Перспективы формирования финансовой инфраструктуры БРИКС в условиях расширения объединения
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2025)
Введение. Важнейшей составляющей устройства современного мирового порядка являются межгосударственные связи и их развитие. Заключение соглашений и реализация международных проектов напрямую влияет на экономическую и политическую ситуацию в мире. БРИКС, претендующий на создание полноценного интеграционного объединения в будущем, представляет собой неформальную организацию, объединяющую 9 государств, где проживает почти 45% населения планеты и на которые приходится более 30% мировой экономики. «Альянс рассматривается как платформа для взаимовыгодного сотрудничества входящих в него стран, не имеющая устава и четкой структуры» [5]. Главы государств-членов БРИКС обсуждают вопросы экономического роста, социальной стабильности и статуса объединения на международной арене.
Цель исследования. Провести анализ перспектив формирования и дальнейшего развития финансовой инфраструктуры межгосударственного объединения БРИКС, а также раскрыть факторы, влияющие на углубление финансового взаимодействия стран-членов в контексте глобальных экономических трансформаций.
Практическая значимость исследования перспектив формирования финансовой инфраструктуры БРИКС в условиях расширения объединения является значимым аспектом в создании устойчивой и целостной финансовой системы, способной эффективно отвечать вызовам современности и способствовать экономическому развитию стран-участниц.
Материал и методы исследования. Добавление новых членов привнесло в альянс огромный ресурсный и рыночный потенциал: ОАЭ – нефть, газ и капитал; Эфиопия – сельскохозяйственная продукция и чистая энергия; Иран энергетика; Египет – фруктовые плантации и горнодобывающая промышленность. К сожалению, все эти страны – экспортеры сырья, в связи с чем, трудно ожидать от них существенного технологического прорыва. В таблице 1 представлен размер ВВП стран-членов БРИКС.
Таблица 1. Объем ВВП (номинального и на душу населения) стран БРИКС в 2024 г.
Страна
|
Номинальный ВВП, млрд
долл.
|
ВВП на душу населения,
долл.
|
Бразилия
|
2331
|
11 352
|
Россия
|
2057
|
14 391
|
Индия
|
3737
|
2731
|
Китай
|
18 533
|
13 136
|
ЮАР
|
373
|
5975
|
Египет
|
348
|
3225
|
Иран
|
464
|
5310
|
ОАЭ
|
528
|
53 916
|
Эфиопия
|
205
|
1910
|
В 2023 г. удельный вес объединения в мировом ВВП по паритету покупательной способности вырос на 4 п.п. и составил 35%, тем самым превзойдя по этому показателю «Группу семи». Отдельно стоит отметить и тот факт, что в результате последнего расширения и присоединения 4 стран в состав объединения, совокупное население стран-участников БРИКС теперь насчитывает 3,6 млрд человек или же практически половину от всего населения Земли [6]. Доля БРИКС в мировом экспорте товаров составляет 23%, из которых 62,4% приходится на Китай. В таблице 2 представлен объем товарооборота стран БРИКС.
Таблица 2. Объем товарооборота стран БРИКС и их доля
в мировом объеме товарооборота в 2024 г.
Страны
|
Первоначальный
член БРИКС
|
ВВП млн $
|
Доля в
мировом объеме (%)
|
Бразилия
|
+
|
334
|
1,3
|
Россия
|
+
|
532
|
2,1
|
Индия
|
+
|
453
|
1,8
|
Китай
|
+
|
3,594
|
14,4
|
Южная Африка
|
+
|
123
|
0,5
|
Иран
|
-
|
73
|
0,3
|
Эфиопия
|
-
|
3,9
|
0,02
|
Египет
|
-
|
49
|
0,2
|
ОАЭ
|
-
|
599
|
2,4
|
Итого BRICS
|
5761
|
23
| |
Остальной мир
|
19144
|
77
|
Примерно четверть мирового экспорта и свыше 40% все добываемой в мире нефти приходится именно на страны-члены объединения [21]. По состоянию на II квартал 2024 г. запасы золота стран БРИКС (без учета Ирана и Эфиопии, которые не раскрыли данные) достигли 5822 т, что составляет около 20% от мировых резервов (табл. 3).
Таблица 3. Запасы золота стран БРИКС (без учета Ирана и Эфиопии), 2024 г.
Страна
|
Запасы
|
Доля в
БРИКС
|
В мире
|
Россия
|
2340 т
|
31,70%
|
8,10%
|
Китай
|
2260 т
|
36,40%
|
7,80%
|
Индия
|
840,76 т
|
13,50%
|
3%
|
Бразилия
|
129 т.
|
2,10%
|
0,3%
|
Египет
|
126,57 т.
|
2,03%
|
0,3%
|
ЮАР
|
125,44 т
|
2,02%
|
0,3%
|
По объему торгового оборота БРИКС уступает только Евросоюзу. Но финансовая инфраструктура объединения еще далека от совершенства. Одой из задач БРИКС в этой сфере является снижение зависимости от западных стран. Один из шагов в этом направлении был сделан на саммите БРИКС, проходившем в 2023 г. в южноафриканском Йоханнесбурге. В ходе Саммита министрам финансов объединения было поручено изучить вопрос создания такой платежной системы объединения, которая позволит странам-членам осуществлять расчеты в ходе международной торговли в своих национальных валютах.
Президент России отметил удачную реализацию «Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г.». В частности, Президент уделил внимание укреплению сотрудничества в вопросах ухода от доллара в пользу национальных валют во взаимных расчетах, расширения цепочек поставок, оказания поддержки малому и среднему бизнесу, справедливому распространению технологий и развитию цифровой экономики [14].
Помимо уже существующих учреждений для формирования современной независимой финансовой инфраструктуры стран БРИКС необходимо развитие следующих институтов: BRICS Clear, BRICS Bridge, BRICS Pay.
BRICS Clear – представляет собой собственную автономную депозитарную систему, которая интегрируется с текущей финансовой инфраструктурой, основанную на технологии распределённого реестра и предназначенную для проведения учёта ценных бумаг. Система призвана развивать внутренние рынки капитала для стимулирования роста и укрепления финансовой стабильности экономики стран БРИКС. На 2025 г. запланировано:
– дальнейшее продвижение инициативы в рамках Делового совета БРИКС, привлечение новых участников;
– совершенствование модели платформы с учетом национальных особенностей стран-участниц и полученных результатов тестирования;
– перенос функциональности прототипа Платформы на новую технологию блокчейн;
– разработка нового функционала модели Платформы.
BRICS Bridge – это институт, базирующийся на новых принципах использования цифровых активов. Основными структурными элементами данной платежной системы являются: новая система обмена платёжными сообщениями и сеть национальных коммерческих банков, связанных друг с другом через центральные банки стран БРИКС. На прошедшем (2024 г.) саммите в Казани президент РФ дополнительно отметил, что система не позиционируется в качестве альтернативы SWIFT [15].
BRICS Pay – это структура, предполагающая сопряжение региональных платежных систем, что даст возможность отказаться от применения системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT внутри объединения. Из существующих цифровых решений, которые могут лечь в основу платежной системы, наиболее предпочтительным является mBridge, представляющую собой платформу для осуществления международных платежей. Работа над данной системой была начата еще в 2019 г. и уже успешно тестируется центральными банками Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Китая. В перспективе платформа способна свести к нулю необходимость обращения к услугам коммерческих банков-корреспондентов. В 2020 г. на 12-м саммите БРИКС была создана целевая рабочая группа по платежам. Так же планируется введение в состав финансовой инфраструктуры БРИКС трансграничных платёжных сервисов, логистических платформ, электронных коммуникационных площадок и учреждение перестраховочного пула (BRICS (Re) Insurance) [7].
Что же касается создания единой валюты объединения, то пока эта задача отложена. В октябре 2024 г. президент РФ заявил, что объединение пока не раздумывает над вопросом создания единой валюты, которую можно было бы использовать внутри организации без оглядки на доллар и отметил, что в этом вопросе необходимо действовать последовательно и не спеша [15]. Российский президент подчеркнул, что на данный момент приоритетной целью является не непосредственное создание единой валюты, а налаживание системы расчетов и создание финансовой логистики для обеспечения расчетов между участниками объединения, добавив, что это задача непростая, но решаемая.
В рамках БРИКС уже действуют такие финансовые институты, как Новый банк развития (НБР) и Пул условных валютных резервов (ПУВР). Уставной капитал НБР составляет 100 млрд долл. США и поделен на миллион акций номиналом 100 тыс. долл. США. Распределенный капитал банка – 50 млрд долл. США (из которых 40 млрд. долл., оплачиваемые по требованию) [4]. Как следует из соглашения о создании НБР, его основной задачей является финансовая поддержка проектов в странах БРИКС и других развивающихся странах. Основное внимание уделяется инфраструктурным проектам и проектам, связанными с устойчивым развитием. По своей сути НБР можно охарактеризовать как вспомогательный механизм, дополняющий деятельность региональных и международных финансовых институтов [11].
Главным преимуществом НБР является его готовность компенсировать ресурсный дефицит, необходимый для реализации инициатив стран, являющихся заемщиками, при этом не устанавливая собственных стандартов и не навязывая условий, ограничивающих суверенитет заемщиков. Более того, банк не преследует цели противопоставить себя существующей финансовой системе. НБР был создан в целях экономического развития стран-участниц, а также адаптации развивающихся стран к изменениям международной среды. В этой связи можно отметить, что на сегодняшний день банк скорее дополняет современную мировую финансовую систему, успешно найдя в ней свою нишу [3].
В период 2017-2021 гг. деятельность НБР была направлена на инфраструктурные инвестиции и внедрение ESG-принципов в национальные экономики стран-участниц объединения. Это было зафиксировано в официальном документе под названием «NDB’s General Strategy: 2017-2021» [19]. В течение последующих пяти лет банк сохранил обозначенный выше вектор развития [17]. В качестве промежуточных задач на пути к достижению этой цели были обозначены следующие: увеличение объемов текущего финансирования в валютах стран-участниц, увеличение доли участия бизнеса в инвестировании в проекты и развитие базиса для потенциального усиления взаимодействия с другими наднациональными финансовыми организациями.
По состоянию на конец 2024 г. из 138 проектов реализовано 17 (12,3%), при этом одобрено – 83 (60,2%), предложено – 26 (18,8%), отменено – 12 (8,7%) (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение проектов, рассмотренных НБР, по их статусам на конец 2024 г.
Источник: [8].
Тройку лидеров отраслевых направлений по количеству проектов составляют следующие отрасли: транспорт, водоснабжение и санитария, водоснабжение и санитария, чистая энергетика и энергоэффективность. (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение проектов, рассмотренных НБР, по отраслям на конец 2024 г.
Источник: [8].
Отдельно стоит отметить, что 18 из 138 (13%) оцененных на текущий момент проектов приходятся на Россию. В частности, 4 из них было отклонены, 14 одобрены, из которых реализованы только два [8]. Первый из них – это проект финансирования создания устойчивой инфраструктуры нефтехимического комплекса «ЗапСибНефтеХим». Проект реализовывался с целью строительства инфраструктуры, необходимой для выполнения задач экономии водных и энергетических ресурсов, а также защиты окружающей среды. Достичь этого результата планировалось благодаря использованию современных, «чистых» технологий. Проект был утвержден 18 сентября 2018 г., заемщиком выступил ПАО «СИБУР Холдинг». Итоговая стоимость проекта составила 9,4 млрд долл США, 300 млн долл США из которых предоставил НБР [8]. Второй проект – это финансирование программы экстренного реагирования России на COVID-19. К концу 2020 г. число случаев заражением COVID-19 резко возросло, создав давление на национальную систему здравоохранения. В качестве одной из мер решения этой проблемы было предоставление стимулирующих выплат медицинским работникам. Таким образом, кредит НБР был направлен на дополнительную поддержку сектора здравоохранения и стал частью глобального правительственного плана по борьбе с коронавирусом. Программа была утверждена 25 марта 2021 г., заемщиком в данном случае выступила РФ. Сумма кредита НБР составила 873 млн евро [8].
Динамика количества российских проектов по годам выглядит следующим образом (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение российских проектов, рассмотренных НБР
Источник: [8].
В период 2016-2020 гг. происходило ежегодное увеличение числа рассматриваемых проектов. Однако в 2021 г. на утверждение было отправлено только две программы, в 2022 г. ни одной. Это связано с началом СВО, в результате чего Банк, опасаясь вторичных санкций со стороны США, приостановил рассмотрение российских проектов.
ПУВР БРИКС (Contingency Reserve Arrangement – CRA) составляет 100 млрд. долл. Основными целями создания пула стран БРИКС являются регулирование проблем с долларовой ликвидностью стран-членов и защита от возможных курсовых колебаний. Наибольший вклад осуществил Китай (41 млрд. долл.), Россия, Бразилия и Индия предоставили по 18 млрд. долл., ЮАР внесла 5 млрд. долл. (рис. 4).
Рисунок 4. Взносы стран-участниц в ПУВР
Источник: [16].
Размер выделяемой помощи странам-участницам зависит от мультипликатора – доли взноса страны, который имеет следующие величины: Китай – 0,5; Россия, Бразилия и Индия – 1,0; ЮАР – 2,0. Механизм распределения средств следующий: по усмотрению Пула возможно выделение до 30% необходимой суммы, а при потребности в 70% и более страновой квоты необходимо согласовать программу стабилизации экономики с МВФ. Стороны имеют право в любое время подать запрос на доступ к выделенным ресурсам [16].
Члены БРИКС активно взаимодействуют с рядом других банков развития, например, Азиатским банком развития (АБР). Среди наиболее масштабных проектов АБР можно отметить следующие: строительство Транс-афганского газопровода (ТАПИ), железнодорожного коридора «Север-ЮГ» (Иран-Туркмения-Казахстан) и проект реконструкции системы электроснабжения в Индии [13]. АБР и НБР в 2016 г. подписали меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества. Именно от АБР в августе 2024 г. была выдвинута идея создания системы трансграничных платежей BRICS Bridge на основе «золотого» стейблкойна [12].
Результаты исследования и их обсуждение. Представляется, что развитие единой финансовой инфраструктуры в рамках БРИКС имеет следующие преимущества:
– создание уже вышеупомянутых институтов, таких как НБР и ПУВР являются важным дополнительным источником финансирования инфраструктурных проектов стран-членов объединения. Как уже было сказано, НБР за 2024 г. одобрил около 75% из представленных странами проектов, что будет способствовать внутреннему экономическому развитию стран-участниц;
– интеграция финансовых систем позволит странам БРИКС снизить политическую и финансовую зависимость от традиционных глобальных финансовых институтов таких как МВФ и Всемирный банк [18];
– благодаря таким проектам, как BRICS Bridge формируются предпосылки для проведения финансовых операций, минуя традиционные западные финансовые каналы. Это особенно актуально для нашей страны в условиях санкционного давления [10]. Кроме того, это позволяет не только обходить санкционные ограничения, но и снижать издержки участников внешнеэкономической деятельности.
Однако построение независимой финансовой инфраструктуры сталкивается с определенными проблемами:
– различия в уровне экономического развития стран участниц. У объединения есть ярко выраженный лидер в лице Китая. Это очевидно и по объему ВВП, и по доле, внесенной в пул условных валютных резервов и по многим другим критериям. Конечно, такой объем экономики не сопоставим, например, с недавно присоединившийся Эфиопией. Такое неравенство приводит к асимметрии влияния внутри блока и неравномерному распределению ресурсов, затрудняет принятие коллективных решений наиболее выгодных для всех участников объединения;
– существенные различия в политических и внешнеэкономических интересах стран участниц. Более того, Индия выступает против дальнейшего расширения БРИКС, с чем согласны другие страны-основатели – Бразилия и ЮАР. Также большинство стран не желает бороться с гегемонией доллара и не рассматривают процесс дедолларизации как одну из важнейших задач деятельности объединения [1];
– как уже было отмечено, у объединения отсутствует формальная структура, нет устава и председателя, а функционирование происходит в формате ежегодных саммитов. Взаимодействие стран строится на неформальной основе и это существенно затрудняет создание долгосрочных программ и стратегий, замедляет процесс разработки и реализации намеченных проектов.
Выводы
Подводя итог, нельзя отрицать того факта, что БРИКС как объединение и, в частности, его финансовая инфраструктура уже оказывают влияние на мировую финансовую систему [9]. Это проявляется в снижении доли внешнеторговых расчетов в долларах некоторых стран, например, России, создании альтернативных финансовых институтов и платежных систем, укреплении региональных экономик. На сегодняшний день БРИКС — это зарождающаяся альтернатива существующим международным институтам и порядкам. Альтернатива, прежде всего, для стран Глобального Юга. В 2023 г. официальную заявку на вступление подали 23 страны. Пополнение стран-членов хотя и не ближайшая перспектива, но сам факт наличия новых претендентов на вступление в объединение способствует формированию многополярного миропорядка.
Говоря о перспективах объединения, необходимо отметить важность идеи создания единой валюты. Очевидно, что о выпуске валюты в физическом виде и отказу от национальных на примере евро речи не идет. На данный момент – это нецелесообразно и попросту невозможно, особенно принимая во внимание опыт Европейского союза, где внедрение евро сопровождалось многочисленными проблемами. А вот создание валюты в цифровом виде кажется более перспективным [2]. Введение единой валюты — это сложный шаг, для которого объединения еще не созрело, так как, несмотря на все усилия по интеграции, оно еще не обладает достаточно зрелым уровнем финансовой инфраструктуры. Создание таковой, безусловно, сложный, комплексный и долгосрочный процесс, на успех которого влияют не только усилия стран участниц блока, но и внешняя конъюнктура. Например, санкционное или политическое давление или глобальный экономический кризис способны как подтолкнуть страны БРИКС к более активным действиям, так и затормозить все амбициозные проекты. Представляется, что инициативы, исходящие на сегодняшний день от членов объединения, обладают большой перспективой и действительно способны ощутимо повлиять на экономическое устройство всего мира.
Страница обновлена: 03.02.2025 в 20:58:58