The role of the green economy in new professions and skills

Samsonov A.A.1, Kuznetsov-Serbskiy M.K.1,2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Академия труда и социальных отношений

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
The authors consider the impact of the green economy on new professions. The focus article examines the main trends caused by the transition to sustainable development, including changes in the employment structure, the growing demand for specialists with environmental competencies and the need to adapt educational programs. The key skills necessary for working in a green economy have been identified, and measures to create competence centers and introduce specialist certification have been proposed. The article provides the systematization of new and transforming professions and the identification of specific skills required to work in green industries. The obtained research results may be of interest to specialists in the field of labor market regulation, environmental policy and sustainable development, academic staff and students of economic and environmental universities, as well as to business representatives involved in the introduction of green technologies and innovations.

Keywords: green economy, sustainable development, labor market, green profession, educational program, digital transformation

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

Концепция «зеленой» экономики становится все более актуальной для решения таких глобальных проблем, как изменение климата, нехватка ресурсов и деградация окружающей среды. Предлагается подход, включающий сокращение выбросов углекислого газа, повышение энерго- и ресурсо-эффективности, сохранение биоразнообразия и экосистемных услуг. Переход к «зеленой» экономике рассматривается как ключевая стратегия достижения устойчивого развития, позволяющая сбалансировать экономический рост с необходимостью сохранения окружающей среды.

Условия на рынке труда и состав рабочей силы будут оказывать существенное влияние на темпы и эффективность «зеленого» перехода. Хорошо подготовленная рабочая сила, обладающая необходимыми навыками, особенно в области науки, техники, инженерного дела и математики, позволит странам осуществить переход более плавно.

В условиях дефицита рабочей силы создание рабочих мест в «зеленой» экономике может способствовать привлечению большего числа женщин в профессии, ранее считавшиеся вредными для репродуктивного здоровья, что открывает новые возможности для трудоустройства и сокращения гендерного разрыва в занятости, поскольку «зеленые» технологии зачастую предполагают более безопасные условия труда по сравнению с традиционными промышленными и добывающими отраслями.

«Зеленая» экономика в России находится на начальном этапе развития, но уже создает рабочие места в таких секторах, как возобновляемая энергетика, переработка отходов, экотуризм и органическое сельское хозяйство. Ожидается, что в ближайшие годы занятость в этих направлениях будет расти, особенно в рамках реализации национальных проектов и экологических инициатив.

В последние десятилетия Российская Федерация активизировала разработку нормативно-правовой базы и стратегических инициатив, направленных на обеспечение устойчивого развития и переход к «зеленой» экономике. Первым важным документом стала Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятая в 1996 г., которая заложила основу для дальнейшего развития данной сферы. С тех пор было принято несколько значимых законодательных актов и стратегий, среди которых Климатическая доктрина Российской Федерации, принятая в 2023 г. [10] и Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года [9]. Важный шаг в направлении устойчивого развития был сделан с принятием Федерального закона № 219-ФЗ, который ввел механизм наилучших доступных технологий (НДТ) [11]. В 2018 году был запущен Национальный проект «Экология» до 2024 г., включающий ряд федеральных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Планируется его продление до 2030 г. Наконец, Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года [7] предусматривает постепенный переход к низкоуглеродной экономике, делая акцент на развитии возобновляемой энергетики и повышении энергоэффективности.

Цель данной статьи заключается в анализе влияния «зеленой» экономики на формирование новых профессий и компетенций, востребованных в условиях устойчивого развития.

Научная гипотеза исследования - в условиях перехода к устойчивому развитию и низкоуглеродной экономике формирование новых профессий и навыков в «зеленой» экономике становится необходимым для адаптации рынка труда к экологическим вызовам, что требует модернизации образовательных программ и подготовки кадров для экологически ориентированных отраслей.

Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы контент-анализа научных публикаций, докладов международных организаций, сравнительно-аналитический метод для сопоставления международного и отечественного опыта, экспертный анализ мнений ученых и практиков, метод системного анализа для изучения взаимосвязей между экономическими и экологическими трансформациями, а также статистический анализ данных о занятости в «зеленой» экономике.

Основная часть

Термин «зеленая экономика» (green economy) получил широкое распространение в начале XXI века и был официально закреплён Программой ООН по окружающей среде (UNEP) в 2008 году. В научной литературе выделяются различные подходы к пониманию «зеленой» экономики (таблица 1).

Таблица 1 – Определения понятия «зеленая экономика»

Определение
Источник
экономика, которая обеспечивает повышение благосостояния людей и социальной справедливости, одновременно значительно снижая экологические риски и дефицит экологических ресурсов.
Программа ООН по окружающей среде (UNEP) [21]
экономика, обеспечивающая лучшее качество жизни для всех в пределах экологических ограничений планет
Коалиция «Зеленая экономика» [15]
экономическая система, которая способствует устойчивому развитию, минимизируя воздействие на окружающую среду и используя ресурсы эффективно.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [20]
путь к устойчивому развитию, который объединяет экономическую эффективность с охраной окружающей среды и социальным равенством
Европейская комиссия [14]
радикальный переход на более эффективные, экологичные и ресурсосберегающие технологии для сокращения выбросов и смягчения последствий изменения климата
[18]
стратегия, направленная на сочетание экономического восстановления с устойчивым и стабильным ростом, а не возврат к «коричневой» экономике
[12]
система, в которой меры по борьбе с изменением климата и экономическое развитие не находятся в противоречии, а дополняют друг друга
[23]
процесс глубокой экономической трансформации, направленный на устойчивое использование ресурсов и включение экологических аспектов в государственную политику
[19]

Все определения сходятся в том, что «зеленая» экономика направлена на сбалансированное развитие, учитывающее экологические, социальные и экономические аспекты. Акцент на снижение экологического воздействия и рациональное использование ресурсов присутствует во всех трактовках.

Большинство определений подчеркивают важность социального равенства и улучшения качества жизни.

Понятие «зеленая» экономика является многогранным и включает три основных компонента:

Экологический — снижение воздействия на окружающую среду, сохранение ресурсов.

Социальный — улучшение качества жизни, сокращение неравенства.

Экономический — устойчивый рост, основанный на инновациях и эффективном использовании ресурсов.

Различия в определениях связаны с контекстом их использования (научный, политический, практический) и акцентом на разные аспекты. Однако все определения объединяет идея перехода к более устойчивой модели развития, которая учитывает интересы будущих поколений.

В контексте «зеленой» экономики понятие «зеленые рабочие места» играет ключевую роль, так как оно связывает экологическую устойчивость с социально-экономическим развитием. «Зеленые» рабочие места способствуют созданию новых возможностей для занятости, одновременно снижая негативное воздействие на окружающую среду. Понятие «зеленые» рабочие места (green jobs) впервые было предложено Международной организацией труда (МОТ) и UNEP в контексте перехода к устойчивому развитию.

Концепция «зелёных» рабочих мест не имеет единого общепринятого определения, что затрудняет сбор и сравнение данных о количестве и тенденциях в данной сфере. Различные международные организации, государственные учреждения, предприятия и исследователи предлагают свои трактовки, основываясь на разных подходах.

На основе анализа литературы можно выделить несколько аспектов, определяющих понятие «зелёных» рабочих мест в различных классификациях. Некоторые определения являются узкими, охватывая только определённые виды деятельности, в то время как другие включают более широкий спектр профессий. Также существует различие в уровнях анализа: одни подходы рассматривают сектор или подсектор, другие фокусируются на более детальном уровне, например, на конкретных профессиях или навыках.

Можно выделить два основных подхода к определению «зелёных» рабочих мест:

1. Подход, ориентированный на выпуск продукции. «Зеленые» рабочие места определяются как те, которые связаны с производством товаров и услуг, полезных для окружающей среды или способствующих сохранению природных ресурсов. Например, профессии, связанные с повышением энергоэффективности, сокращением выбросов парниковых газов, минимизацией отходов и загрязнений, восстановлением экосистем и адаптацией к изменению климата.

2.Процессный подход. «Зеленые» рабочие места определяются не только на основе конечного продукта, но и по процессам, используемым в производстве. Таким образом, рабочие места в традиционно «неэкологических» секторах также могут считаться зелёными, если в них применяются экологически чистые технологии и процессы, снижающие воздействие на окружающую среду.

Многие исследователи предлагают комбинированный подход, объединяющий оба метода, подчёркивая важность как экологически безопасного продукта, так и процессов его производства. Например, МОТ и ЮНЕП дополняют своё определение критерием достойных условий труда.

Исследования в данной области показывают, что рост числа зелёных рабочих мест напрямую связан с развитием экологически чистых технологий и государственными инвестициями в устойчивую инфраструктуру [22].

В статье Семеко Г.В. подчёркивается необходимость адаптации национального рынка труда к международным экологическим стандартам, а также важность подготовки кадров для новых экологически ориентированных отраслей [8].

Понятие «зеленая» занятость (green employment) является более широким и включает как непосредственно «зеленые» рабочие места, так и традиционные профессии, адаптированные под новые экологические требования. Согласно отчету Всемирного банка-2019 [2], «зеленая» занятость охватывает не только высокотехнологичные отрасли, но и такие сферы, как экотуризм, управление отходами и экологическое сельское хозяйство.

Исследования в данной области [13] показывают, что ключевыми факторами роста «зеленой» занятости являются цифровизация, развитие экологических стандартов и модернизация промышленного производства. В России развитие «зеленой» занятости сталкивается с рядом вызовов, включая нехватку квалифицированных специалистов и недостаточную институциональную поддержку [1].

В связи с этим появилось понятие «зеленые воротнички» - работники, которые заняты в секторах, связанных с экологической устойчивостью, или выполняют задачи, направленные на снижение воздействия на окружающую среду. Они могут работать как в «зеленых» организациях, так и в традиционных компаниях, где внедряются экологические практики.

Одной из ключевых проблем является учет «зеленых» рабочих мест на национальном и отраслевом уровнях. Различные методологии оценки создают сложности в анализе данных о занятости в устойчивых секторах экономики. Оценка влияния «зеленых» инвестиций на занятость должна учитывать прямые и косвенные эффекты, в том числе рабочие места в цепочках поставок и в смежных секторах.

МОТ подчеркивает, что «зеленые» рабочие места должны соответствовать высоким стандартам качества труда, обеспечивая достойные условия занятости. Однако отсутствие детализированной информации о рынке труда, а также сложности классификации новых и переходных отраслей затрудняют анализ и прогнозирование развития рынка «зеленых» рабочих мест.

Тем не менее, учет занятости в «зеленых» секторах ведется. Так, данные о занятости в сфере возобновляемой энергетики с 2012 по 2023 год показывают, что солнечная фотоэлектрическая энергия (солнечные панели) является самым быстрорастущим сектором (рис.1). Занятость в этом секторе увеличилась с 1,36 млн в 2012 году до 7,11 млн в 2023 году, что свидетельствует о пятикратном росте за 11 лет. Можно предположить, что этот рост обусловлен массовым внедрением солнечных панелей по всему миру, снижением их стоимости и поддержкой со стороны государственных программ.

Биоэнергия демонстрирует относительно стабильную динамику: с 2,4 млн рабочих мест в 2012 году до 3,88 млн в 2023 году. Гидроэнергетика также показывает умеренный рост: с 1,66 млн в 2012 году до 2,32 млн в 2023 году. Однако в 2022–2023 годах наблюдается небольшое снижение занятости, что может быть связано с ограниченностью новых проектов и высокой капиталоемкостью строительства ГЭС.

Несколько снизилась только занятость в сфере солнечного отопления/охлаждения: с 0,89 млн в 2012 году до 0,68 млн в 2023 году, что, скорее всего, связано с конкуренцией со стороны других технологий, таких как тепловые насосы, и насыщением рынка.

Рис. 1 Динамика общемировой занятости в сфере возобновляемой энергетики по технологиям, млн. чел.

Источник: [17]

В целом, данные показывают, что солнечная энергетика является главным драйвером роста занятости, тогда как биоэнергия и гидроэнергетика остаются стабильными, но менее динамичными секторами. Ветровая энергия продолжает расти, хотя и медленнее, а солнечное отопление/охлаждение теряет свои позиции. При этом развитие новых технологий, таких как геотермальная энергия и энергия океана, открывает перспективы для дальнейшего роста занятости в будущем.

В России «зеленая» экономика находится на начальном этапе развития, и систематической статистики по занятости в этой сфере пока нет. Однако отдельные оценки и данные позволяют выделить ключевые направления, где уже создаются рабочие места, а также обозначить перспективы роста.

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов является возобновляемая энергетика. Важным направлением остается переработка отходов. В сфере водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений было занято около 550 тыс. чел. в 2023 г. [3] Уже сейчас в Московской области и других регионах строятся современные мусороперерабатывающие комплексы, где требуются операторы, инженеры и логисты.

Органическое сельское хозяйство также постепенно набирает обороты. Численность занятых в отрасли органического сельского хозяйства исходя из отчетности сертифицированных организаций по состоянию на конец 2021 года оценивается не менее чем в 2,5 - 3 тыс. человек [6]. Основные регионы развития — Краснодарский край, Алтайский край и Белгородская область, где фермеры активно переходят на экологичные методы производства.

Несмотря на позитивные тенденции, в России остается ряд проблем, связанных с развитием зеленой экономики. Отсутствие системного учета «зеленых» рабочих мест, недостаток квалифицированных кадров и региональная неравномерность развития сдерживают рост. Тем не менее, в рамках национальных проектов, таких как «Экология» и программы развития возобновляемой энергетики, создаются условия для увеличения занятости в «зеленых» секторах.

Понятие «зеленых» профессий до сих пор не имеет единого определения, что создает определенные сложности для их классификации и анализа. Однако можно выделить несколько подходов к их идентификации. Первый подход связан с отраслями, которые напрямую способствуют экологической устойчивости, такими как переработка отходов, возобновляемая энергетика и энергоэффективность. Второй подход фокусируется на продуктах и услугах, которые способствуют достижению экологических целей, например, производство электромобилей или систем мониторинга энергопотребления. Третий подход рассматривает отрасли, где значительная доля компаний активно внедряет экологические практики, такие как производство энергоэффективных приборов или ветровых турбин.

Одним из наиболее перспективных методов классификации «зеленых» профессий является подход, предложенный Occupational Information Network (O*NET) [16]:

1. Существующие профессии, которые будут расти благодаря экологизации экономики (например, специалисты по энергоэффективности).

2. Существующие профессии, которые претерпят значительные изменения в содержании (например, инженеры, разрабатывающие технологии для снижения выбросов).

3. Новые профессии, возникающие в ответ на экологические вызовы (например, специалисты по управлению углеродным следом).

Анализ списка «зеленых» профессий показывает, что часть из них являются новыми (Green New & Emerging), а часть требуют обновления навыков или дополнительного обучения (Green Enhanced Skills) [16].

Экономические преобразования (в частности, энергетические) всегда создают новые экосистемы. Энергетический переход ведет к созданию менее трудоемкой операционной индустрии, и это важная и позитивная эволюция, поскольку рабочие места также приводят к росту затрат. Таким образом, снижение затрат на возобновляемые источники энергии также объясняется сокращением числа рабочих мест, связанных с эксплуатацией. Другими словами, как это происходило на протяжении веков, эффективность, с одной стороны, инновации и технологический прогресс - с другой, привели к снижению трудоемкости в существующих секторах экономики (энергетический сектор) и к увеличению количества новых рабочих мест в новых секторах экономики (технологический сектор).

Переход к «зеленой» экономике приводит к появлению новых профессий и трансформации существующих. В таблице 2 представлены ключевые профессии, которые требуют новых навыков и компетенций в связи с экологизацией производства и внедрением устойчивых практик.

Таблица 2 - Предполагаемые новые профессии и навыки в сфере «зеленой» экономики

Код профессии (NET-SOC)
Название профессии
Описание новых навыков или изменений в требованиях
11-1011.03
Директор по устойчивому развитию
Разработка ESG-стратегий [1], анализ климатических рисков, управление устойчивыми проектами.
11-2011.01
Экологический маркетолог
Экологический маркетинг, анализ жизненного цикла продукции, управление репутацией бренда.
11-3051.02
Менеджер по геотермальному производству
Управление геотермальными проектами, знание технологий геотермальной энергии.
11-3051.06
Менеджер по гидроэнергетическому производству
Управление гидроэлектростанциями, моделирование потоков воды, экологическая безопасность.
11-9199.09
Менеджер по эксплуатации ветроэнергетики
Управление ветряными электростанциями, диагностика и техническое обслуживание ветрогенераторов.
13-1199.01
Энергоаудитор
Проведение энергетического аудита, выявление потерь энергии, сертификация LEED [2].
17-2141.01
Инженер по топливным элементам
Разработка водородных топливных элементов, работа с химией электролита.
17-2199.07
Инженер-фотоник
Оптические технологии, разработка систем передачи данных на основе фотоники.
19-2041.01
Аналитик климатических изменений
Моделирование климатических изменений, анализ углеродного следа.
19-4099.03
Специалист по дистанционному зондированию
Анализ спутниковых данных, работа с ГИС, прогнозирование природных процессов.
47-4099.02
Техник по солнечным тепловым системам
Монтаж и обслуживание гелиоколлекторов, диагностика солнечных систем.
49-9081.00
Техник по обслуживанию ветряных турбин
Обслуживание и ремонт ветряных турбин, диагностика систем управления.
51-8099.01
Техник по переработке биотоплива
Производство биотоплива, контроль качества сырья, работа с биореакторами.
Источник: составлено авторами

Переход к «зеленой» экономике требует не только создания новых рабочих мест, но и развития специфических навыков. Так Европейская комиссия определяет «зеленые» рабочие места как «те, которые непосредственно связаны с информацией, технологиями или материалами, сохраняющими или восстанавливающими качество окружающей среды» [14]. Из этого определения следует, что будут востребованы специальные навыки, знания, подготовка или опыт (например, проверка соблюдения экологического законодательства, мониторинг эффективности использования ресурсов в компании, продвижение и продажа «зеленых» продуктов и услуг)».

Согласно исследованию , подготовка специалистов для «зеленой» экономики должна основываться на трех ключевых аспектах: специальных знаниях в данной области, формировании нацеленности на экологичное поведение и развитии навыков самообучения [4]. Для эффективного освоения профессий в «зеленых» секторах специалист должен не только владеть базовыми теоретическими знаниями, но и понимать долгосрочные экологические и экономические последствия своих решений

Кроме того, «зеленые» профессии требуют более высокого уровня формального образования, опыта работы и обучения на рабочем месте. Это связано с тем, что многие экологические технологии находятся в стадии разработки, и их внедрение требует глубоких знаний и практических навыков. Например, специалисты по возобновляемой энергетике должны не только понимать принципы работы солнечных панелей или ветровых турбин, но и уметь адаптировать их к конкретным условиям.

Интересно, что «зеленые» новые профессии демонстрируют более высокую подверженность инвестициям в основные средства и НИОКР, чем их «незеленые» аналоги. Однако они не всегда связаны с использованием специфических технологий, а скорее предполагают адаптацию общих знаний к экологическим потребностям, что обуславливает важность междисциплинарного подхода и способности работников интегрировать различные области знаний.

Формирование «зеленого» человеческого капитала требует пересмотра традиционных подходов к образованию и обучению. Формальное образование, безусловно, играет важную роль, но его недостаточно для подготовки специалистов, способных решать сложные экологические задачи. Обучение на рабочем месте и практический опыт становятся ключевыми элементами профессионального развития в условиях «зеленой» экономики.

Особое внимание следует уделить передаваемости навыков. Поскольку многие зеленые профессии требуют новых комбинаций знаний и умений, важно обеспечить возможность переквалификации и адаптации работников.

В России активно развивается система профессиональных стандартов, которые определяют требования к квалификации работников в различных отраслях. Одним из ключевых направлений является подготовка проекта приказа о профессиональном стандарте «Специалист в сфере устойчивого развития» [5].

Предлагаемый профессиональный стандарт охватывает широкий спектр трудовых функций, связанных с устойчивым развитием:

Оценка текущего состояния устойчивого развития (мониторинг, анализ данных, подготовка отчетов).

Системное управление устойчивым развитием (разработка мер, управление процессами, контроль за исполнением).

Экспертиза и аудит устойчивого развития (оценка проектов, аудит отчетов, разработка рекомендаций).

Стратегическое управление устойчивым развитием (разработка стратегий, управление проектами, координация межведомственного взаимодействия).

Стандарт предусматривает различные уровни квалификации (от 5 до 7 уровня) и охватывает такие должности, как Специалист по устойчивому развитию, Менеджер по устойчивому развитию, Эксперт по устойчивому развитию и Директор по стратегии устойчивого развития.

Для эффективного развития новых профессий, связанных с «зеленой» экономикой, необходимо интегрировать модули по устойчивому развитию и экологическим технологиям в учебные планы высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, будущие специалисты получат комплексные знания о принципах «зеленой» экономики и смогут применять их на практике. Необходимо также разработать специализированные курсы повышения квалификации для тех, кто уже работает в смежных областях, но нуждается в актуализации знаний и освоении новых навыков, востребованных в условиях экологической трансформации рынка труда.

Создание специализированных центров компетенций позволит системно готовить кадры для «зеленой» экономики. Такие центры должны заниматься не только обучением, но и разработкой программ переподготовки для работников, чьи профессии постепенно устаревают в связи с переходом предприятий к устойчивым практикам. В условиях меняющегося рынка труда особенно важно обеспечить доступность таких программ для широкого круга специалистов, включая представителей традиционных отраслей, которым необходимо адаптироваться к новым требованиям.

Неотъемлемым элементом развития «зеленых» профессий является поддержка научных исследований и внедрение инноваций в области экологически чистых технологий. Государственное и частное финансирование научных разработок позволит ускорить появление новых решений в таких сферах, как возобновляемая энергетика, переработка отходов, энергоэффективное строительство и экологически безопасное производство. Целесообразно также создать платформы для обмена опытом между бизнесом, научным сообществом и государственными структурами, что будет способствовать выработке единых подходов к внедрению инноваций и их адаптации к реальным условиям экономики.

Для успешного развития «зеленых» профессий необходимо стимулировать спрос на них со стороны бизнеса и общества. Государственная поддержка компаний, внедряющих экологически чистые технологии, может выражаться в виде налоговых льгот, субсидий или иных механизмов, направленных на повышение привлекательности «зеленых» рабочих мест. Также необходимо активно продвигать экологическую ответственность через образовательные и информационные кампании, формируя у граждан понимание важности устойчивого развития и мотивируя их к выбору профессий, связанных с охраной окружающей среды и ресурсосбережением.

Заключение

«Зеленая» экономика все больше влияет на появление новых профессий и изменения требования к существующим. По мере того, как мир переходит к устойчивому развитию, растет потребность в специалистах, обладающих специальными знаниями, экологической грамотностью и приверженностью к обучению на протяжении всей жизни.

Несмотря на растущий интерес к «зеленой» экономике, необходимо решить несколько проблем. Во-первых, отсутствие систематизированных данных о «зеленых» профессиях затрудняет анализ и прогнозирование. Во-вторых, многие экологические технологии все еще находятся на ранних стадиях развития, что создает неопределенность в отношении будущих потребностей в специалистах. В-третьих, для успешного перехода к «зеленой» экономике необходимо тесное сотрудничество между государством, представителями бизнеса и образовательными учреждениями.

Анализ тенденций показывает, что «зеленые» профессии требуют передовых технических знаний, междисциплинарного сотрудничества и навыков цифровой трансформации. В России уже заметны положительные сдвиги в области возобновляемой энергетики, утилизации отходов и экотуризма. Однако проблемы сохраняются, включая нехватку квалифицированных специалистов и отсутствие единой системы учета «зеленых» рабочих мест.

Необходимо расширять государственную поддержку, поощрять инновации и создавать благоприятные условия для подготовки и переподготовки специалистов. Только комплексный подход может обеспечить устойчивый рост экологически устойчивых отраслей и подготовку нового поколения профессионалов, способных работать в условиях низкоуглеродной экономики.

[1] ESG-стратегия – принцип управления и развития компании, основанный на трех базовых факторах. Эти факторы и образуют аббревиатуру ESG: Environment (экология и окружающая среда), Social (социальное развитие), Governance (корпоративное управление).

[2] LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании


References:

Godovoy otchet 2019 [Annual Report 2019] (2019). Kolumbiya: Vsemirnyy bank. (in Russian).

Antropov V.A., Maruschak T.B. (2020). Kadrovoe obespechenie «zelenoy» ekonomiki [Staffing the green economy]. ASR: Economics and Management. 9 (1(30)). 41-44. (in Russian). doi: 10.26140/anie-2020-0901-0009.

Bowen A., Fankhauser S., Stern N., Zenghelis D. An outline of the case for a «green» stimulus Grantham Research Institute on Climate Change and the EnvironmentEprints.lse.ac.uk. Retrieved February 23, 2025, from http://eprints.lse.ac.uk/24345/1/An_outline_of_the_case_for_a_green_stimulus.pdf

Consoli Davide, Marin Giovanni, Marzucchi Alberto, Vona Francesco (2015). Do Green Jobs Differ from Non-Green Jobs in Terms of Skills and Human Capital? SSRN Electronic Journal. doi: 10.2139/ssrn.2744521.

Green Economy Coalition. Retrieved February 15, 2025, from http://www.greeneconomycoalition.org/

Green New and Emerging OccupationsOnetcenter.org. Retrieved February 21, 2025, from https://www.onetcenter.org/green/emerging

Jänicke M. (2012). ‘Green growth’: from a growing ecoindustry to economic sustainability Energy Policy. 48 13-21. doi: 10.1016/j.enpol.2012.04.045.

Lyasnikov N.V., Shirokovskikh S.A. (2020). Tsifrovye kadry dlya «umnyh» predpriyatiy «zelenoy ekonomiki»: osobennosti podgotovki i upravleniya [Digital personnel for «smart» green economy enterprises: training and management features]. Economics and society: contemporary models of development. 10 (1(27)). 9-20. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.10.1.100610.

Meadowcroft J. (2012). Greening the state Cambridge: MIT Press.

Renewable energy and jobs: Annual reviewIRENA and ILO. Retrieved February 20, 2025, from https://www.irena.org/Publications/2024/Oct/Renewable-energy-and-jobs-Annual-review-2024

Semeko G.V. (2022). Ekologizatsiya rynka truda v usloviyakh perekhoda k «zelenoy» ekonomike [Ecologization of the labor market in the transition to a green economy]. Ekonomicheskie i sotsialnye problemy Rossii. (1(49)). 148-170. (in Russian). doi: 10.31249/espr/2022.01.09.

Unstats.un.org. Retrieved February 23, 2025, from https://unstats.un.org/unsd/envaccounting/White_cover.pdf

Winter Jennifer, Moore Michal (2013). The «Green Jobs» Fantasy: Why the Economic and Environmental Reality Can Never Live Up to the Political Promise SSRN Electronic Journal. 6 doi: 10.2139/ssrn.2338234.

Zsyman J., Huberty M., Behrens A., Colijn B., Tol R.S.J., Núñez ferrer J., Aglietta M., Hourcade J.CH. (2012). Green growth Intereconomics. 47 (3). 140-164. doi: 10.1007/s10272-012-0415-x.

Страница обновлена: 16.03.2025 в 12:19:57