Инновационная экосистема США: особенности формирования и барьеры развития
Тополева Т.Н.1
1 Удмуртский филиал Институт экономики Уральского отделения РАН
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Аннотация:
В современных условиях построение инновационной экономики является стратегическим приоритетом развития стран и регионов. США сохраняют мировое лидерство по большинству ключевых технологических треков на фоне усиления геополитических противоречий и торговых войн со странами Европейского Союза и Китаем. В статье проведен анализ формирования и развития инновационной экосистемы США, систематизированы ее особенности и барьеры развития на современном этапе. Автором использован комплексный подход, включающий обращение к концептуальным предпосылкам, институциональной, технологической и региональной специфике. Отмечено стратегическое значение цифровизации и платформизации инновационных экосистем как для конкурентного усиления акторов, так и для трансформации технологических рынков. Выделены направления адаптации опыта формирования инновационной экосистемы США для условий России. Преемственность американского опыта связана с регуляторными аспектами, многоуровневым стратегированием инновационного развития, выбором организационно-экономического механизма функционирования инновационных экосистем и стимулированием бизнеса к стержневому участию в их структуре. Результаты исследования представляют интерес для исследователей-американистов, органов государственного управления федерации и регионов с точки зрения обоснований и повышения эффективности мер инновационной и научно-технологической политики, а также для предпринимательского сектора при проектировании инновационных экосистем и в практике проектного управления
Ключевые слова: Инновационная экосистема США, инновационное развитие, цифровая экосистема, платформенная экономика, инновационная политика
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема 0327-2024-0022 «Методология формирования и развития инновационных производственных экосистем регионов в условиях цифровой трансформации экономики».
The study was carried out within the framework of the implementation of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, topic 0327-2024-0022 «Methodology for the formation and development of innovative production ecosystems of regions in the context of digital transformation of the economy»
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В первой четверти XXI в. проблематика инновационного роста остается приоритетной с точки зрения долгосрочных перспектив устойчивого экономического развития. Глобальные тренды Индустрии 4.0 и цифровой трансформации проецируют вызовы для всех национальных государств. В макрорегиональном контексте инновационное развитие США характеризуется особыми культурно-историческими и социально-политическими особенностями. Базовыми ментальными основами выступают религиозные и культурные ценности, основанные на свободе и индивидуализме, значении личного успеха, которые способствовали формированию жесткой конкуренции в условиях либеральной идеологии [7]. Ориентация на научные фронтиры и воплощение идей в инновационные решения легли в основу формирования национальной инновационной системы (НИС) и региональных инновационных систем (РИС) США.
Концептуальные и методологические вопросы формирования НИС и РИС получили развитие в начале 80-х гг. прошлого столетия. Применительно к условиям США они были детализированы в работах Р. Нельсона, Н. Бронвина, Н. Розенберга, Д. Мавери, Ф. Блока, М. Келлера и др. [30, 27, 28, 20]. Ключевым элементом НИС Р. Нельсон определял систему национальных институтов, обосновывая тезис о том, что инновационная политика государства наиболее результативна при включении рыночного механизма. Кроме того, акцентировалось внимание на важности технологических возможностей производственного сектора в обеспечении конкурентных преимуществ страны. Концепция «тройной спирали», формирующаяся в этот же временной период в США и Европе, рассматривала среду взаимодействия инновационных акторов (государства, бизнеса и науки), способствующую интенсивности и эффективности инноваций [24].
В конце 90-х гг. концепции НИС, РИС и «тройной спирали» подготовили теоретическую и методологическую базу для экосистемного подхода в экономике, в том числе, в экономике инноваций. В этой связи инновационное развитие США в концепции экосистем получило отражение в большом блоке исследований, среди которых следует отметить работы представителей американской, а также российской научных школ: К. Весснера, М. Беста, К. Дэвиса, Дж. Гузмана, Ф. Мюррея, К. Бевилаквы, Н.В. Смородинской, И.В. Данилина, И.В. Кириченко, А.А. Кравцова и др. [35, 18, 23, 26, 19, 13, 4, 6].
Актуальность исследования определяется тем, что успешные практики развития национальной и региональных инновационных экосистем (ИЭС) США представляют интерес в контексте экономических, технологических, социальных и политических факторов, формирующих организационно-экономические механизмы ИЭС, которые фрагментарно могут быть адаптированы к условиям России и других стран.
Целью исследования является аналитический обзор формирования ИЭС США, выделение ее специфических особенностей. Особое внимание акцентировано на развитии региональных ИЭС и цифровизации.
Научная новизна заключена в авторском видении и систематизации особенностей и барьеров развития ИЭС США на современном этапе.
Гипотеза исследования исходит из того, что фундаментом формирования ИЭС США явился комплекс исторически обусловленных аспектов, характеризующих либеральную экономику, включая традиционно рыночный подход к инновациям, весомую роль частного сектора и реализацию концепции «открытых инноваций». Возможность преемственности опыта развития ИЭС США следует отнести к сфере стратегических интересов научно-технологического развития России, что особенно важно в условиях декларирования целей достижения технологического суверенитета.
В процессе исследования автором использован комплекс общенаучных методов: аналитический, логический, сравнение интерпретация, графическая визуализация.
США являются крупнейшей экономикой мира и одним из глобальных лидеров в инновационной сфере. Стратегия национальной безопасности США содержит тезис о том, что «технологиям отведена главенствующая роль в геополитической конкуренции современности, что предопределяет будущее экономического развития» [29].
НИС США в ее современном представлении сформировалась после Второй мировой войны. В 1945 г. руководитель Управления по научным исследованиям и разработкам В. Буш выдвинул идею о необходимости масштабного финансирования НИОКР в американских университетах за счет средств федерального бюджета [22]. Реализация данной идеи способствовала тому, что уже в 50-е гг. расходы на НИОКР в США выросли в два раза и в последующие годы наращивали динамику, что в итоге явилось фактором завоевания глобального лидерства страны в сфере фундаментальных и прикладных исследований. Центр инноваций целенаправленно переместился в крупные компании, государственные научно-исследовательские лаборатории и университеты. Изначально в расходах преобладала направленность на оборонный сектор, это было связано с историческими условиями технологической гонки холодной войны. Кроме того, становление НИС США проходило на фоне обострения соперничества с Японией в технологической сфере. Впоследствии произошел массовый трансфер технологий в гражданское направление.
В конце ХХ столетия в финансирование НИОКР и коммерциализацию разработок стал все более активно привлекаться частный сектор. 80-е гг. характеризовались институциональными инновациями. В частности, было введено в действие патентное законодательство, регламентирующее трансфер технологий и партнерства в сфере инноваций между федеральными агентствами и промышленными компаниями. Были созданы программы поддержки малого инновационного бизнеса, т.к. государство признало его значимый потенциал и перспективную роль в инновационном развитии.
Важнейшее значение имела политика привлечения квалифицированных кадров из-за рубежа. Особая система квот и отбора на выдачу иммиграционных виз способствовала притоку талантливых специалистов со всего мира [15]. Ключевая роль в инновационном развитии принадлежала специалистам в области STEM (инженерный, технический профиль). Доминирующее положение США на международном рынке труда, сохраняющееся долгие годы, в настоящее время уже не столь однозначно. За привлечение специалистов конкурируют как развитые, так и развивающиеся страны, активно модернизирующие иммиграционную политику [9]. США, на фоне технологической гонки с Китаем, напротив, ужесточают визовый режим по ряду направлений, что может являться барьером для сохранения технологического лидерства.
С конца 90-х гг. экосистемный подход позволил рассматривать НИС и РИС страны в более широком и качественно новом контексте. Инновационные экосистемы на национальном и региональном уровнях, в отличие от систем, имеют расширенный спектр свойств, включая самоорганизацию, саморазвитие и децентрализацию (в отличии от централизации в системном подходе), кросс-функциональность, взаимозависимость акторов (предпринимательский, научно-образовательный, государственный и общественный сектора, а также инновационная инфраструктура). Кроме того, в ИЭС на первый план выходят горизонтальные связи, сочетание конкуренции и сотрудничества воплощается в свойстве коэволюции. Особое значение сторонники экосистемного подхода придают процессной динамике ИЭС, совместной результативности и взаимной ответственности акторов. Как отмечают З.А. Васильева с коллегами, ИЭС – это сложная система формальных и неформальных сообществ, коалиций и платформ для обмена, интенсификации распространения знаний и их трансформации в коммерческую инновационную продукцию. Характерная особенность – непрерывное обновление продуктов, процессов, технологий и бизнес-моделей в рамках ИЭС [1]. Ключевой целью ИЭС является обеспечение эффективного взаимодействия акторов в интересах устойчивости экосистемы и удовлетворения запросов общества в сфере инноваций.
С начала 2000-х гг. для ИЭС США было характерно усиление государственного влияния на инновационное развитие и управление инновациями. Сосредоточение ресурсов на приоритетных технологических направлениях позволило экономике страны в относительно короткие сроки преодолеть последствия кризиса 2008-2009 гг. Государство, являясь актором ИЭС, воздействует на нее по двум направлениям: стимулирование НИОКР и создание благоприятной инновационной среды.
В настоящее время более 70 % инновационных проектов США реализуются в формате государственно-частного партнерства, что обусловлено повышением уровня сложности инноваций на всех этапах жизненного цикла. В сложившихся условиях без поддержки государства масштабировать инновационные решения довольно сложно и крупным игрокам рынка, не говоря уже о средних и малых компаниях [10].
Стратегия инновационного развития США, основанная на принципах концепции «открытых инноваций», включает три ключевых направления: развитие институциональных и инфраструктурных составляющих; стимулирование инновационной активности и снижение барьеров для предпринимательства; государственная поддержка приоритетных технологий. «Открытые инновации» реализуются через создание консорциумов, коллаборационных партнерств, проектов технологического реинвестирования. Широкое распространение такой практики способствовало росту обмена инновационными технологиями с другими странами, что в целом оказало значимое положительное влияние на формирование ИЭС США.
С конца 80-х гг. в инновационных отраслях США рост производительности труда составлял в среднем 2,7 % и в два раза превышал аналогичный показатель в традиционных отраслях. Но несмотря на наращивание расходов на НИОКР, темпы роста производительности в инновационных отраслях США в последние годы замедлились. Это связано с глобальной экономической нестабильностью и настороженностью инвесторов. В исследовании Чикагского университета причина объясняется тем, что по мере масштабирования малого инновационного бизнеса и достижения им доминирующих позиций на рынках, акценты предпринимателей смещаются с инноваций в сторону укрепления рыночных позиций и борьбу с конкуренцией. Это, например, найм политиков для лоббирования интересов компаний. Данный «парадокс лидерства», обусловленный долгосрочной стратегической устойчивостью, в результате выливается в сокращение расходов на инновации. Потенциал инновационного роста ослабляется, что в масштабе государства отражается на производительности в национальной экономике [16, 17].
В 2021-2022 г. в интересах содействия развитию высокотехнологичного сектора федеральное правительство приняло ряд законов. В соответствии с законом «Endless Frontier Act» запущено реформирование Национального научного фонда США. Фокус интересов смещается от фундаментальных исследований в прикладные разработки с целью усиления индустрии. Бюджет фонда увеличен в три раза. Специально созданный технологический директорат в рамках фонда реализует программы развития технологического сектора по 10-ти технологическим областям, имеющим стратегическое значение, включая: искусственный интеллект, полупроводники, квантовые вычисления, информационные системы, робототехнику, автоматизацию, передовую энергетику и др.
Закон «CHIPS and Science Act» предусматривает выделение по линии Министерства торговли технологическим компаниям полупроводниковой промышленности 50 млрд долл. на развитие производства. Всего с момента вступления в силу закона в отрасль было инвестировано уже более 200 млрд долл. и создано свыше 6 тыс. рабочих мест. США ставят целью нарастить мощности полупроводниковой промышленности к 2032 г. в три раза. Кроме того, для развития региональных инновационных экосистем была расширена линейка грантовых программ. Финансирование в размере 10 млрд долл. направлено на создание 20-ти технологических центров отдельных территорий по программе «Regional Technology and Innovation Hubs». Также с 2022 г. действует программа «Regional Innovation Engines», направленная на стимулирование и поддержку региональных инициатив в области инноваций в формате партнерств инновационных акторов различных секторов.
В 2024 г. доля расходов на НИОКР в США составила 3,46 % ВВП (третье место в мире), за десятилетие показатель вырос на 0,76 п.п., в абсолютных значения расходы на НИОКР за период увеличились в 2,5 раза и превысили 1 трлн долл. (рис. 1). Более 70 % всех расходов приходится на частный сектор, при этом результативность НИОКР находится на высоком уровне.
Рисунок 1. Динамика расходов на НИОКР в США в 2015-2024 гг.
Источник: составлено автором по материалам [34].
Об этом свидетельствуют не только лидерские позиции страны в технологических треках, но и другие показатели – количество научных премий международного уровня, высокий уровень цитирования публикаций в ведущих научных изданиях, рейтинговые позиции американских университетов.
Следует отметить, что несмотря на доминирующую роль частного сектора, для реализации прорывных направлений важную роль играет участие государства, поскольку именно оно стратегирует технологический сектор, определяет цели и задачи, формирует госзаказ на НИОКР [12].
В контексте исполнения государственных НИОКР необходимо отметить следующие особенности:
- прикладные исследования и разработки в основном реализует промышленный сектор и академические учреждения;
- фундаментальные исследования сосредоточены в большей степени в университетах страны;
- приоритетными являются технические и физические науки;
- в пространственном аспекте размещение госзаказов на НИОКР демонстрирует следующую концентрацию – около 50 % в штатах Атлантического побережья и 25 % в штатах Тихоокеанского побережья [8].
Патентная активность в США характеризуется высоким уровнем подачи заявок и регистрации изобретений (второе место в мире после Китая). Информация о динамике патентной активности представлена на рис. 2. В разрезе технологий, по которым получены патентные свидетельства в 2024 г., лидируют полупроводники и цифровые средства связи, медицинские технологии (рис. 3). Более чем на 30 % за последние годы увеличилось количество патентов в сфере машинного обучения, квантовых компьютеров и систем.
Рисунок 2. Динамика патентной активности США в 2018-2024 гг.
Источник: составлено автором по материалам [36].
По данным Глобального инновационного индекса (GII-2024), учитывающего комплекс индикаторов инновационной деятельности, США занимают третье место в мире, уступая Швейцарии и Швеции [3]. На долю США приходится 25 % мировых инвестиций в научный сектор.
Рисунок 3. Структура патентной активности США по ведущим технологическим областям, в %.
Источник: составлено автором по материалам [36].
США удерживают первое место в рейтинге стартап-экосистем (Global Startup Ecosystem Index 2024), благодаря комплексу факторов, включая: высокий уровень финансирования, большое количество эффективных компаний, развитую инновационная инфраструктура и благоприятную регуляторную среду [25].
Экономический рост отдельных регионов США характеризуется неравномерностью. Исследования свидетельствуют, что различия связаны с комплексом особенностей метрополитенских ареалов (агломераций). Так, агломерация Нью Йорк охватывает четыре штата с населением более 20 млн чел. и ВРП свыше 2 трлн долл. Регионы с высокой долей высокотехнологичных производств и более высоким уровнем компетенций рабочей силы (образование, квалификация) также демонстрируют более высокие темпы экономического роста по сравнению с регионами, локализующими традиционные производства.
Региональные инновационные экосистемы формируют 30 % ВВП страны. Агломерация залива Сан-Франциско в штате Калифорния отмечена наиболее высокими средними темпами экономического роста в США (4,7 %). Стремительный рост ВВП региона начался в 2010-х гг. (рис. 4), благодаря технологическому буму в мировом инновационном центре – Кремниевой долине. С 50-х гг. ХХ в. центр развивался как индустриальный парк, земли которого были переданы в долгосрочную аренду технологическим компаниям.
Первыми резидентами стали: Hewlett-Packard, Eastman Kodak, General Electric, Lockheed Corporation. В 1959 г. впервые была разработана микросхема на кремниевой подложке и центр стал средоточием полупроводниковой промышленности страны. В настоящее время это региональная ИЭС, локализующая крупнейшие американские корпорации: Apple, Tesla, Intel, Nvidia, Salesforce и др., характеризуется передовой научно-технологической базой, высокой плотностью венчурных компаний, развитой стартап-инфраструктурой (включает крупнейший акселератор с венчурным функционалом «Y Combinator»), мультикультурными традициями специалистов со всего мира, благоприятной средой ведения бизнеса. Массовое производство полупроводников было перенесено из Кремниевой долины на Тайвань еще в конце 80-х гг., а также на производственные площадки в других регионах страны. На современном этапе наиболее сильным элементом Кремниевой долины является сфера НИОКР.
Рисунок 4. Динамика темпов роста ВВП США и Кремниевой долины
в период 2012-2024 гг., %
Источник: составлено автором по материалам [33].
В 2024 г. рыночная капитализация экосистемы достигла 14,3 трлн долл., стартапы Кремниевой долины привлекли 90 млрд венчурных инвестиций, что превышает половину от общего объема мирового венчурного финансирования, 70 % было направлено на мегасделки стоимостью более 100 млн долл. Инвестиции в технологический трек генеративного искусственного интеллекта по сравнению с 2023 г. увеличились в 2,2 раза. Наиболее успешными технологическими проектами стали OpenAl, xAl, Databricks, Anthropic, Waymo [14]. Всего в агломерации залива Сан Франциско расположены 276 компаний-единорогов стоимостью 1 трлн долл., что составляет 20 % от их общего количества в мире [32].
Преимущества Кремниевой долины связаны с горизонтальными управленческими иерархиями и нетворкингом, опционными программами для персонала (выделение доли компании для долгосрочной мотивации), фокусированием преимущественно на технологиях и инновационных решениях, а не на масштабировании и снижении затрат. Эта специфика была успешно реплицирована и в других американских региональных ИЭС. С конца 90-х гг. действует отлаженный алгоритм венчурного финансирования стартапов. Следует отметить, что в ИЭС важное место занимает государственное финансирование НИОКР. Так, в начале 2000-х гг. большинство стартапов, выходивших на IPO, создавались проектными командами из академической среды. Полупроводниковые, а также технологии глобального позиционирования получили развитие благодаря именно государственным исследовательским программам. Кремниевая долина и сегодня получает масштабные госзаказы от правительства страны, которое, в свою очередь, предпринимает меры для сдерживания конкуренции в отношении американского технологического лидерства. Без федерального участия в НИОКР многие инновационные решения не получили бы тех масштабов, которые изменили современный мир. Кроме того, для Кремниевой долины характерен наиболее высокий уровень оплаты труда специалистов относительно других региональных ИЭС, что делает ее привлекательной для притока специалистов и усиливает кадровый потенциал.
Важнейшую роль в развитии ИЭС играет Стэнфордский университет – важнейший центр инженерно-технического образования страны, тесно интегрированный со стартапами. Профессорский состав университета входит в советы директоров технологических компаний, либо вовлечен в венчурную экспертизу. Благодаря взаимодействию, исследовательские и образовательные программы университета корректируются под запросы инновационных производств.
Рисками для Кремниевой долины являются процессы монополизации и консолидации. Технологические гиганты снижают привлекательность стартапов, т.к. предлагают лучшие финансовые условия для персонала. В то же время, опционы представляют собой уже не долю в компании, а надбавку к зарплате и не предполагают значительного масштабирования. Стартапам, ориентированным на сферы, пересекающиеся с интересами крупных технологических компаний, все сложнее привлечь финансирование, т.к. инвесторы не готовы конкурировать с лидерами, опасаясь, что идеи стартапов могут быть скопированы до их выхода на рынок. Эксперты отмечают, что в монопольной среде стартап-модель постепенно деградирует и это может негативно сказаться на эффективности всей экосистемы [2].
Нью-Йоркская инновационная экосистема развивается с конца 80-х гг. ХХ в. и продолжает укреплять свои позиции крупнейшего технологического центра на Атлантическом побережье, оставаясь при этом мировым финансовым и медиацентром. ИЭС локализует более 1,8 тыс. компаний и филиалов, крупнейшие из них: JPMorgan Chase (финтех), IBM (аппаратное ПО, IT-сервисы), Pfizer (фармация), Big Drop Inc., New York Capital Technologies (комплексные цифровые решения) и др. В регионе сконцентрирован обширный пул технических специалистов, создан значительный задел в сфере НИОКР по инновационным направлениям в Нью-Йоркском, Корнельском и Рочестерском университетах. Университет в г. Олбани стал центром развития полупроводниковой промышленности, его годовой бюджет на НИОКР достигает 1 млрд долл.
В 2000-е гг. в регионе был реализован ряд крупнейших инвестиционных проектов в сфере полупроводников и нанотехники, инициированных правительством штата и представителями высокотехнологичного бизнеса (IBM). Региональная грантовая программа по развитию исследовательской инфраструктуры полупроводниковой промышленности была активно поддержана частным сектором и федеральным правительством. В результате был сформирован высокотехнологичный кластер с полным циклом по разработке нано- и микроэлектроники. Для усиления кадрового потенциала получила комплексную поддержку инициатива «Game Changers» («Переломный момент») во взаимодействии топ-менеджеров корпораций, местного сообщества и университетов, целью которой явилось развитие инженерного и IT образования, поддержка технологического предпринимательства и привлечение талантов [5].
В настоящее время в инновационные компании ИЭС ежегодно инвестируется около 200 млрд долл. Корпорация по экономическому развитию Нью-Йорка в 2024 г. заявила о стремлении штата выйти на лидирующие позиции в сфере искусственного интеллекта и больших данных. Темпы роста венчурного финансирования по данным технологическим трекам здесь выше, чем в Кремниевой долине. Крупнейшие акселераторы для технологических стартапов: TechStars NY, Dreamit Ventures, Startup Health. Суммарная капитализация компаний, прошедших акселерацию и получивших венчурную поддержку за годы их функционирования, превышает 100 млрд долл. Для данной ИЭС, пожалуй, более, чем для других региональных экосистем США характерна ориентация на зарубежные рынки.
Нью-Йоркская агломерация опережает другие в области внедрения интеллектуальных технологий и реализации концепции «умный город». Региональная программа «Start-up NY» предоставляет для стартапов, зарегистрированных на территориях вблизи университетов, возможность функционирования без уплаты налогов на протяжении 10 лет.
Бостонская инновационная экосистема – еще одна региональная ИЭС и центр технологического предпринимательства США, история которой связана с индустриальными инновациями. Расположение вблизи Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и Лабораторий Белла (промышленный исследовательский центр в области телекоммуникаций, ИТ и других отраслей) позволило экосистеме успешно конкурировать с Кремниевой долиной. В числе передовых компаний ИЭС следует отметить такие как: Boston Dynamics (робототехника), Boston Materials (передовые материалы для передачи энергии, композитные материалы), Striker (медицинские технологии для ортопедии), Dow (химическая промышленность), Silicon Labs (производство беспроводных гаджетов с низким энергопотреблением), Indigo (агротехнологии) и др.
Наиболее успешными стартапами экосистемы 2024 г. стали: Lightmatter (машинное обучение, фотонные чипы), Cogito (искусственный интеллект), Southie Autonomy (автоматизированные роботы), TCR 2 (клеточные технологии). Метаисследование Бостонской консалтинговой группы, проведенное в 2019 г. показало, что компании-лидеры инновационной сферы ожидают усиления влияния экосистем и будут наращивать использование экосистемных преимуществ для продвижения инноваций [31].
Вызовами для региональных ИЭС являются: необходимость обеспечения институциональных и инфраструктурных возможностей для всех компаний высокотехнологичного сектора; большое количество сквозных процессов и сложность координации, несущих риски устойчивости экосистем; ограничение конкуренции; высокая планка ресурсного обеспечения и инвестиционных возможностей стержневых акторов экосистем; механизм контроля в сфере интеллектуальной собственности; несанкционированная утечка данных; адаптация персонала к технологическим особенностям новейших индустрий, подготовка и повышение квалификации специалистов, стимулирование государственно-частного партнерства.
Цифровую экономику США характеризует активный рост, ее доля в ВВП страны в 2024 г. достигла 16,8 %, что в 2,4 раза превышает показатель 2017 г. (рис. 5). Взаимодействие бизнеса и цифровых платформ в США реализуется в контурах платформенной экономики – части цифровой экономики, непосредственно связанной с функционированием платформ и экосистем. В настоящее время практически весь бизнес страны использует цифровую инфраструктуру, включая платформенные решения. Производственные компании наращивают присутствие в цифровых экосистемах. Так, малые предприятия, занятые во вторичном секторе (производство товаров), после пандемии увеличили инвестиции в цифровую инфраструктуру и программное обеспечение на 10 %. В период пандемии платформенная экономика внесла вклад в ВВП страны в размере 17,7 трлн долл. и способствовала сохранению 100 млн рабочих мест.
Рисунок 5. Динамика роста цифровой экономики США в 2017-2024 гг.
Источник: составлено автором по материалам [21].
В исследовании, опубликованном Торговой палатой США в 2023 г. отмечено, что 95 % малых предприятий используют цифровые платформы, что позволяет им повышать показатели эффективности деятельности и занятость. Каждый четвертый бизнес внедрил искусственный интеллект, что способствовало усилению маркетинговых стратегий, конкурентных преимуществ и коммуникаций. О динамике процесса говорит тот факт, что 25 % из них используют 6 и более цифровых платформ (рис. 6), при этом количество таких предприятий в распределении относительно 2023 г. увеличилось в 1,7 раз. В то же время, предприниматели отмечают потенциальные риски, связанные с регуляторными ограничениями технологий на уровне отдельных штатов [11].
Рисунок 6. Распределение малых предприятий США по количеству использования цифровых платформ в 2023 г.
Источник: составлено автором по материалам [11].
В настоящее время США позиционируются одним из лидеров мирового платформенного рынка. Компании, как акторы инновационных экосистем, «доросших» до платформизации, получили значимые конкурентные преимущества и превосходство по ключевым показателям экономической деятельности, включая объемы производства и выручки, рыночную капитализацию. Стратегическое значение цифровых экосистем связано с формированием новой парадигмы взаимодействия участников рынка, обуславливающей переход самих рынков и условий конкуренции на качественно новый уровень.
Платформизация региональных ИЭС предполагает, что в перспективе в регионах получат развитие множество цифровых экосистем, которые в зависимости от стратегических целей будут ориентированы как на региональные потребности, так и на внешний контур экосистемы, включая межрегиональный, национальный и международный уровни.
Таким образом, резюмируя обзор, можно выделить следующие особенности, присущие ИЭС США:
- экономическая ментальность свободы и индивидуализма;
- утилитарный подход государства к НИОКР;
- поощрение инновационной активности в частном секторе;
- эффективные механизмы финансирования инновационных проектов на федеральном и региональном уровнях, преобладание частного сектора в экономике инноваций;
- децентрализация управления в научном и инновационном секторах;
- реализация концепций «открытых инноваций и «тройной спирали»;
- использование преимуществ международной экспертизы проектов, привлечение высококвалифицированных кадров со всего мира;
- развитая инфраструктура научных исследований в государственном и частном секторе (университеты, научно-исследовательские центры, национальные лаборатории);
- интеграция крупного бизнеса и малых инновационных компаний в рамках реализации инновационных проектов;
- создание условий, формирующих благоприятный деловой климат для инноваторов посредством преференциальных мер;
- высокий уровень активности технологического предпринимательства, когнитивная экспансия;
- ключевая роль университетов в кадровом обеспечении и коммерциализации НИОКР;
- лояльное отношение инвесторов к неудачам в реализации проектов, возможность «второго шанса»;
- отсутствие бюрократических барьеров в части множества проектных обоснований для привлечения финансирования;
- большое количество венчурных и инвестиционных компаний со значительными финансовыми ресурсами;
- высокая доля стартапов, поддерживаемых на ранних инвестиционных раундах (предпосевном и посевном);
- американские инвесторы ориентированы не только на региональные сегменты для поддержки стартапов, но и на зарубежные;
- регистрация стартапов в период студенчества – распространенная практика в США;
- стремление к динамике реализации проектов, максимально быстрому воплощению в жизнь, выходу на IPO;
- реализация государственной политики поддержки конкурентной инновационной среды.
Барьерами для ИЭС США, проецирующими риски развития на современном этапе, являются:
1. Сохранение неопределенности на фоне глобальной экономической нестабильности, обуславливающее сдержанность инвестиционного сектора.
2. Процессы монополизации и консолидации в региональных ИЭС, негативно влияющие на конкуренцию в инновационной сфере и ограничивающие практическую реализацию инновационных решений со стороны малого и среднего технологического предпринимательства.
3. Дефицит высококвалифицированных специалистов, усугубляемый дополнительными барьерами в рамках иммиграционной политики США.
4. Кадровая проблема инновационного сектора связана, в том числе, с образованием: большинство американских студентов получают высшее образование вне области STEM, 70 % аспирантов STEM – это иностранные граждане.
5. Потеря превосходства в полупроводниковой промышленности, являющейся фундаментом мирового технологического превосходства США.
6. Технологическое противостояние с Китаем, прекращение научного обмена и совместных исследований, перестройка производственных цепочек ведет к снижению международной конкурентоспособности США на технологических рынках.
7. Несовершенство патентного законодательства (сложный, дорогостоящий процесс, зачастую без четких границ патентной защиты, особенно в сфере программного обеспечения).
8. Отсутствие единого федерального подхода к регулированию цифровой среды. В сфере искусственного интеллекта в 2025 г. введен 10-летний мораторий о запрете регулирования на уровне штатов т.к. разрозненность сдерживает развитие индустрии.
9. Снижение расходов на фундаментальную науку, приостановка грантовых программ и проектов в этой сфере, что может способствовать утрате конкурентных позиций США уже в среднесрочной перспективе.
10. Возрастание киберугроз в цифровом пространстве, что несет потенциальную опасность для ИЭС, перешедших в статус цифровых экосистем.
11. Рост энергопотребления в связи с возрастанием нагрузки на центры обработки данных в связи с развитием цифровых технологий и требованиями специализированного оборудования.
Заключение
Каждая национальная ИЭС является уникальной, обладает специфическими характеристиками, которые обуславливают потенциал инновационного развития. США сформировали одну из наиболее эффективных ИЭС в мире, при этом значимая роль принадлежит региональным ИЭС. Цифровые ИЭС, будучи элементом платформенной экономики, усиливают свое влияние на отраслевые технологические рынки и рассматриваются как наиболее перспективные с точки зрения укрепления конкурентных позиций и устойчивости регионов США на мировой арене.
Прикладное значение и избирательную адаптацию опыта США в части формирования ИЭС для условий России следует рассматривать, принимая во внимание временную специфику, ресурсные возможности, приоритеты национальных целей, связанные с необходимостью достижения технологического суверенитета, пространственный фактор неоднородности территориального и цифрового развития, особенности формирования региональных ИЭС России.
С точки зрения преемственности американского опыта в ряду направлений следует отметить:
- многоуровневое стратегирование научно-технологического развития, поиск эффективных методов сближения науки и производства, ускорение технологического трансфера;
- реализацию экосистемного подхода в рамках государственной научно-технологической и инновационной политики на национальном и региональном уровнях;
- государственное финансирование НИОКР, включая меры стимулирования и поддержки акторов инновационной деятельности;
- развитие рыночных механизмов финансирования инновационного сектора;
- поддержку технологического предпринимательства в контурах инновационной инфраструктуры и институтов развития;
- форматы взаимодействий государства и частного сектора в инновационной сфере, стимулирование высокотехнологичного бизнеса к стержневому участию в рамках экосистем;
- проработку организационно-экономических механизмов ИЭС, способствующих вовлечению новых инновационных акторов и формированию устойчивости экосистем;
- цифровая трансформация, платформизация ИЭС, как новый уровень экосистемного развития;
- совершенствование институционального базиса в области защиты интеллектуальных прав, патентного регулирования;
- усиление роли образовательного сектора в формировании культуры предпринимательства и подготовке кадров для инновационной экономики;
- активизация международного сотрудничества в области науки и технологий.
Внимание к обозначенным направлениям позволит повысить эффективность и результативность национальной и региональных ИЭС России, а также усилить конкурентные позиции страны и отдельных регионов на мировых технологических рынках.
Источники:
2. Взлет и падение Силиконовой долины как центра инноваций 21 века, 1995-2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/843310/ (дата обращения: 15.05.2025).
3. Глобальный инновационный индекс (GGI). 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4758&plang=RU (дата обращения: 15.05.2025).
4. Данилин И.В., Кравцов А.А. Индексы инновационного развития национальных экономик: на пути к «идеальной» оценке инновационных процессов в странах мира // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2024. – № 3. – c. 485-498. – doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.3.485-498.
5. Зукин Ш. Инновационный комплекс: города, технологии и новая экономика // Экономическая социология. – 2022. – № 4. – c. 37-72.
6. Кириченко И.В., Кравцов А.А., Мамедьяров З.А., Шелюбская Н.В., Никитин А.В. Мониторинг состояния мировой экосистемы инноваций в 2020-2021 гг // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2022. – № 1. – c. 78-99. – doi: 10.20542/afij-2022-1-78-99.
7. Курочкин А.В. Макрорегиональные траектории инновационного развития: североамериканская и североевропейская модели // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1227-1238. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41298.
8. Минат В.Н. Федеральное финансирование научных исследований и разработок в США: объем, структура, перспективные направления // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. – 2020. – № 3. – c. 256-265. – doi: 10.18500/1994-2540-2020-20-3-256-265.
9. Никольская Г.К. Модернизация иммиграционной системы США как важное условие сохранения глобального технологического лидерства // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2023. – № 8. – c. 27-35. – doi: 10.31857/S2686673023080035.
10. Петровский А.Б., Проничкин С.В., Стернин М.Ю., Шепелёв Г.И. Национальная инновационная система США: характеристики, особенности, пути развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2018. – № 2. – c. 343-352. – doi: 10.18413/2411-3808-2018-45-2-343-352.
11. Расширение возможностей малого бизнеса: влияние технологий на малый бизнес в США (второе издание). [Электронный ресурс]. URL: https://www.uschamber.com/small-business/smallbusinesstech (дата обращения: 18.05.2025).
12. Селянин Я.В. Система организации НИОКР в США на примере работ в области искусственного интеллекта // США & Канада: экономика, политика, культура. – 2022. – № 9. – c. 95-113. – doi: 10.31857/S2686673022090061.
13. Смородинская Н.В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. – 2014. – № 7. – c. 27-33.
14. Стартапы Кремниевой долины забирают более половины мирового венчурного финансирования. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalbusiness.kz/2025-01-08/startapi-kremnievoy-dolini-zabirayut-bolshe-polovini-mirovogo-venchurnogo-finansirovaniya-vot-lideri/ (дата обращения: 20.05.2025).
15. Филлипенко А.А. Иммиграционная политика США: очерки истории. - М.: Изд-во «Весь мир», 2018. – 232 c.
16. Akcigit U. The Innovation Paradox. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2024/09/the-innovation-paradox-ufuk-akcigit (дата обращения: 21.05.2025).
17. Akcigit U., Besladze S., Lotti F. Connecting to Power: Political Connections, Innovation, and Firm Dynamics // Econometrica. – 2023. – № 2. – p. 529-564. – doi: 10.3982/ECTA18338.
18. Best M.H. Greater Boston׳s industrial ecosystem: A manufactory of sectors // Technovation. – 2014. – № 1. – p. 4-13. – doi: 10.1016/j.technovation.2014.04.004.
19. Bevilacqua C., Pizzimenti P., Ou Y. Cities in Transition and Urban Innovation Ecosystems: Place and Innovation Dynamics in the Case of Boston and Cambridge (USA) // Sustainability. – 2023. – № 18. – p. 13346.
20. Block F., Keller M. National Innovation System, 1970-2006. The Information Technology & Innovation Foundation. 2008. Where do Innovations come from? Transformations in the U.S. National Innovation System, 1970-2006. [Электронный ресурс]. URL: https://itif.org/publications/2008/07/09/where-do-innovations-come-transformations-us-national-innovation-system-1970/ (дата обращения: 11.05.2025).
21. Bureau of Economic Analysis USA (BEA). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bea.gov/ (дата обращения: 11.05.2025).
22. Bush V. Science the Endless Frontier. A Report to the President. United States Government Printing Office. 1945. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pi.infn.it/~giorgio/INFN/3M/SciencetheEndlessFrontier.pdf (дата обращения: 25.03.2025).
23. Davis C., Safran B., Scaff R., Yayboke L. Building innovation ecosystems: Accelerating tech hub growth. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/building-innovation-ecosystems-accelerating-tech-hub-growth (дата обращения (дата обращения: 19.05.2025).
24. Etzkowitz H. The triple helix: Academic–industry–government relations // Annals of the New York Academy of Sciences. – 1996. – № 787. – p. 67-86. – doi: 10.1111/j.1749-6632.1996.tb44849.x.
25. Global Startup Ecosystem Index 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://lp.startupblink.com/report/ (дата обращения: 13.05.2025).
26. Guzman J., Murray F., Stern S., Williams H. Accerating Innovation Ecosystems: the promise and challenges of regional innovation engines. NBER. Working Paper. 2023. 31541. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/papers/w31541 (дата обращения: 18.05.2025).
27. Hall B.H., Rosenberg N. Handbook of the Economics of Innovation. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://users.metu.edu.tr/pamukcu/HandbookofInno2010.pdf (дата обращения: 13.05.2025).
28. Mowery D. The U.S. National innovation system: Origins and prospects for chang // Research Policy. – 1992. – № 2. – p. 125-144. – doi: 10.1016/0048-7333(92)90037-5.
29. National Security Strategy. The White House. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/wp (дата обращения: 18.05.2025).
30. Nelson R. National Innovation Systems. A Comperative Analysis. – 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20210418001407/https://books.google.com/books?id=YFDGjgxc2CYC&pg=PA187#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 18.05.2025).
31. Ringel M., Grassl F., Baeza R., Kennedy D., Spira M., Manly J. The Most Innovative Companies. The Rise of AI, Platforms, and Ecosystems. Boston Consulting Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/collections/ most-innovative-companies-2019-artificial-intelligence-platforms-ecosystems.aspx (дата обращения: 20.05.2025).
32. Silicon Valley Index 2024: Record-high $14.3 trillion market cap as income gaps, layoffs, & adjustments signal recalibration. [Электронный ресурс]. URL: https://jointventure.org/2024-news-releases/2608-2024-silicon-valley-index-record-high-14-3-trillion-market-cap-as-income-gaps-layoffs-adjustments-signal-recalibration (дата обращения: 15.05.2025).
33. Silicon Valley Indicators. [Электронный ресурс]. URL: https://siliconvalleyindicators.org/ (дата обращения: 15.05.2025).
34. Recearch and Development Expenditure. Unece. [Электронный ресурс]. URL: https://w3.unece.org/SDG/ru/Indicator?id=123 (дата обращения: 18.05.2025).
35. Wessner C. Entrepreneurship and the Innovation Ecosystem Policy Lessons from the United States // Papers on Entrepreneurship, Growth and Public Policy. – 2004. – № 4604. – doi: 10.1007/0-387-23475-6_5.
36. WIPO. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/portal/ru/ (дата обращения 20.05.2025)
Страница обновлена: 08.06.2025 в 13:58:05