Опыт зарубежных стран привлечения инвестиций в экологически неблагоприятные районы
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2025)
Введение
Обеспечение стабильного и пропорционального экономического развития регионов нашей страны является одним из основных направлений проводимой в Узбекистане экономической политики. Социально-экономическое развитие регионов, улучшение условий жизни населения напрямую связано с развитием их экономики. Поскольку экономика страны представляет собой целую систему, состоящую из регионов, обеспечение экономического и социального развития в каждом из ее регионов закладывает основу непрерывного и стабильного развития нашей страны.
Пропорциональное размещение инвестиций в регионах страны является основой стабильного развития нашей национальной экономики. Как отметил Президент нашей республики Ш.М. Мирзиёев, «Мировой опыт показывает, что любая страна, проводящая активную инвестиционную политику, добилась стабильного роста своей экономики. Именно поэтому инвестиции являются драйвером экономики, не будет преувеличением сказать, что это сердце экономики по узбекским меркам» [13].
Регионы страны экологически разделены на различные группы, сегодня актуальным является вопрос защиты окружающей среды, которая все больше ухудшается, производства экологически чистой продукции, оказания всесторонней поддержки жителям таких регионов.
В данной статье рассмотрены вопросы экономического развития экологически неблагополучных территорий и привлечения иностранных инвестиций.
Обзор литературы
Ученые мира проводят исследования по социально-экономическому развитию регионов, более широкому привлечению инвестиций в экологически проблемные территории, экологическому и экономическому развитию в целом. Коробко среди ученых зарубежных стран, проводивших исследования по проблемам, вызванным влиянием человека и экономики на экологию, в том числе связь между учеными, экологией и обеспечением экономики природными ресурсами, давно рассматривается в международном масштабе. Время подчеркивает, что эта зависимость не была получена, эта зависимость стала более очевидной во второй половине 20-го века, когда природные системы начали нести большой ущерб в результате быстрого увеличения экономического роста [12].
Константин Поздняков описывает применение льгот для иностранных компаний в зависимости от объема инвестиций на примере Венгрии, а также исследует существование льгот, основанных на принципе экологичности проектов в Чехии для иностранных инвестиций в регионах. отставание в экономике [14].
Гордячкова О. в своем исследовании подчеркивает целесообразность расширения полномочий региональных административных органов и создания ОЭЗ на основе государственно-частного партнерства при привлечении иностранных инвестиций в Республику Якутия, один из экологически неблагополучных регионов России [4].
Ахмедова Л.А., Булатова Ю.Б. в своей статье освещают использование различных механизмов стимулирования и обязательного наказания и другие аспекты иностранных инвестиций в Республике Дагестан с учетом уровня климатического, экологического и экономического, социального развития региона [1] .
В исследованиях М.А. Гурьевой, Л.Н. Рудневой принципы сохранения природных ресурсов зародились еще в 70-х годах прошлого века на территории Евросоюза за счет использования экологически чистых технологий производства и применения экономических методы охраны окружающей среды и пропаганды рационального энергопотребления, отмечены положительные результаты этого [6].
В своем исследовании Ирина Бойко рассматривает различные глобальные проблемы, вызванные антропогенным воздействием на природу, и оценивает их экономические последствия [3]. В статье подчеркиваются ограничения фискальных методов, используемых в борьбе с изменением климата, а также отсутствие целостного подхода, необходимого для решения различных антропогенных воздействий на природу. Разработано предложение по классификации экологических проблем по степени их влияния на национальную экономику, на этой основе оценено экономическое развитие регионов.
В исследовании Озгура Канбира на примере Турции обсуждаются такие вопросы, как взаимосвязь экономического развития и экологии, защита окружающей среды, реализация политики зеленых инвестиций [16].
Сейема Джаячандран изучает воздействие экономического развития на окружающую среду и анализирует недавние микроэмпирические исследования воздействия экономического развития на окружающую среду в странах с низким и средним уровнем дохода [17].
Методология исследования
Научно-теоретической основой данной статьи являются экономическая литература и научные статьи, исследования зарубежных и отечественных экономистов по вопросам инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в регионы страны и их эффективного использования, анализ их письменных и устных мнений, мониторинг экономических процессов, системный подход к экономическим явлениям и процессам, сравнительный анализ с авторским опытом, выводы, предложения и рекомендации по соответствующим направлениям. При изучении темы использовались экономический, сравнительный анализ, индукция, дедукция и другие методы.
Анализ и результаты
Коронавирусный кризис также оказывает негативное влияние на глобальное движение инвестиций, которое является основной силой развития стран. Это вызывает неожиданное изменение мер, планов и стратегий, принятых в экономике развивающихся и слаборазвитых стран, инвестиций, внешнеторговых связей, международных экономических отношений, а также прогнозных показателей.
При привлечении иностранных инвестиций можно рассмотреть два условных метода: первый метод подчеркивает саму инвестиционную привлекательность, и в этом методе практика того, как привлечь инвестиции, сколько льгот или других механизмов должно быть предоставлено или используются.
Второй метод предполагает привлечение инвестиций за счет улучшения социально-экономического состояния регионов.
Инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции на благоприятной во всех отношениях территории, и в этом случае может возникнуть неравномерное распределение инвестиций, особенно иностранных, по регионам. Это приводит к нестабильности регионального развития, в конечном итоге к нестабильности экономического роста всей страны. Кроме того, неравенство доходов населения бросает тень на благосостояние населения .
В данном исследовании мы рассматриваем опыт Европейских стран и Южной Кореи (в методе 1), а также Республик Россия и Казахстан (в методе 2) по привлечению инвестиций двумя методами.
Для привлечения иностранных инвестиций по указанному выше методу 1 страны используют введение различных льгот. Благодаря этому страны могут увеличить поток инвестиций. Такие льготы условно можно разделить на финансовые и административные. Примеры финансовых льгот включают налоговые каникулы, субсидии, кредитные каникулы, финансовую помощь, возмещение и многое другое.
Административные стимулы включают в себя выделение государством земли инвестору на основе изъятий из действующего законодательства (например, без проведения конкурсов), предоставление таможенных льгот и другие.
В частности, в таких странах, как Венгрия, Чехия, Словакия, Польша и Южная Корея, в этом направлении проделана большая работа.
Венгрия. Венгрия – одна из немногих стран Восточной Европы, которая смогла создать наиболее благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций как в производственный, так и в непроизводственный сектор. Интерес к этой стране возрастает со стороны транснациональных корпораций, которые формируют корпоративные внутренние структуры, учитываемые в международном налоговом планировании. Кроме того, в Венгрии нет ограничений на создание компаний и участие иностранного капитала в этих компаниях [5].
В Венгрии иностранные компании освобождаются от подоходного налога на 10 лет, если их инвестиции были сделаны после 31 декабря 1996 года, и их сумма составляет не менее $33 млн. Это освобождение действует со второго налогового года после открытия компании, в течение которого компании должны нанять не менее 500 человек [14].
Вышеуказанная льгота может быть продлена до окончания срока ее действия, если компания, стоимость которой составляет не менее $33 млн, инвестирует не менее $180 млн. Если иностранная компания зарегистрирована или расположена в слаборазвитых, экономически и социально отсталых регионах Венгрии, льгота будет иметь иные параметры.
В таких случаях необходимая минимальная сумма инвестиций составляет 10 миллионов долларов, а количество сотрудников — 100 человек.
Чехия. Специального законодательства об иностранных инвестициях в Чехии нет. Это означает, что иностранные инвесторы подчиняются тем же правилам, что и местные инвесторы. Однако в Чешской Республике действует система поощрения инвестиций, регулируемая Законом о поощрении инвестиций.
Инвестиционные льготы применяются в стране, если осуществляются следующие виды деятельности:
- если инвестиции осуществляются в производственный сектор экономики и не менее 50 процентов инвестиционных затрат направляются на приобретение высокотехнологичных машин и оборудования;
- если инвестиции используются для приобретения или строительства новых заводов, расширения или модернизации существующих производственных мощностей;
- минимальная сумма инвестиций составляет 10 миллионов долларов США, но если инвестиции осуществляются в экономически отсталые регионы Чехии, эта сумма снижается до 3 миллионов долларов США;
- если предлагаемые проекты отвечают всем требованиям охраны окружающей среды.
Также новые компании, чьи инвестиции соответствуют вышеуказанным критериям, будут освобождены от налога на прибыль на 10 лет в размере 100%, а существующие компании будут частично освобождены на 5 лет. Кроме того, эти предприятия смогут получать государственные гранты на создание новых рабочих мест и повышение квалификации своих сотрудников.
Польша. Благодаря сильной экономике, обширным инвестиционным стимулам и всесторонней поддержке со стороны государства Польша стала одним из наиболее привлекательных направлений для инвестиций, где эксперты выяснили, что доходность вложенного сюда иностранного капитала в три раза выше, чем в других странах ЕС. Географическое положение Польши - одно из самых значительных ее преимуществ. Инвестиции в Польшу обеспечивают доступ к мосту между Западной Европой и быстро развивающимися рынками Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Стратегическое расположение Польши в качестве логистического центра объясняется наличием мощных автомобильных, железнодорожных и воздушных сетей, связывающих ее с крупными европейскими городами [11].
Польша имеет следующие стимулы для привлечения иностранных инвесторов:
- инвестиционные гранты, покрывающие до 25% инвестиционных затрат;
- гранты на трудоустройство - до 4000 евро за каждое созданное рабочее место, но максимальная сумма общей поддержки не должна превышать двухлетнюю зарплату новых сотрудников;
- гранты на обучение – до 1150 евро на одного работника;
- гранты, выделяемые местными властями на развитие инфраструктуры для улучшения инвестиционной инфраструктуры (до 50% от общих затрат).
Также в стране возвращалась определенная сумма инвестиционных затрат, если были проведены следующие работы:
1. покупка земли (максимум до 5% от стоимости инвестиции);
2. строительство или покупка зданий (максимум до 40% от инвестиционной стоимости);
3. покупка нового оборудования (максимум до 70% от общей стоимости оборудования или инвестиционной стоимости);
4. стоимость нематериальных активов (максимум до 25% от стоимости инвестиции).
Словакия. Продвижение инвестиций в Словакию уникально по сравнению с другими странами. Компании, постоянно работающие в Словацкой Республике, могут получить льготу, известную как налоговые льготы. Компании получают 100% возврат задекларированных налогов в течение пяти лет, начиная с первого налогового периода после подачи налоговой декларации [15].
Также, если налогоплательщики в стране увеличат капитальные вложения из иностранных фондов еще на 3-4,5 млн евро, предоставленные налоговые каникулы могут быть продлены еще на пять лет (со скидкой 50%).
Помимо налоговых льгот, в Словакии также действует нулевая импортная пошлина, а согласно Таможенному кодексу, машины и оборудование можно ввозить беспошлинно.
В то же время компании также могут получить финансовую или материальную поддержку от государства, если будут инвестировать в создание новых рабочих мест. Такая помощь оказывается на добровольной основе. Переговоры ведутся с каждым региональным отделом занятости. То есть поддержка предпринимателей в стране осуществляется двумя способами:
- средства, которые будут возвращены по согласованию с региональной службой занятости, то есть компенсации будут предоставлены компаниям, создавшим не менее 100 новых рабочих мест или сократившим безработицу не менее чем на 300 ;
- единовременные безвозвратные средства обществу по согласованию с районной (краевой) службой занятости населения, они предоставляются работникам предприятия в течение 12 месяцев.
В обоих случаях эти средства предоставляются компании в виде заработной платы, страховки, пенсий, расходов на здания, поездки и других расходов.
Все вышеперечисленные методы и инструменты инвестиционной политики, применяемые в перечисленных выше странах и направленные на усиление процесса привлечения иностранного капитала, имеют стратегические цели. Достичь таких целей невозможно без инвестиций, которые вносят реальный вклад в национальную экономику и направлены на решение многих стратегических задач (завершение структурной перестройки рынка, закупка новейших производственных технологий, снижение безработицы, обеспечение устойчивого экономического роста, интеграция в мировую экономику и т. д.) [7].
Южная Корея. Эффективная инвестиционная политика в Республике Южная Корея, которая является одним из экономических лидеров среди азиатских стран, началась с радикального изменения законодательства в этой сфере.
Для улучшения инвестиционного климата, наблюдаемого в Южной Корее со второй половины 90-х годов, изменения, основанные на общем законодательстве, включая государственные гарантии защиты и сохранения прав иностранных инвесторов, создали благоприятные условия, позволившие повысить уровень доверия иностранных инвесторов. В 1999 году после принятия закона «О развитии прямых иностранных инвестиций» поток инвестиций в страну значительно увеличился [2].
Кроме того, в целях улучшения инвестиционной деятельности и оказания широкой поддержки иностранным и местным инвесторам приняты Законы «О покупке земли иностранными гражданами», «О частных инвестициях в инфраструктуру», «Промышленное размещение» и «О строительстве производственных объектов». Также были приняты «О внешней торговле» и другие нормативно-правовые документы. В настоящее время законы «О валютных операциях», «О банковской деятельности», «Об определении зон свободной торговли» служат важной основой деятельности иностранных инвесторов.
В соответствии с Законом о привлечении иностранных инвестиций в Южной Корее создана Комиссия по иностранным инвестициям, которая отвечает за разработку и реализацию инвестиционной политики. В частности, сегодня Комиссия разрабатывает конкретные меры по совершенствованию законодательной базы по привлечению и поощрению иностранных инвестиций, созданию благоприятной инвестиционной среды в стране, включая совершенствование налогового законодательства.
Кроме того, размер налоговых льгот для компаний с участием иностранного капитала в стране определяется Министерством финансов и экономики совместно с другими заинтересованными государственными органами.
Правительство Южной Кореи пересмотрело действующее законодательство, создав «инвестиционные зоны» с налоговыми льготами. Количество сфер (отраслей) с налоговыми льготами в сфере услуг достигло 111 (ранее было 97). Эти компании освобождаются как от корпоративного, так и от подоходного налога сроком на 7 лет с года получения первой прибыли и со скидкой 50% в течение следующих трех лет.
Кроме того, они освобождаются от налога на приобретение, налога на регистрацию, налога на прибыль от недвижимости, налога на землю и здания в течение первых 5 лет, после получения прибыли в течение следующих трех лет они получат скидку 50%. Указанные сроки могут быть продлены до 15 лет в соответствии с законодательством местного регионального самоуправления.
Иностранным инвесторам в высокотехнологичной отрасли Южной Кореи предлагается ряд преимуществ, в том числе:
- для высокотехнологичных проектов - налоговые каникулы на 5 лет по ставке 100%, на 2 года по ставке 50%; аренда земли; финансовая поддержка набора и обучения работников;
- для высокотехнологичных предприятий - научные гранты, которые могут быть использованы для найма и обучения рабочих, покупки и аренды земли, покрытия затрат на строительство, строительства и приобретения объектов базовой производственной инфраструктуры;
- для производств, действующих в зонах иностранных инвестиций, - налоговые каникулы по ставке 100% на 3 года, затем по ставке 50% на 2 года; аренда земли, помощь в строительстве базовой инфраструктуры, финансовая поддержка набора и обучения рабочих.
Ниже, в таблице 1, мы можем видеть отчеты о льготах, доступных в зарубежных странах, опыт которых изучен, и их статус в практике Узбекистана.
Таблица 1
Льготы, действующие в зарубежных странах
Нет
|
Привилегии, применяемые в зарубежных
странах
|
Страны, в которых доступна эта льгота
|
Статус использования этих льгот в
Узбекистане
|
1.
|
Освобождение
от подоходного налога (предоставляется на разные годы в зависимости от суммы
иностранных инвестиций)
|
Венгрия,
Чехия, Польша, Южная Корея
|
Нет
в наличии
|
2.
|
Освобождение
от подоходного налога (предоставляется на разные годы в зависимости от
созданного рабочего места)
|
Венгрия
|
Нет
в наличии
|
3.
|
Освобождение
от подоходного налога (в зависимости от суммы инвестиций, осуществленных в
экономически и социально слаборазвитых или отстающих регионах страны)
|
Венгрия,
Чехия
|
Нет
в наличии
|
4.
|
Компенсация
за каждое созданное рабочее место
|
Польша,
Словакия
|
Нет
в наличии
|
5.
|
Гранты
или средства на обучение (обучение или найм) персонала
|
Польша,
Чехия, Южная Корея
|
Нет
в наличии
|
6.
|
Налоговые
кредиты (заявленные возвраты налогов)
|
Словакия
|
Нет
в наличии
|
7.
|
Применение
нулевой импортной пошлины (определенные машины и оборудование)
|
Словакия
|
Есть
|
8.
|
Налоговые
каникулы
|
Словакия,
Южная Корея
|
Нет
в наличии
|
9.
|
Льготы
по отдельным проектам (высокотехнологичные проекты, проекты в конкретных
регионах и т.д.)
|
Южная
Корея
|
Нет
в наличии
|
Узбекистан. Законодательством нашей страны также предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов, которые в основном используются при инвестировании в СЭЗ: В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» иностранному предпринимателю, привлекшему инвестиции от 300 тыс. до 3 млн. долларов США, предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами сроком на 3 года, если свыше 3 млн. долларов США — до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет, а если свыше 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет.
Такие льготы применяются при размещении юридических лиц на территориях, определяемых законодательством, при осуществлении прямых частных иностранных инвестиций иностранными инвесторами без гарантии Республики Узбекистан, при доле иностранных участников в уставном фонде или уставном капитале юридических лиц не менее 33 процентов, а для акционерных обществ — не менее 15 процентов, при осуществлении иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования, а также при реинвестировании не менее 50 процентов дохода, полученного в период их применения в результате предоставления налоговых льгот, на цели дальнейшего развития производства.
Согласно Таможенному кодексу Республики Узбекистан тарифные преференции в виде освобождения от таможенной пошлины предоставляются, в том числе:
-товары, ввозимые на таможенную территорию для своих производственных нужд предприятиями с участием иностранных инвестиций в уставном фонде (уставном капитале) в течение двух лет с момента их государственной регистрации, с долей иностранных инвестиций не менее 33 процентов в собственности;
-товары, ввозимые на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более 50 миллионов долларов США в эквиваленте, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства.
Мы видим, что в нашей стране такие льготы, как освобождение от подоходного налога (в зависимости от размера капитала, созданных рабочих мест, конкретных регионов), возмещение расходов на обучение сотрудников, налоговые льготы для инвесторов, которые аналогичны тем странам, опыт которых был изучен выше, практически отсутствуют.
Теперь рассмотрим опыт России и Республики Казахстан по привлечению инвестиций по второму методу.
Россия – страна с самой большой площадью в мире. В силу размеров территории экологические и природно-географические условия севера и юга, востока и запада, центральных районов и других регионов принципиально отличаются друг от друга.
По этой причине используются разные подходы для привлечения инвестиций в экологически неблагополучные или проблемные территории. В России используется метод привлечения инвестиций на основе специальной программы для своих экологически сложных и неблагополучных регионов Крайнего Севера. В этом случае правительство будет привлекать инвесторов за счет повышения заработной платы населению, которое является основной рабочей силой, а также выплаты различных форм компенсаций жителям регионов с тяжелыми условиями. Естественно, для населения, проживающего в сложных районах, создаются коктейльные условия, исходя из разных условий.
Согласно законам правительства РФ, составляющие заработной платы всех сотрудников следующие [8]:
- оплата труда (может определяться в виде оклада, тарифной ставки или оклада), без учета компенсационных и поощрительных выплат;
- компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за вредные условия труда, работу в особых климатических условиях, сверхурочную и ночную работу и т.п.);
- стимулирующие выплаты (премии и другие выплаты за достижение определенных результатов).
В дополнение к ТК РФ и «Общим» компенсационным выплатам № 4520-1 РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах» Согласно закону
- при отклонении от нормальных условий труда (в связи с травмой, работой в ночное время, в выходные дни, сверхурочной работой и т.п.);
- специальные компенсации за работу в особых климатических условиях;
- Процентное повышение заработной платы за выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах;
- представлен областной (районный) коэффициент заработной платы.
Минимальный размер и порядок применения как районного коэффициента, так и процентной ставки определяются Правительством Российской Федерации. Однако в настоящее время имеется ряд постановлений Правительства РФ, которые определяют размер процентной надбавки за стаж и районный коэффициент только в некоторых районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах. Размер установленного в них районного коэффициента варьируется от 1,1 до 3 в зависимости от конкретного региона и сети работодателя.
Как процентная надбавка, так и районный коэффициент рассчитываются исходя из общей суммы вознаграждения работников, включая заработную плату (оклад или тарифные ставки), учитываются иные (кроме «Северных») компенсационные выплаты и поощрительные выплаты.
Основанием для предоставления дополнительных надбавок работникам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему регионах, являются следующие правовые нормы:
- Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
- Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что заработная плата в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
-Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены размер районного коэффициента и порядок его применения для исчисления заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таблица 2
Дополнительные надбавки к заработной плате, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах Российской Федерации
Области
|
В дополнение к действующим надбавкам
к
заработной плате
|
Работа в районах Крайнего Севера – в
Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, в
Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатского края, а также на
островах Северного Ледовитого океана и его морях. (За исключением островов
Белого моря)
|
10% оклада после первых шести месяцев
работы, при этом каждая ставка увеличивается на 10% в течение шести месяцев
работы до достижения 100% дохода
|
Работа в других регионах Крайнего Севера
|
По истечении первых шести месяцев работы
каждый тариф увеличивается на 10% за шесть месяцев работы, а при увеличении
на шестьдесят% - на 10% от дохода за каждый тарифный год работы до достижения
80% от дохода.
|
Работа в районах, приравненных к
Крайнему Северу.
|
10% дохода после первого года работы,
ставка увеличивается на 10% дохода за каждый год работы, пока не достигнет
50% дохода [П1] [Ma2]
|
Отдельная (ускоренная) северная надбавка устанавливается молодым гражданам в возрасте до 30 лет, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года. Молодым специалистам, проживающим в районах Крайнего Севера и вступающим в трудовые отношения, надбавки устанавливаются в размере 20% по итогам первых шести месяцев, а после полной занятости — по 20% за каждые шесть месяцев.
С 2022 года, согласно соответствующему решению правительства РФ, изменился порядок установления доплаты для молодых специалистов, и молодому работнику не обязательно проживать на этих территориях не менее одного года, льготы применяются с первого дня работы.
Также согласно статье 316 ТК РФ одной из доплат, выплачиваемых работникам Крайнего Севера и приравненных к нему регионов, является региональный коэффициент. Региональный коэффициент устанавливается в определенном регионе (районе, городе) и применяется с первого дня работы независимо от стажа работы. Эти регионы считаются регионами с неблагоприятными экологическими условиями, а коэффициенты различаются в зависимости от суровости экологических условий.
Ниже мы познакомимся с региональным коэффициентом в некоторых регионах:
- Республика Алтай – 1,4;
- Алтайский край (в зависимости от региона) – 1,15-1,25.
- Амурская область (в зависимости от региона) 1,2 – 1,4
- Архангельская область, включая Архангельск (в зависимости от региона) 1,2 – 1,4
- Камчатский край (в зависимости от региона) 1,6 – 2,0
- Иркутская область, включая Иркутск (в зависимости от региона) 1,2 – 1,7
- Якутия (Республика Саха) (в зависимости от региона) 1,4 – 2,0
Такие региональные коэффициенты действуют более чем в 40 регионах.
Республика Казахстан также является крупной страной, на территории которой существуют экологические проблемы из-за Семипалатинского ядерного полигона и высыхания Аральского моря.
По этой причине правительство Казахстана использует различные механизмы для обеспечения социальной поддержки, экономического развития и качества жизни жителей этих проблемных территорий. Основой для этого служат следующие правовые документы: Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» и Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологической катастрофы в Приаралье», а также статья 127-1 Трудового кодекса, в которой указано, что гарантии для работников, работающих в зонах экологического бедствия и радиационной опасности, определяются законами Республики Казахстан.
Согласно Закону Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», жители, проживающие в отдельных районах, имеют право на получение дополнительной заработной платы.
Статья 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших от экологических катастроф в районе Аральского моря» предусматривает, что заработная плата и стипендии жителям, проживающим в зонах экологического бедствия, определяются с учетом коэффициента для проживания в зонах экологического бедствия. экологически неблагоприятные условия по регионам обеспечены использованием [10].
На основании этого определяются доплаты к заработной плате и экологические доплаты для компенсации негативного влияния условий труда на здоровье и деятельность работника в результате ядерных испытаний на Семипалатинской атомной площадке и экологической катастрофы в Приаралье.
Экологические надбавки могут иметь следующие формы:
• дополнительная заработная плата (так называемые экологические бонусы к заработной плате);
• дополнительный оплачиваемый отпуск;
• материальная поддержка для улучшения здоровья;
• пенсионные надбавки;
• единовременные выплаты.
Согласно закону, в зависимости от дозы загрязнения регионов выделяют пять групп населения:
3) Проживание в зоне крайней опасности. В его состав входят Сарджальский сельсовет Абайского района, Долонский и Боденельский сельсоветы Бескарагайского района, поселки Сарапан и Исо Джаназемейского района Семипалатинской области.
Единовременная компенсационная выплата за ущерб, причиненный ядерными испытаниями лицам, проживавшим на данной территории в период использования полигона, начиная с 2009 года, за каждый год проживания с 1949 по 1965 год, 5,23 МКИ (месячный расчетный показатель) и - с 1966 по 1990 год - 1. Установлен в размере 05 МКИ.
2) зона максимальной радиационной опасности. В их число вошли жители Абайского, Абрали, Бескарагайского и Джанасемейского районов Семипалатинской области, а также Малдарского и Окжарского сельсоветов Майского района Павлодарской области.
Здесь единовременная компенсация составляет 2,62 МКИ за каждый год с 1949 по 1965 год и 1,05 МКИ за период с 1966 по 1990 год.
3) зона повышенного радиационного риска. Это Чубартауский, Новошулбийский, Бородулихинский, Чарский, Жарминский, Аягузский районы, города Семипалатинск и Курчатов, Егиндибулокский район Карагандинской области, Майский район Павлодарской области, Тавричский, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский районы, Усть-Каменогорск и Лениногорск Восточно-Казахстанской области.
1,57 МКИ за каждый год с 1949 по 1965 год и 0,79 МКИ за тарифные годы до 1990 года.
4) зона минимального радиационного загрязнения (от 0,1 до 7 бэр). В его состав входят населенные пункты Маканчинского, Урджарского, Таскескенского, Кокпектинского, Оксуатского районов Семипалатинской области, Каргаралинского района Карагандинской области, Лебяджинского района Павлодарской области, Зыряновского, Самарского, Серебрянского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области. Компенсация - 1-0,52 МКИ в коридоре для тарифных периодов до и после 1965 года, включая 1990 год.
5) Территории с привилегированным социально-экономическим статусом. В их число входят населенные пункты Баянаульского района Павлодарской области. Вот 0,26 МКИ за каждый год с 1949 по 1990 год.
Пенсий и зарплат имеют только лица, относящиеся к первой и второй категориям, то есть жители зон экстремального и максимального радиационного загрязнения [9].
Первый имеет право на получение бонуса в размере 2,09 МКИ, второй 1,83 МКИ. Эта привилегия сохраняется для тех, кто впоследствии переехал в другие регионы Казахстана.
Дополнительная зарплата (как и дополнительный отпуск) выплачивается только тем, кто продолжает проживать в радиационно-опасных зонах. Кроме того, размер дополнительной оплаты составляет:
1. для аварийных зон – 2 МКИ,
2. максимум – 1,75 МКИ,
3. повышение радиации – 1,5 МКИ,
4. минимум – 1,25 МКИ
5. для регионов с льготным социально-экономическим положением - 1 МКИ.
Ежегодные дополнительные отпуска по регионам:
• первая категория – 14 календарных дней;
• второй – 12,
• третий – 10,
• четвертый – 7
• пятый – 5 дней.
Быстрое опустынивание казахской части архипелага привело к снижению комфортных условий жизни населения, в частности, повышению уровня заболеваемости. По этим причинам некоторые районы Кызылординской, Актюбинской, Туркестанской и Карагандинской областей признаны зонами экологического бедствия.
В Законе о пострадавших от экологических катастроф в Приаралье территории разделены на 3 зоны:
1. экологическая катастрофа;
2. экологический кризис;
3. состояние окружающей среды до кризиса.
Заработная плата жителей, проживающих в зоне экологического бедствия, определяется с использованием коэффициента проживания в экологически неблагоприятных условиях.
• в зоне экологического бедствия – 1,5;
• в зоне экологического кризиса – 1,3;
• в зоне докризисного состояния окружающей среды – 1,2.
Помимо отпуска за работу с вредными условиями труда ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам:
• экологическая катастрофа – 12 календарных дней;
• экологический кризис – 9,
• экологическая ситуация до кризиса – устанавливается 7 календарных дней.
В соответствии со статьей 13, пунктом 4, пунктом 1 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» предусмотрено, что жителям, проживающим в зоне экологического бедствия, помимо предоставления трудовых отпусков, будет оказываться ежегодная материальная помощь на реабилитацию. Они предоставляются в дополнение к текущим выплатам по месячной тарифной ставке или должностному окладу и производятся ежегодно.
Само собой разумеется, что в соответствии со статьей 13 Закона достаточно жить и работать в этом регионе, чтобы выплачивать дополнительную заработную плату и получать дополнительный трудовой отпуск.
В период трудоустройства признается фактическое место жительства работника в определенном регионе. В связи с этим для получения данных льгот не обязательно быть зарегистрированным по месту постоянного жительства.
Следует отметить, что коэффициент, применяемый к пострадавшим от экологических катастроф, отличается от коэффициента, применяемого к пострадавшим от ядерных испытаний, поскольку коэффициенты за проживание в зонах экологических катастроф применяются к должностным окладам (тарифным ставкам) работников, определяемым ими исходя из занимаемой должности и выполняемой работы.
Республика Узбекистан административно разделена на 14 единиц, и некоторые районы Республики Каракалпакстан и Хорезмской области, которые считаются регионами Нижней Амударьи, также относятся к экологически неблагополучным территориям, на которых сказываются негативные последствия высыхания Аральского моря. Целесообразно определить правовой статус этих территорий как экологически неблагополучных и на этой основе улучшить благосостояние населения, применив соответствующие механизмы. Приведенный выше опыт показывает, что особый подход к таким территориям, даже если и не решит проблему, то создаст условия для населения.
Выводы и рекомендации
В результате проведенных в ходе исследования исследований мы считаем, что для привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана целесообразными являются следующие:
- экономико-правовая классификация понятия экологически проблемных или экологически неблагоприятных регионов, деление экологического потенциала регионов страны на уровни и на этой основе отдельный экономический подход к этим регионам (в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области);
- привлечение инвестиций в отсталые в социально-экономическом отношении или экологически неблагополучные регионы на основе специальных льгот (например, предоставление налоговых льгот, кредитных каникул или льгот за каждое созданное рабочее место при привлечении прямых иностранных инвестиций в регион Приаралья);
- направление бизнесменов и предпринимателей на международные выставки, конференции за счет государственного бюджета с целью привлечения инвестиций в экологически неблагополучные районы и т.д.
Одним из главных условий завоевания позиций на мировом рынке, устойчивого развития национальной экономики и достижения социального благополучия является рациональное и эффективное привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику. У каждой страны в этом отношении свой путь, свои механизмы и методы. Изучение мирового опыта и использование механизмов, которые считаются целесообразными для национальной экономики, внесет еще больший вклад в экономическое развитие.
Разумеется, рассмотренный выше опыт и рекомендации принесут экономические и социальные выгоды только в том случае, если они будут реализованы на практике, на основе законодательства страны, при наличии соответствующих условий и посредством рациональной политики.
[П1]Необходимо указать источник данных таблицы или указать «Составлено автором».
[Ma2]Указано составлено автором
Страница обновлена: 11.03.2025 в 19:06:58