важно не допускать элементов стихийности и разнонаправленности векторов действий в работе по созданию туристского продукта.
Исходя из сложившейся ситуации, государственное участие рассматривается как необходимый рычаг, регулирующий деятельность всех заинтересованных сторон экономических отношений. Именно от слаженности действий зависят результаты работы туристской отрасли. Использование таких важных компонентов, как многосубъектное управление отраслью и налаживание государственно-общественного партнерства способны в совокупности с системой материальных стимулов наладить эффективный экономический механизм предпринимательства в сфере туризма и рекреации.
В начале 2020-х гг. Президентом России В.В. Путиным были сформулированы национальные цели развития страны. Одна из них – «Возможности для самореализации и развития талантов» описывает качества и компетенции гражданина Российской Федерации к 2030 году: это «гармонично развитая и социально ответственная личность на основе духовно-нравственных ценностей народов страны, исторических и национально-культурных традиций», а также создание условий для воспитания такого человека [8].
Изучению культуры и истории страны способствует внутренний туризм. Именно поэтому для реализации данной национальной цели Правительством России был разработан на период 2021-2024 гг. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в состав которого были включены три федеральных проекта: 1) «Совершенствование управления в сфере туризма»; 2) «Повышение доступности туристических продуктов»; 3) «Развитие туристической инфраструктуры» [9]. Реализация данного Национального проекта завершена в 2024 г.
Успешное развитие экономики России выдвигает масштабные задачи перед развитием туристской отрасли. В 2024 г. Президентом России В.В. Путиным сформулированы обновленные, качественно новые национальные цели развития страны [10]. Одна из них – «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Национальный проект «Туризм и гостеприимство» предполагается реализовать до 2030 года [11]. Он включает пять федеральных проектов: 1) «Создание номерного фонда, инфраструктуры и точек притяжения»; 2) «Пять морей и озеро Байкал»; 3) «Производство отечественной продукции для туристской индустрии»; 4) «Туристическая привлекательность страны»; 5) «Кадры для туризма».
Реализация названных федеральных проектов позволит увеличить туристский поток по высоко привлекательным туристским направлениям. В этих целях активизируется деятельность по созданию отечественного туристского снаряжения и оборудования для туристской отрасли. Создание цифровых сервисов для туристов будет способствовать продвижению туризма не только на экономическом пространстве России, но и в глобальном масштабе. Системная работа позволит существенно повысить заинтересованность обучающихся в получении профессий, востребованных для эффективной работы отрасли и обеспечить подготовку профессиональных кадров в необходимых объемах.
Заключение
Гипотеза исследования подтверждена. Несмотря на актуальность вопросов развития внутреннего туризма, результаты исследований ученых имеют преимущественно прикладной характер, а вопросы управления практически не обсуждаются. В научных публикациях рассматриваются, как правило, конкретные виды туризма, либо отдельные стороны деятельности туристских организаций. Комплексный подход для изучения влияния особенностей сложившейся системы управления на формирование туристского продукта применяется весьма ограниченно. Однако, научные исследования в сфере туризма имеют признаки мультидисциплинарности. Для повышения результативности исследований и эффективности функционирования организаций туризма необходимы совершенствование управления территориальным размещением организаций туристского комплекса на основе кластерного подхода и диверсификация источников финансирования инвестиционных проектов развития отрасли.
Практическое применение разного рода организационных и экономических новаций позволит не только существенно повысить конкурентоспособность туристских организаций, но и коренным образом изменить технологию управления качеством обслуживания туристов. Творческий подход менеджмента туристской отрасли, достижение согласованных позиций всеми создателями туристского продукта будут способствовать повышению привлекательности предоставляемых туристских услуг. Для расширения масштабов туристской деятельности важно поддержание уникальности предлагаемого туристскими организациями конечного продукта. Особенности реализуемых на практике видов туризма должны найти полноценное отражение в соответствующих туристских программах.
Динамичное развитие туристской отрасли предполагает концентрацию внимания на решении комплекса проблем по оптимизации существующей и развитию новой туристской инфраструктуры. Необходимо многостороннее согласование инвестиционных проектов и мероприятий, разрабатываемых в составе различных государственных (муниципальных) и отраслевых программ. Решение данной задачи требует системного подхода к реализации инновационных туристских и инфраструктурных проектов. Особого внимания требует разработка комплекса мер по подготовке и обучению профессиональных кадров.
Одновременно с этой разноплановой деятельностью, высоко востребованным направлением становится ориентация на сложившиеся национальные традиции и культуру народов Российского государства. Приоритетное значение при выстраивании перспективных планов развития туризма следует отводить учету исторических особенностей развития тех или иных территорий. Двигателями, определяющими прогрессивные изменения в отрасли, будут потенциально возможные объемы финансовых и трудовых ресурсов, которые целесообразно задействовать для масштабного развития туристской деятельности на экономическом пространстве страны.
Для успешного достижения заявленных ориентиров совершенствования управления туристской отраслью необходимо углубленное изучение ресурсного потенциала применительно к мезоуровню: федеральным округам, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. Центром внимания исследователей должно стать изучение факторов, которые в перспективном периоде будут объективно влиять на обеспеченность туристской сферы трудовыми и финансовыми ресурсами.[1] Кузьмин В. Мишустин доложил Путину итоги развития экономики за 2024 год. Главное //Российская газета. 07.02.2025 // URL: https://rg.ru/2025/02/07/mishustin-dolozhil-putinu-itogi-razvitiia-ekonomiki-za-2024-god-glavnoe.html (дата обращения: 08.02.2025).
[2] В туристскую отрасль включаются: учреждения, непосредственно производящие туристские услуги, относящиеся к индустрии размещения: санатории, пансионаты, гостиницы, базы отдыха и пр.; специализированные предприятия питания: рестораны, закусочные, кафе, бары, столовые; специализированные транспортные организации (авиационные компании, автотранспортные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.); торговые предприятия и торговые фирмы, специализирующиеся на реализации товаров для туристов; учреждения сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, игорные заведения, музеи, тематические парки и пр.); предприятия, организующие экскурсионное обслуживание туристов [7, с. 47].
[3] Экономическое пространство есть совокупность объединенных общей территорией различных видов экономической деятельности по использованию природных ресурсов, труда, капитала в региональном воспроизводственном процессе.
[4]
[5] Территория России уникальна по своим масштабам: занимает 1/8 суши Земли, характеризуется разнообразием природно-климатическими зон, растительного и животного мира.
[6] Минэкономразвития представило структуру обновленного нацпроекта «Туризм и гостеприимство» до 2030 года // Минэкономразвития [сайт] 25 июня 2024 г. // URL: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_predstavilo_strukturu_obnovlennogo_nacproekta_turizm_igostepriimstvo_do2030_goda.html (дата обращения: 25.03. 2025).
[7] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р. 76 с. [С. 52]. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2024 N 4146-р <Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года> // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_495567/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 19.04.2025).
[8] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. //КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/63714.html (дата обращения: 19.04.2025).
[9] Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства”. //КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310251/51da446138fe8fd28e6879ff6318a574a6fae9bd/ (дата обращения: 24.03.2025).
[10] Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986 (дата обращения: 19.04.2025).
[11] Национальный проект «Туризм и гостеприимство» //Национальные проекты России [сайт]. URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/turizm-i-gostepriimstvo/ (дата обращения: 24.03.2025).
Страница обновлена: 05.05.2025 в 15:33:02