Глобализация трендов цифровой трансформации
Анисимов А.Ю.1, Алексахина С.А.1, Горшкова А.А.1, Селиверстов С.Н.1
1 Университет Синергия
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Аннотация:
Глубина проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы экономической деятельности и общественности жизни свидетельствует о неизбежности процессов цифровой трансформации и задает вектор развития глобальных трендов в переходе к цифровой экономике. Вместе с тем, можно отметить дисбаланс цифрового развития различных стран, что усугубляет технологический разрыв между отдельными субъектами мировой экономики. Обозначенные условия определяют актуальность научно-практических в области цифровой трансформации отдельных стран и международного пространства в целом. В статье проведено исследование сложившейся мировой практики цифровой трансформации, а также определено место российской экономики в этом процессе, выделены факторы успешности реализации глобальных цифровых трендов в условиях национальной экономической системы. Полученные результаты развивают теоретические и аналитические исследования в этой области и позволяют систематизировать, обобщить и определить потенциал использования мирового опыта цифровой трансформации в практике российских экономических субъектов
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; технологический уклад; информационно-коммуникационные технологии; цифровое пространство; глобализация
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Цифровая революция во всех сферах экономической и общественной деятельности привела к новой технологической эпохе, в рамках которой технологии тесно переплетаются с различными жизненными процессами и определяют успешность достижения параметров экономической эффективности экономических субъектов и систем. В этой связи растет актуальность научных теоретических и прикладных исследований в области ключевых трендов цифровой трансформации. Глобализация и формирование единого или, как минимум, взаимосвязанного цифрового пространства в контексте мировой экономики является одним из базовых трендов четвертого технологического уклада. Следует также отметить, что процессы цифровой трансформации способствуют переходу от индустриализации к информатизации социально-экономического развития, а также гибкости и децентрализации управленческих процессов [2, c.57].
Достижение социально-экономического равновесия в концепции устойчивого развития предполагает, что следующим эволюционным этапом в формировании технологического уклада станет достижение синергетического эффекта от взаимодействия человеческих ресурсов и технологий, что станет возможно после завершения цикла повышения уровня технологичности и автоматизации всех бизнес-процессов. Повсеместный переход к Индустрии 5.0 будет означать решение глобальных задач построения цифровой экономики в мировом, национальном и региональном аспектах.
Теоретические исследования, посвященные трендам инновационного развития, начались задолго до эпохи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий и процессов автоматизации в экономические и общественные отношения. Родоначальником теории инновационного развития и автором термина «инновации» является австрийский экономист Й. Шумпетер, который сформулировал концепцию достижения эффективного (интенсивного) экономического роста на основе внедрения инновационных технологий и инструментов управления. Революционный характер научных исследований в области инновационного развития связан с тем, что фактически активные процессы повышения уровня технологичности производственных процессов начались спустя 50 лет после разработки концепции Й. Шумпетера [23, c.8].
Среди ученых, посвятивших свои труды тем или иным аспектам инновационного развития социально-экономических процессов, можно также выделить Н.Д. Кондратьева (одним из стимулирующих факторов формирования новой волны «длинного цикла» считал технологический прорыв, вызванный появлением и внедрением инновационных технологий и инструментов), П. Сорокина (изучал особенности инновационного развития социокультурной сферы, включая влияние общественной трансформации на динамику научных изобретений и открытий) и П. Друкера (его труды затрагивают теоретические аспекты построения постиндустриального общества и инновационной экономики с учетом необходимости соблюдения принципов децентрализации социально-экономического развития) [23, c.9].
Результатом эволюционного развития инноваций становится наращивание уровня технологичности не только производственных, но и социально-общественных отношений. Высокая скорость появления технологических прорывов с начала XXI столетия способствует проявлению ключевых признаков четвертой промышленной революции: замещение традиционных технологий цифровыми аналогами и повсеместное внедрение киберфизических систем. Обобщение признаков цифровой революции и описание концепции цифрового технологического уклада представлено в трудах К. Шваба [1, c.9].
Обозначенные предпосылки подтверждают актуальность проведения теоретических исследований, а также необходимость поиска практических решений в области инструментов, технологий и направлений цифровой трансформации социально-экономических систем от регионального до мирового уровня. Глобальные тренды цифровой трансформации, с одной стороны, задают общий вектор дальнейшего развития экономических субъектов, а с другой стороны, усиливают технологический разрыв между различными странами мира. Вместе с тем, неизбежность перехода к цифровой экономике требует постоянного внимания к эффективности научно-исследовательских работ в этой области, так как отставание в этих процессах неизбежно приведет к усугублению цифровых разрывов и цифровой дискриминации отдельных экономических субъектов и даже стран.
В целом, следует отметить, что развитие цифровых технологий в современных социально-экономических системах осуществляется настолько стремительно, что до сих пор научные теории в сфере цифровой экономики носят дискуссионный характер, а понятийный аппарат до конца не сформирован. Проведенное исследование направлено на обобщение накопленного опыта цифровой трансформации, развитие научных теоретических и практических результатов построения цифровой экономики с учетом особенностей ее функционирования в различных странах, что в совокупности позволит идентифицировать и сформулировать перспективные направления цифровизации российской экономики с учетом глобальных трендов.
Основная часть
Достигнутые к настоящему времени результаты цифровой трансформации мировой экономики отражают не только различные подходы разных стран в построении функциональной и технологической платформы цифровой экономики, но и характеризуют наличие цифрового неравенства в контексте возможности участия отдельных государств в глобальной цифровой системе. Опорной точкой роста процессов цифровой трансформации национальной экономики является тот уровень технологичности, которым страна располагает в настоящее время, а также потенциал его повышения в стратегической перспективе [12, c.114].
Для составления мировых рейтингов цифровой трансформации используются индексы GII (Глобальный индекс инноваций) и GDI (Глобальный индекс цифровизации). Глобальный индекс инноваций включает 82 индикатора, которые классифицируются в 2 блока и 7 укрупненных групп:
1. Ресурсы и условия для разработки и внедрения инноваций:
- институциональное развитие инноваций;
- человеческий капитал;
- наличие и зрелость инновационной инфраструктуры;
- уровень развития национального рынка с учетом востребованности инновационной продукции;
- уровень развития бизнес-структур с учетом потенциала разработки и внедрения инновационных технологий.
2. Практические результаты и достижения в развитии инновационных национальных систем:
- уровень развития инновационных технологий и экономики знаний;
- наличие и качество результатов творческой и научно-исследовательской деятельности.
Глобальный индекс цифровизации включает в свой расчет 42 индикатора, объединенных в 4 укрупненных группы: доступность интернета и связи, цифровые технологии (прежде всего, искусственный интеллект, интернет вещей и облачные вычисления), зеленая энергетика и регуляторная политика в сфере цифровой трансформации. Сопоставление данных по обоим индексам отражает, что страновая дифференцированность по уровню инновационного развития отличается от уровня цифровизации отдельных государств (рисунок 1).
Рисунок 1. Значение индексов инновационного развития и цифровизации в странах-лидерах мирового рейтинга по итогам 2024 года
Источник: составлено авторами на основе [16, 21]
Обобщение и оценка глобальных индексов цифровой трансформации в динамике за ряд лет позволяет выделить кластеры стран в соответствии с достигнутым уровнем развития цифровой экономики и скоростью внедрения инновационных и высокотехнологичных решений в процесс обеспечения экономического роста. Следует учитывать, что сохранение высоких темпов технологического развития на постоянной основе невозможно, в том числе, в силу необходимости временных затрат для разработки и внедрения инновационных технологий [15, c.46]. В таблице 1 представлены группы государств в соответствии с их местом в глобальных инновационных и цифровых рейтингах.
Таблица 1
Классификация стран по уровню цифровой трансформации
Наименование
кластера
|
Характеристика
кластера
|
Страны-представители
| |
Лидеры
|
опережающего роста
|
страны с высоким уровнем
цифровизации, продолжающие активное внедрение цифровых инноваций и
технологий, обеспечивающих высокую долю финансирования новых разработок и
прорывов для поддержания стабильных темпов наращивания инновационного
развития
|
Сингапур,
Великобритания, США, Китай, Швеция, Южная Корея и др.
|
угасающего роста
|
страны с высоким уровнем
цифровизации, но испытывающие затруднения с поддержанием высоких темпов
наращивания инновационного развития в силу инфраструктурных, технологических
и/или финансовых проблем
|
Швейцария,
Финляндия, Дания, Норвегия, Германия, Израиль, Япония и др.
| |
Догоняющие
|
страны с высокими темпами
разработки и внедрения цифровых инноваций в стратегической перспективе,
однако, невысоким уровнем цифровой экономики на текущий момент, как правило,
имеют проблемы с обеспечением зрелости инновационной инфраструктуры и/или
зависят от зарубежных источников инноваций
|
Турция, Индия,
Испания, Россия, Польша, Бразилия, Мексика и др.
| |
Начинающие
|
страны с низким уровнем
цифровизации и темпами внедрения инновационных технологий, практически
отсутствует инновационная инфраструктура
|
Вьетнам, Аргентина,
Казахстан, Египет, Пакистан и др.
|
Национальные модели формирования и развития цифровой экономики опираются на механизм взаимодействия государства, бизнеса и общественности в процессе цифровой трансформации социально-экономических отношений. Одними из лидеров опережающего роста, поддерживающими не только высокий уровень развития цифровой экономики, но и продолжающими активно разрабатывать и внедрять инновационные технологии, являются такие страны как США, Швеция и Япония. В каждой из этих стран можно выделить ключевые тренды, задающие вектор развития цифровой экономики в рамках национальной модели [23]:
1. Американская модель цифровой трансформации в построении цифровой экономики опирается на крупные информационно-технологические компании, прежде всего Apple и Microsoft, а в начале XX столетия к ним добавились Google и Meta. Однако, крупные корпорации, как правило, достаточно неповоротливы и инновационность их развития требует определенного запаса времени для согласования процессов цифровизации на всех уровнях организационно-управленческой структуры.
Однако особенностью американской экономической системы является высокая доля малого бизнеса, в сфере которого наиболее просто и быстро осуществлять реализацию высокотехнологичных проектов (стартапов). На основе взаимодействия крупных IT-компаний и бизнес-инкубаторов достигаются высокие темпы разработки и внедрения инновационных решений. Такой подход обеспечивает США стабильно высокую позицию в рейтинге цифровой трансформации, а также позволяет удерживать темпы внедрения инноваций на высоком уровне на протяжении длительного времени.
2. Шведская модель цифровой трансформации учитывает общий вектор развития скандинавской модели экономического развития с полной занятостью и высоким уровнем жизни населения страны. Особенностью шведской модели является инициатива государства как драйвера всех процессов цифровой трансформации. Преобладающая роль государства позволяет разрабатывать и внедрять программы цифровизации на уровне национальной экономической системы. В то же время, особенности социально-экономического развития Швеции с упором на формирование качества и развитие эффективности человеческого капитала способствуют высокой скорости разработки и внедрения инновационных технологий цифровой экономики.
3. Японская модель цифровой трансформации представляет собой симбиоз взаимодействия бизнес-структур и государства в процессах построения цифровой экономики. Ориентир японской экономики на высокотехнологичные производства позволяет достаточно быстро осуществлять разработку и внедрение цифровых технологий в функционирование социально-экономической системы. В связи с тем, что инициатором процессов цифровой трансформации в японской модели является бизнес, можно выделить объективные причины находится в настоящее время в лидерах угасающего роста:
- высокий уровень традиционалистов в руководящем составе японских компаний, что обусловливает снижение цифрового доверия и снижает темпы наращивания внедрения инновационных технологий в бизнес-процессы;
- наличие цифрового неравенства среди населения связано с высокой долей старшего поколения, представители которого испытывают трудности с использованием цифровых технологий.
Российская модель цифровой трансформации ближе к шведской модели, так как ведущую роль в инициации процессов цифровизации занимает именно государство, а институты малого бизнеса и бизнес-инкубаторов развиты на уровне, недостаточном для ускорения темпов разработки и внедрения инновационных технологий [3, c.74]. Реализация национальных проектов и федеральных программ в рамках построения цифровой экономики позволила России нарастить и использовать потенциал цифровой трансформации. Итогом такой государственной политики, стимулирующей цифровую трансформацию и разработку собственных инновационных решений с учетом специфики российской социально-экономической системы, стала лидирующая позиция России в международных рейтингах цифровизации систем государственного управления и банковской деятельности [4, c.25].
Согласно данным международных исследований, можно выделить показатели, формирующие позицию национальной экономики в рейтинге цифровой трансформации: уровень научно-исследовательской активности (количество научных публикаций за год), количество полученных патентов и уровень финансирования научных исследований и разработок (доля в ВВП страны). Для понимания международной позиции России в процессах цифровой трансформации целесообразно сопоставить эти показатели по странам различного уровня цифровизации: США и Швеция (лидеры опережающего роста), Япония (лидер угасающего роста), Бразилия (находится в одной группе с Россией и относится к догоняющим странам) и Казахстан (начинающие страны). В таблице 2 представлены результаты выбранных стран по уровню технологического развития.
Таблица 2
Место России в глобальных процессах цифровой трансформации по итогам 2024 года
Наименование страны
|
Количество научных
публикаций, ед.
|
Количество полученных патентов, ед.
|
Уровень расходов на
цифровую экономику, % к ВВП
|
США
|
422808
|
598085
|
3,46
|
Швеция
|
20421
|
2235
|
3,42
|
Япония
|
98793
|
300133
|
3,3
|
Россия
|
81579
|
26720
|
0,94
|
Бразилия
|
60148
|
25369
|
1,15
|
Казахстан
|
2367
|
917
|
0,12
|
Проведенное исследование отражает достаточно низкий уровень финансирования научных исследований в России: всего 0,94% от ВВП, в то время как лидирующие страны тратят более 3% (лидером по этому показателю является Израиль – 5,56%, на втором месте Южная Корея – 4,93%, третье место занимает США – 3,46%). Безусловно, абсолютная величина вложений в инновационные разработки варьируется в зависимости от масштабов страны, однако ранжирование по доле таких расходов позволяет оценить приоритетность развития цифровой экономики для каждого государства в рейтинге.
Количество полученных патентов в России в десятки раз отстает от стран-лидеров, однако в Швеции, которая демонстрирует высокий уровень цифровой трансформации это количество еще меньше: 2235 шведский патентов против 26720 российских патентов по итогам 2024 года. Абсолютным лидером в этом направлении является Китай, который в 2024 году зарегистрировал 1,7 млн. патентов, вторую позицию занимают США, однако их количество патентов почти в три раза меньше – 598 тысяч единиц. Разрыв между первой и пятой позицией в рейтинге еще более внушителен, в Индии, которая замыкает топ-5 стран по этому показателю, патентов выдано чуть более 90 тысяч единиц, Россия занимает 9 строчку рейтинга, Бразилия замыкает топ-10 рейтинга.
Изучая научно-исследовательскую активность, следует подчеркнуть, что в этом направлении также лидирует Китай с количеством публикаций порядка 528 тысяч статей, на втором месте находятся США – немного меньше 423 тысяч статей. Достаточно скромные результаты демонстрирует Швеция, одна из стран-лидеров цифровой трансформации опубликовала в 2024 году всего 20,5 тысяч статей. Россия занимает 7 строчку рейтинга с количеством опубликованных научных результатов в 81,5 тысячу статей.
В целом, следует отметить, что страны-лидеры цифровой трансформации демонстрируют высокие результаты не по всем направлениям инновационного развития. Ключевым показателем, отражающим как потенциал, так и результаты развития цифровой экономики, является объем финансирования исследований и разработок инновационных технологий [24, c.987]. Последовательное наращивание расходов на развитие цифровой экономики позволит повысить качество и эффективность трансформационных процессов в российской экономике.
Несмотря на дифференцированность параметров цифровой трансформации, достигнутых в странах-лидерах, можно выделить и обобщить схожие черты их инновационного развития:
- государственная поддержка (а еще лучше – государственная инициатива) процессов цифровой трансформации, наличие национальной концепции/программы построения цифровой экономики и механизма взаимодействия государства и бизнес-структур по вопросам инновационного развития [25, c.472];
- наличие развитых институтов малого и среднего бизнеса и/или бизнес-инкубаторов, через которые возможна разработка и реализация высокотехнологичных и инновационные бизнес-проектов (стартапов) [10, c.143];
- наличие, масштабность и высокий уровень развития IT-компаний, формирующих цифровое пространство и инновационную инфраструктуру национальной экономики, способствуют не только активизации процессов создания и внедрения цифровых технологий, но и являются потребителями полученных результатов [9, c.97];
- высокий уровень развития и цифровой грамотности населения, в том числе оптимальная структура образования (как по уровням, так и по профессиональной принадлежности), а также сформированность навыков и компетенций, необходимых для обеспечения инновационного развития;
- наличие качественной, эффективной и независимой системы цифровой безопасности, так как перевод большого количества операций, прежде всего, финансовых транзакций, в цифровое пространство требует пристального внимания к инструментам защиты персональных данных пользователей [8, c.514].
Российская модель цифровой трансформации учитывает глобальные тренды развития цифровой экономики, однако обладает специфическими характеристиками, среди которых наиболее существенными являются:
1. Особенности социально-демографического развития, прежде всего, достаточно низкий уровень тяготения населения к урбанизации: порядка 25% населения России предпочитают жить в сельской местности, а в целом страна находится на 60 месте по уровню урбанизации с его значение в 74,6%. Если сравнивать с лидерами цифровой трансформации, то Япония находится на 15 месте (91,7% городского населения), Швеция занимает 24 место (87,7% городского населения), а США находится на 36 месте (82,5% городского населения) [20].
Значение этого фактора связано с наличием проблем доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры для сельского населения. Для России с широкой географической протяженностью, низкой плотностью населения в отдельных регионах, а также сложными природно-климатическими условиями и разными часовыми поясами, фактор социально-демографического развития в обеспечении процессов цифровой трансформации оказывает сильное воздействие на их качество и эффективность [5, c.68].
Следует также учитывать особенности образовательной среды с точки зрения ее потенциала в подготовке специалистов в области цифровизации и информационных технологий. Помимо кадров для цифровой экономики образовательная среда должна обеспечивать достижение необходимого уровня цифровой грамотности населения в целом, как конечных потребителей цифровой экономики [11, c.151].
2. Начальный уровень развития института стартапов и бизнес-инкубаторов в России. Несмотря на всестороннюю регуляторную поддержку со стороны государства малый бизнес не стремится к активному развитию высокорискованных технологических проектов, а крупные корпорации тратят на это слишком много времени в силу сложности иерархической структуры инновационных процессов. В итоге к настоящему времени на российском рынке венчурных инвестиций преобладает государственное финансирование, корпоративные инвесторы реализуют проекты, связанные с их собственной деятельностью, а частные фонда сократили объем вложений практически в 8 раз [22].
Вместе с тем, одной государственной поддержки в виде грантов, субсидий и льготных кредитов недостаточно, для повышения уровня технологичности экономических субъектов до потребностей цифровой экономики. Необходимо учитывать опыт лидеров цифровой трансформации и обеспечивать эффективное взаимодействие государства и бизнеса (особенно крупных и высокотехнологичных корпораций) в процессах финансирования инновационных проектов [6, c.184].
3. Высокий уровень цифровизации институтов государственных и социальных услуг, в том числе на основе создания единого портала Госуслуги, Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), подключение к единому контуру биометрической идентификации (ЕБС) в концепции реализации института электронного правительства. Заинтересованность государства в цифровой трансформации выражается в формировании, развитии и обслуживании инфраструктуры цифровой экономики, включая обеспечение доступности широкополосного интернета и стабильной мобильной связи [13, c.162]. Такой подход расширяет возможности населения по переходу в сферу цифровых продуктов и услуг.
4. Необходимость разработки собственных технологий и импортозамещения зарубежных аналогов. Важность достижения информационной безопасности подтверждается замедлением процессов цифровой трансформации в российской экономике после внедрения антироссийских санкций и блокировки множества сервисов информационно-коммуникативной сети [14, c.163], [26]. С другой стороны, этот период целесообразно использовать для разработки и внедрения отечественных аналогов цифровых сервисов и программных продуктов.
5. Финансовые компании выступают инициаторами и драйверами процессов цифровой трансформации. Ядром построения российской цифровой экономики выступает национальная банковская система, а построением базовой цифровой инфраструктуры занимался Центральный банк РФ на основе инициализации и закрепления перечня финансовых технологий [7, c.19]. К настоящему времени системно значимые банки России являются одними из мировых лидеров цифровой трансформации, создавая соответствующие стратегии, и успешно развивающие собственные цифровые экосистемы [27].
Заключение
В целом, глобальные тренды цифровой трансформации находят свое отражение в цифровизации российской экономики в полной мере. Вместе с тем, остается нерешенной проблема достижения необходимого уровня цифровой и информационной безопасности. Преодоление обозначенных барьеров позволит не только нарастить темпы цифровизации социально-экономических систем, но и усилить технологическую независимость России в условиях санкционного давления и воздействия факторов неопределенности.
Накопленный мировой опыт цифровой трансформации свидетельствует о наличии различных организационно-методических подходов к ее осуществлению. Модели цифровизации в странах-лидерах не имеют единообразной структуры и предполагают индивидуальный подход перехода к цифровой экономике в зависимости от параметров социально-экономического развития страны и потенциала ее технологического развития.
Таким образом, глобализация инновационных процессов и расширение масштабов единого цифрового пространства создают предпосылки для наращивания темпов цифровой трансформации, как отдельных экономических субъектов, так и регионов / государств в целом. Успешность социально-экономического развития в эпоху нового технологического уклада зависит от того, насколько качественно и эффективно используются цифровые инновации и технологии.
Источники:
2. Беляева Е.С., Шишкова О.Н., Бартенева А.А., Черкасова А.М. Цифровая трансформация банковского сектора экономики // Цитисэ. – 2021. – № 4. – c. 55-64.
3. Дзарасов Р.С. Место России в мировой экономике, инвестиции и инновации в эпоху цифровизации // Геоэкономика энергетики. – 2023. – № 2. – c. 72-99.
4. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Индикаторы цифровой экономики: 2025. / статистический сборник. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. – 296 c.
5. Казаренкова Н.П., Биктагирова Э.В., Ершов Н.Ю. Омниканальный подход к обслуживанию клиентов в условиях цифровой экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 65-75.
6. Колмыкова Т.С., Казаренкова Н.П. Современные стратегии роста конкурентоспособности коммерческого банка на зарубежных рынках. / Маркетинговые стратегии компаний на рынках развитых и развивающихся стран. - Москва, 2013. – 180-191 c.
7. Колмыкова Т.С., Ковалев П.П., Уколова Л.А. Эволюция цифровых экосистем в Финтехе // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 4. – c. 16-24.
8. Мерзлякова Е.А., Бридский Е.В. Основные тенденции и перспективные направления развития электронной коммерции в России // Цитисэ. – 2021. – № 2. – c. 510-522.
9. Мерзлякова Е.А., Сергеева В.Ю., Макаров Н.Ю. Особенности развития наукоемких и высокотехнологичных производств // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 4. – c. 94-103.
10. Мытенков С.С., Желенков Б.А. Цифровизация в России и мире через призму взаимодействия государства, бизнеса и населения // Бизнес. Общество. Власть. – 2022. – № 2-3. – c. 141-155.
11. Обухова А.С., Казаренкова Н.П. Применение цифровых технологий при оценке кредитоспособности заемщика // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 140-153.
12. Обухова А.С., Колмыкова Т.С., Казаренкова Н.П., Чистякова М.К., Сайымова М.Д. Цифровые технологии как фактор обеспечения конкурентоспособности в аграрном производстве // Вестник аграрной науки. – 2022. – № 4. – c. 112-117.
13. Обухова А.С., Черных Я.В. Цифровые платформы и их роль в инновационном развитии экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 58-67.
14. Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах цифровизации мировой экономики // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 4. – c. 69-82.
15. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. - М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 c.
16. Рейтинг стран мира по индексу инноваций. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index?ysclid=m8ubw8lpzl814349428 (дата обращения: 20.03.2025).
17. Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/scientific-and-technical-activity (дата обращения: 20.03.2025).
18. Рейтинг стран мира по количеству патентов. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-patent-ranking (дата обращения: 20.03.2025).
19. Рейтинг стран мира по уровню расходов на научные исследования и разработки. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure (дата обращения: 20.03.2025).
20. Рейтинг стран мира по уровню урбанизации. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/urbanization-index?ysclid=m91lau24hn131762051 (дата обращения: 20.03.2025).
21. Рейтинг стран мира по глобальному индексу цифровизации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/en/gdi (дата обращения: 20.03.2025).
22. Рынок венчурных инвестиций России. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.inno.msk.ru/uploads/agency-sites/analytics/research/Venture_report_Russia_2023.pdf (дата обращения: 02.04.2025).
23. Смирнов Е.Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки. / Монография. - М.: Мир науки, 2019.
24. Kazarenkova N.P., Kolmykova T.S. Modern growth points of the Russian banking sector and their impact on economic development of the country // Journal of Applied Economic Sciences. – 2017. – № 4. – p. 985-994.
25. Kolmykova T.S., Merzlyakova E.A., Bredikhin V.V., Tolstykh T.O., Ovchinnikova O.P. Problems of formation of perspective growth points of high-tech productions // The Impact of Information on Modern Humans: Conference proceedings, Springer Nature Switzerland AG. 2018. – p. 469-475.
26. Бахарев Е.Ю., Анисимов А.Ю. Стратегические аспекты цифровой трансформации организаций: выгоды и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2024. – № 6. – c. 200-209. – doi: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-200-209.
27. Анисимов А.Ю., Плахотникова М.А., Суслова М.А., Скрябин О.О. Особенности влияния цифровой трансформации экономики на управление стратегией банков // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2024. – № 1. – c. 96-104. – doi: 10.21686/2413-2829-2024-1-96-104.
Страница обновлена: 18.04.2025 в 11:33:50